Федотов Художник Краткая Биография

Краткая биография Федотов Павел Андреевич, картины

Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Русский художник, представитель бытового жанра.

Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834-1844).

Павел Федотов: жизнь 
и творчество художника

Павел Федотов: жизнь и творчество художника

Силы не выдерживают. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Федотов Павел Картины и биография Павла Федотова Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик.

— Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Расставшись с эполетами, он очутился в тяжелых жизненных условиях – в еще худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Сватовство майора принесло Федотову успех, которого он так долго ждал. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4).

Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. Композиция картины естественна и проста, фигуры персонажей тесно связаны друг с другом, очень выразителен язык жестов. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой».

И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». 1102—1125). — П. Петров, "П. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды.

Федотов Павел АндреевичКартины 
и биография

Федотов Павел АндреевичКартины и биография

«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848) и денежное пособие для ее исполнения. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. ассигн.

349—360). Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха.

Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: "Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича". Всё было естественно и натурально. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Эти портреты всегда бывали очень похожими. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка".

Живопись: Русский 
художник Павел Андреевич 
Федотов

Живопись: Русский художник Павел Андреевич Федотов

При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. понимаешь.

ассигн. Та сгущенно эмоциональная атмосфера, которой окутывает здесь Федотов своего героя, найдет продолжение в позднем творчестве художника, прежде всего в Анкоре. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.

Результатом стало высочайшее повеление: Предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.

Федотов Павел (1815-1852) 
– краткая биография

Федотов Павел (1815-1852) – краткая биография

— Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). С ранних лет он предавался созерцанию. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.

М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.

Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. V, стр. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкой к выражающей ее главной сцене побочных эпизодов художник не скупится на аксессуары, могущие усилить вразумительность сюжета и иногда абсолютно загромождает ими свою композицию движение человеческих фигур, хотя и характерно, но угловато и утрированно то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Оно вызывало желание воздействовать на нравы в сепиях, оно порождало печальные размышления о суетности мира в Завтраке аристократа (Не в пору гость, 1849-50), оно же явилось источником внутреннего конфликта Вдовушки (три варианта, 1851-52). — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена.

мои любимые книги 
«Сто великих художников»

мои любимые книги «Сто великих художников»

Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Павел Андреевич Федотов часто изображал самого себя в придуманном им мире. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.

В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Да так, что он за три месяца создал шедевр. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ).

Художественная деятельность Ф. продолжалась, в сущности говоря, всего восемь лет и весьма вероятно, что если бы он был поставлен в лучшие жизненные условия, его художественная деятельность была бы еще более блестяща и значительна. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор.

176—190). Искусство Федотова тесно граничит с самой атмосферой сороковых годов. Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр. Вошел в круг литераторов журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.

1—23). — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. 122—123. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").

1—68). В 1826 отдан в Первый Московский кадетский корпус. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма.

Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Едва ли какой-либо русский художник до Федотова (и немногие после него) предстает перед нами в своей человеческой сущности столь искренне и столь драматически. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.

Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А.

Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. «Взгляните этому чиновнику в лицо. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.

С 1844 в творчестве художника начался новый этап. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. ассигнациями в месяц». Технические недостатки произведений Ф. имеют, однако, второстепенное значение и не мешают этим произведениям играть видную роль не только в развитии русского искусства, но и вообще русской культурной жизни.

Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе».

Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. 1, стр. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. (1851—52). Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.

Одновременно посещал рисовальные классы ИАХ. Разнообразие тематики, острота критической мысли, широта охвата действительности, рисовальное мастерство дают основание считать эту серию одной из значительных в творческом развитии художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ).

Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.

Русские художники: 
Федотов Павел Андреевич

Русские художники: Федотов Павел Андреевич

ассигнациями в месяц». «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. монографию А. И.

Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Вероятно, он около них не озяб». Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.

Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ.

Родился в семье чиновника Московской управы благочиния А. И. Федотова, в 1819 получившего дворянское звание. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр.

В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Павел стал задумчивым и молчаливым. — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. 21—32).

Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.

Описание творчество 
художника Федотова 
и его известные

Описание творчество художника Федотова и его известные картины

245—254). Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.

В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность.

Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Решившись на отказ от военной карьеры, от обеспеченного положения, он обрекал себя на полуголодное существование. В то же время он не покидал общества товарищей. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.

Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Разборчивая невеста, 1847.

Интересные факты 
из жизни художника

Интересные факты из жизни художника

Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.

Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. Федотова называют Гоголем в русской живописи.

Краткие биографии 
известных людей

Краткие биографии известных людей

Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Чтоб поздравление было. Сила воздействия, сила экспрессии в этих рисунках огромна. Приятный досуг и средство продвижения по службе, вот чем должно было стать для него искусство.

Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова.

Федотов Павел Андреевич 
— Краткие биографии

Федотов Павел Андреевич — Краткие биографии

Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов пришел в восхищение и благословил молодого художника, сказав ему на прощание: Поздравляю вас, Вы меня обогнали. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.

Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Павел Андреевич Федотов — великий русский художник, художник, график. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.

Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Люди в них всегда естественны, чистосердечны, внутренне ясны. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.

Павел Андреевич 
Федотов биография

Павел Андреевич Федотов биография

Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Здесь о гармонии не может быть и речи. Используя достижения в области бытового жанра Венецианова и его школы, он создает бытовой жанр критической направленности. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).

Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Жданович (1849).

Большая биографическая 
энциклопедия

Большая биографическая энциклопедия

Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). в месяц».

В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Наступил самый тяжелый период в жизни художника. Родился в Москве 22 июня 1815 года. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков.

  • Доклад: Федотов Павел Андреевич
  • Русский художник и график Павел Андреевич Федотов
  • Художник Павел Федотов – анатомия безумия
  • Федотов, Павел Андреевич (1815-1852)
  • Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
  • Художник Павел Андреевич Федотов картины

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой).

В 1851-1852 гг. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846.

  1. Федотов Павел Андреевич – Биография
  2. Биография Федотов Павел Андреевич
  3. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
  4. Военная служба и первые картины
  5. Федотов Павел Андреевич, русский художник

В 1849 представил на очередную академическую выставку три свои работы — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, Федотов переселился в Санкт-Петербург. Ф. стал посещать классы профессора батальной живописи Зауервейда, у которого стал изучать анатомию и движения лошади.

Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Одушевленный горячим пламенем веры в добро, он не придавал никакого значения внешности обстановки своей жизни.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. 22 июня (4 июля по новому стилю) 1817 год, Москва – 14 ноября 1852 год, Петербург
  3. Известные произведения Федотова Павла Андреевича
  4. О знаменитости:Художник и рисовальщик, родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Летом 1837 г. великий князь, возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Но и эти картины не свободны от технических недостатков такого, например, рода, как недостаточно твердый и уверенный рисунок, недостаточно сильный и блестящий колорит и т. д. Кисти Ф. принадлежат и несколько портретов из которых известны: портрет отца, графини Ростопчиной и какого-то чиновника, но эти портреты не представляют собой ничего замечательного. Знаменитый русский критик В. В.

Доклад: Федотов 
Павел Андреевич

III). Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг.

— А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу.

Особое место среди этих портретов занимает портрет Е. Г. Флуга (посмертный, 1850). Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». В. В.

В основном это портреты семьи Жданович, лучший из них — портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849). Важное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в которых ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).

С 1834 служил в Петербурге. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Федотов Павел Андреевич – Федотов (Павел Андреевич) – высокоталантливый рисовальщик и художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатериненских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г. Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой научной подготовки, он был определен в воспитанники 1 московского кадетского корпуса, в котором не замедлил своими блестящими способностями, успешностью в учении и образцовым поведением обратить на себя внимание начальства и превзойти всех своих товарищей.

Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.

его грациозное стихотворение "Ку-ку").

Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».

На полу, на столе и на стульях — остатки вчерашнего пира: осколки тарелок, бутылки, гитара. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Года через три-четыре службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, «следки» и пр., старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободною и послушною передаче видимой природы. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.

Но интересует уже не только как стороннего наблюдателя. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.

Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ).

Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью.

— "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. еще анкор. ». Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).

Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.

Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов., например, продиктована характером замысла.

— "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8).

Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). основной фонд моего дарования. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. 22).

Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия – рисования. В зрелых работах живописца намечался переход от критики отдельных лиц к обличению социальных причин тех явлений, о которых он повествует. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа.

В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.

В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. В 1848 за картину «Разборчивая невеста» был удостоен звания «назначенного» в академики.

— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Пустые рамы в Игроках (1852) — знак такой же пустоты человеческого сознания, в котором подавлено достоинство и убита всякая мысль. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.

Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. В том же году за картину «Сватовство майора» избран академиком бытовой живописи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал.

В. В. Ср. Был закрыт журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов, не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии, были запрещены литографии с его картин, все заказы были аннулированы.

Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом.

В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.

То есть эта картина является визитной карточкой художника. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. (1850-1851) и Игроки (1852). — "Рисунки П. A. На этом пути картины Федотова становятся все более метафоричными. Но улучшения не наступило. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.

Человеческие фигуры там уже едва различимы, среда, сама жизнь, само время — вот что интересует художника. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. (1851 — 52). Последние два десятилетия ХVIII века старший Федотов участвовал практически во всех военных походах и кампаниях.

Первыми его опытами были классные рисунки, портреты друзей и карикатуры, разного рода чертежи, которыми он испещрял свои учебные тетради. Многому бы народ научил, да цензура мешает – писал художник в те годы. Загадочное пятно, бесформенный силуэт фигуры, лишенной головы, — для этого Федотову нужен итальянский карандаш. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения.

Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу.

К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.

Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства. к. сам служил), мещан. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде.

Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".

Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Во Вдовушке же сатира окончательно исчезает. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.

Порожденное этим временем, оно стало и обвинением его. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. В конце 40-х гг. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.

А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Ситуация в Свежем кавалере воспринята еще достаточно буквально. Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд.

Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Художник не придавал большого значения своим стихам и не отдавал их в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.

В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1852, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества – женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери – приобретает в этой картине обобщающее значение. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.

В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.

Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.

Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. — В. Толбин, "П. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.

— А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12)., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. На следующий день его не стало. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.

И все-таки его искусство глубоко индивидуально. Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым.

1851). Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. 540—543.

Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу.

В Сватовстве майора (1848) всеобщее притворство объединяет сцену единым лейтмотивом имеющим, конечно, более широкий смысл. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. — Л. К. Дитерихс, "П.

С 1846 начал работать в технике масляной живописи. Последнему произведению посвятил сатирические поэмы «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» и «Рацея» (Объяснение картины «Сватовство майора»). Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.

Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. — О., "П. Занявшись усердно рисованием и делая в первое время исключительно наброски по памяти, Ф. затем стал делать опыты рисования с натуры. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля.

— П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.

Такой же деликатностью отличаются и портреты Федотова.

Любое проявление критической мысли преследовалось.