Федор Алексеев
Федор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение. Картины Федора Алексеева отличаются особым теплым светом и движением. Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.
Федор Алексеев родился в простой семье, отец его был сторожем и работал в Академии наук, которая в то время была художественным центром. Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием. Умер, к сожалению, Алексеев Федор Яковлевич будучи бедным человеком и похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. В 1802 году Федор Яковлевич Алексеев начинает заниматься преподавательской деятельностью в Академии художеств. Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали. Позже, по поручению императора ПавлаI, Федор Алексеев отправляется в Москву и создает там ряд тоже известных работ, после чего возвращается в Петербург и там уже до конца дней продолжает свое творчество.
Федор Яковлевич Алексеев не принадлежит к числу наиболее знаменитых русских живописцев – его творчество несправедливо забыто и знакомо лишь немногим ценителям пейзажной живописи.
Алексеев – мастер городских видов, один из основоположников пейзажного жанра в русской живописи родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы. В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др. ) художник допустил масштабные просчеты и искажения. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль.
Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид». Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики.
- Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника
- Художник Федор Алексеев: жизнь и творчество
- Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
- Алексеев Федор ЯковлевичКартины и биография
- Картины — Алексеев, Федор Яковлевич
Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике.
Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Изображенные художником городские виды заселяются.
- Биография Федора Яковлевича Алексеева
- Алексеев Федор Яковлевич (Между 1753 и 1755 – 1824)
- Федор Яковлевич Алексеев – основоположник русского ведутизма
- Значение АЛЕКСЕЕВ ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
1753 (4. ) – 1824 г. г. Но картину на родине встретили холодно. В 1794 году Федор Яковлевич Алексеев за написание ряда полотен с изображением видов Петербурга получил почетный чин – «академик перспективной живописи». Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.
В письме президенту Академии художеств А. С. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, отразившей черты нового стиля – классицизма. В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии художеств (с 1802 г. ) — вновь вернулся к любимой им теме Петербурга.
- Алексеев Федор Яковлевич (1753 – 1824) – забытый русский художник
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Оригинальность работ художника Федора Алексеева
- Известность художника как пейзажиста
- 0 Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива. В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга. Теперь люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794). Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. он становится уже признанным мастером.
Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779—1786). Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Талантливый педагог и виртуоз пейзажа
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание картины Федор Алексеева «Коломенское»
- Описание картины Федора Алексеева «Вид города Николаева»
- Описание картины Федора Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости»
- Описание картины Федора Алексеева «Вид от Спасских ворот»
В 1800-х гг. Ф. Я. Зато он сразу стал обучаться живописи».
«Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа.
В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Ф. Я. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.
Приблизительные даты этого периода его жизни – 1779-1786 гг. Пространство площади превратилось в подобие театральной сцены, на которой разворачивается повседневная жизнь москвичей. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. Впоследствии использование этого приема становится «визитной карточкой» городских пейзажей Ф. Я. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль».
С 1802 г. Ф. Я. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). «Большой формат картин придает им монументальность. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. Он был гравирован С. Ф.
- Описание картины Федора Алексеева «Иллюминация на Соборной площади по случаю коронации Александра »
- Описание картины Федора Алексеева «Красная площадь в Москве»
- Описание картины Федора Алексеева «Северная сторона Красной площади»
- Описание картины Федора Алексеева «Сиротский дом в Москве»
- Описание картины Федора Алексеева «Троицкий монастырь и Сергиева лавра»
- Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
- Альбертина — самый посещаемый музей Вены
Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки. В Венеции Ф. Я. «Он добросовестно стремился вначале изучить декорационную живопись и, лишь убедившись в полной невозможности на этом пути овладеть передовым методом, отдался целиком давно уже влекшей его к себе пейзажной живописи.
Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Три упомянутые картины стали этапными в творчестве живописца. Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье.
С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов.
Из них сохранился лишь один – «набережная Скьявони в Венеции» 1775 г. С середины 80-х гг. Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах».
Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. «Программа» – итоговая работа Алексеева до нас не дошла. «Очевидно, еще находясь в театральном училище, Алексеев начал работу по копированию А. Каналетто, Б. Белотто, Г. Робера и Ж. Верне, которая стала его основным занятием после ухода со службы. Пейзажист увлекся непривычной для него старой русской архитектурой. По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами.
- ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
- Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
- Арт Саут Хемптон, Саут Бич 2018
- Фёдор Алексеев: Моя палитра Петербурга (видео)
Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Марка в Венеции.
«С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». На дальнем плане изображен недавно завершенный постройкой Адмиралтейский собор с колокольней над входом в храм (позднее эта колокольня обрушилась и была построена новая отдельно стоявшая колокольня). В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2. Путешествие длилось 2 года из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы».
Алексеев впервые в своем творчестве использует для оживления городского пейзажа бытовые сценки, фигуры людей и животных (стаффаж). Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись. Алексеев отправился в Венецию, где в течение трех лет должен был совершенствоваться в живописи театральных декораций.
В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ).
- Наталья Романова: МЕТАФИЗИКИ НЕ БУДЕТ
- Американский журнал « » март 2012
- Напишите отзыв о статье Алексеев, Фёдор Яковлевич
- Отрывок, характеризующий Алексеев, Фёдор Яковлевич
- Алексеев, Федор Яковлевич в книгах
- О знаменитости:Русский художник
«Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта. Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи.
Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов. Алексеев стремится именно пейзажно, а не перспективистически изобразить ставшую теперь в центр его внимания архитектуру». И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве».
В его работах словно появился шум города. В 1766- 73 гг.
- Краткая биографическая энциклопедия
В 1800 г. император Павел I дает художнику задание написать виды Москвы. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. Все это придает картинам известное сходство с панно. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г.
Самые известные из них: «Площадь в Херсоне» 1796 г. (находится в собрании Херсонского краеведческого музея), «Вид города Бахчисарая» 1798 г., «Вид города Николаева» 1799 г. (находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве) и «Магистратская площадь в Николаеве» (находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге). Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Этим молодой художник навлек на себя недовольство академического начальства, по мнению которого эти занятия отвлекали «пенсиолнера» от выполнения его академической программы.
«Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция.
Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Учился в Академии художеств с 1766. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Декоративность видна и в изображении деревьев. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». Однако можно заключить, что он успешно с ней справился, так как был награжден малой золотой медалью со шпагой и пенсионерской поездкой в Италию. В 1773 году Алексеев прибыл в Венецию, где ему предстояло обучаться театрально-декорационной живописи. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II.
Все больше художник изображает людей. «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции.
«Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым. Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии. Все дело было в потребных в данный момент специальностях. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур.
Вид набережной Скьявони» изображает канал св. В 1777 году Федору Алексееву пришлось приехать обратно в Петербург. Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве. Алексеева.
Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге.
К началу 90-х гг. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста».
В картине «Магистратская площадь в Николаеве» именно эти детали становятся центром композиции, привлекая основное внимание зрителей. Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры».
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист».
Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Русский художник 2 Алексеев Федор Яковлевич Алексеев Федор Яковлевич был первым русским художником, который стал известен как мастер живописи, талантливо и реалистично изображающий городской пейзаж. топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Композиция организована четко и логически ясно. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.
Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). В соответствии с выработанными художником приемами работы, при посещении городов делал натурные зарисовки и акварельные эскизы, по которым уже после возвращения в мастерской им написаны картины (так в то время работали большинство пейзажистов).
После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии.
Пиранези. «Пробыв в поездке около двух лет, Алексеев сделал зарисовки с натуры как тех мест, куда он был послан, так, возможно и некоторых заинтересовавших его по пути. Линейная перспектива возобладала над световоздушной. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения.
В 1800-х гг. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Алексеев начал писать виды Санкт-Петербурга, получив в 1794 звание академика, а, значит и признание его как пейзажиста. Первый особенно хорош, поэтичен и показателен для новой, обогащенной опытом многих исканий творческой манеры Алексеева».
Успешно завершив учебу в академии с чином IV класса и золотой медалью в 1773 году, подающий надежды ученик был отправлен повышать знания в Европу на средства академии. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793 г. ) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г. ). Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни».
«В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры.
Это специальный вид написания декораций для театра. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев».
В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова». На картине «Магистратская площадь в Николаеве» изображена центральная площадь города со стороны «торговых рядов», позже перестроенных под «контору над портом». «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Вскоре художник получил заказ на написание крымских и новороссийских городов и мест (Николаев, Херсон, Бахчисарай и др. ), посещенных Екатериной II во время путешествия в 1787 году. Композиция организована четко и логически ясно.
Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия. Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление».
С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» – это была работа зрелого художника. Алексеев действительно выступает здесь новатором изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже». Марка.
Заказывала копии императрица Екатерина II. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом». Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был».
В 1773 г. за. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций».
Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Среди его работ 1790-х гг. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.
АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». На картине «Вид города Николаева» город изображен со стороны реки Ингул.
(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Среди его работ 1790-х гг. Наряду с живописными полотнами.
С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. Если явная перегруженность и чрезвычайная сложность композиции, естественная у начинающего художника, говорят о том, что Алексеев многое добавил, присочинил в своей картине, то вместе с тем абсолютно очевидно, что в основе ее лежит изображение определенной местности. Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году.
В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые.
Ф. Я. Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми. Сын сторожа Академии наук. Среди его работ начала 1790-х гг.
Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В 1795 г. художник, по поручению императрицы Екатерины, командирован в Малороссию и Крым «для снятия видов» новых городов Российской империи. Очень характерно и сильное потепление гаммы.
По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. В числе покупателей – княгиня Голицына, граф Орлов, члены императорской семьи и сам Александр 1. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Там он проучился семь лет. Его картины ценятся очень высоко. В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками».
В его работах словно появился шум города. Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Алексеевым создано значительное число графических произведений (рисунки, акварели, гравюры).
Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Уже в Италии художником созданы первые самостоятельные городские пейзажи. В дальнейшем городская архитектура все больше превращалась в его картинах в фон, для «мира живых людей». Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. «Картина «Венеция.
Он был первопроходцем в России в написании городского ландшафта. Сначала он рисовал город с натуры. Главное внимание художника сосредоточено на здании городового магистрата (гауптвахты). Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари.
В его творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото.
В 1800-х гг. «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». В его работах словно появился шум города.
Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».