Чурленис
Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль. Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Слушая музыку Чюрлёниса —его замечательные Поэмы В лесу и Море— чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса. Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры». Это – новый духовный континент.
Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Картина обладает очень большой декоративной силой.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
- Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
- Самые известные картины Чюрлениса
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- РССР»СРРёС, РРёРРР»РСС РРРССРРСРёРРС
На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Не меньшее впечатление, чем природа Литвы, на Чюрлёниса произвёл Кавказ, который во всей своей красе и величии раскрылся перед ним позднее: «Я видел горы и тучи ласкали их, я видел гордые снежные вершины, которые высоко, выше всех облаков, возносили свои сверкающие короны, я слышал грохот ревущего Терека, в русле которого уже не вода, а ревут и грохочут, перекатываясь в пене, камни. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
Он её внутри слышал. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться.
Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. – Ну, с меня хватит. Фуга», 1908 все– темпера) в поздних работах Ч. стремился к синтезу музыки и живописи. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
Все новое к нам приходит через Вестников. Муза моя затихла, мы посмотрели всё. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Лес такой, что на ветвях деревьев умещаются огромные города с дворцами, пагодами, башнями. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.
Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел. Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. объединения «Мир искусства» (с 1910).
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Напишите отзыв о статье Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Отрывок, характеризующий Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- О знаменитости:литовский художник и композитор
Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо.
А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод. Сначала помог случай. композитор и художник. Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным.
Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. И вернулся в больницу. До него никто так не мог работать. Но нет. Все это сказочно, величественно. Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений. Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная.
Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. «. Лес мрачен и темен. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Это – изобразители. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Уже в первых картинах – «Заколдованный город», «Утро», цикле «Похороны» («Похоронная симфония») возникли образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного».
Но со мной происходило что-то непонятное. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Сразу и в завершённом виде. музыки с исполнением своих сочинений (в т. ч. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот.
Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений. На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. ЧЮРЛНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас, литов.
Комитет «Мира искусства» в составе Добужинского, Бенуа, Браза и Рериха направил в Вильнюс телеграмму с соболезнованием, где Чюрленис был назван гениальным художником. В полном соответствии с известным афоризмом Шопенгауэра о том, что «существует столько различных миров, сколько есть мыслителей», он создал свой собственный мир видений, грез, предчувствий, предостережений, звучащих линий и красок. В то же время ряд полотен Чюрлениса можно считать вполне реалистическими. Звуками.
Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Как писал Чюрлёнис.
Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Они ходят и ищут. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским.
И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование.
Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется. Об-ва взаимопомощи в Варшаве. Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов. Порожденный близким ощущением конца старого общества, символизм видел причину этого в рационалистичности и материализме XIX века. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. композиторской музыки, сочинял в русле неоромантизма.
Вот одно из любопытных прочтений «Сказки», сделанное простым крестьянином: «Видишь, люди взбираются на гору искать чудо, думают, что там стоит прекрасная королевна и кто окажется самым сильным, красивым, умным, того она и выберет. Многие из них насквозь пронизаны мотивами литовского народного искусства. произведений: симфонические поэмы «В лесу» (1900), «Море» (1907), увертюра «Кястутис» (1902), струнный квартет (1902), сочинения для фп. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису).
К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу».
Было написано множество статей с хвалебными отзывами о творчестве Чюрлениса. Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. Но те, кто с ним дружил и знал его отзывчивую, нежную душу, готовы были ему помогать и содействовать во всем. В 1901-1902 гг. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. Картины, выставленные им, не привлекли внимания ни художников, ни критиков, ни обычных зрителей.
А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо. Что бы это такое могло быть. Чюрленис был не только Вестником, но и творцом. Это красиво.
Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние.
И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Именно такими симфониями стали его картины «Фуга», циклы «Солнечная», «Весенняя», «Летняя» «Морская» и «Звездная» сонаты, в которых основным средством воплощения творческого замысла служит компоновка пластических элементов в целостную живописно-музыкальную систему. До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый».
В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира.
Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю. Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. работы близки абстракционизму (триптих «Гнев», 1904, диптих «Тоска», 1906–07 оба– пастель и др. ). Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса.
Он увлекался астрономией, гипнозом. Одно противоречило другому. ин-те в Варшаве, в т. ч. Она почти ничего и не разъясняла.
Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она. психологией историософией, что выразилось в выборе сюжетов и глубокой символичности его живописных работ (циклы «Сотворение мира», 1905–06, «Знаки Зодиака», 1906–1907 оба– темпера), нередко объединённых в серии наподобие муз. Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский.
Они сделаны по рисункам с натуры. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. А ребенок все играет.
В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Он был не новатор, но новый». «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая.
И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. И уходил от вопрошающих. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. И все эти впечатления концентрировались в ярких эмоциональных образах, запечатленных на полотнах: тревожный загадочный «Покой», грозный «День», щемящая «Печаль» и др. И всегда на ней молодые люди. В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян.
Была его сфера. С 1908 в С. -Петербурге, участвовал как пианист в Вечерах совр. Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве. Он отказывается – потому, что не может быть музыкальным руководителем и потому, что устроенность и внутренний душевный покой не свойственны ему. Глубоким сном заснули волны. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Это случилось в декабре 1909 года.
В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях. Ливень усиливался, а с ним и мой страх. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений.
Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. Он был из тех, кто пытался такой язык создать. Чюрленис почувствовал приближение сумасшествия. Только в редких случаях известно, что же думал о смысле своего произведения сам художник. худож.
Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. Надо браться за краски, браться за живопись». – знакомится и с первыми картинами М. К. Чюрлениса, в сильной мере отмеченными печатью эпохи и одновременно индивидуальности художника. Но уже в триптихе «Лето» реальные деревья являются материалом для создания обобщенной образной конструкции, создающей неповторимый эффект за счет ритмических повторов и чередования пластических элементов. Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности.
у К. Рейнеке (композиция) иС. Ядассона (контрапункт). В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена. (св. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью. Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках. Этими тропами ещё никто не ходил.
Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча. «Я здесь один, мне очень тоскливо», – писал он жене. В эти годы в европейской, а особенно польской живописи, царил символизм. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств.
Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Иду иду». Взглянув на произведения Чюрлениса, можно заметить, что в его живописи чувствуется влияние символистов и art noveau, музыкальный язык стремится расширить возможности хроматической и гармонической систем мажора-минора, а творчество вцелом объединено четкой синестетической тенденцией. Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно.
И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого. Однако утверждать, что в художественных работах Чюрлёниса сплошь преобладают элементы национальной формы было бы не совсем правильно. цикла «Море»). В семье было пять сыновей и четыре дочери. С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге.
Позже появляются знаменитые «Дружба» – лучезарная и всепобеждающая, «Истина», потрясающая хрупкостью трепетного стремления к непознанному и безнадежностью познания. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Помимо живописи его внимание было занято изучением философии, особенно индийской.
Честь, правда, справедливость были на первом месте. нар. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. Костек –старший. Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство.
В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году. Он руководил хором общества «Вильняус канклес», собирал народные песни и музыкальные инструменты, выпустил сборник песен для детского хора.
Существуют сообщества, музыкальные ассоциации, проводятся концерты с участием потомков этого замечательного художника и композитора. С 1905 руководил хором литов. Стихия разыгралась вовсю. Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса».
И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. Но Чюрленис упорно продолжал осваивать азы живописной грамоты, рисуя гипсы, обнаженную натуру, потом перешел к любимым пейзажам и написал свою первую картину с символическим названием «Музыка леса», где стволы вековых сосен, подобно трубам органа или струнам гигантской арфы, словно звучат под напором ветра. А ты иди иди без устали. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек.
ты, музыка, тысяча солнц, твои ласки, море, хоры – все сплетено в одну симфонию. Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале. Литовские окончания появились позже. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами. Звуками.
Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Путешествовал по Кавказу (1905), Центр. Она воспринимала и жила этим.
Мир начинает жить, сверкать, цвести. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим».
Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира. Европе (1906). Постепенно резервы организма исчерпывались.
И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». музее М. К. Чюрлёниса в Каунасе. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки».
Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. За два дня сделал набросок углём. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Внешнее и внутреннее было в ней едино. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного". Во время обучения в Варшавском музыкальном университете Чюрлёнис вращался в польских богемных артистических кругах.
Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. Этому есть вещественные доказательства. Белая тень чайки ложится на воду.
В период проживания в Вильнюсе, длившийся лишь два года, Чюрленис руководил созданием общества творцов искусства Литвы, активно участвовал в организации трех первых выставок литовских художников, на которых экспонировал многие свои картины. Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Как и все остальные картины художника их можно толковать по-разному.
Эти течения уводили от действительности в мир фантазии, не признавали за литературой и искусством какой бы то ни было общественной роли и подменяли реалистическое изображение действительности глубоко субъективными символами и аллегориями. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей.
Мировоззрение Чюрлёниса формировалось в то время, когда молодёжь Варшавы и Лейпцига увлекалась идеалистической философией Канта, Вундта и Ницше. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Вот он, ответили мне. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Она добилась приема у В. И.
Островок этот носит романтическое название – «остров любви». В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. Это есть постижение Мастера. Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь.
Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом». Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах.
Друскининкай) и Плунгянах (совр. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он.
Мн. Он горит жаждой творчества. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Это есть понимание Мастера. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.
Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. Все будто предстояли перед ликом Истины.
Иначе оно не искусство. После учреждения Литовского художественного общества, Чюрлениса приглашают к участию в нем. На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. Летит черный ужас». Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться.
Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера.
И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его». И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. – Варшавскую художественную школу. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.
Но надежд на серьёзную школу нет. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». «.
Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. «Из научных дисциплин М. К. «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ». Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Нац.
Эти слова наиболее точно характеризуют суть творчества великого литовского художника. Лето этого года они провели в Плунге. Но главное в нем – мысль. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно. Все упомянутые произведения Ч. – в Нац. В таком-то лесу и гуляют себе эти два короля.
Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Часовенки, деревья. Триптих «Райгардас» – это конкретный пейзаж окрестностей Друскининкая, полный мечтательной меланхолии, мягкий и декоративный. Он совершил подлинную революцию в процессе созидания Красоты, увеличив в нем в значительной степени энергетику Инобытия. Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах. Было ясно, ясно без всяких подчёркиваний, что наряду с чуткостью и неторопливой вдумчивостью в качестве ключа к творчеству её брата надо взять и понятие космичности. Здесь он опять недоедал, по собственному признанию работал «24-25 часов в сутки», не высыпался.
Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. песен.
Это мастера-изобретатели. Конечно, это великаны. Его фантазия, – писал М. В. В это время его приняли в общество «Мир искусства».
Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе. Его творческий путь начинался именно с музыки. Дальше пойти я уже не смогу.
композиции– уЗ. Носковского (к окончанию написал кантату «De profundis»), в 1901–1902– вЛейпцигской конс. Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. А вильнюсская газета «Людас Гира» писала: «. он не имел себе равных в оригинальности и необыкновенности таланта». Именно она научила Константинаса литовскому языку (семья Чюрленисов была польскоязычной).
Путешествие королевны», 1907 циклы «Весна», «Зима», оба 1907 «Жемайские кресты», «Сказка королей», оба 1909 все– темпера). В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага.
Чл. Мечта где. Все это крайности.
Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями.
Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Опера «Юрате» (на либр. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. Ещё одна серия музыкальных картин Чюрлёниса —СОНАТА ЛЕТА, где наиболее популярной считается третья —Скерцо. Scherzo переводится как шутка. Автор высказывания, правда, не обратил внимания на «птицу-ужас» из центральной части триптиха, нависшую над ребенком, о которой Саломея Нерис писала: «Страшный вихрь крыльев одуванчик белый сдует. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова.
Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым.
С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Конечно, подойти к нему я не решился. ».
Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Эти первые пьесы относятся к 1896 году.
Это было его искусство. Сидоров, меня поразили. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ.
Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. Ранее ведь такого искусства никогда не было. Иначе он не мог и мыслить и творить.
Так работают Мастера. До них ничего такого не было. Его привлекали таинственные глубины человеческой души и загадочные явления, связанные с ней. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Музыка и живопись, слившись в искусстве Чюрлениса, дали неожиданные и звучащие нездешние краски и формы, которые мы видим на полотнах художника.
Картина оказалась во многом пророческой. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». "Известно ли тебе литовское движение. Ему не было тогда и 36 лет.
произведений («Симфония похорон», пастель, 1903 «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907 «Соната моря», «Соната звёзд», оба 1908 диптих «Прелюд. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица. Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов. Allegro— переводится как бурно, радостно, весело. Чюрленису запретили рисовать и заниматься музыкой. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»).
Другие считали предтечей абстрактного искусства или русского авангардизма. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. В творчестве Константинаса все чаще начали звучать мрачные, тревожные ноты («Демон», «Прелюд», «Баллада о черном солнце»). Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Это недопустимо. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.
Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Играл он посредственно, но вот педагогом, видимо, был неплохим. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер.
Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису.
Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. Вместе со своими коллегами по искусству он разрабатывает устав, в котором, кроме благородных задач объединения, материальной и моральной поддержки людей искусства, декларируются и просветительские цели, такие, например, как "развитие художественной культуры населения, поощрение народного творчества". Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича.
У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. В 1907-1909 гг. И тот и другой были слиты воедино. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Еще мгновение и все исчезнет.
Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Родился Миколас Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства.
Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Был в моей лекторской практике один предосадный случай. Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы.
Интересовался астрономией, древними вост. Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. Это – бесконечно красиво. Вдохновленное известным афоризмом Шопенгауэра – "существует столько различных миров, сколько есть мыслителей", это субъективистское течение искало высшую реальность в жизни идей.
Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. Так работал Моцарт, когда писал музыку. Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки.
Первоначально в музыке —это небольшая инструментальная пьеса, входящая в состав симфонии или сонаты, позже скерцо стало развиваться и как самостоятельный жанр, демонстрируя всевозможные оттенки музыкального юмора. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. В 1904 году, когда ему было уже 28 лет, Чюрлёнис, композитор, автор нескольких крупных произведений, обещавших ему большоебудущее, становится студентом школы изящных искусств в Варшаве. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой.
Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. В этом же направлении действовало и польское духовенство1. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». уч-ще (1904–06) у К. Стабровского. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли.
Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. Учащиеся слушали с интересом. Творческий путь Чюрлениса-композитора, продолжавшийся всего десять лет, принес бесценные плоды: автор создал около четырех сот музыкальных произведений, среди которых две крупные симфонические поэмы, увертюра, кантата для хора и оркестра, две сонаты и несколько циклов вариаций для фортепиано, струнного квартета, произведения для хора.
Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь.
Она стала и вдохновительницей лучших его произведений. Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе». Не знал, что он может выдать. В его искусстве усиливаются ноты тревоги. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой.
Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Я помню его до сих пор.
Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Чюрлёнис. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Гармонично, сильно и образно. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией.
Плунге). Море кипит, беснуется. «Сказка», «Сказка о крепости», «Сказка о замке», «Путешествие королевича», «Путешествие королевны» – циклы, повествующие о стремлении к добру, красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному. Один из основоположников литов. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.
Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»). Начался быстрый путь к признанию. Несмышленыши.
Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу – надпись по-польски: Да будет. Примером своей подвижнической жизни она доказала, что только от самих людей, от каждого человека зависит сохранение ценностей духовной культуры.
Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. Есть дальнейшая ступень. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. Он действительно Мастер. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Одни называли его литературно-психологическим символистом.
Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Читал Ветхий Завет, Ницше, Рабиндраната Тагора. В 1909 году Чюрлёнис, не сумевший материально обосноваться в Вильнюсе, не понятый здесь и как художник, переезжает в Петербург. То же лето 1905 года граничит с путешествием художника на Кавказ и в Крым, благодаря Брониславе Вольман, с семьей которой Чюрленис был знаком уже больше года. Очень спокойная, внутренне и внешне гармоничная, говорила тихим голосом, ненавязчивым, но убеждённым в своей глубинной сути.
–. Брат Я. Чюрлёните В 1894–99 обучался в Муз. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Учился живописи в Варшаве: в рисовальной школе Я. Каузика (1902–04) ихудож. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего.
Между тем картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. И не только художники. Они первые и первопроходцы. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве". Вокруг пустота, темно-серая земля.
Фламмарион говорит, что впечатление от этих великолепных зрелищ можно сравнить лишь с настроением, навеянным музыкой». Слушали молча. Представитель символизма испытал влияние стиля модерн. Он должен разгрузиться.
Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. Есть такие творцы, хотя их не много.
Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Чюрленис органично примкнул к этому течению. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Архитектурные чертежи и воздвигнутые по ним ансамбли мысли». В его творчестве стало отчетливо проступать увлечение Востоком.
Стремясь воплотить тревожащие его образы на бумаге, будущий художник понял, что этому необходимо серьезно учиться. И наконец, Финал. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке). Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Невозможно причислить художника к какому-либо течению в живописи. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки.
В 1907–08 жил в Вильне, руководил хором об-ва «Vilniaus kankls», выступал как пианист и хоровой дирижёр (в т. ч. А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете.
фольклора (триптих «Сказка. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Но не знаю дороги и боязно мне. В этом стремлении он был первым.
Великим королям никогда не понять этого. Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент.
Всё верно и безошибочно. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства.
В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. С. Кимантайте– жены Ч. с 1909) осталась незавершённой.
В Анданте морская стихия утихомирилась. Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». «Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности.
Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». романтизм отразился в использовании Ч. мотивов литов. И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Она жила в нём. Не существовало такого метода и такой школы.
Ведь так ясно выражено. Под его руководством мальчик быстро овладел нотной грамотой и уже в семь лет мог свободно читать с листа. В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце».
Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае.
Их нельзя трактовать однозначно. Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. Но это будет уже другая история. Это сказка. религиями, эксперим.
«Лето» и другие циклы изображающие времена года, создают не столько реально увиденные художником моменты жизни природы, сколько обобщенные образы лета, зимы, весны, пропущенные через призму его восприятия. Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. 200), для органа, обработки литов.
По-польски он писал письма друзьям и любимым. Чюрленис мучился от безденежья и скитания по убогим комнатам и сомнительным домам, отсутствия работы и возможности заниматься музыкой, ему не доставало поддержки друзей.
Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские. Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский. Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. впервые исполнил кантату «De profundis»).
«Плач Витоля» Ю. Крашевского. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. Клиника отрезала его от мира, от людей. Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце.
Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. Среди муз. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место.
Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». – пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Они не просто последователи какой-то школы изобразительного искусства, они не кульминируют высшие достижения какого-то художественного стиля, они – новые.
10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Фантазия где – я спрашиваю. В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Чюрленис писал: «Имя ей Зося, а похожа она на весну, на море, на солнце.
И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника.
Они сделаны по рисункам с натуры. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище". Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками.
Мастер. Должен освободиться. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить.
Аллегро. Был вице-председателем «Литовского художественного общества». Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Некоторые видели в его произведениях отражение эзотерических мотивов.
Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Древние и вековые устои нравственности народа. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников.
Мир начинает жить, сверкать, цвести. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Он сделал попытку вырваться из этого плена – ушел, как был, в больничной легкой одежде, в зимний лес. Надо жить, как жил Мастер. Сейчас ночь.
Почему у нас Чюрленисов нет. ». Ленина, у которого в это время было много других важных дел. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. А на каникулах в Друскининкае упорно рисовал пленэрные этюды. Но он тосковал по родной Литве. Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер.
«Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А. Надо подняться на третью ступень. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. 1 января 1909 г. состоялась свадьба Константинаса и Софии. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз.
«Пейзажами души» часто называют их искусствоведы. Активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма. Умер М. К.
Спят глубоким сном, но ведь это утопленники. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства». На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Прежде всего – романтизм Чюрлёниса.
Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским. Но не всё, как оказывается, так просто. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. На Серпуховской в Литовском зале. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом.
Этим замыслом он делился в письмах с женой – автором оперного либретто: «Вчера около пяти часов работал над Юрате, знаешь где. Где истина, Господи. Об этом свидетельствуют цикл «Соната пирамид», «Жертвенник». В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов. Люди ничего об этом не знают.
Несказанно прекрасен час земной радости. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. В картинах Чюрлениса («Честь восходящему солнцу», «Рай», «Арка Ноя») опять появились жизнеутверждающие мотивы.
В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела». Это – выразители. Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. В этом цикле действительно нет света и радости, которыми так богаты другие работы художника. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши».
Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников». В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать.
Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Подвижничество не может тянуться вечно.
А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. Неуспех ожидал его и на последующих выставках.