Едвард Мунк Твори

О жизни и творчестве выдающихся художников

С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии — арт-терапия (исцеление творчеством). Через портрет он всегда исследовал душу человека. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.

Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Мунк также верил, что когда-то лун было две.

Биография и творчество 
художника

Биография и творчество художника

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Осенью он едет в Париж.

В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.

Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. Проект остался нереализованным.

Он называл это «лошадиным лечением». Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.

Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.

Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.

  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • 7600 произведений Эдварда Мунка в свободном доступе
  • ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  • Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  • Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка

В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей.

Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Графика Мунка поражает разнообразием техники. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Они свободны от излишней повествовательности.

В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.

Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). В нем многое привлекало внимание. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом.

Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14.

  • Неизвестное об известном художнике — Эдвард Мунк
  • Эдвард Мунк: самые популярные картины (топ 12)
  • Эдвард Мунк – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Краткая информация о художнике и его картинах
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  • Детство и юность норвежского художника
  • Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души

Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Всего он провёл там более полугода. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.

– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Но больше всего его раздражали пальцы. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.

Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.

  • Творчество в последние годы жизни
  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Биография и произведения Эдварда Мунка
  • Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
  • Последние годы жизни Эдварда Мунка

Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Осенью он едет в Париж. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

А он был против её навязчивости. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. М., 2007. В целом всякое творчество автобиографично. Возможно одна из причин известности и популярного его картин связана с тем, что каждый из нас пережил тяжелые потери.

Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Живое побеждает смерть. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.

  1. Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
  2. 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
  3. Память и отражение в мировой культуре

На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Как смотреть картины 
Эдварда Мунка

Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1921-1922 гг. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями.

В него вошло около трехсот листов. В Германии у Мунка было много друзей.

Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Его творчество резко изменилось. Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились.

Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Богема стала для него второй семьей. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде.

Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.

Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Мунк. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.

Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.

Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.

Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. «Я почувствовал крик Природы»).

И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.

Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.

Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.

Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Он казался странным. Это всё конечно не пошло на пользу полотну.

Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.

В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.

Доктору очень интересно было смотреть, как художник себя фотографирует, будто оценивает себя с позиции другого человека. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. 23 января 1944г. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9.

Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.

Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Ей 26 лет и она замужем. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.

Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Несчастья. Это были первые опыты художника. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.

В 1893 году он написал первый вариант «Крика». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.

В его судьбу вторглась война. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.

Что же случалось. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Она называлась «Дорога никуда».

Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет15, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние16. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Лунный свет, который освещает поверхность воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних сил.

В них запечатлен духовный путь мастера. Но практически тоже самое случается и с посетителями. В 1900-х гг. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.

Создана картина в Берлине. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.

Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.

Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В это же время А. Стринд-берг написал роман Красная комната, в котором жестокость возводится в высший культ. Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью.

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Все вокруг мрачно и бледно.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.

Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. De gustibus non est disputandum.

В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.

Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.

В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.

В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Всего он провёл там более полугода. Некоторые исследователи У. Бишофф. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.

Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией38.

Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.

Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».

В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Его портреты превосходно отражали характер человека. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.

Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.

В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. И как итог — попал в психиатрическую больницу.

«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Он и наркотиками увлекался и терял память и беспробудно пил. Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.

Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет.

Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.

Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Шел он не как все. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.

Получается лучшая гармония красок. Всего он провёл там более полугода. Оборачивался, как бы ища другой дороги.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.

Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины.

Уже в середине 80-х гг.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. На первом варианте небо написано в багряных тонах. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Он слишком часто видел смерть близких ему людей и тема горя, страдания, смерти стали лейтмотивом многих его полотен. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.

Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Картина становится символом вечного возрождения жизни.

Осенью он едет в Париж. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни.

В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.

Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции — остроты и обнаженности. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.

Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Художник страдал бессонницей и паранойей. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.

Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.

«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.

22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.

Лицо человека — застывшая безликая маска. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора.

Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Здесь он проживёт остаток жизни.

Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Он издает вопль. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.

Ни пользу. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи45, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.

Скажите проклятье. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Его краски стали резче и интенсивнее.

Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.

Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.

Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Правы все. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Хрен редьки не слаще. Он не боится повторений и критики на эту тему. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.

Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.

Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.

Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Любовников как будто скрывает мгла.

Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.

И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.

Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).

В сущности его картины 80-х гг. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Портреты художника — исследование человеческой души. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».

Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. На смену приходит пафос утверждения жизни. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.

Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал.

Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Останавливался, думая о чем-то. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.

Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. носят пейзажный характер. Искусство Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет.

Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Делал несколько шагов. Всего он провёл там более полугода. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Только на кровати светится яркое покрывало. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её26.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.

Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Что за чертовщину они там плетут. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.

Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.

В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).

Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «».

– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Как. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.

Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Так Эдвард стал маргиналом среди художников. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Поиски заняли целых два года.

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Рядом с ней — мать. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой.

Пластический язык обретает исключительную силу. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк практически не использоваал прямых линий. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.

На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее.

Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.

Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.

Он оставил после себя огромный архив. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.

Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, Крик, сюжеты с образом Мадонны, с улицей, мужчинами и женщинами, вампирами. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.

Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.

В течение 1909-1916 гг. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.

В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.

Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.