Фрагонар Жан Оноре

В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки). Однако, Жан Оноре Фрагонар твёрдо решил учиться именно у Буше и после шести месяцев обучения у Шардана снова пришёл к Буше.

Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Жан-оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. Жан-оноре Фрагонар ассоциируется у большинства почитателей его произведений именно с этой работой. В это время Жан Оноре Фрагонар вдруг увлёкся творчеством Рембрандта и начал изучать стиль великого живописца.

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honor Fragonard 5 апреля 1732, Грасс— 22 августа 1806, Париж)— французский живописец и гравёр. В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard.

Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.

На мастера произвели впечатление успехи начинающего художника и он согласился лично продолжить его обучение. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию».

Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Она оказывается в его жарких объятиях. Посмотрим на несколько портретов. Шардена. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.

  • Фрагонар Жан ОнореКартины и биография
  • Фрагонар Жан-Оноре – французский художник эпохи рококо
  • Жан-Оноре Фрагонар: жизнь и творчество художника
  • Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиями
  • Творчество Жана Оноре Фрагонара
  • Сайт с говорящим названием — Про искусство и его ведение
  • Значение ФРАГОНАР, ЖАН ОНОРЕ в Словаре Кольера
  • Сообщество «Сообщество любителей литературы»
  • Щеколда, Жан Оноре Фрагонар, 1777

Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). живописи — прежде всего голландской и фламандской. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим».

Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.

  1. Картины художника Жана Оноре Фрагонара (- )
  2. Поиск новых направлений в живописи
  3. Значение творчества художника Фрагонара интересные факты
  4. Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)
  5. Программа дисциплины «Основы искусства эпохи Возрождения»
  6. История зарубежного искусства века
  7. Фрагонар Жан Оноре, французский художник и график

При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. О детстве художника известно очень мало. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции.

Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.

Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • О знаменитости:Французский художник и график
  • Напишите отзыв о статье Фрагонар, Жан-Оноре

Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью.

Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. История создания "Качелей" весьма занимательна. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.

Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна.

  • Отрывок, характеризующий Фрагонар, Жан-Оноре

Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.

Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Главная цель Фрагонара — запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров.

Фрагонар Жан ОнореКартины 
и биография

Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Шардена, а потом Франсуа Буше. Он бывал поэтичен и романтичен, как Ватто (особенно в пейзажах), он любил передавать жизнь счастливых поселян, подобно Ланкре, он не брезгал самыми рискованными эротическими сюжетами, следуя в этом своему учителю Буше. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.

Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона.

Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. И последнее, о чём необходимо сказать. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу.

Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Маргарита Жерар не была бездарна. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам.

Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар.

Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.

Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Нельзя не отметить прикладную графику Фрагонара — его книжные иллюстрации к Лафонтену и Ариосто. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Изображена молодая особа, лежащая в постели, в короткой рубашке, с обнаженными бедрами, видимая в сильном ракурсе. Сперва ученик Ж. -Б.

Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. В Риме Бержере проводит зиму, ведет светский образ жизни, живет широко, принимает у себя всю Академию, встречается с художниками. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств).

На подобные произведения был большой спрос. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Красочное зрелище привлекает сюда художников.

В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Заработки старого Фрагонара невелики.

Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».

По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ).

Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. На этой должности он находился вплоть до самой смерти.

В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.

Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Но это не лишает сцену правдивости. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара.

Ее линии прихотливы извилисты. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях).

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.

Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй».

Его творчество начала 60-х гг. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».

Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием.

Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным).

Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.

Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Рекомендацию Фрагонару дает член Конвента Жак-Луи Давид: Фрагонар создал многочисленные произведения пыл и оригинальность – вот что его характеризует знаток искусства и в то же время большой художник, он на склоне лет посвятит свое время охране шедевров искусства, количество которых он в молодости увеличивал. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св.

Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше и резкие пламенные красные тона. Это позже будет восхищать импрессионистов.

Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов — «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.

В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.

в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Но не оно составляет главное в картине.

Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто — тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.

Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Здесь стиль рококо предстает перед нами в самом своем лучшем, смелом и жизнеспособном варианте, при этом выдержанный во всей своей цельности. Группа картин, написанных в эскизной манере и известных под названием Экспрессивные головы, - это ряд небольших полотен изображающих обычно по грудь или по пояс седобородого старика. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.

Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара.

Оп. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Еще одна неотъемлемая черта его искусства — насыщенность светом.

В 1780-е гг. Копирование работ старых мастеров играло большую роль в процессе совершенствования учеников парижской Академии. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом.

Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. В конце 70-х и в 80-е гг.

В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Натуар – в прошлом блестящий художник-декоратор, к тому времени перешедший на историческую живопись, – отвечая в тот период из Рима в своей переписке, замечает: Фрагонар с его дарованиями отличается поражающей легкостью, с которой он вдруг меняет свои склонности, это и приводит к неровностям в его работе.

Епископа Фрагонар заменил более скромной фигурой, а владелец прелестного создания изображен совсем юным кавалером. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара.

Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Он совсем юн и изящно манерен. — Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее — Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.

На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В 80-е гг. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.

В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.

Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема.

Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Это не просто вскользь затронутые темы семейной жизни, многодетности, воспитания детей, бедности и труда, тяжесть которых полностью искупается семейным счастьем. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Круг замкнулся. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.

На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.

К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей).

Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Картины тщательно выписаны изобилуют изящными деталями, но искусственность, холодность, подражательность, подчас какая-то фальшивая нота выдают в них усердное участие чужой руки.

Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Картина имела успех. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Никаких документальных свидетельств, которые могли бы уточнить дату возвращения Фрагонара к Буше, не сохранилось, но можно предположить, что это произошло приблизительно в 1748 или 1749 году.

Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.

Это поцелуй невинный и торопливый. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году. Складки ее блузы, передника, подобранной верхней юбки очерчены извилистой игривой линией, напоминающей почерк учителя Фрагонара.

Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. — в особенности от Тьеполо. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно.

Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.

Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.

Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Каждый из пенсионеров Академии должен был посылать ежегодно в Париж свои работы, свидетельствующие о том, что он правильно тратит свое время в Риме. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Однако в те же самые годы тематика французской галантной живописи может найти в творчестве Фрагонара совсем иное, неожиданное преломление. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости.

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей.

Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Он изображён в облачении испанского идальго. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. эстетических переживаний.

С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи».

картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен.

Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.

Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений.

В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Во времена Директории Фрагонар лишается своей должности главного хранителя Лувра и последние годы жизни доживает полузабытым. К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем.

Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.

И все-таки он справился с этой задачей. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.

Или же сплетал из краски буквально узоры, бурлящими мазками, наслаивая или сливая их друг с другом, чтобы сохранить причудливость формы. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара.

Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769).

По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену. В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.

Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях.

Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком.

Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Здесь Фрагонар очень прост Розалия изображает девушку из народа, которая непринужденно подбоченилась и весело глядит на зрителя живопись маленькой картины сдержанна, белая косынка написана одним тоном, но длинными, быстро положенными мазками. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы).

Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».

Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Сценка откровенно театральна. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.

Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. Фрагонара и Г. Робера. Эта работа – исключение из правила.

Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). В конце 70-х гг. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.

Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал.

В 90-е гг. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени.

Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались.

Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару.

Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. В гостиной собрались гости. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др.

Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Подрастает сын – тоже будущий художник. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.

Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.

26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар.

В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Но главное — он наслаждается. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло.

Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Архитектурные мотивы придают композиции листов известную упорядоченность, но в манере исполнения чувствуется сильный темперамент живописца. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.

В своих горячих тонах Фрагонар здесь — подлинный наследник Рубенса. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.

Картина Фрагонара написана под влиянием поздних итальянских мастеров и в ней немало условной театральности, но сквозь риторику пробивается желание передать силу чувств, красоту самоотверженного подвига. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века.

А вот за Фрагонаром-миниатюристом и автором сентиментальных жанровых сцен, она шла довольно уверенно. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Поскольку Психея простодушно рассказала им не только о своем счастье, но и о страшном запрете, они подговорили ее нарушить его и посмотреть на возлюбленного, сказав ей, что, скорее всего, к ней ночью приходит чудовище. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Великому художнику была уготована лёгкая смерть.

В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.

Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены – ниже его достоинства. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку.

Одна из лучших картин галантного цикла — «Купальщицы». Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Картина также имела другое название «Тайная страсть».

Это обессиленное искусство, это искусство все еще блестящей, но умиравшей культуры. Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.

Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.

Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства.

Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Чувственная откровенность Фрагонара подчас действительно оказывается на грани эстетического авантюризма. В ее руках букет с вложенной в него запиской. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.

Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.

Это Пьер Прюдон (1758- 1823). В 70-е гг. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Его творческий темперамент поистине огромен. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.

По собственному признанию Бержере, этот художник и мог быть полезен и казался удобным спутником благодаря ровному характеру. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель.

С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара — портрет. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины.

Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.

Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. У Мари-Мадлен Гюймар была репутация роковой куртизанки, её связи осуждались общественностью, что, однако, не мешало публике восхищаться сценическими талантами Гюймар. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.

Перед нами характерная для живописца картина. Их становится невозможно отличить от картин Буше.

Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Шляпка до половины скрывает тенью ее лицо, но видно, что и ее взгляд также обращен на ребенка. В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. А параллельно появляются аллегории и картины на сюжеты Освобожденного Иерусалима – то, что тогда относили к исторической живописи. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.

Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Переходы тона от светлого к густо-розовому завершаются красной полосочкой подушки на качелях. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».

Главное, цель достигнута. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Техника офорта ему тоже была подвластна. Давидом, лишил его прежней популярности.

Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру.

Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»).

Возможно, что картины были парными. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей).

Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно.

Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».

Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса.

Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей.

И все же в общем Фрагонар упадочник среди упадочников. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Спохватились лишь пару часов спустя. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.

Наиболее ранними были «экспрессивные головы» — изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. В конце 60-х гг. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия.

И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией.

Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Художник смог передать своё представление о любви.

Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Весь Париж встречается здесь. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.

На Армиде, так же как и на ее спутницах, развеваются драпировки, не скрывающие их прелестей. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Это действительно прекрасная вещь.

Диапазон его чрезвычайно широк. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.

Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Но все под его кистью приобретало несколько утрированный, почти болезненный характер. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик.

Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил.

Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Много сил вложил он в создание Лувра.

Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. На другом полюсе стиля Фрагонара — «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.

Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.

Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).

Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).

Эта великолепная, полная утонченной рокайльной грации картина стала программной в творчестве художника. Румяные весёлые селянки с обнажённой грудью, в окружении букетов изысканных цветов, пухлые резвые младенцы, яркая южная природа – таковы были первые работы молодого художника. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).

Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Последние годы жизни старого художника печальны. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции.

Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца.

Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Искусство последнего гения французской живописи XVIII века Фрагонара (1732 — 1806) ведет свое начало от всех этих предшественников. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. История этого заказа очень колоритна. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Серия портретов (1761–1765), т. н.

В это время в моду входит классицизм. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.

Там уже были изображены эти ступенчатые подмостки, с которых обращается к толпе нарядная девица над всем сооружением развевался раздвоенный красный флажок и те же зрители, забавляясь, тешились у загородки, были легкий шатер торговца игрушками и ширмы театра марионеток около статуи. Юноша специально подстерегал её. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. В январе 1790 года Фрагонар с женой и Маргаритой уезжает в Грасс, где поселяется у родственника, с которым расплачивается, работая над портретами и декоративными панно: про черный день у этого человека ничего не отложено, а черный день настает.

Динамичные изящные линии, очерчивающие фигуры персонажей, повторяются в вихрящихся контурах деревьев или облаков. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Его модели — артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.

Картины Фрагонара конца 70-х гг. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели».

К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Теперь у него новая забота.

Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Учился у Ж. Б. С.

В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.

Фрагонар действительно любил фантазировать.

Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Юная красавица в платье жемчужно-серебристого цвета изображенном легкими воздушными мазками и с беленькой болонкой за спиной сидит за столом у окна.

Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел.

Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Это без слов видно на представленной репродукции. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». художник лишается и заказчиков и славы.

Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г.

На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнажённых девушек, движущихся в тесном декоративном вихре – вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности.

Сен-Нон тоже брал у Фрагонара некоторые его произведения, сделанные во время общих странствий. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние.

Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии.

Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее.

Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). Эти качества делают их частью окружающей природы. Осознав свое художественное призвание, он попытался в 1747 г. поступить в мастерскую Франсуа Буше, который отослал неподготовленного подростка к Шардену.

Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Зримое присутствие художника в композициях Фрагонара лишний раз удостоверяет высокую степень личного авторского участия — свойство, которым искусство рококо в его лице поделится с грядущим романтизмом. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Его живописная речь очень богато интонирована: он то повышает голос, то словно шепчет, бывает страстен, нежен, сентиментален, элегичен, весел, насмешлив. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости.

Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.

Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.