Федор Рокотов Как Художник

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер – художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души. Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника

Его успехи были замечены. Сумарокова. Исполняя коронационный портрет (1763 г. ), художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решением композиции. В то время это была тихая окраина Москвы. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Иное дело, что счастье понималось с учетом сословных и прочих ограничений. При этом художник остается верен натуре. Ее лицо далеко от «правильности» академических канонов, но одухотворенность и запечатленная на нем тихая дума делают его прекрасным.

Рокотов Фёдор Степанович 
– русский художник-художник, 
портретист

Рокотов Фёдор Степанович – русский художник-художник, портретист

Портрет Якова Васильевича Худякова». Художник был дружен с ними, он исполнил несколько портретов представителей этой фамилии. В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пожалуй, единственный из русских художников, Ф. Рокотов удостаивался чести, когда императрица сама ему позировала.

В мягкие теплые тона серого включаются немногие черные и белые детали. Тому подтверждение – свидетельства современников. Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.

Немало сделал для нового открытия этого художника и Сергей Дягилев, устроивший в 1905 году в Таврическом дворце Историко-художественную выставку русских портретов, где было уделено внимание и Рокотову. Что с ней.

О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Художнику едва минуло тридцать два года. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.

Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины IIследовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеютсяпрактически в каждом большом собрании. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. Наследниками имущества осталисьплемянники, «отставной от артиллерии майор и штабс-капитан», когда-то с егопомощью освобожденные от крепостной зависимости.

Что сказывалось на личной судьбе. Он появляется из сумрачной глубины фона и, криво улыбаясь, смотриткак бы мимо зрителя. В картине чувствуется нечто интимное. Реставрация полотен была сложной и длительной.

Краткие сведения 
о жизни художника

Краткие сведения о жизни художника

Тютчева (ГТГ), С. В.

Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Портрет императрицы очень декоративен. Придавал ли им Рокотов черты своей мечты о человеке. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). В 1778 году умирает князь Репнин. Рокотова было много заказов от знатных особ.

  1. Федор Рокотов: биография и творчество
  2. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  3. Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
  4. Краткая биография Федора Рокотова
  5. Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения
  6. Биографии великих и известных людей
  7. Художник Рокотов Федор Степанович (1735-1808)

Его происхождение не совсем выяснено. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Ему нужна была свобода, чтобы творить, через несколько месяцев он покинул стены АХ. Растрелли. Позировать молодому живописцу считалось честью. Рокотов создал парадный портрет нового типа использующий черты реальной человеческой личности.

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Пожалуй, единственный из русских художников, Ф. Рокотов удостаивался чести, когда императрица сама ему позировала. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Про эту пару Би-Би-Си даже снял документальный фильм. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. Духовный мир ее богат и сложен.

В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. Он кажется легким, залитым неяркимсветом. Вместе с темРокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. В то времяэто была тихая окраина Москвы. Рокотов к тому времени уже написал «всю Москву». Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь.

  • Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
  • Картины — Рокотов, Федор Степанович
  • Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
  • Федор Рокотов: биография и картины

Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Эта одна-единствен-ная буква стала ценнейшей находкой для исследователей.

Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Портрет производит двойственное впечатление: в нем чувствуется одаренность автора, увлеченного моделью и работой, но видно также и то, что Рокотов не преодолел еще ни напряженности позы, рожденной длительным позированием, ни ряда технических трудностей.

  • Портретная галерея Фёдора Рокотова
  • Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Парадные портреты петербургского периода
  • Портреты последнего периода жизни
  • Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
  • Федор Степанович Рокотов биография

Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. и пламенная душа ево (Сумарокова. — В. Л. ) при всей ево нежности сердца на оживляемом тобою полотне не утаилася». Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Ведь именно в конце 1760-х — начале 1770-х годов окончательно сформировалась неповторимая манера письма Рокотова именно в это время он вырабатывает те художественные приемы, по которым теперь всегда можно отличить его полотна от работ современных ему художников.

Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Среди них поэты Сумароков и Майков. 12 декабря 1808 года Рокотов скончался и былпохоронен на кладбище этого монастыря. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.

Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). В нем уже чувствуется рука мастера. Эталонными стали два портрета.

И самое главное, Рокотов не прибегал к контрастности, предпочитая почти сливать изображение прически героя с фоном. Оказывается, мундир Куракина снизу был позже кем-то дописан. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас».

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.

Федор Рокотов: биография 
и творчество

Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Для него, кажется, не существовало трудностей вего любимой сфере воссоздания на холсте человеческой индивидуальности. Одухотворенность и жизненность требовала от художника владения все болееизощренными средствами. Одна из них была куплена как работа неизвестного художника. Она мимолетна. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Рокотову повезло. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанникибывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. В портрете Рокотов следовал установившемуся типуофициальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств вкомпозицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. Практически нет у него и купеческих портретов.

Но зато они вошли в драгоценное наследие великого русского художника.

В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Надо представить себе условия, в которых Рокотов совершал свой труд портретиста. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. В 1765 году уже всеми признанный художник наконец-то получил звание академика, правда для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир», так как «портретные в академии были не в чести». Постепенно размягчался красочный слой, становился эластичным, «живым», что ли, склеивались между собой его опадавшие частицы, меж собой и грунтом — основой живописи.

Лицо кривит улыбка всезнания. В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора.

Так в 1761 году он создалодно из прекрасных своих произведений – портрет великого князя Павла Петровича, позволяющего нам увидеть великого князя, семилетнего мальчика во всей егонепосредственности. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Остается немало вопросов, связанных с жизнью Рокотова и его творчеством.

Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. В нем уже чувствуется рука мастера. Рокотов мог«загрузить» холст плотными формами лица и фигуры, тяжелыми массами одежды иорденов, как это он сделал, хотя бы, в портрете Обрескова. (В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра -- звания, дававшего право на дворянство -- он оставил армию. ) Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого.

– Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Разумеется, многих портретов не смела касаться рукапомощника. Орлова, умного изысканного вельможи. Станцевав с девушкой, Александр передумал идти отдыхать.

Портреты кисти Рокотова нравились императрице. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Одно из немногих выявленных тогда рокотовских произведений. В умении создатьхарактеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, этопроизведение является уже вполне «рокотовским».

Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Но как показывают свидетельства современников, этобыло лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено зауспешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. «Ангел, сошедший на землю», – говорили о ней. Майкова (ок. Художник часто писал императрицу: и с натуры и с работ других художников. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова.

25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 гг. ), так как «портретные» в академии были не в чести». Надо отметить иисполнение портрета. Он появляется из сумрачной глубины фона и, криво улыбаясь, смотрит как бы мимо зрителя.

Так, портрет Екатерины II с георгиевской лентой неоднократно повторялося самим портретистом, а так же был гравирован Г. И. Скородумовым в 1777 году. Итак, обнаружено три ранее неизвестные картины великого мастера. Майков, вопрошавший: «Возможно ль тиху жизнь равнять с блестящей славой, в которой никогда нельзя иметь друзей. » — неуемно и жадно, пусть и не всегда удачно, рвался из тихой жизни к славе. Сначала она сняла с живописи старый, пожелтевший, уже заскорузлый лак. Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая.

Масон Н. И. В Москве он начал работать как художник. Художника привлекает внутренняя красота человека. Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке. К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию.

и И. Андреевы, И. Кузьмин, В. Прокопиев и Е. Григорьев, кроме них были и приходящие). Майков пытается жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже» Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Земная судьба А. П.

Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. 12 декабря 1808 года Рокотов скончался и был похоронен на кладбище этого монастыря. Один из первых портретов исполненных Рокотовым вМоскве изображал В. И. Майкова известного в то время поэта, автора комическойпоэмы «Елисей или Раздраженный Вакх». Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Рокотов относился к своим героям по-разному, но никогда — равнодушно.

Томуподтверждение – свидетельства современников. Н. Е. Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.

Словом, в официальном заключении Всероссийского Центра имени академика И. Э. Грабаря, направленном в Орловский музей И. С. Тургенева, Ломизе уверенно констатировала: «Принадлежность этих портретов кисти Рокотова не вызывает сомнения». На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Два рокотовских произведения пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи.

Нет сведений о дальнейшейсудьбе учеников Рокотова, мастера его круга перестали работать. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. – 1808) – русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Кроме того, президент АХ И. И.

За одной из фавориток первого областного конкурса «Сурская красавица» Венерой Азизовой долго и красиво ухаживал далеко не бедный англичанин Эндрю Симмонс. Вот таким образом каждый новый факт из его жизни, каждая вновь открытая его работа — событие исключительное. Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра III художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность».

На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». что « в шитом высоко стоящем воротнике нельзя ничего сделать, кроме стоять вытянувшись». Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, аталантливый и дружелюбный человек. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков.

Рокотов к тому времени уже написал «всю Москву». Гагарина (ГРМ), П. И. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Гладила осторожно, терпеливо. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Они достойны один другого по выразительности и по вдохновенности исполнения. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов.

С него были сделаны две копии. Душно становилось и в академии. Портреты кистиРокотова нравились императрице. Около него группировалось немало представителей московскиххудожественных кругов. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника.

Наследниками имущества остались племянники, «отставной от артиллерии майор и штабс-капитан», когда-то с его помощью освобожденные от крепостной зависимости. Здесь, вдали от двора интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х до начала 1790-х годов стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом предстает Струйский на портрете. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию.

Еще одна красавица Юлия Перевезенцева уступила пальму первенства на национальном конкурсе красоты будущей «Мисс Вселенная» Оксане Фёдоровой. Жизнь испытывала его славой. В образе новой императрицыможно усмотреть надежду на просвещенную монархию. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Надо сказать, что последние годы были на удивление «урожайными» на открытия картин Рокотова.

Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Около него группировалось немало представителей московских художественных кругов. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Ломизе обратилась к знакомой уже нам книге А. А. Рыбникова «Фактура классической картины» и получила полное подтверждение своей догадки. Но она была человеком своего времени. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).

Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Нет сведений о дальнейшей судьбе учеников Рокотова, мастера его круга перестали работать. Его заново открыли мирискусники.

Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. В чем дело.

Один из первых портретов исполненных Рокотовым в Москве изображал В. И. Майкова известного в то время поэта, автора комической поэмы «Елисей или Раздраженный Вакх». Орлова (ГРМ). Херасков создает литературный кружок молодежи. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). Человек громадного обаяния. Boт один из них. Женские портреты, как правило, овальной формы.

Он появляется из сумрачной глубины фона и, криво улыбаясь, смотрит как бы мимо зрителя. В 1765 году ужевсеми признанный художник наконец-то получил звание академика, правда для этогоему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано«Амур, Венера и Сатир», так как «портретные в академии были не в чести». и И. Андреевы, И. Кузьмин, В. Прокопиев и Е. Григорьев, кроме них были и приходящие).

Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. На губах едва заметная полуулыбка.

Остается немаловопросов, связанных с жизнью Рокотова и его творчеством. за славою стал спесив и важен», – жаловался один из опекунов (и как раз его, Б. Умского, Рокотов не изобразил). Лицо поэта проповедника. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Живописный почерк Рокотова отличается живостью и легкостью мазка. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. В НиколаеЕремеевиче сочеталось замысловатое чудачество, благородные порывы, варварскаяжестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственнуютипографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». Получил вольную и был зачислен в Петербургскую Академию художеств.

Колористическое решение художника безупречно. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. юность проходит быстро. Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец.

Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. На весь XIX век. В 1765 году уже всеми признанный художник наконец-то получил звание академика, правда для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир», так как «портретные в академии были не в чести».

Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Получив художественное образование под руководством Л. -Ж. Перед нами крупнейший поэтический авторитет XVIII века.

Прекрасноеизображение В. Н. Суровцевой посвящено утверждению высокой человечности, благородного достоинства мыслящего и способного на глубокие чувства человека. Ее лицо далеко от «правильности» академических канонов, но одухотворенность изапечатленная на нем тихая дума делают его прекрасным. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Они были известны и раньше. Среди них можно выделить портрет И. Г. Успех, по тем временам, у Рокотова огромен. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника.

Это Людмила Александровна Огородникова, которой достался особенно «трудный» портрет С. П. Озерова. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Женские портреты, как правило, овальной формы. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дарАкадемии художеств. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов».

В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. за славою стал спесив и важен», – жаловалсяодин из опекунов (и как раз его, Б. Умского, Рокотов не изобразил). до начала 1790-х гг.

Выдающийся художник второй половины XVIII века. честь изящество, достоинства душевны – выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. Как же тогда они туда попали. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Его творчество явилось новой ступенью в развитии русской портретной живописи.

Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. На егообороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художникакадемиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет. Но в каком ужасном виде они находились.

Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Орлов похож на переодетого античного бога.

Рокотов писал этот заказ без охоты: «. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. за славою стал спесив и важен», – жаловался один из опекунов (и как раз его, Б. Умского, Рокотов не изобразил). Ранние работы художника также несохранились.

В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии.

Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Но и в этих заказных произведениях видны наблюдательность и выдумка. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Всем этим Рокотов помог себе создать редкостный в своей красоте портрет образ пожилой женщины показан в лучших, точно неувядающих чертах ее человеческого достоинства. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами.

Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Возможно, у художника слабело зрение. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. А кое-что уже разошлось по домам и учреждениям, где их и отыскал Смирнов.

Изысканное благородство палитры Рокотова, выразительность плавно струящихся мазков его кисти ставят художника в число самых выдающихся колористов XVIII века. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.

И в Москве и в других городах. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Портрет очень понравился Екатерине II. Дочь д (ей-ствительного) ст (атского) советника) Алексея Филипповича Кар и супруги его быв (шей) Гофмейстерины Вел (икой) княжны Натальи Алексеевны».

Портрет потребовал длительной и кропотливой реставрации. Рокотов писал этот заказ без охоты: «. Словом, работа реставраторов была весьма трудоемкой. В том же годуили около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картинаизвестна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова.

Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Нет сведений о дальнейшей судьбе учеников Рокотова, мастера его круга перестали работать. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол.

Фёдор Степанович Рокотов – один из лучших русских портретистов. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века.

Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. Притом не какую-то ее часть а полностью — все 26 полотен. Считаю приятным долгом назвать имена реставраторов, проделавших столь огромную работу. Репнина.

Она же послужила прекрасным материалом для исследования жизни и творчества Рокотова. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя. Она ироничнозаявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как ушведской кухарки». В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Надо представитьсебе условия, в которых Рокотов совершал свой труд портретиста.

В Москве он начал работать как художник. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».

Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Художника привлекает внутренняя красота человека. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба.

Надо отметить и исполнение портрета. В Москву Рокотовпереехал в 1765 – 1767 году. Ему этого и не дали сделать. И были дидактично-нравоучительны призывы: «Собою украшай свой чин».

В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг. ). Ранние работы художника также не сохранились. В 1762 году Рокотовбыл назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем«ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставитьв Академии». Но, представьте себе, Александр Иванович разыскал эту легендарную исчезнувшую коллекцию. Сразу после рождения получил вольную.

Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Что же сделала Садикова с портретом Куракина. Но и в этих заказных произведениях видны наблюдательность и выдумка. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Так, портрет дочери воронежского фабриканта А. С. Тулиновой, принадлежавший одному москвичу, упоминался в литературе, экспонировался на выставках, даже попал в 1975 году на обложку каталога выставки «Русский портрет из московских частных собраний». Затем как бы само собой портреты «вошли» в галерею Лутовиновых, незаметно «породнились» с ними.

– Да, проводились, но это было очень давно. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Он приобрел домик на Воронцовской улице, поблизости от Ново-Спасского монастыря. Но и в этихзаказных произведениях видны наблюдательность и выдумка. Но были и другие, более значимые связи.

на портрете великолепен. Судьба продолжала благоволить к художнику. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Она смазала красочный слой рыбьим клеем, который издавна применяется при подобных работах. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.

Среди его наставников были Ротари и Токе. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.

В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». ВоронцоваЖизнь Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808 гг. ), самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. Шувалов, первый президент русской Академии художеств всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. Онапомогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья.

Писан 1775 Р. Т» На третьем, как позже определили, был изображен П. П. Озеров. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Он завален заказами. Херасков образовал литературный кружок.

Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных. Выпрямившийся в кресле Гагарин чопорен, толстый Вырубов деловит, Тютчев кажется небрежно изящным.

Однако пышный ее наряд и драгоценности не заслоняют лицо, пленяющее нас «приятностью и разумом». Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.

Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесив и важен».

Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Могила его, к сожалению, утеряна. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог.

При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. как равный равных» Но мы знаем: Рокотов — не дворянин.

Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Среди подобныхпроизведений этот портрет занимает особое место. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. А пламенная душа поэта уже была посыпана пеплом лет и разочарований.

Рокотов написал их портреты. Не этих ли, орловских. Но именно на его обороте обнаружились следы авторской пометки, точнее, след буквы «Р». Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Отныне он работал только по заказам частных клиентов. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова.

Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Кроме этих двух изображений Екатерины из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один – в московской Оружейной палате, два – в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший – в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других. Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно». Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей -- яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Портреты С. А. Порошина, В. И. Майкова, Б. Е. Ельчанинова (портрет известен по гравюре), А. П. Сумарокова, Н. Е. Струйского, как бы ни были различны эти писатели по дарованиюи по месту в русской литературе XVIII века, свидетельствуют о прямыхсоприкосновениях Рокотова с интеллигенцией дворянского общества его столетия. Следующим званием будет академик. Рокотовписал этот заказ без охоты: «. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд.

Носпустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Он кажется легким, залитым неярким светом. Фёдор Степанович Рокотов (1735. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии».

Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Портреты не безмолвствуют, говорят о доверии, об отношении равных: художника и модели. И теперь — в Ногинске.

Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великогокнязя Петра Федоровича. Наиболеепоздними из шедевров художника являются портреты четы Суровцевых. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета.

Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Вероятнее всегобольшая их часть так и останется без ответов.

Академия пока еще не открылась. Их стало меньше и они уже не представляли такой грозной опасности, как раньше. Теперь он украшает экспозицию Музея В. А. Тропинина. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ).

В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Необычен портретСуровцева. Но после революции она исчезла, считалась навсегда утерянной. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы.

Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Все 26 полотен. Рокотов, очевидно. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

В «Портрете неизвестного молодого человека» предполагают автопортрет художника: он слегка улыбается миру, по зорки и оценивающи внимательные глаза. Самодержец изволил о ней спросить и, получив ответ, соблаговолил пройти польский снею». Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит.

Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатыетонкие губы, волевой взгляд. В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. В 1765 году удостоен звания академика. Он вынес на своих плечах большое дело создания нового портрета в 1760-х годах: старшие художники не в силах были соперничать с ним, молодые еще только набирались сил.

Кто мог -- приспосабливался. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Но и сохранившиеся утверждают перед нами высокое достоинство художника. Наставления его и поучения раздражали. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас».

Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Небывалый случай. Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Вот так, казалось бы, легендарное и почти неправдоподобное «глухое упоминание» вдруг обратилось в реальные произведения.

Придворные наперебой заказывали ему портреты. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.

Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещиперед тем, как расстаться с ними. И вот теперь этот, по словам искусствоведа Л. А. Маркиной, «истинный шедевр» в Третьяковке. В нем художник становится более конкретным. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник.

Наиболее поздними из шедевров художника являются портреты четы Суровцевых. исторический музей). Но спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г.

Надо отметить и исполнение портрета. Не одна, что уже было бы сенсацией, а сразу три. Около него группировалось немало представителей московских художественных кругов. В 1770-х годах в доме, который Рокотов снимал на Старой Басманной, с ним проживали племянники, прислуга и ученики (П. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.

Портрет И. И. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. человек-поэт, он создавал вокруг себя атмосферу лиричности. Здесь, вдали от двора интеллектуальная жизнь била ключоми время с конца 1760-х до начала 1790-х годов стало периодом наивысшегорасцвета портретного мастерства художника. И хотя часто под картиной приходится читать «неизвестный» или «неизвестная», видно, что эти лица близки ему по духу.

Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Он приобрелдомик на Воронцовской улице, поблизости от Ново-Спасского монастыря. Тому подтверждение – свидетельства современников. Один из первых портретов исполненных Рокотовым в Москве изображал В. И. Майкова известного в то время поэта, автора комической поэмы «Елисей или Раздраженный Вакх».

Современник Рокотова и страстный его почитатель Н. Е. Струйский писал, что художник работал очень быстро и легко, почти играя. Надо представить себе условия, в которых Рокотов совершал свой труд портретиста. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов».

В Москву Рокотов переехал в 1765 – 1767 году. Почти играя, — рассказывает современник о работе художника, — ознаменовал только вид лица. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.

Вот таким образом искусствоведам еще предстоит тщательно ее исследовать. Поэт-партизан Денис Давыдов «смертельно влюбился» в Евгению Золотареву.

Как же они в его экспозиции несколько десятилетий представляли род писателя. Портретов 1770-хгодов дошло до нас достаточно много и мы можем наглядно судить об уверенном, властном мастерстве Рокотова. Вспомним, хотя бы популярные портреты Н. Е. и А. П. Струйских. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.

Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Судьба продолжала благоволить к художнику. Рокотов к тому времени уженаписал «всю Москву». От чиновничьего образа жизни он и бежал.

«На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он – «из самых похожих». В мягкие теплые тонасерого включаются немногие черные и белые детали. Судьба Струйской была не очень удачной.

Необычен портрет Суровцева. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Вырубова (ГТГ). Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно.

Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями. Какая-то она странная, неуравновешенная. Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин. Особенно выделяется портрет В. И. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.

Конечно. Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву. (1766-1767гг).

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Он приобрел домик на Воронцовской улице, поблизости от Ново-Спасского монастыря. Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Придворные наперебой заказывали ему портреты.

А поэт М. М. Гениальный русский художник Александр Иванов считал. Но когда был снят дублировочный холст и под ним открылся холст первоначальный, авторский, то обнаружили на нем такие слова: «Княгиня Екатерина Алексеевна Голицына — жена действительного Камергера Кн (язя) Петра Михайловича род (илась) 5 окт (ября) 1724 года— 16 февраля 1804 года. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским».

Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь Ты гонишь ратаев прилежных к оружию с обильных пив» Самым «земным» в творчестве художника называли этот портрет. Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу самых значительных художников XVIII века.

Мать 18 детей, она пережила многих из них. Два рокотовских полотна получил в дар Государственный музей В. А. Тропинина в Москве. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. Б. В. Умский, сетовавший, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен», заказал ему серию портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома.

Даже в преклонные годы художник трудится много и вдохновенно. Удалось назвать и примерную дату появления произведения — 60-е годы.

Исче-зали так называемые кракелюры — зловещие рваные трещины, разрушающие живопись. Хотя, по заключению реставраторов, ее принадлежность Рокотову не вызывает сомнения. Рокотова от его современников.

Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных. Суровцевой (1780, ГРМ). Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры.

А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова.

Заказов было множество. В нем уже чувствуется рука мастера. Оно было даже описано и воспроизведено в 1910 году в журнале «Старые годы».

Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Его имя сразу же назвал Вишневский, обладавший удивительным чувством прекрасного. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Он написал «всю Москву».

На другом — «Портрет Семена Петровича Озерова. Так И. И.

Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Струящиеся в портрете линии и четкие контуры перемежаются большимиспокойными пятнами то темной одежды, то светлого фона. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского. В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Путем сравнения с другими рокотовскими портретами Феликс Евгеньевич определил, что на этой картине запечатлен кто-то из семейства Воронцовых.

Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. Обрезков, который был послом в Османской империи. Так же относился к мундиру. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Знает себе цену, ведает цену жизни.

При этом известно, что работал он не очень быстро. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. Вот таким образом у Ф. С. Художника привлекает внутренняя красота человека.

Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Но пожалуй, самая интересная находка произошла в Орле. исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г.

Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Это Максим Харитонович Бутаков, Валерий Михайлович Танаев и Владимир Иванович Шульгин. Она была в конце прошлого века сильно записана и покрыта новым лаком, что, с одной стороны, полностью закрыло первоначальную живопись, а с другой — способствовало сохранению авторского письма.

Но кого художник изобразил. И, наконец, Суровцева-обаятельно женственная, с простым русским лицом и прямым, добрым взглядом ясных лучистых глаз. Тогда картина находилась в собрании княгини Оболенской. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках.

Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог.

Заделала многочисленные прорывы холста. Живопись орловских картин показалась ей весьма характерной и вот таким образом знакомой.

Теперь же приходится этих невольных «самозванцев» выводить из тургеневского круга. Н. А. Струйский написал на одномиз портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Небывалый случай. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Рокотов Ф. С. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека. словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, окутайте жизнь»» Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году.

Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собойсвободную копию по гравюре. В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). мимо зрителя.

Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова. В отличие от безжизненныхидолоподобных изображений, созданных его современниками, Рокотов пишет жизненновыразительный портрет.

Выполнив последний официальный заказ Академии художеств – портреты опекунов Московского воспитательного дома, – художник хотел полностью отдаться творчеству. Созданным художником образам присуща особая одухотворенность.

Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. В картине чувствуется нечто интимное. Знакомство водит с людьми просвещенными, неординарными. С каким почтением и удовольствием вспоминает о нем Гринев из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: «Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны и Александр Петрович Сумароков очень их похвалял» Рокотов, несомненно. Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Выставка имела огромный успех. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами.

И тем не менее он был забыт на целых сто двадцать лет, почти до начала XX века. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Рокотов мог «загрузить» холст плотными формами лица и фигуры, тяжелыми массами одежды и орденов, как это он сделал, хотя бы, в портрете Обрескова. Вот таким образом в советской искусствоведческой литературе, посвященной Рокотову, портрет Е. А. Голицыной упоминался как одна из значительных работ художника, но с непременным и грустным комментарием «местонахождение неизвестно». Но были и другие, более значимые связи. В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет.

Лицо написано чуть ли не осязаемо. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава.

В Москву Рокотов переехал в 1765 – 1767 году. Он становится адъюнктом, преподавателем. Это стало основой для дальнейшего поиска, который в конце концов и привел Вишневского к тому номеру журнала «Старые годы», в котором портрет Е. А. Голицыной репродуцировался. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.

В портрете В. И. Пришлось несколько лет реставрировать картины в Москве. Пензячка согласилась стать его женой. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.

Портреты С. А. Порошина, В. И. Майкова, Б. Е. Ельчанинова (портрет известен по гравюре), А. П. Сумарокова, Н. Е. Струйского, как бы ни были различны эти писатели по дарованию и по месту в русской литературе XVIII века, свидетельствуют о прямых соприкосновениях Рокотова с интеллигенцией дворянского общества его столетия. Именно Ф. С. В то время это была тихая окраина Москвы.

Но спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Вот таким, «иступленным и диким» всвоих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом предстает Струйский напортрете. Наследниками имущества остались племянники, «отставной от артиллерии майор и штабс-капитан», когда-то с его помощью освобожденные от крепостной зависимости. И. И. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. Притом созданные художником в пору расцвета своего блистательного таланта.

Вероятнее всего большая их часть так и останется без ответов. Её образ – словно воздушный полунамек. На одном холсте было написано: «Подарен 1772 года августа. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре.

Разумеется, многих портретов не смела касаться рука помощника. Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. Сумароков известный поэт М. М.

Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Его редкий дар передавать «души изменчивой приметы», неповторимое чувство цвета, своеобразный колорит картин, виртуозное владение кистью, таинственная дымка вокруг портретируемых, придающая им загадочность, поэтичность и некую трепетную интимность, сделали его одним из крупнейших, обаятельнейших русских живописцев. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг.

Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства.

Женские портреты, как правило, овальной формы. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом предстает Струйский на портрете. Но композиция потрета. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». Небывалый случай. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение.

12 декабря 1808 года Рокотов скончался и был похоронен на кладбище этого монастыря. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш.

Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Впрочем, чему тут удивляться: внешность пензячки была так обворожительна и «истинно изумительна», что царь «долго оставался на балу, назвав пензенский бал вторым после московского». у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.

И все же в произведениях старших современников не найти той прелести жизни, той поэтичности, которые одухотворяют рокотовский портрет и свидетельствуют о рождении в русской живописи нового отношения к образу человека. По его протекции Ф. С. Его часто приглашали ко двору. Так вот «жемчужиной» этого собрания является портрет Екатерины II, созданный Рокотовым.