Ф А Васильев

Художник Федор Васильев: биография, творчество и интересные факты

Как ни трагично воспринималась им неизбежность переезда в Крым и неустроенность на первых порах условии жизни, они не смогли сломить в душе художника постоянного влечения к творчеству, окрасившего собой самый значительный этап его биографии. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье., М., 1937 Федоров-А. – воскликнул он. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С.

Барки» и «Волжские лагуны».

Васильев Федор АлександровичКартины 
и биография

Васильев Федор АлександровичКартины и биография

Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Родился в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Но серьезного, систематического образования так и не получил. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.

А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Биографии великих 
и известных людей

Биографии великих и известных людей

В картине очевидны украинские черты. Лето оказалось плодотворным: рисунок стал уверенней, точней. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Родители художника жили в невенчанном браке. В этом пробуждении нет радости. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.

Хотя в живописи картин еще не преодолены некоторая графичность и сухость приемов, еще нет тонкости световых переходов и скупа палитра красок, обе они подкупают поэтичностью чувства, уже таящей в себе приметы будущего художественного метода Васильева. В частности, противопоставление Крамским творческого метода Васильева и Шишкина не вполне оправдано. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Баржи (1870), в которой прекрасно выражено состояние природы перед дождем. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).

Значение ВАСИЛЬЕВ 
ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ 
в Краткой биографической

Значение ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Художник (судя по переписке с его близким другом И. Н. Крамским) мечтал о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.

Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Шишкина в 1868 году. Думается, это было не так. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.

Какое время года отражено в полотне. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

Васильев писал природу в разных ее состояниях. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Ваша жизнь – отзывается в моей. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту.

Роль графа Строганова 
в судьбе Федора 
Александровича Васильева

Роль графа Строганова в судьбе Федора Александровича Васильева

И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Его полотна хранятся, в основном, в музеях. Директор музея В. А. Детство провел в Петербурге.

Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Об этом факте, поразившем всех художников, Крамской очень проницательно написал жившему тогда в Париже Репину: Когда появляется талант не фальшивый, когда художник отвечает тому, что уже готово в публике, тогда она безапелляционно произносит свой приговор. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели.

Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Это было в конце мая. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Камни.

Картина сразу стала событием русской художественной жизни. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.

Отметим лишь, что в «Оттепели» художник опоэтизировал простоту сельской природы. Так как жалованья отца едва хватало для такой семьи, в каникулы подрабатывал – носил почтальонскую сумку за рубль в месяц. Крамским, И. И. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей.

не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая.

Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. После смерти отца мальчику пришлось работать почтальоном.

(1868). Картина во многом несовершенна, но недостатки ее были свидетельством нового крутого и неизведанного пути, на который вступил Васильев. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.

Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Шишкиным. в Лондоне. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.

Краткая биографическая 
энциклопедия

Краткая биографическая энциклопедия

Напряженно звучит цвет его зелени. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.

То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал.

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Картину купил для своей галереи П. М. Чахотка принялась грызть здоровяка Васильева так же яростно, как поедала она тогда на Руси тысячи крепких и цветущих жизней.

Его Оттепель (1871) и Мокрый луг (1872 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воспринимаются как образы озарения сквозь меланхоличную мглу. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно.

  1. Федор Васильев — художник трагической судьбы
  2. Васильев Федор Александрович (1850 – 1873)
  3. Художник Васильев Федор Александрович
  4. Картина, которая принесла знаменитость
  5. Шедевры: картина Федора Васильева Мокрый луг
  6. Репин прозревает, Васильев удивляет
  7. Семья, детство и ранняя зрелость Федора Васильева
  8. Скоротечная «Оттепель» – в живописи и в жизни

Даже ей стало скользко. Федор рисовал и писал без устали. Изучал природу. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. Kамни». Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.

  1. Федор Васильев: «Тоскую по России и не верю Крыму»
  2. Васильев Федор Александрович 1850-1873
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Напишите отзыв о статье Васильев, Фёдор Александрович
  5. Отрывок, характеризующий Васильев, Фёдор Александрович

Картина Вид на Волге. «Замечаете ли Вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.

Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Одна из последних работ художника – большая картина «В Крымских горах». Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге.

  • Известные произведения Васильева Фёдора Александровича
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • Галереи, серии картин, портретов
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Фёдор Александрович Васильев, русский художник

Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Барки (Русский музей) и другие работы, проникновенно передающие речную и воздушную влагу. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.

Оформились его основные эстетические воззрения. В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым побывал на Волге. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Она дала ему большой опыт в работе над натурой. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Васильев Федор Александрович (1850-1873)
  3. Антикварный салон, Санкт-Петербург
  4. О знаменитости:Русский художник

Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

Федор Васильев — 
художник трагической 
судьбы

Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Третьяков. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.

Когда Федору Васильеву (1850-1873) было девятнадцать лет, Илья Ефимович Репин, посмотрев его работы, признался, что никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков и как они освещены. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Однако Васильев вскоре разглядел, насколько мало общего в их работах с истинной поэзией и искренним чувством и как много заученной манеры и внешних эффектов и пришел к выводу, что ни один из самых модных западных пейзажистов «перед натурой ни к черту не годится». В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.

Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». И по мотиву и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями. я увидел, как надо писать».

Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.

И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Васильев был признан профессиональным художником.

Он работал много и вдумчиво. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Родился Васильев в Гатчине в семье почтового чиновника.

Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Это потому, что их нет в картине совсем. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось».

Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.

Увидев это полотно, Крамской был потрясен. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Он пишет о свойственной живописи картины окончательности, о фантастическом и одновременно натуральном свете, от которого нельзя оторвать глаз и о той правдивости переданного Васильевым состояния природы, так по-разному проявившегося в еще мокрых от дождя деревьях, в налетевшем на воду ветерке, в убегающей тени от тучи и в яркой весенней зелени омытой дождем травы изображенной на переднем плане. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.

Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Лит. : Ф. Васильев. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея)., М., 1977. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. он был для нас превосходным учителем.

Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. По предложению графа П. С. Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров. А Крамской сказал: «.

Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. В 1867 году он заканчивает обучение. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.

Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Картина эта глубоко взволновала Крамского.

Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.

Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Но левый верхний угол слегка светлее. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.

Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).

Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны – одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге клубятся тучи над отрогами гор. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Художник тонко и проникновенно передает состояние природы, очень неустойчивое, зыбкое, полное внутреннего напряжения. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата.

Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Барки» и «Волжские лагуны». Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.

Такой родной всем нам пейзаж. Эта поездка открыла период его зрелого творчества. На крыше еще лежит снег. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.

В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.

Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Свинцовые тучи нависли в небе, но через них уже пробивается свет солнца. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской.

Рисуя бок о бок с Шишкиным, Федор постигал много нового для себя. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.

В ней есть что-то сказочное. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.

Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Чем бы тут особенно огорчаться.

Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Строганова, село Хотень (осенью). Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. В 1871 году Васильев создает знаменитую «Оттепель», которая стала своего рода рубежом перед завершающим периодом его творчества. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).

Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Ярким подтверждением этому служит картина Васильева Вид на Волге.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Широкие бескрайние заснеженные просторы. В этот период Васильев активно общается с И. Н.

Лестница, приставленная к крыше, покосилась. В рисунке он показал себя талантливым мастером. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.

Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Летом 1871 года тяжелая болезнь заставила Васильева срочно уехать в Крым. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).

Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Федору удивительно везло на хороших людей. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.

На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.

Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Соколова.

всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.

Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Барки» и «Волжские лагуны». Соколову.

Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер по медной доске.

Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Как он чувствует пластику всякого листка, стебля. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.

Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Она проявлялась во всем – в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей.

А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. У Федора рано проявилась способность рисовать. Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас.

Был близок с И. Н. Крамским. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.

Федор родился в Гатчине. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Большие кисти художник не признавал.

Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Нас с Вами сам черт веревочкой связал.

Удивляли его начитанность, знание предметов, умение глубоко судить о вещах сложных при том, что получить систематическое образование у него попросту не было. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.

Васильев много писал писем в Москву. Одинокая избушка смотрит на путников своим крошечным оконцем. Получал 3 рубля и отдавал их матери. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Да запомнить-то еще не штука, вот и я помню — сорок четыре года прошло, — но выразить, вырисовать все это на память. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.

Это увлечение в последствии определило его судьбу. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Все картины с этой выставки были раскуплены.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Таково уже полотно Перед дождем (1869, Третьяковская галерея, Москва).

По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Почётный вольный общник Академии художеств (с 1873)3. Художник дал в ней глубоко прочувствованный образ убогой и бедной русской деревни.

Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Васильева Евгения вышла замуж за И. И.

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. в Лондоне. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.

Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Триумфом художника явился пейзаж Оттепель (1871). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.

В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Вероятно, молодой человек пренебрег советами врачей и вместо Ялты он поехал в имение графа Строганова под Сумами, Хотень. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания.

Васильев не получил высшего систематического художественного образования. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря».

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ).

Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.

– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль.

Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева.

Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах и среди петербургской богемы. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Барки». Картина пронизана мыслью о единстве человека и природы, которая небезучастна к его горю. К 13-ти годам он настолько втягивается в эти занятия рисованием, что начинает считать их своим действительным призванием, несмотря на авторитетное заявление об отсутствии у Васильева какого-либо таланта, сделанное литератором и художественным критиком П. Ковалевским, которому родные Федора Васильева показали его рисунки. И кай он это все запоминает.

Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.

Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. Барки» и «Волжские лагуны». в Лондоне. По какой причине, неизвестно.

К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Исключительное дарование художника сказалось уже в ранних его произведениях (Деревенская улица, 1868 Летний жаркий день, 1869 После дождя, 1869).

Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Небо, занимающее больше половины изображения. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием.

Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.

Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. По вечерам посещал Рисовальную школу.

Требовалось срочное лечение и смена климата. Барки». В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.

Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Уже в ранних пейзажах Васильева образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Федор Александрович Васильев — великий русский художник, пейзажист. Окончив ее, Васильев скоро вырос в замечательного мастера пейзажной живописи. Небо в его пейзажах было то взволнованным, то тяжелым и мрачным, то легким, словно тающим. В этих живописнейших строгановских усадьбах – в Знаменском на Тамбовщине, в Хотени на Харьковщине – девятнадцатилетный Федор Васильев впервые вдохнул воздух свободы от давящего быта и ненавистных житейских мелочей.

Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Особенно сильно его увлекли последние, снискавшие известность в кругах «высокопоставленной» русской публики, как пейзажисты изощренного поэтического чувства.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем».