Чюрленис Стихи
Такое стихотворение в прозе не исключительное явление в письмах Чюрлениса.
Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
Звуками. Мысль и в линии, проведенной карандашом и в мазке, оставленном кистью. И все это в возрасте уже двадцати семи лет. Кто среди художников, кроме итальянских тречентистов, достигал этой воздушной мелодичности, этого лёгкого касания «мирам иным» – такими несложными средствами. Спать не хочу и ничего не могу делать. Спасибо ему за то, что он жил.
Костек –старший. Ведь в их языке 70 корней слов – санскритские. Однажды меня пригласили в Барнаульское музыкальное училище рассказать об этом композиторе и художнике учащимся второго курса, музыкантам-исполнителям. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства. где-то горит монополька. И нет выхода. Отражается, но в реальности не присутствует.
Представь, например, на середине улицы толпы, бьющие витрины и фонари. Там на мольберте стоит начатая и неоконченная картина, вернее – графический лист, видимо предназначавшийся для дальнейшей работы акварелью. Восемнадцати лет М. К.
Сам Чюрлёнис писал о нем так: «Последний цикл не окончен я думаю работать над ним всю жизнь. Взялся за фуги, тоже бросил. В прошедшем году в «Аполлоне» была воспроизведена одна из «сказок» Чюрлёниса – Кладбище. Огюст Роден перенес в мрамор тончайшие линии, увидев их в природе глазами ребенка. Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Это – изобразители.
В сказку верят только дети.
Говорит и показывает: Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Нельзя не отметить поразительный факт, что этот творец хотя только один год учился в школе искусств и, по бытующим мнениям, не обладал профессиональным образованием, тем не менее был в своей художественной практике профессионалом в высшем значении этого слова. Рисунок не завершён, внизу листа ещё просто белая бумага. И он отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его». В первых шести листах серии – холодный космос.
Да, есть видимая Вселенная с мириадами звёзд и планет, есть великое «сотворение Мира», но есть ещё гораздо больше того, что мы, люди, просто так, глазами, не способны видеть. В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать. Не существовало такого метода и такой школы.
Цвет – стих музыка: Микалоюс Константинас Чюрленис – Мария Нехорошева
Благодарю Тину за воспоминание об этом удивительном и прекрасном Человеке. Порой он стремится запечатлеть на полотне победную гармонию экстатического созерцания. В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. Чюрлёнис как-то сразу, по наитию, достиг того, что достигается обыкновенно с усилием, после долгих исканий, – благородства красочной гаммы. Звук – скорлупка ореха.
Звуками. Здесь некие лучи пронизываются множеством волн, течений, завихрений. Лучшие – воспроизведены здесь. Другие работы (более ранние) – ещё определённее музыкальны они представляют не что иное, как графические иллюстрации к произведениям музыки и художник пояснил это краткими заглавиями: «Allegro, соната 5», «Andante, соната 6», «Фуга», «Диптих – Preludet Fuga» и т. д.
Чем талантливее художник, тем больше прекрасного видят в мире его глаза. Знакомилась раньше с его биографией и работами. Это можно объяснить только наличием крупнейшего таланта.
- Владимир Британишский — Чюрлёнис: Стих
- ЧюрленисОбсужденияПросмотр темы13
- Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
- Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса
- Ангелы от Микалоюса Константинаса Чюрлениса
Творец, самовыражаясь испытывает чувство освобождения и радости. Этому есть вещественные доказательства. Чрезвычайно неопределенной была вообще вся будущая жизнь в качестве композитора, музыканта. На нём остро заточенным карандашом наведён рисунок, но не весь лист им заполнен. Злой, страшный час. тротуары полны стекла разной толщины.
И с другой стороны – искусство говорит о том, что словами не выразить. Глаза ребенка. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. — Но не хватит духа искать ее и искать одному, для одного лишь себя. В художнике, человеке, умеющем лучше других людей выразить себя, это особенно заметно. Весь цикл – это образный рассказ не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира.
Важна мысль. Все будто предстояли перед ликом Истины. получу диплом, брошу музыку». Встал рано и сразу взялся за трио, через пятнадцать минут бросил. Радикальный экспрессионизм (Шенберг) — это воплощение крайних душевных состояний — «диссонантная» природа которого разрушила тональную систему, — тогда еще не существовал.
Она воспринимала и жила этим. Поэт. Как писал Чюрлёнис.
Некоторые позднейшие работы, выставленные им в том же году на выставке «Союза русских художников», казались уже не в такой степени музыкальными схемами. Растолковывать словами то, что ими невыразимо, – значит унижать, упрощать, примитивизировать само творение. Холсты. Да. О. Жизнь. Всё равно словами не передать их красоты.
Чюрленис был любим. Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши».
Только покажи, в какой стороне та жизнь и увидишь, сколько во мне найдется энергии. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Хотя, казалось бы, тогда, в присутствии самого автора, это было проще – с его слов.
Рояль рассыпает звонкие янтарьки. Дальше палитра теплеет. Это пантеист чистейшей воды». Ему предшествовал, ныне утерянный цикл работ, выполненных пастелью на ту же тему с символическим призывом в названии: «Да будет. ». Фантастические картины, которые были выставлены в Петербурге, сейчас известны как цикл «Сотворение мира». По Чюрленису получалось, выражаясь в духе его же образов, что дробить мостовую и рушить здания того сказочного жутко-знойного города (чтобы расчистить почву для травы и деревьев) — бесполезно.
Глаза гения. Она почти ничего и не разъясняла. Так работал Моцарт, когда писал музыку. Жизнь. Из музыкальных произведений Чюрлёнис оставил: большую симфоническую поэму для рояля – «Море» (исполнялась в Петербурге на одном из «Вечеров современной музыки»), другую меньшую поэму – «Лес» и множество мелких вещей. Форте – взметнулся зеленый Краски обрели звучание.
Но что это. Ни на что не хочу смотреть, не хочу двигаться и, что хуже всего, не хочу существовать. В этом стремлении он был первым. Ранее ведь такого искусства никогда не было.
Это есть постижение Мастера. Художник. Временами кажется, что эта тихая и темная ночь — какое-то исполинское страшилище. Музыка отставала. Он никогда не стремился к внешнему эффекту в своих произведениях.
Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. поступил в Варшавскую консерваторию окончив её, в течение года, он учился также у профессоров Рейнске и Иадасона в Лейпциге. И скажи мне, единственная, почему это время. Чюрлёнис.
Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. Если что-то надо было доказать, то достаточно было сказать: «Это слово чести» и этому верилось безоговорочно. Его работы вдохновляют и радуют. Гений – это прежде всего творец мысли. «Варшава с самого начала беспорядков сделалась довольно интересным городом. Он неустанно пронизал эти волокна остриями своих пирамид, своих столпообразных утёсов.
И вот палитра оставлена. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Вот таким образом, не сомневаясь, к четырём прежним «ключам» надо добавить и народность и философичность.
Есть такие творцы, хотя их не много. Или следующий вид: Варшава вышла на улицу. Плохо. Видеть самому, трепетать перед величием сотворённого Мира своим сердцем. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь.
Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Он действительно Мастер. Красками. Валерия Чюрлёните-Каружене работала консультантом в Музее Чюрлёниса в Каунасе.
Пробуждается музыкант. Муза моя затихла, мы посмотрели всё. Но это созерцание их вместе с сестрой гения было незабываемо особым. Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами.
В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. Армия в детей стреляла. Где же эти дела.
Холсты. Это мастера-изобретатели. Но здесь Чюрлёнис для меня наименее убедителен.
К концу XIX и началу ХХ противоречия, порожденные господством последнего эксплуататорского, самого, как писал Маркс, черствого и антихудожественного класса, достигли в Европе такой невиданной ранее остроты, что рассказ о неуравновешенном и негармоничном потребовал неуравновешенного и негармоничного языка. Как ныне наука доказывает из всего имеющего место в Космосе мы видим только 4, всё остальное – как тот затемнённый Король, что стоит за спиной высветленного Короля в знаменитой картине Чюрлёниса «Rex», – есть и есть несомненно, но невидимо. Во время обучения в Варшавском музыкальном университете Чюрлёнис вращался в польских богемных артистических кругах.
Его образы добрых Королев и Королей, Замков мечты, Мостов через бездну, Врат в новое, Птицы вещающей, Янтарного моря, Жертвенника чистой жертвы – всё из народных сказок, представлений, миросозерцания. «Сказки» Чюрлёниса – галлюцинации, прозрения по ту сторону реальных предметов, реальной природы. Нечеловеческая нуда.
Но нет. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Он избранник природы. Чего она стоит.
В Дзелне и Новолипках выкатили пушки. Картины Чюрлёниса не для трезвых, скептических душ. Покажи, если можешь. Так можно ли обрекать их еще и на духовные страдания. Между прочим, он основал, с живописцем Жмуйдзиновичем и скульптором Рымшей, «Литовское Общество Изящных Искусств» и организовал хор любителей, с которым разучивал древние литовские мелодии, а также исполнял свои композиции. Как старший сын, он рано должен был начать думать о заработке.
Пришла мне в голову мысль, что в этой тишине скрывается важная тайна. Что ж больше на нее влияло: решимость отца выдать ее за состоятельного человека (чтоб ей за Чюрленисом не пришлось «стирать белье на пятом этаже») или намерение ее любимого — «счастлив не буду». Теперь он точнее, полнее – образ мира. Ведь так ясно выражено. А кто способен услышать, кто углубится, тот сделает сам верный вывод.
Позднее он сбегает из больницы в лес. На этом рисунке – уже сотворенный живой мир. Потом настал период кристаллизованных форм, когда художнику дано было сказать своей кистью первое своё и ещё не вполне внятное, но уже новое слово. Гений ничем не стесняет себя. Четыре года провёл Чюрлёнис воркестровой школе богача и страстного меломана Михаила Огинского. Он родился 10 сентября 1875 года в Оранах, Трокского уезда Виленской губрении.
Выразительность (по-латински — expressio) во всех видах искусства начала вступать в качественно новую, высшую ступень. Древние и вековые устои нравственности народа. Да, недопетая песнь. Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Это было бы святейшее дело.
Известно 13 рисунков темперой. Хочу сделать цикл, по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.
Столько слов. И видеть всё это не «будто бы впервые», а поистине впервые. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. Так что нечем сейчас засеять взрыхленную землю за баррикадами и рано ее рыхлить. Это другой, фантастический мир. «Визионарное творчество Чюрлёниса граничит с ясновидением.
Мы знаем теперь, что это предвещало серию дивных «сказок» Чюрлёниса, появившуюся в «Союзе» 1910 года. На этой почве развивается часто артистизм, который провозглашает искусство «миром иным» и бежит в него или в разные формы мистики. Надо сознать и полюбить его бред, надо позволить себе отдаться наваждению, переступить вместе с художником видимые грани и за ними почуять Невидимое, словно отраженное в бесконечном ряде зеркал. Особенно частыми были в его жизни удручающие моменты.
Восхищаюсь этим светлым Человеком, который оставил на Земле чистый и благотворный след. Будущее обратилось прошедшим и что в нем — перегной, глупость. Ей даже попасть в монастырь без денег нельзя было.
Это сотворение мира, которое отличается от библейского. Древнее благочестие, древняя нравственность, древнее уважение ко всему живому. А жаль, композиция идет все дальше, может быть, скоро кончится. Действительно, у него тогда набралось много причин для глубокой меланхолии. — Да у нее и выбора-то не осталось.
Лекция прошла, как мне казалось, вполне удачно. Раз встретил такую процессию из пятидесяти мальчиков от 8 до 10 лет. Тогда-же начались его занятия живописью: он поступил в только что открывшуюся в то время художественную школу Стабровского, его первые работы обратили на себя внимание на ученических выставках этой школы. Когда Чюрленис зрел как композитор, поздний продукт музыкального реализма (в своем стремлении приблизиться к жизни, к отражению самых разных явлений внешнего мира, вплоть до неуловимо зыбких) — импрессионизм Дебюсси — делал тогда еще только первые попытки разрушить грамматическую основу музыки последних трех столетий. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Это недопустимо. Ведь всё живо, всё расцветает, развивается, движется.
Мало того, такие вопросы непонимающих зрителей явно были ему досадны. Литовские друзья устроили мне эту встречу с сестрой великого Мастера. По-видимому, художник ищет в сфере Эвклида дать проекцию вещей, воспринимаемых им в сфере Лобачевского. Мастер.
Как в триптихе «Путешествие королевны» – младенец, одуванчик и птица. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Так много сказано и передумано о ЖИЗНИ. Все время чувствую, что я существую, что, ничем не занимаясь, делаю плохо. Не просто было понять всё это и современникам на его первых персональных выставках.
Она вся была как затихший, очень верно настроенный музыкальный инструмент. Чюрлёнис упорно и мощно борется с безумием. Средство – это не важно. Так писал свои стихи и поэмы гениальный Лермонтов. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Ночь светлая. Но когда она ведёт экскурсию, то говорит именно то, в чём сама убеждена.
Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Друскининкай) и Плунгянах (совр. Так что не услышал — пропало. Плунге).
и опять картинка: Варшава, ночь, какой-то гражданин идет с фонарем. Нет, это всё чуждо такому раскрытию сути Жизни, Жизни с большой буквы. Лжи, обману, чванству, карьеризму места не было. Что такое вся эта притча, как не проповедь о жизни, без остатка посвященной людям. Эта композиция — жизнь и она играется только один раз. Внешнее и внутреннее было в ней едино.
теперь словно совсем не движется. «Знаешь, я такой теперь ни на что не годный, когда бываю один, страшно. Объединив эти два начала, Мастер пытается дать объёмно картину Мира, где мы живём. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Художники стали применять крайние средства для привлечения внимания к своему произведению.
Чувствую, что время безостановочно идет и мне его жаль. Жена перевозит его домой в Друскининкай. Зато самое задание является эстетически и технически рациональным безусловно.
К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. По отношению к Чюрлёнису это не только метафора. Природа с избытком наделила его прекрасным. Мир должен дивить.
Я слаб, так как чувствую, что заблуждаюсь. Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. А ведь на самом деле жизнь в Космосе абсолютно необычна, она – как Великое Чудо. Не знаю дороги.
Настроение тоже просветленное. Теперь, даже когда он среди родных, — в Друскининкай, — но без жены, даже от случайной надобности там задержаться (а денег, как всегда, нет, чтобы ей или ему на денек подъехать друг к другу) — он теперь без нее тоскует так, что доходит до маразма. «Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», — отмечал М. В. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. О, как трудно вместить в себя мир.
Когда музыка затихла, я простился с учащимися и вышел. Надо было, наконец, хоть когда-нибудь, хоть как-то материально помочь большой родительской семье, еле-еле сводившей концы с концами. Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. датируются почти все картины художника. Надо браться за краски, браться за живопись. Абсолютною противоположность по настроению и колориту представляет другая «сказка» художника – Рай. Надо подняться на третью ступень.
Пронзительно-зеленые просветы сквозь покрытое тучами небо. Надо жить, как жил Мастер. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой.
Микалоюс Константинас Чюрленис (10 (22) сентября 1875 – 28 марта (10 апреля) 1911), гордость литовского искусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусства мирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчества живописного. И если результатом такого бессребреничества была нужда в самом необходимом, то тем лучше для художника, так как в «свинском» обществе источником красоты является разлад со средой, а не гармония. Страшно. Здесь, 28 марта, он скоропостижно скончался, от кровоизлияниям в мозг и был похоронен в Вильно на кладбище «Роса». Большинство его картин строго выдержаны в «преобладающем тоне» – золотисто-розовом, дымно-зелёном, нежно-голубом, переливчато-алом и непосредственно радуют глаз даже раньше, чем разберёшься в их образном содержании.
Слушали молча. Угрюмо-прямая линия земного горизонта, вставшая над плоской равниной пустыни. Так, к примеру, я не согласен с толкованием, что тёмный великий Король в картине «Rex» означает, что зла и тьмы на свете больше, чем Света и Добра. Так наглядны разные благородные и красивые дела.
Но надежд на серьёзную школу нет. Дальнейший путь был еще прекраснее. «Лейпциг. был помещён на излечение (на которое была надежда) в лечебницу для нервно-большных, в Червоном Дворе под Варшавой.
Широко раскрываются его очи. Мне кажется, что он всегда чувствовал себя одиноким и неудовлетворённым в этой жизни. Этими тропами ещё никто не ходил. Затем быстро развернулось его живописное дарование изображения его стали постепенно утрачивать характер контрапунктической отвлечённости, что приводило в такое недоумение публику «Салона» 1909 года. «Уже несколько часов, как сижу и жду, что чего-нибудь захочу. А затем я беседовал с Валерией Чюрлёните-Каружене в её рабочем кабинете. Он остался неоконченным.
Постоянно говорим что-то другое, делаем что-то другое. Этот первый вид можно было бы так описать: Варшава молчит, звон стекла. В руке палитра и кисть. Они первые и первопроходцы.
Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба – циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Что это. на другой день на улицах устанавливается порядок, на углах вывешены объявления: «Военное положение». Эти «Сказки», написанные темперой с примесью пастели, – подлинное волшебство.
Он видел Красоту во всём. Это – выразители. И опять таки – какая волнующая необычность и свежесть концепции. И если в живописи это еще может кое-кто оспаривать, потому, мол, что в ней только и слов, что в названиях картин и слова эти ничего определенного еще не говорят, то в собственно литературном его творчестве (есть и такое, в качестве попыток, по крайней мере) гражданственность его пафоса видна, бесспорно, для всех. Город как бы бесконечен.
Вся картина готова в сознании автора, остаётся только её запечатлеть в материале. Таким и был Чюрленис. Хронологически композиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболее известны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и «Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. ночь.
«Вселенная представляется мне большой симфонией люди — как ноты», — писал художник. Все гибнет, проходит. Время «живописи» не сменилось временем «бледнописи» и никогда не сменится, а Чюрленис стал знаменит и общепризнан. жалко, что не можешь ее созерцать во всех фазах революционного развития. Внешне ничем не примечательная пожилая женщина, ей уже было за 80, но выглядела не более чем на 70. Философия объединяет краски, звуки, поэтическое слово.
Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. Сразу и в завершённом виде. До них ничего такого не было. — Тогда — говорить, но не спрашивать дорогу. Только в лампе что-то жужжит, да шуршит перо по бумаге. Я шёл с Музой вдоль всего созданного её братом и оставленного нам, людям. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери.
Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. — Значит — молчать о зелени. А есть ещё иные, родившиеся с особым даром, проникающие в саму суть Бытия, вдохновлённые высшим вдохновением, можно сказать – Музами. Подлинная красота доступна только таким глазам. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Но они чаруют красками столько же, сколько мечтой.
Синтезом музыки и живописи приоткрыл тайны жизни во Вселенной. Родилась экспрессионистская тенденция в искусстве. Впечатление такое, что время — это очень важная поэма играемая оркестром специально для меня.
Я не буду описывать всех картин Чюрлёниса. Она жила в нём. В этом пейзаже (так же, как и в некоторых других), в «силуэтности» приёма, в узорно-изысканном рисунке деталей и в прозрачных красках, нежными оттенками изумрудно-синего передающих сказочную тишину звёздных небес и забытых могил, – чувствуется влияние на художника японской живописи но это не «японизация» в обычном роде, а своеобразное слияние интимной лирики, стиля какемоно и народно-литовских мотивов. А музыкальное творчество что-то не сулило ни копейки заработка, скорее наоборот.
В последние дни были интересные детские демонстрации с красными флагами. И все происходит в какой-то священной тишине. Его сказки восхищают нас, прежде всего, как достижения чисто художественные, как прекрасная живописная гармония. Без тебя я совсем ничего не стою. ».
И он должен освободить его, не утаивать красоты бытия, опустошить себя до конца. Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. И каждая линия, нанесённая на бумагу, уже – жизнь, музыка, ритм, свет. Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Музыка ли, краски, поэзия Важна суть.
Вот таким образом же Чюрленис даже с психологической точки зрения не мог относиться к искусству как к личному «клапану для выпуска пара». Учащиеся слушали с интересом. Ибо нельзя не видеть, что пафос этого художника – не пафос мечты, как иллюции, а professiondefoiобъективного миросозерцания исповедь внутреннего зрения, свидетельство тех духов в человеке, которых Данте называл «Spiritidelviso». Так бежал этот дух от земли к Богу.
Но было бы односторонне рассматривать творчество Чюрлёниса только с этой стороны. Ночь. Острия и пики терялись в облаках и вновь прорезали их.
Иначе оно не искусство. Был в моей лекторской практике один предосадный случай. Отказались играть уже, вроде бы, принятое к исполнению (в Варшаве) его лучшее к тому времени произведение для оркестра, рухнула единственная надежда услышать свое творение. Какой-то мальчик хотел срезать объявление о военном положении и упал, опрокинутый пулей.
Наоборот, стоит перепробовать все средства в этом доказательстве. Иначе сердце не выдержит. В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера.
Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. И пока другого такого, продолжающего, как он, не видно. И к его музыке, хотя она полностью прекрасно вписывается в стиль европейской музыки неоромантизма, надо подходить с такой же подготовкой, как к его живописи. Первыми большого мастера в нем увидели члены кружка А. Бенуа, будущие мирискусники.
Верно понять то, что он создал, понять его картины, музыку в живописном исполнении, его тематические циклы, «сонаты», «фуги» вовсе не просто. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Для них нет ниши в уже существующих искусствоведческих схемах.
Другой день — виды другие: тихо и спокойно. Душа ребенка.
Создать образ мира. Звуками. Художник писал брату: «Цикл еще не закончен.
10 апреля 1911 года художника не стало. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа.
Честь, правда, справедливость были на первом месте. Он её внутри слышал. Микалоюс Константинас Чюрлёнис по происхождению – литовец. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Именно взаимоотношения с людьми через свое искусство и составляли смысл его жизни. Так работают Мастера.
Временами слышны залпы карабинов. Где-то вдалеке слышен извозчик, тише, тише — вот и совсем не слышно. Она открыла Врата эры Космоса сознанию человечества. Но цель оказалась все же слишком далека, а люди, отдав ему столь много, могут впасть в безверие, если слишком уж долго не сбывается их надежда. Но где он есть, там уже живёт в линиях действо в космическом пространстве.
Огненные цветы вырастают из темного хаоса и тянутся вверх. Напрягается слух ребенка. Хочу быть другим, хочу, чтоб было иначе, хочу другой жизни.
До него никто так не мог работать. Небо окутано зеленоватым туманом. Родители его были бедны, семья – большая. И в сказку надо верить. Намного больший результат дают солдатские карабины.
Живопись была первой, откликнувшейся на зов времени. Но это – только рядом, только подобие тех ощущений, что испытывал он. Как в реальную жизнь. Показались войска, шествие растрепано, флаг спрятан под полу пиджака. Гармонично, сильно и образно. – Да, наконец всё художественное наследие Чюрлёниса (очень небольшое) надо рассматривать лишь как начало, как обещание чуда. Когда я увидел их впервые, три года назад, во время устройства выставки «Салон», я сразу уверовал в дарование Чюрлёниса и дал ему возможность выступить со своими «сонатами» среди избранных мастеров кисти, хотя до этого, будучи уже известен в модернистских кругах, как музыкант, он ничем не проявил себя в живописи. Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский.
Чюрленис, без сомнения, относится к последним. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Найти себе учебную программу и учителя гораздо лучших, чем обеспечивало официальное преподавание, в Лейпциге можно было, но платить только за один урок у «великих» нужно было столько, сколько позволял себе Чюрленис потратить на двести своих вынуждено вегетарианских обедов. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. А звук, цвет, слово – это лишь средства, чтобы поведать ее.
Таким видел и ощущал Мир её брат, так видит и она. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. май. Кто-то мешает мне слушать — ничего не слышу. Звучащая живопись.
В то же время, лишь за шесть лет активной творческой деятельности, Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин, создал немало работ графики, а кроме того писал произведения литературы и поэзии, проявлял себя в публицистике, экпериментировал в сфере художественной фотографии. Иногда бросают бомбы, которые взрываются со страшным шумом, но с малыми результатами. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в одном оркестре. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе.
Он должен разгрузиться. Ничего не могу делать и ничего не хочу. Почему нельзя жить в одной только другой жизни. Сначала помог случай. Чего я хочу. Должен освободиться. Холсты.
Люблю тишину, но сегодня не могу ее перенести, кажется, будто кто-то крадется. Микалоюс Константинас не любил объяснять свои произведения. Я убеждён, что для самого художника успех его первых живописных опытов (страстные нападки и похвалы, которыми было встречено их появления в «Салоне») явился полной неожиданностью.
Страшно тяжело. Путь его был многогранным, богатым духовного совершенства, но несправедливо коротким.
Мысль – его ядро. Я шел один. Он посещает художественную студию.
Гений не выбирает средств. Ее брат (и друг Чюрлениса) винил ее за нерешительность и слабость и понимать, по-видимому, это нужно так, что она создала-таки впечатление у своего возлюбленного, что «материальные вопросы, которые сильно затрудняют внешнюю жизнь», затруднят ей (а следовательно и ему) жизнь духовную и тогда, в итоге, — прощай, свободное искусство. Постоянно хочу делать хорошее и не знаю, что есть добро, хочу идти и не знаю куда.
Зоська, единственная, уже я теперь не представляю себе жизнь без тебя. Он никогда не пытался дать натурную иллюзию видимого глазами внешнего мира. И уходил от вопрошающих. Возможно, наконец, подумывал он и о том, что музыка по сути своей не приспособлена выразить самое в нем характерное, быть может им самим еще хоть смутно, но уже ощущаемое, например (со стороны заметим): незнание дороги, вечные поиски, сомнения и. опять-таки незнание. Если современные индивидуалисты завоевали себе право свободного выражения природы, свободной передачи в линиях и красках её воздействия на душу художник, то Чюрлёнис пошёл дальше – от свободы впечатления, от объективности концепции к тому, что на языке мистиков называется «двойным зрением».
Ритмами. Почему она так недостижима. Как сказка. Его первая избранница ждала лишь его решения их общей судьбы. Другой момент его пафоса – «Sursum», вечное восхождение к началу и источнику Платоновых идей и пифагорейских чисел.
И вот это и есть жизнь. Чрезвычайно характерные формы такого романтизма являет. Микалоюс Константинас Чюрлёнис. И ведь отсутствие чуткости, вдумчивости у публики унижает его народ, обидно за людей.
Но не всё, как оказывается, так просто. Приобрести положение в обществе и тем умилостивить отца он тоже не хотел. Пиано зазвучал синий. Они поражают не сказочным вымыслом, а своей иррациональностью.
Добужинский. Да это же цветовая мелодия. Немцы уже давно спят. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».
Тихо, ничто не шевелится. Это есть понимание Мастера. Мне хочется создать цикл по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». К ниспровержению старых грамматик и правил с разных сторон шли современники Чюрлениса, равновеликие противники (Стравинский) и защитники (Скрябин) романтических экстазов.
Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Около двадцати большущих флагов с белыми орлами, двести тысяч голосов поют «Бог сотворит Польшу. », вой, с балконов льются слезы изо всех окон машут платочками, радость, портреты Костюшки, солдаты снимают шапки, звонят колокола. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Раскинулось оно и медленно-медленно вздыхает. Прошло семьдесят лет.
Прекрасное не терпит лжи. Всё верно и безошибочно. Мир Чюрлёниса — это мир прекрасный, чистый и непосредственный, все части которого соразмерны, созвучны друг другу. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Где она, покажи. Распахивается сердце. Есть дальнейшая ступень.
Не знал, что он может выдать. А теперь почти год, как мне удивительно спокойно, светло и хорошо на сердце. Но и они еще только начинали.