Кукрыниксы Художники Картины

В тридцатые годы, как и многие другие художники, Кукрыниксы были вынуждены работать над портретами Сталина и картинами на историко-революционную тематику.

О творчестве художников Кукрыниксы

Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Пименова не интересовала ни конструкция тела животного, ни фактура его шерсти, ни индивидуальные особенности зверя, ни его видовые признаки. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). 44 х 36 Государственный Русский музей (инв. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы.

И вот прошел по улице, не однажды хоженной, проник в глубину двора, поднялся на восьмой этаж и вдруг увидел знаменитую троицу, как на обложке известной книги, недавно вышедшей в издательстве «Советский художник». Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Древняя мудрость гласит: в улыбке — самообладание.

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Кукрыниксы. Причем, в этом деле их поддерживал сам М. Горький, присылая из-за границы «на погляд» иллюстрированные книги. Короче, царь послал Левшу в Англию, чтобы он показал там подкованную блоху. Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине.

— рядом со сводкой о боях на границе москвичи увидели плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » Плакат, быть может и немудрен по композиция, но был в нем отблеск тревоги и ярости народной. Они иллюстрировали произведения Гоголя, Чехова, Горького и много кого ещё. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства».

Великие художники 
в портретах КуКрыНикСов

Великие художники в портретах КуКрыНикСов

То, что они сотворили, — на уровне тульского умения. В 1937-1938 годах Кукрыниксы проиллюстрировали 3-х томное собрание сочинений Н. В. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Но сам Купреянов редко бывал доволен сделанным и продолжал начатые поиски, у современников создавалось впечатление, что он рисует всегда и везде. произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), Жизнь Клима Самгина (1933), Фома Гордеев (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и Мать (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, Дон Кихот Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель.

В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Они хороши, эти рисунки, по своим изобразительным качествам, по точному соответствию лесковскому тексту, по колориту, по разработке реалий и, что самое трудное, по разработке характеров. Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно». К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова.

Родилось это необычное содружество более 40 лет назад. Публикуем рисунки из этой серии. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. за оформление детских книг. «Окна ТАСС» – небольшие плакаты, рассказывавшие в рисунках о положении дел на фронте.

Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. Видное место в детских изданиях 1930-х гг. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Картина художников 
Кукрыниксы «Конец» 
и её творческая

Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история

Творческий процесс Кукрыниксов выглядел так: «они работали все вместе, передавая в процессе работы рисунок один другому, поправляли друг друга и так доводили его до конца». А на холсте началось все сначала. К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. Грубовато, до резкости прямолинейно. Но вот вопрос: существует ли расстояние между каждым из трех и Кукрыниксами. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и других. но тут одним словом не отделаешься.

Карикатуры художниковКукрыниксов

Карикатуры художниковКукрыниксов

Святая правда. Англичане раскрыли перед Александром свои дива и пленили сердце русского монарха. Часто композиция разворота строится фронтально и создается впечатление, что лошади скачут прямо навстречу зрителю. Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. Господин Иозеф Геббельс мог обладать недюжинным красноречием, но все, что он говорил, было грязной ложью и подлой демагогией, направленной на оправдание жесточайших преступлений и отвратительной несправедливости, — это определялось не только его личными свойствами, а прежде всего характером того дела, которому он преданно служил.

Творческий коллектив советских графиков и живописцев Куприянов Михаил Васильевич (р. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике.

произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), Дама с собачкой и др.

С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш.

У Волги замкнулось кольцо окружения. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Бурно реагируют на происходящее и животные: лошадь смеется, рыбы и лягушки ликуют, мышь под шумок ворует еду.

Кукрыниксы: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Кукрыниксы: самые популярные картины (топ 12)

В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Следовательно, когда мы говорим, что «Левша» для Кукрыниксов близок по духу, мы имеем возможность опереться и на факт биографии. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма (Поджидатели войны, тушь, 1953-57).

Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932. Надписи были сделаны на немецком языке. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931).

Кукрыниксы – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Кукрыниксы – картины с названиями и описанием по алфавиту

Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). Именно храбрым воителем за правду мы видим тут Дон Кихота. ясность сюжета, заразительный комизм положений и поступков веселых и комически-страшных героев.

Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. Не может быть ни таланта, ни вдохновения без кропотливого труда. Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). В своей бессмертной притче Лесков воссоздал повороты такой борьбы. Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Что же отличает Кукрыниксов как художников-карикатуристов. Автор статьи: Дмитрий Фомин.

В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Сыны народа, вышедшие из самых его недр, художники могли сказать: «А ведь это и про вас». умел цветом, ритмом, движением создать в своих книжках ощущение праздника, не теряя при этом энергии, даже некоторой суровости своей графики». Не была ли «Левша» для Порфирия Никитича той самой книгой, живописные куски которой прочли родные будущему художнику под невысокими матицами родного очага. Они вывешивались в витринах, распространялись как листовки. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Куприянов, Крылов и Соколов не прекращали экспериментировать. Иногда срочную работу заканчиваем в бомбоубежище. Разумеется, такая точка зрения имела место, но подчас не она брала верх. У Дейнеки нет явных фаворитов, каждая лошадь по-своему прекрасна, все они способны с большой пользой служить людям — кто на войне, кто на пахоте, кто в цирке, кто на ипподроме.

И тут своего рода толчком послужила корреспонденция П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской, напечатанная в «Правде» 27 января 1942 года. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). (а в колечке 22 дивизии)». Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

«Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали», — отвечает Платов имея в виду победу русского оружия в войне 1812 года. В одном из тяжелых боев немцы угодили в карикатуру и оторвали Гитлеру ноги.

В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа. Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

С 20-х гг., 1941). В темном фашистском царстве логика формирования отдельных характеров, логика отдельных судеб определялась общей логикой фашизма, его социальным содержанием и исторической функцией. Они нарисовали фюрера в черной шали старухи-гадалки, горюющего у карты России. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.

Живопись отошла на второй план и мы не знали, когда сможем к ней вернуться. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ).

  • Художники Кукрыниксы карикатуры
  • Вспомним творчество Кукрыниксов – Карикатуры Кукрыниксы
  • ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  • Художественный метод Кукрыниксов
  • Значительные работы Кукрыниксов
  • Выставки и наследие Кукрыниксов

На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят.

Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей.

  • Творческий путь Михаила Куприянова
  • Творческая биография Николая Соколова
  • Купить работы автора – Кукрыниксы
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Влияние на мировую культуру, награды

Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. 43 х 31, 1 Государственная Третьяковская галерея (инв.

Экспрессия рисунков усиливается тем, что на одном развороте сталкиваются изображения разных масштабов иногда даже детали одной композиции словно увидены с разных точек зрения. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине.

Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Так Кукры дополнились Никсом. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг. 1902), Соколов Николай Александрович (р.

В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран. Неужто тебе здесь ничто не удивительно. » — возмущается царь. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. Много работали в области книжной иллюстрации.

Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. Из 37 рисунков, созданных к «Мертвым душам», десять – штриховые, остальные исполнены черной и цветной акварелью. Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета).

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Решаем ЕГЭ ИсторияВсе фотографииКукрыниксы – плакаты и рисунки193
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) – все чёрная акварель. Работаем ночами, дня не хватает.

Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

С 20-х гг. Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. Не осени русскую землю Октябрьская заря, у каждого из художников могла быть судьба Левши. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения.

Художники Кукрыниксы 
карикатуры

«Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Тут они несколько парадоксальны: автор стремился доказать, что нельзя создать точную словесную параллель работам художников: сатирические произведения Кукрыниксов составляют исключительную принадлежность зрительного ряда впечатлений, стихии зрительных образов. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров.

Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки. Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка.

Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Снова набросок, опять не то. Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. Активное, волевое, конструктивное искусство. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг.

В более поздних работах проявился Крылов – портретист. И вновь вспомнился Горький, его вещее слово. Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949).

Организованная в музее небольшая группа ребят. В них художники использовали приемы народного лубка, поговорки и песни.

Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины. Так или иначе, а англичане заметили размолвку между царем и донцом генералом и обратились к средству, где, казалось, генерал должен был поднять руки и сказать: «Сдаюсь». Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Но наибольшее признание принесла художникам работа в области политической сатиры.

Может, вот таким образом их пейзажи нередко многолюдны, а их портреты слиты с картиной природы. В рисунках Усто-Мумина (А. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры.

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.

Наивное жизнеподобие передвижнического толка оказалось единственной художественной системой, доступной их пониманию. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада. Может быть, потому, что черное и белое. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали.

На второй день войны — на второй. И дело оно делало общее.

На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом. Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя.

Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. В массированной атаке на детские издательства помимо недалеких педагогов и психологов участвовали всемогущие карательные органы. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин.

Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс». Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. Наибольшую же известность получили их карикатуры.

А началось все в двадцатые годы в стенах ВХУТЕМАСа. ДваЧасть2Материалы давно. руС уважением avdeev-a. Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка.

Особенно удачен поэтичный образ девочки, стоящей у окна в темной комнате и рассматривающей заснеженные деревья. Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым.

И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа». Ими выполнены рисунки пастелью – «И. КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. Любое применение условного художественного языка приравнивалось отныне к злостной идеологической диверсии.

Соколов не был исключением. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов.

Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе». Но развить, воспитать. Да. Я представляю, что значит лесковская притча для рабочей Тулы.

Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен. Заимствования отдельных элементов киноязыка можно встретить в книгах самого разного содержания. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги.

И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». Собственно, не забывал о друзьях Крылов — то и дело я слышал кротко-просительное: Коля, Миша, Коля. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Впрочем, большая золотая медаль Академии художеств СССР, а вслед за этим и знак лауреатов Государственной премии, которыми отмечена «Левша» Кукрыниксов, достойно венчают эту работу художников. Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям.

Художники очень зло и остроумно высмеивали незадачливых завоевателей. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению.

Мы рисуем карикатуры для «Правды», во фронтовые газеты, маленького размера—для упаковок концентратов и пачках с махоркой. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Генералу-донцу чудится, что в неуемных своих восторгах царь дал лишку. Для начала я дал бы эту медаль Кукрыниксам.

В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. Отточенное острие художественной сатиры.

Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала. Известны их картины, эскизы театральных декораций, шаржи.

Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами. Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. 1930), Крылов Порфирий Никитич (р. Среди изображенных: Виши — коллаборационистское правительство во Франции Квислинг — лидер фашистской партии в Норвегии, позже (с 1942 г. ) премьер-министр, его имя стало нарицательным для предателей своего народа.

Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Это же целая глава истории военных лет, воплощенная с немыслимой эксцентричностью, но совершенно верная и точная по существу оценки вполне реального положения вещей. Ничто не пришло извне, все было в людях. без поправок, без ретуши. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький.

Отец Порфирия Никитича искусный токарь на патронном заводе. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки. С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова. Если для Купреянова крайне важны были конкретные наблюдения за обитателями зверинца, то его младший товарищ стремился дать ребенку самые общие представления об облике своих героев. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур.

В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Иными они и не могли быть. По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. В 1920-х гг. Когда мы говорим о способности проникнуть в душу человека, мы имеем в виду и образ бессмертного идальго из Ламанчи, как его поняли и воссоздали в цикле иллюстраций Кукрыниксы.

Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943). Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. Воспоминание о Горьком творилось как бы на глазах, творилось увлеченно, каждый из художников делал это с таким воодушевлением, будто бы то были не воспоминания, а рисунок. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. Даже в пределах одного разворота Земенков использовал разные стилистики: Монгольфье изображен в карикатурной, но по-своему изысканной манере, обстановка его лаборатории воспроизводится с реалистической основательностью, дома и любопытные прохожие словно нарисованы ребенком, недавно научившимся держать в руках карандаш.

Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Оно воевало. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. Когда началась Великая Отечественная война, Кукрыниксы в числе первых пришли работать в «Окна ТАСС».

«Никс» или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы.

получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». Явление это счастливо: пятьдесят лет — пятьдесят. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Здесь предпочтительнее ошибаться. Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. изживает себя.

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Широко известна троица и в качестве иллюстраторов классических произведений. Без него жизнь теряет половину своего обаяния». Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг.

Но вот что интересно — гитлеровцы оскорбились за своего министра пропаганды, как его изобразили Кукрыниксы, а заодно и за фюрера, отважившись на шаг почти самоубийственный: они воспроизвели в листовках карикатуры Кукрыниксов, поместив рядом портреты Гитлера и Геббельса, что вызвало у нас смех едва ли не гомерический — сходство с оригиналом у Кукрыниксов было поразительным. Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «.

Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Да и англичане, по всему, понимали, с кем имели дело, — подкованная блоха была тут же. Карикатура на фюрера была нарисована и на танке «Беспощадный», который мы купили с С. Маршаком, С. Михалковым, Н. Тихоновым и В. Гусевым.

А это уже тема полнокровного искусства. Форма рождается из памяти. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). Молодые художники учились не только у своих непосредственных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей и у великого художника-сатирика парижанина Оноре Домье.

В 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные художественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы. Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В том ряду великолепных работ, которые подарили нам художники в послевоенные годы, свое место занимает и работа, отмеченная большой золотой медалью Академии художеств СССР, — я имею в виду иллюстрации Кукрыниксов к притче Лескова «Левша». Да, это про них.

Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением фашизма (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др. ) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку. Совместно работали с 1924 г. Создали новый тип карикатур, отмеченных острой злободневностью, публиковавшихся в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ). Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым.

Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков. Через коридор между протянутыми веревками он не проходил, а величественно шествовал.

Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Тогда надо было выиграть войну — все для победы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. » И честно добавляли: «То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. «С увлечением отдается художник. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.

Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным. Но в то же время мы стремились, чтобы характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся привычке принимать позы «вождя» чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки, как одежда. Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. А втроем – уникальными, единственными, неповторимыми Кукрыниксами – Ку (приянов) Кры (лов) Ник (олай) С (околов) ы. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Хоть в уборную, но пройтись туда фюрером.

Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается.

Мы прислали танкистам трафарет и они смогли восстановить рисунок. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа.

«Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. — «А как они были: в перчатке или без перчатки. » — «Ваши генералы парадные, они всегда в перчатках ходят значит и здесь так были». Именно сложное. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии.

Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Здесь они выработали свой особенный стиль. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы.

Думаю, что все высказанное не голословно и в связи с тем, что сотворили Кукрыниксы в «Левше»: рисунки эти великолепны и но самому требовательному счету отвечают высокому замыслу художников. Вот как, например, Кукрыниксы откликнулись на Сталинградскую битву. Чисто плоскостная, почти орнаментальная манера рисунка выразительна сама по себе, но едва ли силуэты зверей, абстрагированные до расплывчатых пятен, способны вызвать симпатию и сопереживание юных зрителей.

Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. чувство юмора необходимо. А Кукрыниксы умудрялись рисовать втроем. «Книжка о зиме — и черная. Карикатура—искусство чистого представления.

В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». Тула там хороша — бедная, но добрая, очень русская, — рисовал ее, наверное, Крылов. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. Плакаты, «Окна ТАСС», газетная и журнальная графика требовали от нас полной отдачи.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ». Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив. Мне могут возразить, что изобразительное искусство, так же как музыка и архитектура, всегда обладало своей особой и неповторимой художественной речью, для которой немыслимо найти исчерпывающе точный словесный эквивалент. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».

«Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие. Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». Мотивы, побудившие Кукрыниксов взяться за «Левшу», смею думать, связаны с их собственной судьбой. Под рисунком едкая подпись: «Потеряла я колечко.

Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). Они обращаются к историческим сюжетам (серия Старые хозяева, 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны (Таня, 1942-47, Третьяковская галерея).

Итак, книжная графика. Те, кому удавалось это увидеть, немало восхищались. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Однако, в начале 1930-х гг. Видя, скольких сил это стоит Маршаку, кто-то из нас не выдерживал: «Самуил Яковлевич, ну сделайте, в конце концов, стихотворение поменьше. » Маршак ершился: «Кто вам сказал, что маленькие часы сделать легче, чем большие. » Но вот что интересно: мы, разумеется, знали, что имеем дело с единственным в своем роде знатоком мировой поэзии, ведь как после войны развернулся дар Маршака-переводчика: Шекспир, Бернс, Блейк. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей. В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие.

Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства». Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Фашистские лидеры выжимали последние соки из своих европейских сателлитов — и вот в карикатуре 1942 года показывается, как Гитлер и Муссолини, наподобие грязного белья, выкручивают Лаваля, а другие квислинги уже висят на веревке, как жалкие израсходованные тряпки. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади.

Им принадлежат многие десятки графических листов, рисунков, картин. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. — изумился Жаров, — что можете. ». Даже дружески участливое «Миша» и «Коля» присутствовало.

Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». По сигналу тревоги с противогазами выходим во двор на свои посты. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Разумеется, трудоустройство состоялось. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. Иначе говоря, процесс этот был органическим.

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим.

Одни хулили все русское, другие — все западное. Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь». В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Истинно, о Геббельсе, как его увидели Кукрыниксы, можно было бы сказать словами крыловской мартышки: «Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа».

Порожденная высоким пафосом, яростным вдохновением борьбы энергия полной самоотдачи, внутренней мобилизации художников напоила живыми соками их искусство, дала ему новый толчок развития. Моя полумальчишеская голова была забита разными случайными увлечениями из многих увиденных искусств. Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Мы с наивным простодушием занимали у Дюфи некоторые его декоративные элементы: медуз, яхты, облака и белые гребни волн, украшая этим набором полосные тоновые рисунки, как раньше типограф украшал книгу набором готовых линеек и виньеток». Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию.

Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года. Конечно, подобные прозаические разоблачения не могли отвратить детей от любимого искусства, да авторы и не ставили перед собой такой задачи. Не были забыты и так называемые язвы советского общества. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.

Огромной популярностью пользовались их плакаты и «Окна ТАСС», созданные в годы Великой Отечественной войны. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Листовки служили л пропуском для сдачи немецких солдат в плен.

Многие критики и коллеги считали его первым столичным рисовальщиком, признавали в его работах «. Многие из «Окон ТАСС» и плакатов, нарисованных Кукрыниксами, стали очень популярны. Жители выходили нам навстречу из землянок. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно). Сталин и В. М. Маршак был верен себе: все, что делал он, он делал в полную силу. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству. с детскими издательствами. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег.

Но впечатлительному художнику достаточно этого предлога, чтобы начать импровизировать: количество пролитых слез достигает гигантских размеров, затоплены целые улицы испуганные обыватели пытаются спастись бегством, лезут на деревья. Вскоре царь Александр умер, а на престол, как тогда говорили, взошел царь Николай. Царь расточает похвалы, в то время как Матвей Платов замкнулся в хмуром молчании. Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». По крайней мере, воспоминание о Туле отразилось и в рисунках к «Левше». Трио художников КуКрыНикСов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) прославилось самыми цепляющими и смешными карикатурами на фашистов во время Великой Отечественной войны. Мне навстречу вышел Михаил Куприянов, высокий, приятно подобранный, чем-то похожий на мхатовского ветерана.

Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). Маршак читает только что написанные строчки: «Посмотри—у русских каша, будем кашу есть. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. Собственно, решение обратиться к лесковской притче могло быть определено и этим. Кстати, все это я прочел в лице Левши, как изобразили его Кукрыниксы на своеобразной медали, поместив ее в конце книги. еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. Кузнецов стремится дать дошкольникам элементарные представления о технике типографской печати используя ее аналог, вполне реальный в домашних условиях.

Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). чем сбиться с ритма». Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. Для всех трех художников в одинаковой степени, но, быть может, чуть-чуть в большей мере для Порфирия Крылова: у него тут свои резоны, которые игнорировать нельзя, — он туляк, представитель одной из добрых тульских династий, которые, как утверждает молва, хваленую английскую блоху поставили на русские подковы.

Так мы понимаем «Левшу» и место лесковской притчи в творчестве Кукрыниксов. Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная.

Явление редкое и сложное по своей психологии. 1903). Учились во ВХУТЕМАСе / ВХУТЕИНе (между 1921-1929). Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге». С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928).

Маршак считает, что напряжение, в котором мы живем, приносит свою пользу. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). На другом развороте грациозные и подвижные олени сопоставляются с усталыми, медлительными верблюдами. На такой вопрос нельзя ответить односложно. Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др. ). Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство.

К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». Встретились, чтобы затем не расставаться на протяжении многих десятилетий. Но дело, очевидно, не только в этом. В ходе беседы с Горьким там, на Малой Никитской. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств. он «.

Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора иллюстратора.

С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. При этом каждый художник творит и самостоятельно. На военной машине мы проехаги 3400 километров по изувеченной, вытоптанной врагами земле. Выступая с 1925 в газетах и журналах (Правда, Крокодил и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: Транспорт, тушь, 1933-34 О дряни, тушь, гуашь и др., 1959-60).

В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Да, черный здесь—цвет мороза и это очень понятно и наглядно, очень по-детски, стоит только отрешиться от привычных натуралистических представлений». Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня.

Эта особенность сатирической графики также чрезвычайно созвучна детскому творчеству, ведь юные художники явно предпочитают рисование по памяти и по воображению дотошному копированию натуры, но при этом высоко ценят узнаваемость образа, проявляют большой интерес к юмористическим ситуациям. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). «Ведь стрела, —говорит он, —только тогда попадает в цель, когда тетива натянута туго». Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. «А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929).

Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны.

Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей).

В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии». Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». «Все трое. Особая напряженность возникала на скамьях подсудимых, когда слово брал Руденко.

А как тут. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте». Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927).

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел.

Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. В издательской практике начала 1930-х гг. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы. Для украинского искусства книги 1920-х гг.

Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг. Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. Сообщи им толику земного характера, пожалуй, картина была бы иной. Их плакаты и карикатуры всегда ожидались с нетерпением. Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Изобретательность художника проявляется не только в самих рисунках, но и в их размещении в пространстве книги: полосные, полустраничные иллюстрации и рисунки на полях представляют собой единую систему сообщающихся сосудов.

Привлекательность инфантилизма для нас, молодых художников, заключалась в большей свободе интерпретации, подражании детскому рисунку с его яркой выразительностью и красочной декоративностью». Художники 1920-1930-х гг. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). были объявлены вне закона и преданы анафеме.

Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «. ", 1941). Именно там волею случая встретились три молодых человека, одержимые страстью к творчеству. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти.

Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». В 1942 г. Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии (1965) за политические карикатуры и плакаты.

Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни. была свойственна живая образность и композиционная цельность восприятия натуры даже в самом беглом наброске».

Среди иллюстрированных ими произведений: 12 стульев (тушь, 1933 и 1967) и Золотой телёнок (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, Господа Головлёвы и др. Нет, нет и еще раз нет. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова.

Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях Отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.

А история живописи очень ясно, как, быть может, никакая другая история, свидетельствует о том, что самые яркие дарования, если их развитие не подкрепляется упорнейшей работой над собой, над каждым произведением, безвозвратно гибнут. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». И в то же время в изданиях 1930-х гг. В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. И вот финал, в нем главная мысль: английского друга Левши, едва он прибыл в русскую столицу, отвезли на посольский двор и отходили, а Левша попал в руки петербургских городовых и они, увидев в нем простолюдина, повезли долгими петербургскими верстами из одной «простонародной больницы» в другую, пока он не испустил дух на холодном больничном полу.

Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Гоголя. И еще — образ Гитлера на этом плакате, образ, созданный самим гневом этого первого дня. Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками.

Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». И это в декабре, в самые морозы. Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики.

В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли.

Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Уже в Москве написали полную картину «Таня». Только тогда художник.

Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем.

Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Молотов», «И. В.