Франс Хальс Художник
Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений.
Франс Халс – голландский художник
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650 – 1652, «Портрет Виллема Круса», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе – 1664)». Во время его рождения не было мира на его родине. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Действительно, Хейтхейзен сейчас чувствует себя абсолютно естественно и комфортно, спокойно поглядывает на нас, поигрывая хлыстиком и пребывает в состоянии расслабленности и, по всей видимости, опьянения. стр. ) – выразительный тому пример. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Щеголь-офицер с удовольствием выставляет напоказ свой экстравагантный костюм, даже несколько тщеславится им. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд.
Франс Халс: жизнь и творчество художника
Отсюда пошел термин «малые голландцы». Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Вероятно их было гораздо больше. Халс Франс. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
О замечательном голландском художнике Франсе Халсе
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Халс много работает в жанре группового портрета. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола, на котором лежит единственный предмет – гроссбух приюта для престарелых. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». А еще через год он женится. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
- Франс Хальс – великий портретист
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Голландские портретист Франс Халс (141 работ)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Они поженились 26 апреля 1622 года и вскоре после этого Франс Халс написал этот необычный свадебный портрет. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Адриана (1627 и 1633) и св. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов.
Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
- Выдающийся голландский портретист Франс Халс
- Характеристика творчества Франса Халса
- Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)
- Портрет Изабеллы Койманс (1689)
- «Голова мальчика в берете» (1640)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Франс Хальс: живописная правда мгновения
В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Картина поражает своей застывшей атмосферой.
Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. На губах играет легкая улыбка. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Несмотря на импозантный разворот фигуры, на насмешливый, чуть презрительный взгляд, несмотря на динамику живописной формы, во всем его облике отчетливо проглядывают утомление и скепсис.
- О знаменитости:Голландский художник
«Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св.
Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.
Скорее всего, они преувеличивали. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». А. С.
Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Луки. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Этим достигнуто создание законченного образа. В «Банкете офицеров роты Св.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством.
Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа.
Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Манера Халса настолько подвижная, что некоторое время считалось, что работа не была завершена. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера.
Ею «разорван» плоский холст. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Картины почти не заказывают. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Но для нас большой разницы в этом нет.
Адриана. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты.
Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
складывается зрелое живописное мастерство художника. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер».
Но о нем лично известно немного. А. С. Он находится в частной коллекции.
Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. Портреты Хальса рождают ощущение взаимной связи людей, которые ценят единение и знают его силу. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение. Фигуры написаны плавно, почти небрежно. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Работа Халса «Св. Но для нас большой разницы в этом нет. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Нам остается лишь гадать об этом.
Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Но потом его начинают забывать.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Нищета брала за горло.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Художник героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
Еще более необычен клубок линий, который превращается в кружевной воротник, если смотреть на него издалека. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Приехав в Харлем, учился (ок. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Первое предположение напрашивается само собой. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его).
Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650–1652, «Портрет Виллема Круса», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»5. Была ли она ведьмой. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Формы подсказаны решительными, широкими мазками кисти и несколькими быстрыми акцентами.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Луки» состоялось в очень короткие сроки. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме. Пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Ван Гог однажды заметил, что у Халса «27 оттенков черного»Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов имевшей хождение в 1970-1990 годах. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Лука» и «Св.
Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. В многовековой традиции изображения авторов Евангелий они обычно обрисовывались с обобщен-но-благообразной внешностью, часто подчеркивалось эмо. ционально приподнятое, экстатическое состояние боговдохновенного труда. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
Композиция стала спокойной и строгой. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Художник провел за мольбертом более полувека. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову).
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Преступление действительно было заказным. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Георгия», 1639)».
В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер.
На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». В 1620-1630-х гг.
Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Многие второсортные художники зарабатывали на жизнь тем, что копировали на заказ работы Хальса – такие, например, как "Масленичное гулянье". («Регенты госпиталя св.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Кроме того известно, что с 1612 по 1615 годы художник состоял в рядах стрелковой роты Святого Георгия, а по окончании этой, довольно условной, службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Франс Халс известен за свой виртуозный стиль в живописи. любителей крепко выпить. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня.
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
В ней он и умирает. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
Георгия». Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Луки. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Ныне масса дилетантов и недоучек пишут сплеча, с шиком.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея).
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Оба портрета художник создал по заказу Попечительского совета приюта для престарелых, а вовсе не из собственного "желания отомстить". Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Елизаветы», 1641, «Портрет молодого человека», около 1642 – 1650, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Адриана», около 1623 – 1627 «Банкет офицеров стрелковой роты св. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись.
В 20-х гг. В Голландии работало множество живописцев. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Это состоятельная заказчица и художник прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики.
Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. 1621, Государственный музей, Амстердам). Сама живописная манера получила особое содержательное значение.
Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. la Hals свои ничтожные картины и это производство приносит иным славу и деньги. Елизаветы», 1641, «Портрет молодого человека», около 1642–1650, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним.
Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Нам остается лишь делать предположения. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя.
Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Каждый одинок, каждый существует сам по себе. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Луки (Sint-Lucasgilde). Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Умер художник в 1666 году. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания.
Адриана. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.
Оно им схвачено и перенесено на полотно. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Изменяется и колористический строй его живописи.
Нам остается лишь гадать об этом. Дальше нам остается лишь строить предположения. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.
Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Уоллес). Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. И здесь уместно вспомнить, что богатейшими людьми в Харлеме были владельцы ткацких мануфактур и пивоварен. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса.
При этом являющаяся основой образа доброта, буквально излучаемая Лукой, делает естественным восприятие этого неопрятного толстяка как святого. Беатрикс гордо показывает обручальное кольцо, а Исаак прижимает ее руку к сердцу. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты.
В 1610 году Халс становится членом гильдии св. 1626 послужила одна из его дочерей. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Репутация Хальса тоже была небезупречной. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. В конце 20-30-х гг. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Была ли она ведьмой. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В Харлем бежали иммигранты со всех сторон.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Вероятнее всего, это – офицер. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. С его именем связан расцвет национальной живописи. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Учился у К. ван Мандера.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым».
Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса.
Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Яркое платье девушки, белые рукава кофты, смелая и лукавая улыбка играющая на ее губах, – все говорит зрителю о том, какой радостной и пряной может быть жизнь, если не заковывать ее в серое суконное платье. Сейчас мы даже не можем представить себе, какое впечатление произвела эта картина на современников Хальса.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Настали переломные моменты в живописи Хальса.
У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). «Веселый пьяница» — один из самых известных тому примеров. Долгое время имя этой женщины считали вымышленным, но сейчас мы располагаем документами, которые свидетельствуют о том, что Малле Баббе действительно существовала и в 1653 году была помещена в исправительный дом. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса.
Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
Только лица, воротники и манжеты изображены с большей точностью. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Луки. Круг сразу придает законченность портрету. У них было одиннадцать детей. Первое предположение напрашивается само собой.
Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). 1650).
Его поза естественна и непринужденна. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков.
Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Георгия» (1616). В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс. «Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Стекло, например. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
Не стоит отбрасывать это предположение. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Но бывали и исключения. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Праздник отличался размахом и длительностью. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного.