Эдвард Сунь
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Поиски заняли целых два года. Останавливался, думая о чем-то. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. —Может быть из-за этой смерти Карстен и пил. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. На первом варианте небо написано в багряных тонах. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Анализ профиля Суня Эдварда ВКонтакте
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Интересные факты из жизни художника
И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Я часто об этом думаю.
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Всего он провёл там более полугода. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью.
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Память и отражение в мировой культуре
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Вернулся в Экелю поздно вечером. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Подумать только, если бы я попал.
Ребенком он пережил и смерть матери. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации.
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Словари и энциклопедии на Академике
На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей.
Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мне нужно знать, что они наготове.
Проект остался нереализованным. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Рядом с ней — мать. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. —Писать для меня — это болезнь и опьянение. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Но я все равно работаю над своими картинами. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Вскоре семья переселилась в столицу. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. В ту пору он и физически был в плохом состоянии. На смену приходит пафос утверждения жизни. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Создана картина в Берлине. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В нем многое привлекало внимание. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Я притащил ружье, прицелился и выстрелил.
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
В 1900-х гг. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 1921-1922 гг. —Мне захотелось нарисовать несколько яблок. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Уже в середине 80-х гг. В его судьбу вторглась война. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Хрен редьки не слаще.
В течение 1909-1916 гг. Он лег в клинику доктора Даниеля Якобсона в Копенгагене, где пробыл семь месяцев. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Лицо человека — застывшая безликая маска. На его картинах сияние лунной дорожки на воде напоминает колонну, увенчанную золотым шаром. Художник страдал бессонницей и паранойей. Я сел писать среди ночи и нарисовал чудесное яблоко. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Нужно многое, чтобы пробиться. В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Всего он провёл там более полугода.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом.
Однажды, будучи пьяными, мы подрались и я сбросил его с лестницы. Хотел нарисовать яблоки, как Сезанн. Он был легко ранимым человеком и не решался быть трезвым. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Живое побеждает смерть.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. De gustibus non est disputandum. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Получается лучшая гармония красок. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Летний пейзаж и человек целится из ружья.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
ориентация норвежского искусства меняется. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Они уже не такие грустные и мрачные, как раньше. С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Это бывает редко. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Я пытался это написать. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Это были первые опыты художника. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Шел он не как все. Ей 26 лет и она замужем. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Это было для него открытием. Иногда я немного читаю. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Всего он провёл там более полугода. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Мунк. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
На следующий год он снова посещает этот город и попадает на последнюю выставку импрессионистов. Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Девочка сидит в излюбленной Мунком фронтальной позе, тесно сведя колени и сложив руки на них. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника.
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Осенью он едет в Париж. 23 января 1944г. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Не всем дано быть хитрым как змей, кротким как голубь и диким как тигр. Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. И все же с ним произошло нечто вроде чуда.
Осенью он едет в Париж. В Германии у Мунка было много друзей. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Мунк также верил, что когда-то лун было две. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Многие интерпретаторы видели деформированный пейзаж на заднем плане как результат крика, который распространяется на природу, но мы можем его понять и в противоположном направлении: как пейзаж, который исчезает в воронке черной дыры рта, будто крик засасывает задний фон в отверстие, суживает его вместо того, чтобы расширяться в нем.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Один посредством репрессивной селекции ковал из обывателей сверх-националистов, а другой – сверх-интернационалистов.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
В него вошло около трехсот листов. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Любовников как будто скрывает мгла. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В клинике он продолжал рисовать и написал любовное стихотворение «Альфа и Омега», снабдив его рисунками. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
М., 2007. Люблю слушать музыку. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена.
Она называлась «Дорога никуда». В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Пластический язык обретает исключительную силу.
Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Он подходил и наносил удары людям, которые, как ему казалось, злословят о нем.
Сильно кутил.
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. В них запечатлен духовный путь мастера. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В 80-е гг.
«Я почувствовал крик Природы»). Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. носят пейзажный характер. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Я никогда не интересовался мертвыми вещами. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Я не мог ни сидеть, ни спать. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Делал несколько шагов. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. С 1910 по 1920 год он не пил абсолютно.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Он оставил после себя огромный архив. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Что за чертовщину они там плетут.
Поистине, нелегко быть человеком. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. После клиники краски стали еще светлее, но самая большая перемена произошла выборе тем.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. А лучше две-три».
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Сел на поезд и поехал в Тронхейм, где он лежал в больнице. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Не получалось. Пошел в больницу, но не решился войти, только передал сверток и уехал в Осло. Это мучит меня до сих пор. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Достоевского «Преступление и наказание». Он казался странным. Несколько недель, в течение которых Софи Мунк умирала от чахотки, стали одним из самых страшных периодов в жизни Мунка – в частности, уже тогда он впервые задумался о смысле религии, что после привело к отторжению от нее.
Меня спас дюйм, на который я промахнулся. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Некоторые исследователи У. Бишофф. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Неделями я писал яблоки. Эта мысль преследовала меня.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. «Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Он издает вопль. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мне нужно было убедиться, что я могу нарисовать яблоко. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он называл это «лошадиным лечением». В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Картины, написанные в период болезни, не лучше и не хуже созданных до болезни и после выздоровления.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Здесь он проживёт остаток жизни. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Все они основаны на личных переживаниях художника. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
И думаете, яблоко не получилось. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Но больше всего его раздражали пальцы.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Портреты художника — исследование человеческой души. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Нарисовать так, чтобы их захотелось съесть. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Жду, когда придет желание писать. В сущности его картины 80-х гг. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Среди крупных норвежских художников — старших современников Мунка — были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. В конечном счёте, Мунка пришлось изолировать от общества. В клинике он провёл семь или восемь месяцев и познакомился с талантливым психиатром доктором Линде.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Мунк занялся огородиком, разводил кур и свиней и все больше времени уделял своим запискам. Слова усиливали творческое настроение, к которому он стремился. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В целом всякое творчество автобиографично. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк упорно учился.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Правы все.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Он не умел драться. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Они свободны от излишней повествовательности. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.