Эдвард Манч

А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В 1900-х гг. Меня спас дюйм, на который я промахнулся.

Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию.

Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В клинике он продолжал рисовать и написал любовное стихотворение «Альфа и Омега», снабдив его рисунками. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным.

  1. Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  2. Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
  3. Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  4. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  5. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. В Германии у Мунка было много друзей. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Он издает вопль.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. И вот я узнал, что сын дочери моего брата, — его назвали Эдвардом в мою честь, — заболел чахоткой. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог.

  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  • Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  • Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
  • Эдвард Мунк – краткая биография
  • Эдвард Мунк – норвежский художник

После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Я не мог ни сидеть, ни спать. Всего он провёл там более полугода. Это было для него открытием. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

В его судьбу вторглась война. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.

  • Биография и произведения Эдварда Мунка
  • Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  • Последние годы жизни Эдварда Мунка
  • Интересные факты из жизни художника
  • Детство и юность норвежского художника

Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В ту пору он и физически был в плохом состоянии. С 1910 по 1920 год он не пил абсолютно. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.

На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В них запечатлен духовный путь мастера.

  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  • Память и отражение в мировой культуре
  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души

Мне нужно было убедиться, что я могу нарисовать яблоко. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Останавливался, думая о чем-то. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). 23 января 1944г.

Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.

  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Журнальный лабиринт: чтение для интеллектуалов

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать.

В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.

Художник Эдвард 
Мунк: произведения, 
биография

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.

—Может быть из-за этой смерти Карстен и пил. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).

После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Мунк.

Он называл это «лошадиным лечением». В целом всякое творчество автобиографично. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.

Летний пейзаж и человек целится из ружья. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину.

У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.

За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В 1921-1922 гг.

Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Эта мысль преследовала меня. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Я пытался это написать. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Жду, когда придет желание писать.

Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.

Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.

Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.

Он оставил после себя огромный архив. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.

Вот лично я субъективно уверен, что никакой художник никому, кроме заказчиков, заранее оплативших заказ, ничего не должен. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.

В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.

Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.

В него вошло около трехсот листов. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Уже в середине 80-х гг. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.

Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей.

Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Здесь он проживёт остаток жизни.

Всего он провёл там более полугода. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Не получалось. Неделями я писал яблоки. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.

Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Вернулся в Экелю поздно вечером. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.

Мунк вырос в очень религиозной семье. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен.

Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Ей 26 лет и она замужем. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.

Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).

Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника.

Поистине, нелегко быть человеком. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Что за чертовщину они там плетут. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.

Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Самая знаменитая из его картин Крик для многих является трагическим символом рубежа XIX и XX веков, предвестником мировой войны и катаклизмов XX века.

Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». М., 2007. И думаете, яблоко не получилось. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Она называлась «Дорога никуда».

Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно.

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».

Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Многие интерпретаторы видели деформированный пейзаж на заднем плане как результат крика, который распространяется на природу, но мы можем его понять и в противоположном направлении: как пейзаж, который исчезает в воронке черной дыры рта, будто крик засасывает задний фон в отверстие, суживает его вместо того, чтобы расширяться в нем. Я сел писать среди ночи и нарисовал чудесное яблоко.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Художник страдал бессонницей и паранойей. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).

Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Он казался странным.

Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. ориентация норвежского искусства меняется. Я никогда не интересовался мертвыми вещами. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.

Лицо человека — застывшая безликая маска. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Шел он не как все.

Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.

К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.

Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

Это бывает редко. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Нужно многое, чтобы пробиться. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

В сущности его картины 80-х гг. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов27 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом.

Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. После клиники краски стали еще светлее, но самая большая перемена произошла выборе тем. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.

ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Хрен редьки не слаще.

Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. —Мне захотелось нарисовать несколько яблок. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.

С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Они свободны от излишней повествовательности. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Проект остался нереализованным. Портреты художника — исследование человеческой души. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.

С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Сел на поезд и поехал в Тронхейм, где он лежал в больнице.

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Все они основаны на личных переживаниях художника.

Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.

Ребенком он пережил и смерть матери. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.

Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.

В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.

Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Хотел нарисовать яблоки, как Сезанн. Мне нужно знать, что они наготове.

Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Поиски заняли целых два года. Рядом с ней — мать. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

На первом варианте небо написано в багряных тонах. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.

Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.

Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Он был легко ранимым человеком и не решался быть трезвым. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.

В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше.

Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.

Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Месяцы, проведенные в клинике доктора Якобсона, не избавили Мунка от его странностей, не излечили его душевного заболевания. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.

Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Он подходил и наносил удары людям, которые, как ему казалось, злословят о нем.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Получается лучшая гармония красок. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.

Больше всего его привлекала гравюра на дереве: он имел возможность обыгрывать структуру древесины, её волнистые линии перекликались с изгибами на его живописных полотнах. Как бы то ни было, период, начавшийся после выписки из лечебницы и продлившийся до конца жизни, признан критиками второстепенным. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. носят пейзажный характер. Мунк упорно учился.

В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». «Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. Делал несколько шагов. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Грин позаимствовал наименование для своего романа.

Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. —Писать для меня — это болезнь и опьянение. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.

Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Я часто об этом думаю. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа.

«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.

Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна.

Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Осенью он едет в Париж. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи, сестра, с которой он был очень близок ее смерть оставила глубокую рану, которая усилила боль из-за смерти матери. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.

Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Я почувствовал крик Природы»). Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».

У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Подумать только, если бы я попал. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).

Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Он не умел драться. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. И все же с ним произошло нечто вроде чуда. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.

Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Они уже не такие грустные и мрачные, как раньше. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Некоторые исследователи У. Бишофф. Довольно долгое время она привлекала Мунка.

Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.

Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые.

В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.

долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Я притащил ружье, прицелился и выстрелил. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.

Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).

Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.

Правы все. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Это были первые опыты художника. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.

Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик».

Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.

Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.

Но я все равно работаю над своими картинами. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Но больше всего его раздражали пальцы. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.

По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. А лучше две-три». Пластический язык обретает исключительную силу. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.

В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного. Однажды, будучи пьяными, мы подрались и я сбросил его с лестницы.

Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Достоевского «Преступление и наказание». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик».

Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Всего он провёл там более полугода. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Люблю слушать музыку. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.

– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. De gustibus non est disputandum.

Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений.

Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.

Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. В 1889-м Мунк организовывает первую персональную выставку, его работы не воспринимаются критикой, но замечены влиятельными авангардистами, а от государства назначается стипендия для учебы в Париже на этот раз путешествие за границу растягивается на двадцать лет. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).

Сильно кутил. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Нарисовать так, чтобы их захотелось съесть. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Её появление стало важным событием в экспрессионизме.

Осенью он едет в Париж. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).

Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Не всем дано быть хитрым как змей, кротким как голубь и диким как тигр. Зная это, посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской и предпочитают не останавливаться подолгу перед ней.

Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В течение 1909-1916 гг. Иногда я немного читаю. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.

Любовников как будто скрывает мгла. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.

На смену приходит пафос утверждения жизни. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Он лег в клинику доктора Даниеля Якобсона в Копенгагене, где пробыл семь месяцев. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. Вскоре семья переселилась в столицу. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.

Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.

Пошел в больницу, но не решился войти, только передал сверток и уехал в Осло. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.

В 80-е гг. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Это мучит меня до сих пор. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.

Создана картина в Берлине. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.

В нем многое привлекало внимание. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску.

В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора35. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы.

Живое побеждает смерть. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.