Эдуард Мане Википедия

Он и сам осмеливается сделать несколько штрихов на бумаге. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Юношу привлекла эта скандальная слава. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.

Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года. Хотите увидеть суровую реальность того времени. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Вместе с семьей в первых числах марта Мане перебрался в Аркашон. У него были светлые глаза.

  1. Эдуард Мане: жизнь и творчество художника
  2. В мире интересного и познавательного
  3. Биография и картины Эдуарда Мане
  4. История одного арт-скандала: Эдуард Мане и его дерзкая Олимпия
  5. История одного арт-скандала: Завтрак на траве Эдуарда Мане
  6. Вокруг света: Лучшие выставки февраля, на которые стоит попасть
  7. Гурмэ-фаворит недели: Израильская шакшука
  8. Что почитать: Книжные новинки недели

Эта обнаженная женщина привела в негодование публику, ничего кроме нее, не увидевшую в картине. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.

Особое внимание деталям обстановки художник уделил в портрете Золя (1868, Лувр). Согласно Антонину Прусту, «только меры предосторожности, принятые администрацией, предотвратили живопись, прокалываемую и порванную» оскорбленными зрителями. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».

  • Гурмэ-фаворит недели: Шоколадный фондан в ресторане
  • Наша рецензия: Кинопремьера Море соблазна
  • Мнение эксперта: Не так страшен ботокс, как неправда о нем
  • Словари и энциклопедии на Академике

Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Ни картинам, ни литографии предмета не разрешили быть показанными во Франции. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон).

То, что она носит одежду слуги куртизанки здесь furthers сексуальная напряженность части. Рисовать начал еще в коллеже. Но для европейца и немного художника город этот отмечен печатью неповторимого своеобразия. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию.

Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Мане извлек это чудесное из потока реальной жизни. В это время Мане был мускулистым человеком среднего роста. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Эдуард Мане настолько любил свой дом, насколько терпеть не мог коллеж.

Две недели он не покидал корабля. В 1872 году он показал 11 из них на выставке в Лондоне. Орхидея, upswept волосы, черная кошка и букет цветов была всеми признанными символами сексуальности в то время. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря.

Оно побуждает его, в частности использовать для них в качестве натуры своих близких и друзей, черты которых, хотя и преображенные художником, всегда можно узнать и в Завтраке в мастерской (Леон Ленхоф и Руссен) и еще в большей мере – в Балконе, где сидящяя женщина – это Берта Моризо, стоящяя рядом с ней – скрипачка Дженни Клаус, а франт позади – художник Антуан Гийеме. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. На лето1870годаприходится апогейфранко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Затем с ним сблизились последователи Курбе: Альфонс Легро Фантен-Латур, Бракмон, художник Уистер. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Явился Кутюр, посмотрел, сделал невообразимую гримасу. Мане хотел идти своим путём.

  • Образование и раннее увлечение живописью
  • О знаменитости:Французский художник, один из основоположников импрессионизма
  • Краткая биография – Эдуард Мане
  • Эдуард Мане: картины с названиями не менее скандальной репутации
  • Против семьи навстречу прекрасному
  • Скандальный автор с великим наследием

В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Поразительно дикая, нетронутая природа. Драматические события могли волновать Мане-человека, но не Мане-художника. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.

В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Строго говоря, уже в некоторых ранних своих работах (Музыка в Тюильри), хотя они были написаны в мастерской, Мане утверждает многие принципы импрессионизма. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Рабство его возмущает.

У Мане было два холста, принятые в Салоне в 1861. Эта группа включала: Моне, Ренуарa, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне).

Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения. И она разразилась. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Не так уж и мало. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.

  • Мане Эдуард, французский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Дополнительные материалы для чтения

Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Он, однако, показал их 15 апреля – 1 мая вместе со многими другими работами в своей мастерской на улице Санкт-Петербург. Порой слышатся насмешки.

В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Она задумчива, отстранена. В этой картине поражает и игра красок. Но всё это, по мнению юного таланта, было банально и пошло.

Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтомШарлем Бодлером. И натура и освещение – все одинаково фальшиво.

Эдуард Мане: жизнь 
и творчество художника

Лишь к 1872 году Мане оправится от пережитых потрясений. На том же месте в картине «Олимпия». Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне. Корни деревьев опутаны лианами, с веток спускаются орхидеи.

Посетители хотят видеть только Венеру с котом. Ничто не бросалось в глаза. Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами.

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. В начале июня ее переносят в самый последний зал и помещают над огромной дверью так высоко, как никогда не вешали даже самые бездарные картины. Чему еще может научить его автор Римлян. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.

Это та нагота, которую публика приветствует и воспевает. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Рисует, фиксирует свои впечатления, передает движения изображает силуэты, лица матросов и товарищей. 12 февраля 1871 года Мане покинул Париж.

В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, при ближайшем рассмотрении лица становятся почти абстрактными формами. Он понял, что такое полный свет, глядя на эти полотна, где даже черное светится. Его кисть увековечила музыканта быстро, но плотно, обобщенно.

Родился в семье крупных чиновников. Юные воспитанники с Гавра и Гваделупы едва верят своим глазам. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.

Да и фигура у неё немного полнее. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме N5 по улице Малых Августинцев. Художник закономерно приходит к большей дифференциации цвета, улавливаемого в разнообразии тончайших оттенков, которые фиксируют эффекты света, его воздействие на видимый мир. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал.

В конце концов, его уговоры подействовали и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. Публика угрожала ей зонтиками. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Перед ней никого нет. Первым этапом развития его живописного таланта была картина Любитель абсента.

Его дядя, Эдмонд Фурнье, поощрил его преследовать живопись и взял молодого Мане в Лувр. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. И, разумеется, он необыкновенно живописен.

Полотно поставили к свету на мольберт, украшенный цветами. В результате этого рапорта Эдуард был на месяц исключен из класса. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал толькоДелакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.

Он даже уничтожил все свои академические работы, выполненные в 1855-1859 годах. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Предсказание Кутюра сбывалось: Мане становится главой нового художественного направления, получившего название Батиньольская группа и активно противоставлявшего себя салонному искусству. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.

«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Мане в растерянности. По словам Пруста, Мане питал глубокое презрение к живописцам, засевшим в своих мастерских со своими натурщиками, костюмами, манекенами и создающих мертвые картины, тогда как.

Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописьюФранса Халса. Люди изображены, выпив пиво, слушая музыку, флирт, чтение или ожидание. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Тело Олимпии, а также ее пристальный взгляд невозмутимо конфронтационное. Но вдали от глаз толпы вели себя абсолютно иначе.

Теперь же он открывает подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин. Мечтают о встрече. А затем, 18 февраля, устраивается трехдневный карнавал. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.

Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Какая тоска – длинные, бесконечно длинные дни, а теперь еще и дожди начались. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж).

Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Шардена,, П. -П. Все это представлялось Мане занятием праздным и абсолютно бесполезным. У Мане не было школы в настоящем смысле этого слова, но многие художники, увлеченные его правдивой и смелой передачей действительности, последовали за ним, не впадая в явное подражание, но вдохновляясь новизной и свежестью приемов, внесенных им в живопись. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.

Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана.

Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В углу Кафешантана курит человек, в то время как позади него официантка подает напитки. Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем.

В 1841 он зарегистрировался в средней школе, Голе Collge. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Моне тоже был охвачен пылом, подобно Золя, но, видимо, не хотел выделяться. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. В этом рисовальном классе, который был расположен по соседству с гимнастическим залом, учитель заставлял Эдуарда рисовать с гравюр и изредка – с орнаментальных рельефов.

Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.

После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Эта фигура в натуральную величину говорит о таланте автора и отличается смелой, широкой манерой и верностью кисти.

Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). У него была ритмичная исключительно элегантная походка. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины "Концерт"Джорджоне.

На его похороны собрался весь артистический Париж. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Не случайно впоследствии (в 1857 году) Мане копировал Ладью Данте и в связи с этим посетил мастерскую Делакруа. Тень фигуры не соответствует её положению.

В мастерской Кутюра было 25 – 30 человек. Все, что мы здесь делаем и видим – просто смешно. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.

Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь.

Согласно искусствоведу Петеру Хайнцу Файсту этим он продемонстрировал красоту «декоративного эффекта крупной одиночной фигуры с подчёркнутым контуром на фоновой поверхности». Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). В молодости он носил длинные волосы, часто откидывая их назад. Нам кажется, что мы слышим и видим этого бравого испанца в марсельской куртке и брюках. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.

Вот он символ красоты и идеальной чистой любви. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Жюри салона1863 годатакже отвергло все три представленные Мане картины.

Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. С ним хотят сблизиться. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Изучал произведения Джорджоне, Тициана, Ф. Халса, Д. Веласкеса, Ф. Гойи, Э. Делакруа и испытал их влияние. Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 в наследственном htel particulier (особняк) на руте Бонапарт богатой и хорошо связанной семье.

В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844 – 1848 годах учился в коллеже Роллэн1. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.

Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Гроза становилась реальной угрозой.

В июле1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно попытался сдать экзамен в Морскую школу. Портреты Мане (С. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. В нем преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (ему вновь позировала Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого незатейливого, как мелодия военной флейты. Он пишет не богиню или нимфу, а реальную женщину, с неповторимым, чуть терпким очарованием, но всем композиционным и живописным строением холста и даже его размером утверждает поэтическую значимость образа безвестной парижанки. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.

Он был полон самых радужных надежд: верил в свою страну, которая в феврале 1848 года стала республикой и представлялась Мане наилучшим государством на земле ждал от Кутюра приобщения ко всем радостям и тайнам творчества. 18 марта 1871 он написал своему (федеральному) другу Феликсу Бракмонду в Париже о его визите в Бордо, временное место французского Национального собрания Третьей французской республики, где Эмиль Золя представил его местам: «Я никогда не предполагал, что Франция могла быть представлена такими трясущимися старыми дураками, не за исключением того маленького упрека Тьер. В его романе «Нана» продажная любовь была показана без прикрас, со всеми отвратительными деталями. Флейтист будто выплывает из нежного, полного тихой вибрации серебристо-желтоватого фона. В 1871 году тронулся лед и на художественном рынке.

Но он должен двигаться дальше. Первые его работы одобрил Делакруа. Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение.

Этот этюд отличался большой свежестью фактуры и сильным рисунком, от которого не отрекся бы сам Энгр (Мане питал к Энгру чувство живого восхищения). Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Огюст Мане женился 18 февраля 1831 года на Эжен-Дезире Фурнье. Она вызывающе смотрит, поскольку ее слуга предлагает цветы от одного из ее истцов мужского пола. Но и многие свои портреты Мане решает как портреты-картины изображающие модель в конкретной среде.

В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Но жюри отвергло его картину Любитель Абсента.

Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Стычки эти становились все более резкими.

Отсюда становится понятна масштабность фигур этого человеческого парада, обычно изображаемой в рост и лишь немногим меньше натуры. Работа Мане, которая казалась «немного небрежной» при сравнении с дотошным стилем такого количества других картин Салона, заинтриговала некоторых молодых художников. Наконец, нужно обратить внимание и еще на один пласт художественного наследия, который, несомненно, сыграл свою роль в формировании Мане-художника, но на который обычно не указывается. Вскоре он начал ссориться с Кутюром. Современный критик осудил «бесстыдно согнутую» левую руку Олимпии, которая казалась ему осмеянием для расслабленной, ограждающей руки Венеры Тициана. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».

Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. В траве медленно ползают насекомые, сверкающие, как драгоценные камни. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.

Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).

Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.

Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Через несколько дней воспитанникам разрешили сойти на берег и они начинают осмотр города. Последним частным владельцем «Флейтиста» был граф Исаак де Камондо, от которого она перешла в собственность французского правительства в качестве компенсации за неуплату налога на имущество в 1911 году.

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. Необычайное зрелище.

Пренебрежение к иллюзорной перспективе выражается и в отсутствии на картине теней. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Он угадал в портретах Энгра скепсис и иронию, скрытые под маской ледяного беспристрастия. За Дюраном-Рюэлем последовали банкир Г. Гехт, Издатель Флобер, Золя Шарпанте и т. д.

Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.

Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Конечно и то удивительное личное ощущение моря, которое впоследствии отличало Мане-мариниста, родилось в его душе именно во время этого плавания в заэкваториальные страны.

Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.

Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Он посоветовал ему ходить на лекции по живописи, а ещё постоянно водил его в Лувр. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».

Они – окрашенные снимки богемности, городских рабочих, а также часть буржуазии. Под широким лбом выступал прямой, правильный нос. На ней изображены испанские танцоры в момент выступления. Понять Кутюра – значит понять возможности официального искусства. Главный парижский музей Мане полюбил всей душой, а вот на занятия плевать хотел. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.

В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Этот город чаровал и отталкивал Эдуарда. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Если в Завтраке на траве Мане еще не совсем последователен в этой тенденции, то в Олимпии и другом его раннем шедевре Флейтисте (1866, Лувр) окончательно торжествует плоскость понимания форм, а живописное единство достигается в них не подчинением всех элементов картины условному общему тону, а гармонизацией обобщенных цветовых пятен. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Он часто посещал Бар Reichshoffen на бульваре де Рошешур, на которого он базировался В Кафе в 1878. Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения заКлодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), Бар в «Фоли-Бержер» (1881 – 1882).

Боже, какое неприличие. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.

Удобно. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. В Любителях пива женщина наслаждается своим пивом в компании друга. Образованный, с тонким вкусом, Фурнье по-настоящему любит искусство. Теперь он будет работать самостоятельно. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.

К старым друзьям присоединяются новые. Педагоги учили его академическому рисунку. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Да, теперь было слишком поздно.

Принимая текущий стиль реализма, начатого Гюставом Курбе, он нарисовал Пьющего Абсента (1858–59) и другие современные предметы, такие как нищие, певцы, цыгане, люди в кафе и бои быков. По масштабу трагического ощущения ее нельзя соотнести с изображенными событиями. Мане добивается известности, хотя и скандальной.

Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Однако высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. Картины Мане сцен кафе – наблюдения за общественной жизнью в 19-м веке Париж. Скандал был полным.

Впрочем, связанный со всем этим вынужденный перерыв творчества был даже необходим: в это время в душе Мане незаметно формировались те внутренние силы, которые затем (к 1872 – 1873 годам) сразу изменят характер его искусства. Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. Картины раннего Мане образуют настоящую галерею поэтических явлений человека на подмостках жизни: то печальных в своем одиночестве и заброшенности (Любитель абсента), то безоблачно радостных (Мальчик с собакой, Мыльные пузыри), то торжествующих и дерзких (Лола из Валенсии), то исполненных мягкой задумчивости и тихой просветленности (Флейтист).

Друг Сезанна Золя, напротив играл важную роль в группе. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. В среде художников всегда было принято, в целях совершенствования своего мастерства, копировать работы великих мастеров, но при этом каждый интерпретировал другого художника в свойственной ему манере. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар.

Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Работа Тициана — портрет женщины, которая готовится к свадьбе. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.

Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различныесалоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Эдуард потрясен. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной.

В прессе благосклонно отозвался о Гитареро Т. Готье: Карамба. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна.

Не то чтобы его взгляды переменились или исчезла вера в себя, но сейчас он как-то не испытывал желания обнаруживать свою большую гордость. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Ренуар, подобно Моне, не любил возвышать голос в общих шумных дебатах. Мсье Мане весьма плохо встретил этот совет.

Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Не в меньшей степени интересовал его и Энгр. Как он бренчит на своей гитаре, не жалея струн и распевая во все горло.

Но энтузиазм Мане вскоре утихает. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Мане приобретает скандальную славу, хотя и не стремится к ней.

Одна из таких работ «Балкон». 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа». Надо было, что бы кто-нибудь подтолкнул его.

Но и сейчас, когда детали полотна Мане почти неразличимы, страсти не улеглись. Он не поддавался никаким влияниям, его индивидуальность четко обозначилась. Напротив, они становятся еще ожесточеннее. Кроме того, количество его защитников увеличивалось.

Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Его привлекали также Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии. Кто еще столь негодующе и четко увековечил в живописи светское дно версальского Парижа. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно «Бар в Фоли-Бержер», которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году.

С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Клод Моне, Поль СезанниЭдгар Дегастановятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Но есть и существенные отличия. Его привлекали такие картины Энгра, как Купальщицы Вальпинсона и особенно – портреты.

Буря – загадочная живопись, показывающая полностью одетого человека и нагую женщину в сельском урегулировании. В сопоставлении этих белых тонов заключается преодоление огромных трудностей. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Постепенно вокруг него образуется группировка.

У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовиться к гражданской (юридической) карьере. Эдуард рисует. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».

В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Лишь один Делакруа подал тогда свой голос в защиту Мане. » Если это могло бы интерпретироваться как поддержка Коммуны, следующее письмо Бракмонду (21 марта 1871) выразило его идею более ясно: «Только партийные работники и амбициозное, Henrys этого мира после по пятам Millires, гротескных имитаторов Коммуны 1793. Уже ранние работы Мане утверждают новые принципы выражения мира. Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного.

В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Теперь посмотрите на букет и, пожалуйста, поближе: пятна розовые, пятна синие, пятна зеленые. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Эти работы трудно назвать психологическими – скорее это портреты настроения.

Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Особняком стоитЭмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).

Но Мане отталкивало высокомерное презрение Энгра к своему веку. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Они были невелики, но отличались блеском и живостью.

В феврале1871 годаон покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Если сравнить это полотно с «Венерой Урбинской» Тициана, то можно найти много общего.

Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Практически ничему новому, что интересовало Мане. Портрет мадам Мане за роялем, картина Чтение, портрет мадам Мане на голубой софе.

В 1856 Мане открыл студию. Общество всегда строилось на лицемерии. А Сюзон как будто совсем одна. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. С 1914 по 1947 год картина экспонировалась в Лувре, после чего была перемещена в галерею Жё-де-Пом вместе с другими произведениями импрессионистов и постимпрессионистов. Сезанн был редким гостем в кафе Гербуа, отчасти из-за того, что полгода проводил в своем родном Эксе, отчасти потому, что не питал интереса к дискуссиям и теориям.

Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию.

Более благоприятно были встречены написанные в 1860 году Гитареро, портрет родителей. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Тень фигуры не соответствует её положению.

Смотришь на голую женщину, восхищаешься, а всем вокруг про семейное счастье говоришь. Мане в своей «Олимпии» изобразил похожую тему. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56).

Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись. В декабре крупный коллекционер и торговец картинами Поль Дюран-Рюэль, поддерживающий в свое время Коро, Милле и Будена, а затем начавший собирать работы К. Моне и Писсаро, закупил в мастерской Мане сразу 24 картины на сумму в 35 тысяч франков.

Золя стал глашатаем группы в прессе и ее ревностным защитником. Глубокое декольте, украшенное букетом, тугой корсет, а на правой руке браслет. Одной из его любимых книг была Салоны Дидро.

В произведениях 60-х гг. Этот браслет принадлежал матери Эдуарда Мане. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.

Еще одна картина на эту же тему – Испанский балет. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.

Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Становление импрессионизма как течения в 70-е годы особенно сблизило главу Батиньольской группы с младшими коллегами.

он копирует в Лувре некоторые его работы. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи.

В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Это было сразу отмечено, когда в 1872 году в Салоне появился Бой Кирседжа и Алабамы. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Её взгляд обращён внутрь самой себя. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Обеспокоенная администрация решает перевесить Олимпию. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).

Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Но Мане хотел осмотреться, понять основные тенденции в искусстве. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).

Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Мёран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Мы его уже встречали.

Поза, композиция, сюжет. При этом её платье подчёркнуто сексуально. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.

Сюжеты драматические мало соответствовали его творческому темпераменту. Эта картина стала гвоздем выставки. Картины же этих художников, на первый взгляд, казались еще более враждебными традиции.

Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Его фигурка кажется взвешенной в неопределенном пространстве картины. Наконец, жюри Салона 1876 года без рассуждений отвергает обе посланные Мане картины – Художник и Стирка. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа сам учитель Мане – Кутюр, проголосовал против). Несмотря на высокое качество живописи, картина несколько лишена подлинной выразительности, в ней нет такой энергии психологического движения, ощущения конфликтности происходящего. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.

И все его прежние опыты были опрокинуты. Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. Он выставляет Поругание Христа стражей и свой шедевр – Олимпию. Где это видано.

Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. «Какая поддержка все эти кровожадные caperings для искусств. Весь Париж стоял на голове.

В конце концов победила его приверженность к искусству. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).

Мане лишь превратил героев древнего мифа в современников. Испанский Певец, нарисованный «странным новым способом, заставил глаза многих живописцев открываться и их челюсти, чтобы понизиться». Это было возможно только в той ситуации, когда клиентов рядом не было.

Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Это живопись Ватто и Шардена.

Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. На заднем плане служанки укладывают её одежды в сундук — это её приданое. Начнём с начала.

По всем стандартом той эпохи. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.

С 1986 года и по сей день хранится в 14 зале музея Орсе. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). пошло на капитуляцию столицы. Так подготавливался новый этап творческого развития Мане.

Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". В конце своего путешествия Эдуард больше всего на свете хочет вернуться во Францию. В ее утонченной и смелойцветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.

Мане был признан главой этой группы. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Публика с утра до вечера валит в дверь, вытягивает шеи кверху, к Олимпии и ее коту. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. Этот толчок, которому Мане не смог противостоять исходил от Бодлера. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.

Тенденция к слиянию жанров живописи, к объединению быта, портрета, натюрморта, а в 1870 году и пейзажа в одно универсальное целое отчетливо прослеживается на протяжении всего первого этапа творчества Мане. Это многофигурная композиция имевшая решающее значение для Мане с точки зрения формирования стиля.

Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. Это уже не был прежний Мане с его Гитарером или Уроком музыки. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.

В нем уже не чувствовалось чужестранного налета – он становился новатором. Она была подписана новым именем – Мане. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Ведь это верно, Лола де Валанс – драгоценность в розовом и черном художник работает здесь только пятнами, его испанка написана широкой манерой живыми контрастами весь холст покрыт двумя тонами. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.

К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Он не оставил никакого намёка на романтизм. Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников. Но никто не станет возмущаться в Лувре.

Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Хотя Мане и Дега не уделяли поначалу слишком большого внимания пейзажистам, Моне нуждался в кафе Гербуа для того, чтобы преодолеть чувство полной изолированности, которое иногда подавляло его во время затворничества в деревне. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.

Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Образ одной из женщин в полотне Балкон пронизан скрытой драмой отчужденности, тайным разладом с прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в ранимую восприимчивую героиню. Это не устраивало Мане. Но увидеть то, что полезно и пойти своей дорогой удалось далеко не сразу. Бразильская милиция кажется комичной.

Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Если бы эти копии увидел Кутюр, он бы их ни в коем случае не одобрил. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж).

В это время у Мане были теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе (Сад) и в дальнейшем нередко работает на пленэре. Влияние Веласкеса также проявилось в выборе персонажа – им стал юный музыкант оркестра Императорской гвардии «с повадками испанского гранда», которого прислал майор Ипполит Лежон, знакомый Мане.

Многие из этих картин были основаны на эскизах, выполненных на месте. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр).

Ещё Оноре де Бальзак писал о том, на какой грязи построены состояния знати. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя». На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Предложение принято. На улице ему смотрят вслед. Так, лишены жанровой определенности картины Завтрак в мастерской и Балкон. Я сам не знаю, зачем я здесь.

Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции вОлорон-Сент-Мари. Даже цвет в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров становится тревожным. При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является ничем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Тень фигуры не соответствует её положению. Это море, написанное в такой широкой манере, не имеет ничего общего с условными маринами.

Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Это подтверждают его исторические композиции, в частности картина Расстрел императора Максимилиана (1867). Вот уже 6 лет, как он трудится в его ателье. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. 1510, Лувр) и Буря (Gallerie dell39Accademia, Венеция), оба из которых приписаны по-разному итальянским владельцам эпохи Возрождения Джорджоне или Тициану.

Музыка в Тюильри – интересный опыт, где сконцентрирована целая эпоха с ее костюмами, модой, вкусом, где встречаешь знакомые лица: Ш. Бодлера, Т. Готье, самого автора среди этой толпы, теснящейся под тощими деревьями парка. Конечно, сам Мане был очень далек от Коммуны, цели которой он попросту не знал. Там он подружился с Антоненом Прустом. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Однако успех был мимолетным. Однажды воскресным вечером он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда.

Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».

В 1872 году «Флейтиста» приобрёл Поль Дюран-Рюэль. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Фон в ней исчезает и остаётся лишь воздух вокруг человека». Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.

Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Писатель Эмиль Золя, близкий друг Эдуарда Мане, пошёл ещё дальше. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.

Приятель и соученик Мане, Антонен Пруст, ясно выразил то, чего молодой художник искал в живописи: «Понемногу он уничтожил полутона. Завтрак на траве не был принят в официальный Салон 1863 года. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.

Именно он познакомил Сезанна с Мане. Эта картина, заставила многих художников широко раскрыть глаза и разинуть рты. Такие описания представляют нарисованный журнал flneur. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом.

Вначале художник был склонен романтизировать действительность, (Олимпия, Флейтист). Ещё деталь: у неё в ногах спит собака — символ целомудрия и верности. Так в 1856 году Мане покидает ателье. Но все же в мастерской Кутюра Мане проведет 6 лет.

Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в1850 годупоступает в мастерскую модного в то время художникаТома Кутюра, который прославился в1847 годублагодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах «L39Artiste». Но это принесло ему одни оскорбления.

Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становитсяВеласкес. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Однако теперь Мане еще тверже стоял на ногах, еще больше был уверен в себе. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").

Казалось, вернулись времена скандалов 1863 – 1870 годов. В1867 годуна проходящей в ПарижеВсемирной выставкеМане создаёт собственный павильон поблизостимоста Альма. Как во всех ателье, каждый делал ежемесячный взнос на мужскую или женскую натуру.

Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. XIX век — не исключение. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.

Еще в 1861 году он написал Музыку в Тюильри – свою первую сцену парижской жизни. Она помещалась в нижнем этаже дома на улице Ласаль. Прерванные войной встречи живописцев – новаторов в кафе Гербуа постепенно возобновились.

Единственным интересующим его опытом был опыт, который ему давала работа. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Приподнятые уголки рта придавали ему насмешливое выражение.

Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Чтобы наблюдать за дядей, Эдуард тут же оставляет свои игры. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Образ Флейтиста волшебно двойствен: впечатление от него, казалось бы, мимолетно, почти неуловимо и вместе с тем крайне отчетливо.

Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Вместо копирования шедевров прошлого он предпочитал писать портреты своих товарищей. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Прочтите эту книгу.

Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность. Флейтист пребывает наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. В 18 лет волосы уже поредели надо лбом, но появилась борода.

за стенами мастерских есть столько живых вещей. Политики, магнаты и духовенство превозносили семейные ценности на публике.

Среди цветов порхают яркие колибри. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться.

.