Фото Картина Сватовство Майора

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Это излюбленный приём Павла Федотова. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.

Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

В ней борются противоречивые чувства. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61.

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Откуда лента здесь взялась. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. / По-старинному— в сизом платочке.

58, 375, 4. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов.

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею1. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». 5. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.

Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни.

Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Жених уже стоит в дверях при полном параде. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Ж-4521)8910. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. ассигнациями в месяц». Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Кроме одного.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Ах, уж эта кулебяка. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Подобных вопросов возникает множество. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

А там, если помните, никакого туалета. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».

Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Описание картины «Сватовство майора»

В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. — стыд какой.

Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Видимо, в псалтырь.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова

Картина Сватовство майора Павла Федотова

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Жених уже стоит в дверях при полном параде. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый98.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». чужой. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Все не столь однозначно с Купцом. И зачем. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.

Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12.

Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени».

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Служанки шушукаются. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Сватовство майора 
 (Смотрины в купеческом 
доме)

Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)

Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

Подобные браки случались тогда повсеместно. В частности, Федотов много работал над образом купца, долго и тщательно подыскивая, как изобразить суетливый жест его рук в попытке справиться с непривычным сюртуком. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. / Никогда с ними я не бывала». / Ой, стыд какой.

Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  • Встреча в Туркмении с Крымскими горами
  • Деда на Енисей везли в скотском вагоне

Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол.

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Покручивая ус, он стоит за дверью в предвкушении сделки. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.

Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках.