Дж Арчимбольдо
Многие современные искусствоведы именно Джузеппе Арчимбольдо считают предтечей сюрреализма. Именно у Рудольфа Джузеппе Арчимбольдо пользовался особой славой и почетом. Талант Джузеппе Арчимбольдо прорвал завесу времени, он органично вошел из эпохи позднего Ренессанса – маньеризма в эпоху Интернета. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Через год, 11 июля 1593, Джузеппе Арчимбольдо скончался.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Джузеппе Арчимбольдо (итал. Giuseppe Arcimboldo 1526 или 1527, Милан— 11 июля 1593, там же)— итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление. Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником.
Арчимбольди (АРЧИМБОЛЬДО), ДЖУЗЕППЕ (Arcimboldi, также Arcimboldo, Giuseppe) (ок. Даже современники Джузеппе Арчимбольдо понимали и ценили искусство художника, как что-то виртуозное и гениальное. Согласно П. Мориджиа, в 1562 году Арчимбольдо уступил призыву императора Максимилиана II и покинул Милан на 25 лет. Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy).
Заново Джузеппе Арчимбольдо открыли только в ХХ веке сюрреалисты, признав художника величайшим мастером абстрактного искусства XVI века. Экстравагантным художником Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) были написаны работы, которые смело можно рассматривать в ряду оптических иллюзий. После создания эскизов на сюжеты Священного писания и создания гербовых щитов для самого князя Фердинанда из Богемии, Джузеппе Арчимбольдо в 1562 году был приглашен в Прагу, на службу уже ставшему на престол Фердинанду I в качестве придворного художника.
Несмотря на свои многочисленные таланты Джузеппе Арчимбольдо, скорее всего, был бы забыт в последующие века, как это произошло со многими талантливыми художниками той эпохи. Тольков начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
440 лет назад в 1573 году итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1527 – 1593) завершил создание живописной серии «Времена года», которая сделала его знаменитым. Джузеппе Арчимбольдо начал составлять изображения и портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг ит. д. Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Отслужив при дворе в общем счете более 30 лет из которых 12 лет служил Руд ольфу II, Джузеппе Арчимбольдо попросил об отставке, на что получил положительный ответ вместе с высокими почестями от императора и отправился к себе на родину в Милан.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49.
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
- Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника
- Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- Биографии великих и известных людей
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Воздух.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
было довольно много. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В 22 года он помогал отцу расписывать Миланский собор.
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
- Джузеппе Арчимбольдо или Натурфилософия в красках
- Джузеппе Арчимбольдо – средневековый сюрреалист
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Вода.
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Как и многие мастера своего времени, совмещал разные, как художественные, так и инженерные профессии, что идеально соответствовало вкусам тогдашнего пражского двора, страстно увлеченного (в особенности в лице Рудольфа II) не только искусством, но и натурфилософией, в ту пору неразрывно слитой с алхимией и астрологией. В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов2829. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. итальянский художник.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Арчимбольдо известен не только «Временами года». По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены.
- АРЧИМБОЛЬДИ (АРЧИМБОЛЬДО), ДЖУЗЕППЕ
- Времена года Джузеппе Арчимбольдо
- Презентация на тему "Джузеппе Арчимбольдо"
- Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
- Джузеппе Арчимбольдо: биография
- Арчимбольди ДжузеппеКартины и биография
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Даже оторопь берет. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В 1591 г. художник написал два своих самых прославленных полотна – «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа).
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
- Интересные факты из жизни художника
- Самое интересное в виде мозаики
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
- Разносторонность интересов художника
- Аллегория в портретной живописи
- Словари и энциклопедии на Академике
Однако в историю вошел прежде всего как художник. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» – в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Полотно входит в цикл «Профессии».
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
- О знаменитости:Итальянский художник
- Джузеппе Арчимбольдо и три императора
- Творчество Джузеппе Арчимбольдо
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Публиковались и другие работы. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
- Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас
- Джузеппе АРЧИМБОЛЬДО в фотографиях
- Уникальность человеческого тела не перестает удивлять
Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Типичные образы Арчимбольди сформировались на фоне богатейшей рудольфинской кунсткамеры (с разного рода природными диковинами), куратором которой он состоял. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане.
- О чём стоит помнить родителям и детям любого возраста
- Великое уравнение доказывает, что времени вообще не существует
- Любимые телеведущие — Первое появление на экране и сейчас
- Очень милая и нежная детская фотосессия
Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. На воинственное начало указывают и пушки. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Возможно, внес этапный вклад в теорию и практику светомузыки: ему приписывается изобретение «перспективной лютни» и «клавесина цвета» – приборов для оптимального образно-ритмического согласования музыки с изобразительным искусством.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, – это доказывается простым сравнением стиля.
- Сногсшибательное платье «Галактической Золушки»
- Скандальная биография Ромула, основателя Рима
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
При этом 12 августа 1587 года датировано распоряжение Рудольфа II о награждении художника 1500 флоринами за длительную службу царствующему дому. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Он родился в Милане в 1527 году.
Маньеризму присуща претенциозность. Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика.
Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине XX века ему наследию было посвящено много статей. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Известны также знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 г. был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16–17 вв. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб. Существует версия, что росписи в церкви св. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание ХVI в. – «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.
Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
«Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. В начале 1550-х гг.
Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Дата рождения художника неизвестна. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. На воинственное начало указывают и пушки. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Джузеппе известен как маньерист 16-го века. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году.
Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Чаще всего они представляют собою аллегории первостихий или времен года – таковы, к примеру, Лето (1563) или Огонь (1566 обе работы – Художественно-исторический музей, Вена), физиономии и фигуры которых составлены из фруктов, листьев, злаков и из горящих головешек, кусков железной руды и военных орудий и лишь изредка являются собственно портретами, подобно «плодоовощному» Рудольфу II в образе Вертумна (1590, там же Вертумн – римский бог всяческих перемен, в том числе в растительном мире). Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа – в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Джузеппе Арчимбольдо родился в семье миланского художника с юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года.
Картины художника при жизни вызывали споры. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Публиковались и другие работы20. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Земля. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Дата рождения художника неизвестна. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
Существует версия, что росписи в церкви св. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Что это такое. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Самое большое количество картин под названием «Весна».
Вариантов «Времен года» было несколько. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах.
Наиболее известны «фантастические головы», которые он писал с 1560-х годов, – причудливо-пестрые по колориту картины с погрудными «портретами», составленными из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и других вещей природы, а порой и из предметов человеческого мастерства. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо – лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка.
В начале 1550-х гг. Огонь. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Забытый средневековый художник был провозглашен в ХХ в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в ХVI столетии».
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.