Эдвард Мунк Произведения

Это имя хорошо известно на Западе, где произведения, созданные Эдвардом Мунком, занимают почетное место в одном ряду с такими известными мастерами, как Гоген и Сезанн. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.

Художник Эдвард Мунк: произведения, биография

Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.

Оборачивался, как бы ища другой дороги. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.

Пластический язык обретает исключительную силу. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.

Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.

7600 произведений 
Эдварда Мунка в 
свободном доступе

7600 произведений Эдварда Мунка в свободном доступе

Мунк. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк практически не использоваал прямых линий.

Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.

Биография и произведения 
Эдварда Мунка

Биография и произведения Эдварда Мунка

Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Вскоре семья переселилась в столицу.

Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.

На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.

После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.

  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)

Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк также верил, что когда-то лун было две. De gustibus non est disputandum. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.

Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.

Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Только на кровати светится яркое покрывало. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).

Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.

Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

  • Эдвард Мунк – норвежский художник
  • Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
  • Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  • Детство и юность норвежского художника

Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.

Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.

Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».

  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  • Эдвард Мунк: самые популярные картины (топ 12)
  • Эдвард Мунк – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах
  • Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка

Рядом с ней — мать. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь.

Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом.

  1. Последние годы жизни Эдварда Мунка
  2. Нервные срывы и лечение болезни
  3. Портреты как передача человеческой души
  4. Творчество в последние годы жизни
  5. «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  6. Травля критиков и непонимание публики

В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Хрен редьки не слаще. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.

В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Биография и творчество художника
  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка

Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Фигура мужчины – в самом углу картины. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.

Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

Правы все. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Память и отражение в мировой культуре
  3. 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Его портреты превосходно отражали характер человека. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.

Как смотреть картины 
Эдварда Мунка

Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Главным становится передача состояния, психологии, а не события.

Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.

Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. На первом варианте небо написано в багряных тонах.

Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Но больше всего его раздражали пальцы. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Влияние этого стиля проявляется также в стремлении Мунка избегать однозначных образов, отдавая предпочтение скрытым чувствам и эмоциям.

Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.

В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В 80-е гг. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.

«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.

Вся творческая жизнь художника – это смесь трагических нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.

23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Он был очень религиозным человеком. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом.

Среди крупных норвежских художников — старших современников Мунка — были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.

Достоевского «Преступление и наказание». У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.

ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа.

Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

В нем многое привлекало внимание. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. «Я почувствовал крик Природы»). Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Мунк упорно учился. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.

Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Эдвард Мунк «Крик» (1893).

Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.

«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального.

Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.

Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В самом деле, в случае с Мунком, можно без особого труда проследить нити, связывающие отдельные полотна в единое целое. Здесь он проживёт остаток жизни.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.

В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Художник страдал бессонницей и паранойей. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».

В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Довольно долгое время она привлекала Мунка. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.

Он казался странным. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.

Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Некоторые исследователи У. Бишофф. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.

Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В 1900-х гг. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.

Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25.

Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886).

Сам Мунк, был болезненным ребенком. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Мунк вырос в очень религиозной семье.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.

«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). 119, 5 118, 5 см. Его краски стали резче и интенсивнее. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».

Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). На его фоне изображены мужчина и женщина.

Получается лучшая гармония красок. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Все вокруг мрачно и бледно. Любовников как будто скрывает мгла. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.

Поиски заняли целых два года. Живое побеждает смерть. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Останавливался, думая о чем-то.

Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Осенью он едет в Париж. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В течение 1909-1916 гг. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8.

«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. 64, 5 54 см. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.

Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.

В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.

Всего он провёл там более полугода. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.

По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно.

Шел он не как все. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".

Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».

Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.

В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».

«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Они свободны от излишней повествовательности. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.

Что за чертовщину они там плетут.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.

В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Много картин находится в Бергене. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.

Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.

Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

Создана картина в Берлине. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Роман продлится около шести лет и разрыв с ней принес первое душевное расстройство художника. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Эдвард Мунк родился в 1863 году.

Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».

В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).

По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Это было для него открытием. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.

Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Ей 26 лет и она замужем. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Холст, масло.

Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Его поза выражает подавленность или отчаяние.

В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Проект остался нереализованным. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Уже в середине 80-х гг. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.

Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.

«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Богема стала для него второй семьей. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.

На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.

Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева.

Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.

Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.

Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка.

В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. 91 73, 5 см. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.

Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. В его судьбу вторглась война. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».

Она называлась «Дорога никуда». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.

Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик».

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Портреты художника — исследование человеческой души. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Все они основаны на личных переживаниях художника. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства.

Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.

Холст, масло. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В 1921-1922 гг. Делал несколько шагов.

В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Картон, масло, темпера, пастель. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.

Лицо человека — застывшая безликая маска. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.

Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Он оставил после себя огромный архив. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В них запечатлен духовный путь мастера.

Картина становится символом вечного возрождения жизни. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Он называл это «лошадиным лечением».

Выглядит она очень хрупкой и ранимой. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. ориентация норвежского искусства меняется.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Всего он провёл там более полугода. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.

В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло).

«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.

Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. На смену приходит пафос утверждения жизни. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

Ребенком он пережил и смерть матери. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».

Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.

В Германии у Мунка было много друзей. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Самовыражаться в искусстве за свой счёт любой человек имеет право так, как ему заблагорассудится.

Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Это были первые опыты художника. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. В сущности его картины 80-х гг. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.

С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу.

Осенью он едет в Париж. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).

М., 2007. Графика Мунка поражает разнообразием техники. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Самым значительным в творческом наследии Мунка можно считать созданный им в 1890-1910-е годы цикл Фриз жизни. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа Христиания – богема и афористаческой Библии анархиста.

Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.

Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Его творчество резко изменилось.

Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.

Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.

Он издает вопль. Холст, масло. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Всего он провёл там более полугода.

Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте.

В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.

«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. 120, 5 141 см. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. носят пейзажный характер. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.

Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.

Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. В него вошло около трехсот листов. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.

В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.