Домье Оноре Википедия
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Демулен отодвинут в глубину, он даже повернут к нам спиной, он – только фокус, в котором сходятся мысли, чувства и действие несметной толпы народа, присутствие которой Домье сумел передать поразительными по смелости композиционными приемами. Ранние литографии Домье, сделанные до Революции 1830 года, не имеют сколько-нибудь серьезного художественного значения: его портреты или нехитрые жанровые сцены тех лет, как и более интересные с точки зрения своего сюжетного содержания, но довольно-таки внешние отклики на разные исторические и политические события времени, во всем еще следуют распространенным и совсем уже выродившимся штампам развлекательной графики идущей от Дебюкура и Буальи и очень мало обновленной более молодыми художниками вроде Шарле. Н. Н.
- Оноре Домье: жизнь и творчество художника
- Оноре Домье: сын стекольщика, которого боялись короли, биография и картины
- Оноре Домье — великий французский художник-график
- Биография и творчество Оноре Домье
- Картины Оноре Домье: от графики к живописи
- Словари и энциклопедии на Академике
- Интересные факты из жизни художника
- Напишите отзыв о статье Домье, Оноре
- Отрывок, характеризующий Домье, Оноре
Ясно только одно: эти годы были для него таким же мучительным временем душевных сомнений, тяжелых размышлений, проверки и переоценки всех своих убеждений и представлений о жизни, как это было для его ближайшего друга Шарля Бодлера. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). На полотне зрители видят зверски убитую семью. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. В Салоне 1831 г. он видел Свободу, ведущую народ Делакруа, которая была демонстративно приобретена игравшим тогда в либерализм правительством Июльской монархии, а когда начались рабочие волнения и восстания – поспешно убрана в запасник Лувра. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
- О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
- Художник Оноре Домье картины и карикатуры
- Значение слова Домье Оноре Викторьен
- Домье Оноре Викторьен, французский график
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Просмотры статьи за последние 30 дней
приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. «К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. литографии Домье, как и самые передовые литературные произведения эпохи, превращали видевших их людей в критиков существовавшего общества, призывая их бросать вызов социальным нормам, в особенности тем которые не служили интересам всей страны.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
Статуэтка приблизительно 14 дюймов высотой, который является относительно маленьким. Дон Кихот и Санчо Панса были найдены как часть открытия ограбления нациста 2012 года. Калитина.
Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Так что и эта серия легла только мертвым грузом на душу и на творчество Домье этих лет, лишь еще больше углубив разрыв между такой принужденной и случайной накипью и тем глубоким потоком больших идей и прекрасных художественных свершений, которые уже тогда всецело занимали все мысли и чувства Домье, хотя были скрыты от глаз посторонних зрителей за пустой и бесцельной каждодневной работой для Шаривари. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72). «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам.
В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Рамки и возможности литографии были явно тесны для таких намерений, да и Шаривари не был подходящей платформой для героических исканий. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари.
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Зато у автора этой комической серии был гораздо более близкий, более конкретный и очень опасный враг – процветающее и все шире и глубже захватывающее господствующее положение в художественной жизни салонное искусство. В проведении закона против свободной и оппозиционной печати очень большую роль сыграл страх перед литографиями Домье. Он продолжал в эти годы старые серии Все, что вам угодно и Папы, где и раньше встречались в изобилии подобные несатирические образы. Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.
Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота.
Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века. вы можете запросить все в системе с коробкой.
брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. У меня есть основания думать, что Домье мог сделать все эти вариации восстаний и вне всякой связи с Революцией 1848 года, через десять или двадцать и больше лет, может быть в связи уже с Коммуной 1871 года. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.
Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие.
Это было разработано для подписной публикации LAssociation Mensuelle. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Полиция обнаружила печать, висящую в окне printseller Эрнеста Жана Обера в Galerie Vro-Dodat (проход в 1-м районе) и впоследствии разыскала и конфисковала как многие печати, которые они могли найти, наряду с оригинальным литографским камнем, на котором было оттянуто изображение. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Но в Робере Макэре Домье было кое-что такое, чего Теккерей не мог увидеть в своем герое – авантюристе XVIII в. : Робер Макэр у Домье занимается совсем не старомодно-феодальными, а самыми наиновейшими буржуазными спекуляциями и жульничествами и очень часто из мнимого учителя танцев или распространителя библий, вполне возможных и в XVIII в., перевоплощается в основателя акционерной компании или биржевого маклера, т. о. в общественные типы, украсившие собою уже девятнадцатый век.
Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Домье хотел изобразить эту женщину как «прачку» или прачку. Когда были реально сделаны эти работы – неизвестно, - может быть, непосредственно перед тем, как они были выставлены, может быть – и раньше, ближе к Республике. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Домье может выдержать такие сравнения.
Существующие печати Руты Transnonain являются оставшимися в живых этого усилия. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862)., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года).
Всю жизнь художник терпел лишения. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Глубокие и принципиальные изменения во всем строе художественной формы явно не были следствием только какого-то чисто формального экспериментирования или творческой прихоти: они родились на свет в результате серьезного и глубокого изменения отношения Домье к окружавшей его реальной жизни, самого метода наблюдения и обобщения того, что он видел и что начал настойчиво искать. За исключением ищущей правдивости его видения и сильной прямоты его живописной манеры, было бы трудно признать создателя Робера Макера, Les Bas bleus, Les Bohmiens de Paris и Театров масок, в картинах Христа и Его Апостолов (Рейксмузеум в Амстердаме) или в его Добром самаритянине, Дон Кихоте и Санчо Пансе, Дразнившем Христе или даже в эскизах в Коллекции Ionides в Южном Кенсингтоне.
Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. Вы свободны.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). После строительства статуэтки Домье тогда воссоздал Тяжелое бремя много раз. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.
Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего свои вещи по дешевке». Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Стоит отметить, что карикатуры тогда, как впрочем и сегодня, многими оцениваются очень болезненно. Сын мастера-стекольщика. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Оливер В. Ларкин заявляет, что «Каждый видит в глине отметку быстрых пальцев Домье, когда он подтолкнул юбку в раздутые сгибы и использовал лезвие ножа или конец ручки щетки, чтобы определить сжатые руки и морщины ткани по груди.
В конце 60-х гг. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). Он абсолютно точно и недвусмысленно адресует свои обвинения не господу богу, а тем самым банкирам и лавочникам, которые составляли прочную основу и фундамент Июльской монархии. Женщина похожа, что несет что-то, возможно большая сумка или большой тотализатор. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Домье не любил многие новшества. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Литографии 1844-1847 гг. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Современники (О. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Калитина. – Она выполнена, по всей вероятности, позднее и производит, по сравнению с Парижской прачкой, несколько иное впечатление.
Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
Яворская. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Силу и значение этой работы Домье не решались отрицать или умалять даже самые крайние его враги и даже те консервативные ученые XX в., которые считают, что художник лучше бы сделал, если бы держался подальше от всякой политики и не вмешивался бы в то, что никак его не касается. к однообразной и поверхностной развлекательности. В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму.
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. В следующем году Домье вошел в Acadmie Suisse.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами других и судьбой государства. Он более не опасен.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Для Домье же было вообще непонятным и глубоко чуждым самое желание незаинтересованно и со стороны смотреть на жизнь в роли некоего автоматически справедливого судьи.
Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Герман. – Ей недавно исполнилось двадцать четыре года, она была портнихой и, по правде сказать, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа. В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Женщина и ее ребенок в живописи обрисованы в общих чертах очень темной тенью.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.
Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Домье родился в Марселе у Жан-Батиста Луи Домье и Сесили Катерин Филипп. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Этот Ратапуаль, приведший в такое восхищение Жюля Мишле, стал появляться в самых разных, но одинаково грязных ролях в веренице перевоплощений, в ряде убийственных, не знающих пощады изображений патриотической деятельности этого проходимца.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33).
Современники (О. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и др. ) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Он сразу, почти без всяких переходов или колебаний, отбросил как ненужные, сковывающие путы, как абсолютно излишнюю, непредвиденно выросшую на его пути помеху все те нарочитые и искусственные приемы комического натурализма, которые привели его в 1839-1843 гг. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений.
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. В это время период во Франции (приблизительно 1865), женщины сейчас начинали появляться в трудовых ресурсах.
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Собственно, сознание существования двух культур в едином, казалось бы, общественном строе тогдашней Франции было открытием не только ученых-социологов и участников революционных организаций.
Герман. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине.
Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе.
Листы Домье трагично выразительны. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Дело не только в том, что ему приходилось заниматься разными пустяками – негодными мостовыми, сделанными по плохо усвоенному рецепту Макадама, мелкими непорядками на железных дорогах, нелепыми новыми модами и т. п. Он ведь прекрасно умел извлекать сложный и большой философский и художественный смысл из самых заурядных мелочей повседневной жизни, как это было в его литографиях 1844-1847 гг. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. По моим предположениям, к этому времени зато вполне могли бы относиться различные варианты так называемых Беглецов или Эмигрантов – смятенные толпы бегущих или устало бредущих людей, устремленных в одном общем порыве к какой-то неведомой цели. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Опоре Домье родился 26 февраля 1808 г. в Марселе, в семье скромного мастера рам для картин и окантовок, а возможно и реставратора живописи. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике.
Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Им просто позволяли работать по сравнению с мужчинами, которым всегда разрешали работать.
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Не знаю.
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). При кажущейся простоте композиция строго продумана. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). Выше: что вы искали.
Домье. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Но все же самым важным для Домье было теперь создание больших положительных образов, по-настоящему возвышенных и героических. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Литографии 1852-1855 гг. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Во время господства Луи Филиппа Чарльз Филипон начал комический журнал, La Caricature, Домье присоединился к его штату, который включал таких влиятельных художников как Devria, Raffet и Грандвилль и начал после его иллюстрированной кампании сатиры, предназначаясь для недостатков буржуазии, коррупции закона и некомпетентности неловкого правительства. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. И все же, несмотря на удивительную изобретательность фантазии Домье, вовсе не сам король персонально был темой и предметом этого потока сатирической выдумки.
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях (Силуэт. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. 1863, Париж, Музей Орсэ). Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр».
Домье не довольствуется первыми достижениями. По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Таковы, например, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Все здесь крепко, просто, значительно.
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
— Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей их поведения и внешности. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
В 1833-1835 гг. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества.
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Этот лист был сделан после того, как войсками Луи-Филиппа с помощью Национальной гвардии было подавлено восстание, поднятое 12 мая 1839 года тайным Обществом времен года под руководством Огюста Бланки, - то самое восстание, за участие в подавлении которого получил офицерский орден Почетного легиона бальзаковский Пьер Грассу. Это показывает, что он защищает для прав женщин в трудовых ресурсах. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Листы Домье трагично выразительны. 1848, Прага, Национальная галерея).
Литографии 1844-1847 гг. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги.
Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari».
В 1816 молодой Домье и его мать следовали за Жан-Батистом в Париж. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Есть полная комната карикатур в Am музея Rmerholz в Винтертуре.
Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.