Эдвард Мунк
«крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Это негативно сказалось на его работах. Эдвард Мунк умер в1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. В живописи для Эдварда Мунка заключался смысл жизни. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Но Эдвард Мунк, который с рождения отличался слабым здоровьем, выживает. С начала 1890-х годов в течение тридцати лет Эдвард Мунк работает над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».
Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста. В декабре 1895 года Эдварда Мунка настигает очередная потеря — от пневмонии умирает младший брат Андреас. Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. В 1916 году на окраине Кристиании Эдвард Мунк покупает усадьбу Экели, которую он полюбил и сделал своей постоянной резиденцией до конца жизни. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе.
В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Талантливого норвежского художника Эдварда Мунка многие западные ценители живописи считают основателем новой эпохи искусства. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо.
Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Эдвард Мунк обладал очень привлекательной внешностью, некоторые называли его самым красивым мужчиной Норвегии. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый". Эдвард Мунк (род. В 1779 году Эдвард Мунк поступает в Технический колледж. В течение 1883 года Эдвард Мунк впервые экспонирует свои работы на выставке и его картина «Утро» вызывает положительные отзывы.
Эдвард Мунк появился на свет в небольшом городке Лэттен, расположенном в норвежской провинции Хедмарк. О своем творческом процессе Эдвард Мунк говорил так: «Писать для меня – это болезнь и опьянение. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу.
«часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. В связи с этим свои последние четыре года Эдвард Мунк жил словно под дамокловым мечом, опасаясь конфискации собственных картин. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Жизнь Эдварда Мунка была полна тревоги, поисков, страха.
Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. Эдвард Мунк (норв.
Эдвард Мунк (род.
Один из первых представителей экспрессионизма. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Лицо человека — застывшая безликая маска.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер43. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).
В Германии у Мунка было много друзей. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Вернулся в Экелю поздно вечером.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Разве вы не знаете, что луна круглая. ». А лучше две-три».
- Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Страхи и страсти Эдварда Мунка – одного из самых дорогих художников в мире
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Интересные факты из жизни художника
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Он был легко ранимым человеком и не решался быть трезвым. Осенью он едет в Париж. После клиники краски стали еще светлее, но самая большая перемена произошла выборе тем. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Память и отражение в мировой культуре
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
Она называлась «Дорога никуда». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева используя ее как художественный прием. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 1921-1922 гг. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках.
С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Поиски заняли целых два года. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
- Словари и энциклопедии на Академике
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Эдвард Мунк, норвежский художник
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью. Однажды, будучи пьяными, мы подрались и я сбросил его с лестницы. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самое интересное в виде мозаики
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.
Это мучит меня до сих пор. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов. С 1910 по 1920 год он не пил абсолютно. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Живое побеждает смерть.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой и молодой Тулой Ларсен. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В него вошло около трехсот листов. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции — остроты и обнаженности. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Он называл это «лошадиным лечением». Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мне нужно было убедиться, что я могу нарисовать яблоко. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Но больше всего его раздражали пальцы.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Немного грязи и дыр – это им только на пользу». Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии изготовлял гравюры на дереве. Не получалось. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу.
В течение 1909-1916 гг. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Я не мог ни сидеть, ни спать. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Всего он провёл там более полугода.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Проект остался нереализованным.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Они свободны от излишней повествовательности. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Иногда я немного читаю. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Он лег в клинику доктора Даниеля Якобсона в Копенгагене, где пробыл семь месяцев. Что за чертовщину они там плетут. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В клинике он продолжал рисовать и написал любовное стихотворение «Альфа и Омега», снабдив его рисунками.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Довольно долгое время она привлекала Мунка.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. De gustibus non est disputandum.
Уже в середине 80-х гг. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Создана картина в Берлине. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Он казался странным. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Они уже не такие грустные и мрачные, как раньше. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Получается лучшая гармония красок. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В его судьбу вторглась война. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Я притащил ружье, прицелился и выстрелил.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством. Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Художник не заботился об уюте и красоте дома.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Йегера, Ю. А. Стриндберга и других писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма вечным мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Мне нужно знать, что они наготове.
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». На смену приходит пафос утверждения жизни. ориентация норвежского искусства меняется.
Безразлично, что они говорили и на каком языке. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. носят пейзажный характер.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Меня спас дюйм, на который я промахнулся. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Это было для него открытием. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В сущности его картины 80-х гг.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Неделями я писал яблоки. После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. Я никогда не интересовался мертвыми вещами. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
В 1900-х гг. Нарисовать так, чтобы их захотелось съесть. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Но я все равно работаю над своими картинами.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Поистине, нелегко быть человеком. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Сел на поезд и поехал в Тронхейм, где он лежал в больнице. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
—Мне захотелось нарисовать несколько яблок. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Люблю слушать музыку. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Осенью он едет в Париж. Сильно кутил. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Он оставил после себя огромный архив.
Всего он провёл там более полугода. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни.
Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Рядом с ней — мать.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Эта мысль преследовала меня. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени».
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Он издает вопль. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. И думаете, яблоко не получилось. М., 2007.
Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Любовников как будто скрывает мгла.
Портреты художника — исследование человеческой души. Художник страдал бессонницей и паранойей. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано.
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Я пытался это написать. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. «Я почувствовал крик Природы»). Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет. В целом всякое творчество автобиографично.
Между друзьями произошла ссора. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Мунк упорно учился. Ей 26 лет и она замужем. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Хрен редьки не слаще. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Подумать только, если бы я попал. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. Две кровати, стол и несколько плохих стульев. Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике.
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Правы все. Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. В них запечатлен духовный путь мастера. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Некоторые исследователи У. Бишофф. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Я сел писать среди ночи и нарисовал чудесное яблоко. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Я часто об этом думаю. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Мунк вырос в очень религиозной семье. Он не умел драться. Хотел нарисовать яблоки, как Сезанн.
«Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. В конце 1880-1900-х гг. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Летний пейзаж и человек целится из ружья.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Он подходил и наносил удары людям, которые, как ему казалось, злословят о нем. Делал несколько шагов. И все же с ним произошло нечто вроде чуда.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В нем многое привлекало внимание. Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Шел он не как все. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В его творчестве эта работа считается самой известной и поначалу это был рисунок, затем гравюра и окончательный вариант – пастельная картина. Вскоре семья переселилась в столицу. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Нужно многое, чтобы пробиться. Жду, когда придет желание писать. Пошел в больницу, но не решился войти, только передал сверток и уехал в Осло. Его портреты превосходно отражали характер человека. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог.
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп». Достоевского «Преступление и наказание». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Останавливался, думая о чем-то. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Здесь он проживёт остаток жизни. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В ту пору он и физически был в плохом состоянии. —Может быть из-за этой смерти Карстен и пил. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Пластический язык обретает исключительную силу.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Всего он провёл там более полугода. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
—Писать для меня — это болезнь и опьянение. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Это были первые опыты художника.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Это бывает редко. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет15, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние16.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Мунк. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. 23 января 1944г. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Не всем дано быть хитрым как змей, кротким как голубь и диким как тигр.
Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»). Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. В 80-е гг. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Ребенком он пережил и смерть матери. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.