Доклад О Нестерове

Михаил Васильевич Нестеров доклад по теме Литература

Во второй половине 1930-х гг. Знакомится с художниками – Поленовым, Репиным, Суриковым, Серовым. Трутовского («Кобзарь»). Природа на картинах Нестерова всегда тиха испокойна. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Соскучившись по уфимцам, по матушкиным пельменям, свернул холст на скалку и уехал в Уфу, где в мастерской родительского дома начал писать своего «Варфоломея» красками.

уход в себя. Второйпортретный цикл Нестеров посвятил философии и религии. Маевского). Дебютирует «Пустынником» на XVII выставке Товарищества передвижников. Будущий художник родился в Уфе в богатой купеческой семье. В первую очередь это В. Г. Духовное родство объединяло Нестерова и с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым: в 1900-1910-е годы художник создал несколько вариантов картины «На родине Аксакова», выразив в них свой восторг его писательским талантом.

  1. Краткая биография Михаила Нестерова
  2. Михаил Васильевич Нестеров, картины и биография
  3. Значение НЕСТЕРОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
  4. Биография Михаила Васильевича Нестерова
  5. Художник Нестеров Михаил Васильевич
  6. Михаил Нестеров: жизнь и творчество художника
  7. Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография

Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Одна из самых поэтических его работ – портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886). Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Об этом времени он вспоминал: «Сейчас мои мечты -создать музей в Уфе.

Результатом напряжённых религиозно-философских исканий становится и картина «Святая Русь» (1901 – 1905, ГРМ). Из-за болезни он долгое время не мог работать. Основную часть из них составляли женские портреты.

Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Наиболее точно ее суть художник определил в одном из писем 1898 года: «. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.

Причиной этого поступка было желание получить более серьёзную подготовку. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Эта картина, вкоторой Святая Русь как бы соединилась с реальной Россией, получила название«Философы» (Государственная Третьяковская Галерея, Москва).

Коровин полагал, что мастерская является истинным «спасением от мира», в котором властвуют «зло, подлость и несправедливость». Выдающимсяпроизведением Нестерова является портрет И. П. М. В.

  • Жизнь и творчество Михаила Васильевича Нестерова
  • Художник Михаил Нестеров об учебном процессе
  • Петр Нестеров краткая биография
  • Нестеров Михаил Васильевич – биография
  • Биография Нестерова Михаила Васильевича
  • Нестеров Михаил Васильевич: картины
  • Серьезный период в творчестве художника

Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. В 1938 году появляется один из самых выразительных портретов – художницы Е. С. ярмарка проходила в Торговых рядах, где свою лавку имел отец художника. Вот таким образом и русский дух Абрамцева, связанный с предыдущим его владельцем – уфимцем С. Т. Булгаковым и П. А. Именно этот элемент вызвал наибольшие споры.

Павлова (1935 г., Сталинскаяпремия – 1941 г. ). Отец отвозит его в московское училище К. П. Эта картина — «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Уфа, старейший уральский город, возникший на карте России во второй половине XVI века, – родина многих выдающихся деятелей культуры, среди которых Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Рудольф Нуреев.

  • «Любовь ипотеря сделали меня художником»
  • «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
  • Картины Михаила Васильевича Нестерова
  • Краткая биографическая энциклопедия
  • Книга, которая объединяет имена
  • Еще из раздела Культура и искусство

Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». К указанному периоду относится ещё одно значительное полотно – «За приворотным зельем» (1888, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. В этом смысле коллекция автобиографична: ее составляют и ранние, передвижнические работы (которых мало или практически нет в других музеях России) и произведения, в которых выразились духовные поиски Нестерова, лиризм его души, а также композиции, написанные под непосредственным влиянием модерна.

С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Михаила устроили в реальное училище К. П. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию. С ранних лет в нём стала проявляться большая любовь к рисованию. В ней тесно переплелись реальность и видение.

  • Великая картина художника Михаила Нестерова
  • Михаил Васильевич Нестеров, русский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • НАГРУДНЫЙ ЗНАК КАЗАКОВ – НАЦИОНАЛИСТОВ

В 1980-1990-е годы музей приобрел у Ирины Викторовны ряд бесценных для коллекции произведений – графический эскиз картины «Домашний арест» (1883, ГТГ), карандашные портреты матери художника – Марии Михайловны, сделанные в уфимском доме в последние дни ее жизни (1894), набросок фигуры для росписи церкви святого /Александра Невского в Абасту-мани (1898-1904) и одну из последних работ Нестерова – «Портрет О. М. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям Молчание, 1903). Умение увидеть и чувствовать человека и передавать его внутренний мир позволило «послереволюционному» Нестерову стать создателем галереи портретов выдающихся деятелей науки и искусства, но источником для них стала та духовная основа, которая была заложена в него, еще мальчика, в далекой дореволюционной Уфе, в безмятежном отеческом доме. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889).

Они идут, под кистью Нестерова, среди полей, по-видимому, весной (на плечах С. Н. Нестерова в платке» (1919), «Портрет А. М. Серов, И. И.

Здесь художник продолжает свою работу в области жанровой живописи. Находятся и современные художники, которые оказывают на него воздействие. Разумеется, автор, как истинный профессионал, был очень строг к себе.

Краткая биография 
Михаила Нестерова

Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». А также четыре иконостаса в верхнем и нижнем приделах. Внимания заслуживают также картины Нестерова: "Юность преподобного Сергия" (1892 – 97 в Третьяковской галерее), "Под благовест" (в Тенишевском музее, в Смоленске), "Труды преподобного Сергия" (1896 – 97 в Третьяковской галерее), "На горах" (у графа Меринга, в Киеве), "Великий постриг" (1897 – 98 в музее Александра III), "Благовещение" (собственность Государя Императора), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891 – 99 в музее Александра III), "Святая Русь" (в музее Академии Художеств), "Святой Димитрий Царевич убиенный" (1899 в музее Александра III), акварель "Прощание преподобного Сергия с князем Димитрием Донским" в Третьяковской галерее). Дед Нестерова – Иван Андреевич – в течение двадцати лет был уфимским городским головой, причем таким, что и «спустя много времени уфимцы сохраняли тот порядок, который был при Иване Андреевиче Нестерове, ставя его в пример администраторам позднейшим» 8.

В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. На душе так славно, так покойно. В 1898 году Нестеров расписывает стены дворцового храма в Абастуме.

Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. С одной стороны, здесь наблюдаются блестящие победы, а с другой, – серьёзные поражения.

Не прекращаются его активные занятия в области станковой живописи. Все они написаны в традициях русского передвижничества. Встреча с творчеством В. Васнецова.

Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. «Пустынник», созданный вслед за «Христовой невестой» (1887, частное собрание, Москва) и «За приворотным зельем» (1888, Саратовский государственный художественный музей им. Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества.

«Видение. », как и «Пустынника», Нестеров начал писать близ Абрамцева, в деревне Комякино, а продолжил в Уфе. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. До конца жизни Нестеров считал Видение отроку Варфоломею лучшей своей картиной.

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. М. В.

Так начинается его работа во Владимирском соборе. Ершова, «Капитанскую дочку» А. С. Художник изобразилвеликого русского учёного в момент высокого духовного подъёма. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Жанровые картины сменяются многочисленными портретными работами. Таково было распоряжение отца. Толстого (в Третьяковской галерее).

Вот к ним-то и придется обратиться за содействием, они, вероятно, знают «секрет», как надо учить. Одновременно работает над «Пустынником». Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Особо почитались в семье Тихон Задонский и Сергий Радонежский. Шарандак пишет: «Много часов простоял он перед его Жанной дАрк, слушающей голоса небесных сил».

В 1969-1970 годах от младшей дочери Натальи Михайловны Нестеровой в музей поступили многие произведения, в том числе этюды к росписи «Путь ко Христу» (1908-1911) в трапезной храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, восемнадцать этюдов рук к картине «На Руси («Душа народа»), 1914-1916) и портреты – «Е. П. Весной 1890 года Нестеров уезжает в Киев, куда его пригласили делать росписи. Мать Нестерова, Марию Михайловну, уроженку Ельца, отличала богатая натура и властный характер. Забелина «Домашний быт русских царей XVI и XVII столетий». Горожане его почитали. На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет.

Воскресенского. Формирование М. В. Как и «Видение отроку Варфоломею», «Святая Русь» становится предметом острой полемики: не все приняли заложенную в картине идею о духовном возрождении России через православие.

Это природа средней полосы России – красота неброская, неяркая, спокойная, но величественная, «русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни и русскую душу» 17. Звание академика Нестерову принесла картина «Великий постриг», написанная в 1897 году. Позже по настоянию цесаревича Георгия он познакомился и с древними фресками грузинских храмов. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе».

Перова. 1888–1889 – Поездка по Волге. Все они предстают на фоненеброских русских пейзажей. Нестеров. Для этого, полагаю имеются у нас люди более подготовленные, призванные, опытные. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». В это время он начинает активно искать свою нишу в русском искусстве.

Родился в 1862 г. в Уфе, в интеллигентной купеческой семье интересовавшейся искусством. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище. Все они написаны в традициях русского передвижничества. Нестеровой-Шретер» (1941), написанный сразу же после возвращения Ольги Михайловны из Джамбульской ссылки. Несмотря на то что он торговал мануфактурными и галантерейными товарами, занятие это особо отца не увлекало.

Были хорошими преподавателями Куинджи, Серов. Нестерова. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Другая особенность коллекции – изначальная «ограниченность» ее хронологических рамок: костяк коллекции составляют в основном произведения 1878-1919 годов – периода формирования и последовательной реализации нравственно-эстетической программы художника, суть которой – в духовном возрождении человеческой души в условиях «пустынножития», то есть вдали от цивилизации, наедине с природой, в гармонии с нею.

А знаменитая февральская ярмарка в Уфе, после Всероссийской Нижегородской. На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. НЕСТЕРОВА В МУЗЕЯХ, ГАЛЕРЕЯХ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЯХ РОССИИ» С УЧАСТИЕМ 22 МУЗЕЕВ СТРАНЫ И 2 ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ, ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ НЕСТЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ М. В. Уже само имя «Нестеров» служило ручательством, что «в банке не будет ни растрат, ни прочих подвохов». На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников.

Самое большое полотно мастера, На Руси (Душа народа, 1916), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Вся этацерковная живопись (составляющая половину всех произведений Нестерова), отнимавшая так много времени и энергии у трудолюбивого художника, оставляла, тем не менее, достаточно возможности и для чистой станковой живописи. Одновременно мастер запечатлел образы монахов и пустынников, старцев-отшельников, мечтателей и печальных девушек. Вот некоторые из них: «Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и хлыстом в руке известный под названием «Амазонка» (1906), портрет жены в китайском халате на воздухе (1906), портрет друга, княгини Н. Г. Яшвиль, портрет сына Алёши, портрет дочери В. Нестеровой-Титовой (1928), портрет Н. М. Нестеровой «Девушка у пруда» (1923). Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского».

В «уфимском» варианте написана только верхняя, пейзажная часть – с абрамцевской «чудо-церковкой», все остальное -рисунок углем, но именно это остальное и является для нас особенно ценным, поскольку позволяет понять суть творческого процесса художника. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Среди них – французский художник Ж. Бастьен-Лепаж (1848 – 1884). Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. Именно он оказывается смысловым центром картины, наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Многие русские люди из числа интеллигенции остро переживают социальный кризис.

Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Им написаны воспоминания о Левитане ("Мир Искусства", 1903, 39 – 40). Он стремился отыскать близкий ему круг образов и тем. Как указывает М. Н.

Став москвичом, Нестеров и тогда не порывал связей с родным городом. Впервые посещает дом Мамонтовых в Амбрамцеве. Лица героев всех его картин написаны с конкретных людей. Первым произведением в новом жанре, которым художник остался по-настоящему довольным, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в киевской квартире в 1905 г. За ним последовали другие портреты близких и дорогих ему людей, преимущественно женщин, чем-то напоминающих героинь его «романа в картинах».

Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Неизменной темой творчества художника оставалась и тема природы. И я принялся за этюд.

В 1883 году художник возвращается в московское училище. На этом очень приятном для него посту он «исполнял свои новые обязанности со всей аккуратностью, ему присущей» 9. Вот святаяНина, покровительница Грузии, умеренно строгая, черноокая женщина на фонеприятно синеющих гор. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой. В 1881 году Нестеров уезжает в Петербург и становится студентом Академии художеств. Нестеров иллюстрирует «Конька-горбунка» П. П.

В созданной им галерее портретов деятелей науки и искусства (П. Дата рождения – 31 мая 1862 года. Знакомство летом 1888 года с семьей Мамонтовых, посещение Абрамцева, сближение с известными русскими художниками -членами Абрамцевского художественного кружка довершили для него духовное «вхождение» в бесконечно любимую им русскую тему. Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье.

В свою очередь художник В. А. Успешный в делах, он по призванию не был купцом больше, чем торговля, его привлекала история и литература. И. Грабаря Нина Николаева "Нестеров" ("Летучая Энциклопедия" изд. Недолгое пребывание в Уфе. Нестерова как художника происходит на рубеже веков девятнадцатого и двадцатого.

С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Начав с жанровых картин в духе передвижников (Знаток, 1884, ГТГ) и исторических композиций (До государя челобитчики, 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. В этом заведении Нестеров проявляет интерес только лишь к урокам рисования. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа (Осень в деревне, 1942, ГТГ). Уходя в мирчувств, он искал свой идеал в глубоко и искренне верующих людях прошлого. Но надо сказать, что в преподавании, особенно рисунка, «формы», художественная одаренность учителя не всегда помогает делу. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. Искусство Нестерова в дореволюционный период, верное, казалось бы, одной главной теме, поражает разнообразием творческих возможностей. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».

Булгакова, прогуливающихся уТроице-Сергиевой лавры. 25 сентября 1898 года художник был избран академиком живописи. Немаловажную роль сыграл и впитанный с детства дух провинциальной, патриархальной Уфы. В первом были представлены произведения М. В. Затем появились его "Христова невеста" (в Третьяковской галерее) и "За приворотным зельем". По словам Н. П. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — Отрок Варфоломей, к концу — Душа народа».

Но перед этим происходит ряд событий. В Академии, вернее, вне ее, я внимательно слушал советы умного Крамского. Картины этого цикла ("Пустынник", 1888 "Видение отроку Варфоломею", 1889-90 "Подблаговест", 1895 и др. ) окрашены созерцательным любованием стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн – в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.

Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Жил преимущественно в Москве, а в 1890 – 1910 – в Киеве. В работах Под благовест (1895 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Великий постриг (1898 г. )и других художник не описывает конкретных событий. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». В храме Воскресения Христова ("Спаса на крови"), в Петрограде, по его оригиналам исполнены в мозаике образа Нерукотворенного Спаса и Воскресения на внешних фронтонах и 6 образов в иконостасе и в отдельных киотах. Позднее некоторые из этих эскизов были выставлены на экспозиции объединения «Мир искусства» (1901). Нестеров полагал, что приобрести её он сможет именно в Петербурге.

Куинджи («Украинская ночь»), Г. Г. Нестеров Михаил Васильевич – художник. Левитан, М. А. Поселяется под Москвой, в Троице-Сергиевом посаде. Нестеров большое внимание уделяет портрету религиозно-философского направления («Схимник, 1910, Кировский областной художественный музей «Лисичка», 1914, ГТГ и др. ). 1888-89, Видение отроку Варфоломею, 1889-90, – оба в ГТГ). В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.

Отец хотел дать сыну техническое образование и тот поступил в уфимскую гимназию. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Это – события православнойдуховной жизни. В. Г.

Его экспозиция состояла тогда только из трех залов. Прянишников (1840 – 1894), А. К. Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый бугорок и куст напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Врубель, К. А. Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Речь идёт о таких картинах как «Под благовест» (1895, ГРМ, СПб), «На горах» (1896, Киевский государственный музей русского искусства), «Великий постриг» (1898, ГТГ).

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888 – 1889, Третьяковская галерея). Нестерова» (1919), «Пастушок. Гордеева, с 1888 Нестеров живёт в Сергиевом Посаде. Они никогда незапрещали сыну заниматься творчеством: рисовать Нестеров начал еще вовремя обучения вгимназии.

Одним из таких художников был М. В. Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. В них возникают оттенки тревожности и страдания, мотивы одиночества. Не берясь за заказные портреты, художник отображает на своих полотнах только тех людей, которые духовно близки ему. И рядом с ними вполне заслуженно стоит имя М. В.

Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа— одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. На протяжении всей своей жизни Нестеров ревностно заботился о пополнении музейного собрания, в том числе и коллекции собственных произведений. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник. Портрет Н. М. Но и эта тема постоянно перекликалась с религиозной. Дарование учителя — особое педагогическое дарование.

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Саврасов (1830 – 1897) и др. Он имел свой метод — абсолютно особый, «чистяковский».

Тонкая, трогательная, а не «маленькая и чахлая», как отрекомендовал ее Стасов21, она могла быть использована Нестеровым и в будущих своих произведениях – в картинах «Сергиевского цикла» или в «Дмитрии-царевиче убиенном» (1899, ГРМ). Короленко писал по этому поводу: «огорчённый и разочарованный, русский интеллигентный человек углублялся в себя, уходил в культурные скиты или обиженно требовал новой красоты, становясь особенно капризным относительно эстетики и формы». Но как бы там ни было, эта новая работа стала несомненным явлением в русском искусстве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

Нестерова и его дар, второй был залом «русской старины», в третьем экспонировались произведения художников-уфимцев, а также живопись «отца российского футуризма» Давида Бурлюка времени его пребывания в Башкирии – 1915-1918 годов. В последующие годы в творчестве Нестерова всё сильнее проявлялись некоторые патриархально-религиозные иллюзии (Под благовест, 1895, Великий постриг, 1897-98, – оба в ГРМ На Руси, 1916, ГТГ). Свою трогательную привязанность к Уфе он выразил не только в книге воспоминаний, но и в небольшой картине «В Уфе» (БГХМ им.

Аксаковым, Нестеров впитал практически «с порога», не говоря уже о том, что не за горами были 1890-1900-е годы с их программным интересом ко всему русскому. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев.

Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Он пишет портреты-картины, в которых психология изображаемого человека раскрывается в «контакте» с окружающей средой – предметами интерьера или пейзажными мотивами. Делает наброски «За приворотным зельем». картина была задумана летом 1888 года в Сер-гиевом Посаде (там были написаны все этюды), а закончена в Уфе, где художник проводил зиму 1888-1889 годов. Хасанова утверждает, что при этом единомышленники художника, которые, как и он, верили лишь в этот путь спасения страны – через «возрождение христианских идеалов – принимают «Святую Русь», как и последующие работы: «Путь к Христу» (1911 – 1912), картину «Душа народа» (1914 – 1916, ГТГ), где заявленная Нестеровым тема получает своё продолжение.

Привлекает его и мысль выразить посредством церковной живописи русскую национальную идею, так его привлекающую, возродить древнюю живопись Андрея Рублёва и Дионисия, приблизить момент наступления «русского Ренессанса». Развитие русского искусства на этот момент было достаточно сложным. Так, в 1920-1930-е годы в музей поступили графический эскиз картины «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1891), «Портрет старика» (1878), написанный 16-летним Нестеровым в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пять «Натурщиков» периода учебы в Училище и в Академии художеств и были подарены еще несколько произведений, в том числе первый неоконченный вариант картины «Видение отроку Варфоломею» (1889) и крупноформатный эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора в киеве – «Воскресение Христово» (1890). С 1910 г. Нестеров – действительный член Академии Художеств. Перов (1833 – 1822), а также И. М.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Никак себя там не проявив, Нестеров уходит из гимназии. Изменения коснулись и эмоционального настроя картин.

Весной 1902г. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.

Васнецовы, с которыми художник и в будущем станет поддерживать отношения. В 1877 году Михаил Васильевич становится студентом этого прославленного заведения. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. я мечтаю, что когда музей будет готов, открыт – поднести его в дар городу Уфе.

П. Нестерова, 1905, ГТГ О. М. Нестерова, ГРМ, 1906). Некоторые художники вообще посчитали картину вредной. Для этого у меня имеется свободная земля. Третьяковым. И хотя автор не был полностью доволен результатом (в 1889 году он переписал полотно, дав ему название «В сумерках»), зрители и критики были впечатлены мастерством молодого художника, которому на этот момент ему было всего двадцать шесть лет, красноречиво переданной ситуацией, ярко выраженными образами девушки и деревенского колдуна. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. Еечертами наделяет художник героиню своей картины.

Нестеров продолжал поиски своего идеала, но не в истории, как раньше, а в самой жизни. «Настроение» — это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Булгакова пальто внакидку сам без шапки), идут, погруженные в глубокие думы, далекие от «мира сего». Воскресенского. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.

Не случайно, что и собранную им «художественную коллекцию» Нестеров принес в дар именно Уфе. За картину "До Государя челобитчики" получил звание классного художника. он целиком сосредоточится на образе человека. Будущего художника приобщил к церкви всеми любимый в семье «батюшка сергиевский» – так ласково называли старшие и младшие Нестеровы священника уфимской Сергиевской церкви Федора Михайловича Троицкого. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Нестеровой» (1922), в 1980 – «Сидящий мальчик» (1889). Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках.

«Картины целыми днями стояли передо мною, в моём воображении и мечта сделаться художником всё сильнее и сильнее заполняла меня, всё глубже и твёрже укоренялась в моём мозгу». Но, пребывающий в поисках своего художественного языка и оттого постоянно недовольный собой, Михаил Нестеров перебирается в Санкт-Петербург, где поступает в Академию Художеств. Щербачева. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Так его преподавателем стал Алексей Саврасов. Стимулом для дальнейшего развития художника стала его картина «До государя челобитчики» (1886, ГТГ), за которую он был удостоен звания классного художника и серебряной медали. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой.

Кроме Нестерова, в росписи собора участвовали В. М. Делает он это по личному приглашению Георгия Александровича – брата Николая II. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии.

Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь». Разумовой, 1936, собрание Е. П.

Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. В 1905—1906гг. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу».

К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в», «Свадебный поезд на Москве в XVII в». Первая поездка за границу (Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден). художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Таль, 1936, ГРМ Е. С. Нестерова), была потом введена в «Пустынника», чтобы уже на картине раздражать «своей юностью. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан.

Мясоедова («Опахивание»), К. А. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. В 1913 году я и делаю это, оформив все законным порядком» 3.

Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. В то же время появляется ряд великолепных имён – В. А. Всё она – любимая и безвременно ушедшая. Здесь не бушуют бури, не льют дожди, не грохочет гром и ветер некачает деревьев. Кругликовой, 1938, ГТГ), обращается он и к созданию парадного портрета («Портрет К. Г. Нестеров много раз писал свою супругу— многие женщины сполотен живописца похожи наего первую жену. «какие дали оттуда видны.

Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Восемьдесят эскизов выполнил Нестеров для Абастумского храма. В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение. Последняя работа сильно отличается от предыдущих портретов художника. В 1880 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Щусев, совсем еще молодой, обещает начертить проект музея. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.

М. В. Мы видим, что Нестеров работает почти «иконописно» : без подмалевка, сразу по рисунку, с предельным вниманием к деталям и заботясь о гармонии целого рисунок же – легкий, гибкий, подвижный – отличается той безупречностью, которая является результатом блестящего образования. Особенное потрясение он испытывает от полотен А. И. Сегодня видел оригинал елочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой, стройной. » 19 Возможно, речь идет о той елочке, которая, будучи бегло зарисованной карандашом на попавшемся под руку клочке бумаги (конец 1880-х, БГХМ им.

Так получается, что уже в 1882 году, весной, он возвращается в Москву. Место его рождения – город Уфа. Разумовой, Москва Е. И.

И. Кнебеля "Московская Городская Художественная Галерея П. и С. Третьяковых" (М., 1909) готовится к выходу в свет его же обширная монография о Нестерове в серии "Русские художники" под ред. Нестеров (1862 – 1942) принадлежит к числу самых тонких, проникновенных и лиричных мастеров в русской живописи. В итоге, художник создаёт для храма два стенных образа: в алтаре – «Рождество» и «Воскресение» в крестильне – «Богоявление». Едет в Петербург.

Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Был членом «Товарищества передвижников». Но обстоятельства сложились иначе и художник оказался в реальном училище К. П. Воскресенского. 5 января 1920 года музей был публично открыт. Эти художники – создатели нового, самобытного искусства. Он создает картины «На Руси (Душа народа)», «Святая Русь», работает над фресками для соборов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

Так постепенно появляется цикл, посвящённый Сергию Радонежскому. Новскоре в его творчестве наступил резкий перелом.

Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Здесь, среди однокашников, он познакомился с Левитаном, которого уже на школьной скамье все в училище называли «талантом». Эта дружба с Левитаном сыграла впоследствии немаловажную роль в развитии Нестерова как пейзажиста. Радищева). Лаптевский особняк был одним из главных украшений города. Это, как пример и несколько вариантов «Царевны» и «Христова невеста».

1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Окончив училище, Нестеров очень напряжённо работал. Именно этот эффект он и передал в собственных росписях, сделанных им для храма а Абастуме. С. Глаголь, в изд. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.

И хотя советское искусствоведение отнесло этих людей к «слабым людям уходящей России», Нестеров не собирался изменять себе. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Первый же, неоконченный вариант остался в Уфе и благодаря стараниям сестры художника – Александры Васильевны – был сохранен, став впоследствии собственностью Башкирского музея.

Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Значительными и интересными являются также росписи автора в Марфо-Мариинской обители в Москве и эскизы мозаик храма Воскресения в Петербурге (1894 – 1897). В комнате у матери или в детской тишина, горит лампадка у образов. В московском училище живописи и зодчества его руководителем был Перов.

Ранниепроизведения Нестерова, считавшего себя учеником В. Г. Мартыновой. В портретах неугодных власти людей он сумел передать их лучшие качества, а главное – отобразить внутренний свет, духовное сияние. Нелегко далисьэти четыре года росписи Владимирского собора Нестерову.

Большой успех имели на выставках товарищества передвижников картины Нестерова: "Пустынник" (в Третьяковской галерее повторение в музее Александра III) и, в особенности, "Видение отроку Варфоломею" (преподобному Сергию Радонежскому также в Третьяковской галерее). Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В. Г. М. В. К этому же периоду относятся его первые значимые успехи. Кругликовой, которая, по мнению художника, являлась очень интересной и «острой» моделью.

Как и в светской живописи, Нестеров и здесь находит свою собственную манеру. Им в огромной степени владел П. П. Чистяков. Нестерова. Держинской, 1937, ГТГ). Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Подобно Ф. М.

Пейзажные работы мастера отличаются особой задушевностью и поэтичностью. Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. – Ср.

Словами "кроткое умиление" всего лучше характеризуется сущность творчества Нестерова. Появляются портрет С. Коровина, С. Иванова, М. Мартыновой, М. Заньковецкой. После 1907 года и особенно в период 1917 – 1928 гг. Известный как мастер монументальных храмовых росписей и станковых произведений, основной темой которых стали поиски национального духовного Идеала и идея «пустынножития», он вошел в русское искусство как один из вдохновенных и тонких художников русской природы и великолепных портретистов. Таковы его полотна «Мечтатели» (1903, ГТГ) и «Молчание» (1903, ГТГ). Картина «Видение отроку Варфоломею» была показана на очередной выставке художников-передвижников.

Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Именно выявлению этих черт подчинено решение портрета. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Коровин (и это далеко не полный список). Почему-то, прежде всего и невольно внимание останавливается именно на святых. Это всем известный шедевр Видение отроку Варфоломею (1889 – 1890, ГТГ)». Храм весь был покрыт фресками. Характерны в этом отношении следующие произведения: «Философы» (1917, ГТГ, с изображёнными на ней С. Н.

Э. В. За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу. Оказавшись через много лет в Сергиевом Посаде, Нестеров в порыве нахлынувших на него ностальгических чувств писал: «Вот я снова под Москвой, у «Сергия». Пышныйрусско-византийский стиль его сбивал с толку. Картина приобретена П. М. Я учился в Училище у Прянишникова, Евграфа Сорокина (одного из самых блестящих рисовальщиков своего времени, но учителя равнодушного) и у Перова.

Амазонка (дочь художника), 1906 П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков или Философы, 1917). В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Но ученье плохо давалось ему.

В 1905—1906 гг. Ильина). В 1890-е годы Нестеров становится одним из самых значительных и оригинальных мастеров современного ему русского искусства. огромного Стасова» 20. В этом варианте она и была показана на XVIII выставке передвижников 1890 года в Петербурге, а затем в Москве.

Н. П. Особенно интересовала его история XVI – XVII вв. Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М. И. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой.

В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Им написаны иконы для церквей в Новой Чартории (Волынской губернии) и в Гаграх (на Кавказе) и произведена роспись дворцовой церкви в Аббас-Тумане (акварельные эскизы в музее Александра III). Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Более замечательные его портреты: дочери художника (1906 в музее Александра III) и Л. Н. с ностальгическими подробностями воссозданы художником в книге «Давние дни» 12 картинки его безоблачного детства в отеческом доме. Если «Христова невеста» стала для него «поминанием» трагически оборвавшейся любви, то в «Пустыннике» уже с не юношеской определенностью прозвучала только его, нестеровская, тема.

Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. я тоже пытаюсь что-то себе представить «архитектурно». Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942), русский художник. С тем же пронзительным чувством пишет Нестеров о поездках с матерью и сестрой Сашей в тарантасе за Белую за черемухой, о прогулках, «как наградах», на Чертово Городище, на Шихан, откуда было видно село Богородское, а там, в двух шагах и мужской монастырь. Старшие уехали ко всенощной, ко Спасу или в собор.

Эта работа Нестерова не остаётся незамеченной и прибавляет ему новый, неоценимый опыт. У меня закружилась голова и я, упав с подставки, на которой сидел, прорвал свою картину. » 18 Но вынужденный «отдых» тянулся недолго: через полторы недели «прибыл» новый холст, гораздо лучше прежнего и Нестеров очень быстро переписал картину, закончив ее в январе 1890 года в Москве. Внимание к образной символике, плоскостность композиции сближали многие произведения Нестерова этого периода, особенно в области монументальной живописи (росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-11), с творчеством представителей модерна. Сам Нестеров называл направление, в котором работал, «опоэтизированным реализмом».

Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). В. Р. М. В. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Радищева), стал программным произведением Нестерова 1880-1890-х годов. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Каждый их них – явление выдающееся, золотая страница русского портретного искусства. Позднее это осуществляется иначе.

Воплощенная в «Пустыннике» идея «пустынножития» – идеального, по его мнению, условия для возрождения человеческой души и обретения ясного смысла жизни – найдет продолжение в картине «Видение отроку Варфоломею» с ярко выраженной в ней идеей гармонического единения человека и природы. Особое место в этом ряду занимают портреты Ольги Михайловны Нестеровой. В качестве моделей автор предпочитал видеть только близких людей. Начало работы над «Пустынником» совпало с частыми поездками Нестерова в Троице-Сергиеву Лавру.

Флоренским), «Архиепископ Антоний» (1917, ГТГ), «Мыслитель» (1921 – 1922, ГТГ, портрет С. И. Чистяков. Моделями для портретов служат, в первую очередь, родные и близкие – члены семьи, друзья, художники. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Нестеров начинает заниматься станковым рисунком и иллюстрацией. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. «Памятны мне и зимние вечера.

В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры. и А. М. «Художник был поставленв необычные для него условия: он должен был писать святых с широко раскрытымиглазами на грандиозных площадях церковных стен, к которым он не привык. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (Великий постриг, 1897 Святая Русь, 1901 – 1906). В это же время им создаётся целый ряд значительных произведений, в которых он следует своему духовно-эстетическому идеалу, воспевает нравственную чистоту святой Руси.

150-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НЕСТЕРОВА (1862-1942) ОТМЕЧАЛОСЬ В УФЕ ОСОБО. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877 – 1881 и 1884 – 1886), где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881 – 1884), где учился у П. П. Чистякова. Особое место в творчестве художника занимают картины, посвященные историческим событиям.

Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Наконец, здесь были созданы принесшие ему мировую известность картины «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой» («Амазонка»). А. Н.