Гармония Борисов Мусатов
Когда в 1889 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа в Саратов, он очень остро ощутил пустоту и пошлость провинциальной жизни и единственным выходом для него стало творчество, он творил свой живописный мир – возвышенный, полный солнца, тепла и гармонии. Вот и выходит, что удивительные, придуманные картины Борисова-Мусатова с юных лет его – это и отражение артефактов XVIII века, но и – устремлений, тоски по гармонии, вкусов и предпочтений значительной части русского просвещенного (не обязательно только дворянского) общества. С лета 1901 г. Борисов-Мусатов обретает если не гармонию, то место, где её можно найти.
Музыкальный мир живописи или поиск гармонии Борисова-Мусатова
В этот период он написал пейзажи «На балконе. Такая активность кажется тайной, чудом искусства. А. Н. Радищева, Саратов «Морское дно», 1913, Русский музей, Санкт-Петербург). Знакомит с произведением русского живописца и графика В. Э. Как отметил К. Петров-Водкин, он придал поэзии прочную живописную форму. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
В Саратове он написал ряд лиричных картин в романтическом духе («Автопортрет с сестрой», Русский музей, Санкт-Петербург «Осенний мотив», 1899, Художественный музей им. В три года мальчика постигло большое несчастье. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Живописная настойчивость в передаче солнечного света и приподнято-возбужденная манера письма определяют эмоциональную окраску ранних вещей.
Росписи так никогда и не были выполнены, но эскизы «Летняя мелодия» (1905, частное собрание), «Весенняя сказка», «Осенний вечер», «Сон божества» (все — 1905, Третьяковская галерея, Москва) представляют собой исполненные с большим мастерством законченные произведения, передающие различные состояния природы и разные настроения человека. Себя мастер изобразил справа, при этом обрезал часть своей фигуры краем холста (прием, свойственный импрессионистам). На этой основе возникает взаимосвязь фигуры с пейзажем. Художник вынужден оставить Петербург.
К этому периоду относится этюд «Агава» (1897, Тр). Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Пробовали даже играть на сцене университетского театра с покойным, увы, ныне другом пьесы «Два Пьеро или Белый ужин», а потом замахнулись и на «Сирано». Этот шедевр, который автор называл «мелодией грусти старинной» наполнен таинственностью.
Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Но тогда дело не зашло дальше эскизов. В 1928 году в Париже состоялась персональная выставка Сарьяна.
На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Центром композиции становится глубокий сумрак темного помещения, таящийся за распахнутым окном, оттененный белым кружевом занавесок и узорным разнообразием форм листьев и цветов.
Появление «мусатовской девушки»
Бык». В стиле декоративного панно исполнена композиция «Водоем» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Эти композиции не похожи на прежние работы художника. Так же декоративна и акварель «Горный ручей», написанная мелкими мазками зеленого, голубого, желтого и красного цветов.
Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. Как хорошо Боже, как хорошо. Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце. Так, например, в этюде «В лодке» (1892) он показывает пейзаж, пронизанный светом и воздухом, в котором естественно и гармонично сосуществуют плывущие в лодке героини и природа. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
- Гармония — Виктор Борисов-Мусатов
- Обаятельный и застенчивый горбун – Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
- Картина Борисова-Мусатова: Гармония
- Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Напротив, вполне сознательно стремился дисциплинировать живопись, дать ей продуманную, закономерно организованную систему. Осенью восстановился в МУЖВиЗ и доучился там до 1895. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Его живопись, как и жи-р. оппсь других художников-волжан – Петрова-Водкина, Кузнецова, Матюшина, насыщена цветом, пронизана светом, в ней по-новому переосмысливаются пространство и движение.
Новая картина оказалась решающим шагом на пути к вершинам мастерства. В этой картине воплощен условный и странный мир призрачного видения. Но этому, увы, не суждено было осуществиться. В этом произведении впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, а также выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и любовь к характерному сине-зеленому колориту. Но в письме другу уверенно заявляет: «После полюбят». Последней работой Борисова-Мусатова стала композиция «Реквием» (1905, Третьяковская галерея, Москва), которую художник посвятил памяти недавно умершего друга — Надежды Юрьевны Станюкович.
Примеров тому много, – от Карла Брюллова до Анри Тулуз-Лотрека. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
- Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
- Картины — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
- Виктор Эльпидифорович Борисов- Мусатов
- Символист Виктор Борисов-Мусатов
- Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
- Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905)
- Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ясная гармония чувственного и духовного выражается и в пластической гармонии живописи.
Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. На смену чисто зрительному восприятию здесь вводится их сознательная организация. Любовь, по крайней мере, как говорили в старину, «сердечный интерес» возник к юной Анне Воротынской у молодого живописца ещё до отъезда во Францию.
В 1898 году Борисов-Мусатов вернулся из Парижа. Это из А. Блока: «Когда слушаешь Бальмонта, – всегда слушаешь весну». Этюд «Окно» (1886, Третьяковская галерея, Москва), написанный шестнадцатилетним Мусатовым изображает окно домика, в котором жила семья художника. Чтобы отвлечь зрителей от второстепенного, автор даёт картине второе название – «Изумрудное ожерелье». Это одна из самых «тихих» картин в истории мировой живописи.
По контрасту с крупным монолитным пятном воспринимается дробная мозаичная кладка пятен фона – зеленые, голубые и белые цвета деревьев, неба, облаков. Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта их картины – важный прием. В 1907 году на выставке «Голубой розы» была показана его картина «К весне» (1907, Третьяковская галерея, Москва), отражающая интерес автора к реалистической живописи. Борисову-Мусатову свойственны сдержанность эмоций, мечтательное созерцание.
- Картина Гармония – Виктор Борисов-Мусатов
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Красный мяч, являясь самым ярким пятном в работе, фиксирует композиционный центр холста. Пластика человека и природы, пластика вещей и эмоции сходны. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали.
Они прогуливаются в парках, читают стихи, объясняются в любви. Пишет «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Питер). Художник лирический и мечтательный, он творил отнюдь не интуитивно. Весенний цветущий сад.
Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Я писал его с точки зрения мыши. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
Часто его работы перекликаются со строфами Фета, затем – все чаще, – Бальмонта. Подобный поиск я попытался отразить в книге поэзии и прозы исторических и искусствоведческих эссе «Обретение гармонии». Но он ещё молод. Елена сидит в спокойной расслабленной позе, положив руки на складки розового подола. Ученичество позади.
Выполненная в зеленых оттенках, эта декоративная композиция, которую сам художник называл «языческой картиной», стала своеобразным гимном весенней природе. Виктор Эльпидифорович видел мир иначе, чем окружавшие его люди. В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, где можно было увидеть произведения Коро, Ватто, барбизонцев, Брюллова, Иванова и других художников. В том же, 1901 осенью мастер создал восхитительное полотно «Гобелен» (Тр).
Главное для мастера — не передача настроения, а создание обобщенного образа, отсюда и стремление заострить внимание на явных признаках наступающей весны (птицы на голых ветвях деревьев, кот на крыше и т. п. ). Горб Мусатова был, пожалуй, более тяжкой ношей, чем огромный нос поэта Сирано. Реальное пространство не прямо воспроизведено в картине, а пересоздано. В конце 1903 года Борисов-Мусатов оставил Саратов и поселился в Подмосковье, в Подольске. Цикл эскизов под названием «Времена года» создавался для построенного в 1901-1902 архитектором Ф. О. Шехтелем особняка А. И. Дерожинской. «Водоем» (Тр) был создан в зубриловсокм парке в самое счастливое для живописца время: Елена Владимировна Александрова наконец согласилась стать его женой спустя 7 лет после первого предложения.
Чисто натуральный принцип построения полотна, опирающийся прежде всего на зрительный опыт художника, на видение, смотрение, созерцание, обусловливает и характер образа – чувственно-созерцательный. Глубоко лиричная композиция пронизана светлой печалью и ощущением скоротечности жизни. Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. Для одной позировала сестра, для другой – невеста, Елена Владимировна Александрова, его, кажется, наконец-то «гармоничная муза».
Где я найду моих женщин прекрасных. Виктор ходил в другой комнате. Не только в мастерской Кормона.
На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П. Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. В том же году был создан этюд «Цветы». Это был молодой врач Никодим Овсянко. И есть чудная Зубриловка. Признанным шедевром этого года стал «Водоем».
И весенние мотивы у Бальмонта и Мусатова перекликаются. Кузнецов показывает не какие-то отдельные явления действительности, а мир вообще, его бесконечные горизонты и необозримые дали («Мираж в степи», 1912, Третьяковская галерея, Москва «Водоем», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи», собрание В. А. Дудакова, Москва «В степи. Художественной школы в Саратове не было. А вот «Последний луг» – это и название дивной акварели Борисова-Мусатова и – стихов Бальмонта. Колорит построен, таким образом, как созвучие близких друг другу холодных цветов.
Побывав на Севере, он выполнил ряд чудесных акварелей, главным предметом изображения которых стали архитектурные памятники старины («Северная Двина у погоста Пермогорье», «Церковь в селе Панилове», оба — в 1903, Картинная галерея, Закарпатье). В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома. Центральная фигура уравновешивает и объединяет (сюжетно) левую и правую части картины, внося во взаимоотношения девушек ноту спокойствия и понимания. А вот в соотношении с проектом «От Рублёва до Врубеля. Будет много временных несовпадений.
Константинополь», 1910 «Финиковая пальма. В Тарусе он создал свое последнее произведение – большую акварель «Реквием», посвященную памяти безвременно умершей подруги семьи Станюкович. В период, ознаменованный созданием Водоема (1902), вся система живописных средств направлена на преображение видимой натуры. Она помогала давать названия картинам.
Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство. Какое уж тут отражение эпохи. Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Сюжета нет, нет портретного сходства с «прототипами», лица одной из дам и вовсе не видно.
В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной Водоем: Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Но душевная гармония постепенно возвращается к шестилетнему Виктору Мусатову.
Излюбленной темой живописных и графических работ Родионова была Москва. В отличие от мажорного «Изумрудного ожерелья» она полна печали и меланхолии. Станет книжным графиком. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Влияние романтического мечтателя Борисова-Мусатова на русское искусство «серебряного века» для меня лично бесспорно, как, надеюсь и для большинства моих читателей.
Фигуры людей и пейзаж как бы дематериализуются. Константинополь», 1910, Картинная галерея Армении, Ереван «Улица. Бегут по лугу животные, размахивают руками люди. Как в воду глядел.
Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Теперь любовь вспыхнула с новой силой. Иногда, однако, эти качества заслоняют понимание строгой логичности живописи Борисова-Мусатова. Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами.
Центральный персонаж в работе – сестра художника, одетая в старинное платье. Сирано де Бержерак, конечно же. Рождаются «Дама на лестнице» («В парке»), «Девушка с розами». А. Н. Радищева, Саратов «Ветреный день. Замыслы художника остались в эскизах. В 1890 поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина. И потому у меня не было сомнений – картина какого русского художника должна была открывать «изобразительный» ряд ассоциативных иллюстраций к этой моей книге, – конечно же, это должна быть репродукция с одной их композиций Борисова-Мусатова. Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грез. Композиции Кузнецова можно отнести к лирико-монументальным произведениям. На фоне парка, торца белого здания, у усадебного двора, вымощенного плитами, – в лучах закатного солнца фигуры двух женщин в «старинных платьях» с кринолинами. Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб.
С этой же целью автор использует элементы декоративности. Художник оставил горизонт за пределами холста и, выдвинул такую необычную точку зрения изолировал пространство картины от окружающего мира. Картина написана густыми динамичными мазками, наслаивающимися друг на друга. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она покорно позирует брату.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. А. Н. Радищева, Саратов «Дети на фоне окна», 1911, Государственный художественный музей им. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной.
При этом никакого портретного сходства. Борисова-Мусатова, мастера символических композиций, пейзажей и портретов. Интересно, что, создавая свою композицию, автор использует не одну точку зрения. В центре — бесплотная фигура молодой девушки, задержавшейся в парке. Сумерки начинают сгущаться.
Способствует формированию устойчивого интереса к символизму в русской живописи XIX века. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. В начале 1930-х годов Кузнецов побывал в Ереване. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. К 1903 году относится композиция «Призраки» (Третьяковская галерея, Москва) изображающая усадьбу Зубриловка.
За работой», 1913, Третьяковская галерея, Москва «Восточный пейзаж», 1910-е, Дагестанский краеведческий музей, Махачкала). Он огорчён непониманием и неприятием. Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. И, наконец, знаменитый «Водоём».
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. Среди них можно узнать сестру Борисова-Мусатова, его жену и саму Станюкович.
Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Вскоре появились его пейзажи, посвященные строительству города. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына.
На фоне темно-синего неба, гор и высоких башен-домов работают люди, волы, движутся машины со строительными материалами («Строительство в Армении», 1930–1931, Русский музей, Санкт-Петербург). Крестьяне», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург «Осенняя песня», 1906, собрание В. А. Дудакова, Москва). А. Н. Радищева, Саратов «Гармония», 1900, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Предстающие глазу формы он хочет сделать прямым отражением неведомой, скрытой жизни.
А ему – то начинало казаться, что он уже кое-что понимает в искусстве. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Самому же художнику ни ощущения себя как «странного гения», ни слава и – редко, лишь в результате славы – материальная независимость, – не казались адекватной заменой красоты, здоровья, гармоничной семейной жизни. В 1894 году в его этюды вошли свет и движение. К этому периоду относится множество прекрасных пейзажей, портретов, жанровых композиций.
Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов. Ведь живопись Борисова-Мусатова лишена той прямой захватывающей силы экстатических порывов, которая определяла действенность творчества его гениального современника Врубеля в ней нет врубелевского решительного натиска и энергичной устремленности чувств, мощного пафоса необузданной фантазии.
Однако из первых картин – «Окно» (1886, Третьяковка). В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье. Среди его рисунков — композиции, на которых узнаешь столицу лишь по отдельным деталям.
Чувствуется аромат сирени. «Осенняя песнь» (1905, Тр) и «Куст орешника» (1905, Тр) – пейзажи Тарусы (куда они переехали) – новый вклад символизма в искусство изображения природы.
Но подобные пейзажи стали лишь исключением в его творчестве. Яркие пятна лепестков выглядят выдавленными на палитру красками – это была первая робкая попытка Мусатова проникнуть в «душу темы», как говорил он сам, оценить значение прекрасных даров флоры. Пейзаж стал первой крупной работой художника. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Художник стремится проникнуть во внутреннюю затаенную жизнь природы, постигнуть поэтическую духовную сущность вещей, скрытую за внешней оболочкой видимого. В картинах ереванской серии доминируют оттенки красного (красноватая земля и розовый туф из которого возводились дома).
Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии. Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне. Эта идиллическая картина – редкое отступление автора от общей тенденции его произведений. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Впрочем, конечно же и учиться. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году.
Главные их персонажи — кавалеры и дамы в старинных одеждах. Его страстью было – возможность работать кистью на больших плоскостях. Таковы, например, «Волга. Все подчинено своей логике и образ обретает черты идеального. Большой талант может родиться и в совершенно здоровом, сильном теле.
С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. На берегу две девушки. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Доживет до 1991 года.
На фоне белых зданий усадьбы, парка, деревьев в кадках стоят две девушки (позировала художнику его сестра, Елена Мусатова). Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове. Этот прием, а также круговые ритмы, повторяющие очертания водоема (юбка сидящей девушки, пятна отражений в воде), делают композицию цельной и гармоничной. Париж – это прежде всего – Лувр, Люксембург, Монмартр. А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской.
Его наставниками были такие известные мастера, как В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. «Очень много поэзии, красоты, правды и простоты».
Еще в 1897 у художника созрел замысел картины «Материнство», в которой, по его представлениям, должны были появиться не мать с ребенком, а немеркнущий образ вечной женственности. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). В них чувствуется несколько грустное лирическое настроение.
Одна из таких работ — картина «Вечер» (1918, частное собрание). В платьях изображенных дам присутствует одна интересная деталь – так называемая «складка Ватто», характерный защип на спине под шеей, спускающийся до подола и похожий на шлейф. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.
В 1898 возвращается в Саратов. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Задумчиво – отрешенная, она является прообразом будущих «медитативных» женских персонажей большинства произведений Мусатова.
Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины. Полна движения картина «Ветреный день. Со стороны, может быть, это и казалось компенсацией. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:.
25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце. Эти почти фантастические и динамичные сцены немного напоминают «Вавилонскую башню» П. Брейгеля.
Вместе с ночным сумраком исчезают призраки тех, кто когда-то жил в усадьбе. Художник болезненно переживал то, что общество было равнодушно к его духовным идеалам. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Художнику – 29 лет. Картина Изумрудное ожерелье (1903 – 1904) являет некоторые иные черты. Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене.
Дерожинская не приняла эскизы. Он даже срезал фигуру девушки слева краем холста, еще более подчеркнув эту разомкнутость. Это и дало настроение брату написать картину— «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома— «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Он также оказался реквиемом самому творцу. Пример тому – полотно «Дафнис и Хлоя» (1901).
Есть поэзия, настроение, гармония, мечта. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Родионов был не только прекрасным художником, но и человеком редких душевных качеств. Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Полдень.
Полотно «Изумрудное ожерелье» (1903-04, Тр) стало второй попыткой воплотить в жизнь старую идею. В простых, непритязательных мотивах художник умел видеть красоту мира. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим». Соединяясь, они создают плоскостное и в то же время трепетно-воздушное изображение. Тогда стали спрашивать: почему на шее ожерелье жемчужное, а в названии – изумрудное.
Таков «Вид на Москву» (1926) с башней Новодевичьего монастыря. Очень часто художник вводил в свои пейзажи старинную древнерусскую архитектуру. В 1881 году родители определили одиннадцатилетнего Виктора в реальное училище. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов. Любимые женщины (сестра) позировали художнику и вдохновляли на создание истинного шедевра. И Виктор улыбался, радостно смущенный.
Очарование русской природы передает и другое знаменитое полотно Грабаря — «Мартовский снег» (1904, Третьяковская галерея, Москва). На полотне «Сосны», стилизованном под гобелен, причудливо изгибаются линии деревьев, кустарника, холма. Ожерелье на шее – жемчужное.
В тот же период художник написал ряд фантастических декоративных пейзажей, в которых показал сказочно-идеализированный мир природы («Сосны», 1907, собрание В. Я. Андреева, Москва «Горный ручей», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Сосны и скалы», 1907, Государственный художественный музей им. Музыка, живопись, поэзия. В 1900-х годах Петр Саввич принял участие в выставках символистских объединений «Алая роза» и «Голубая роза». Пишет картины, как итальянские фресковые художники XV века.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Доминирующим цветом в картине является голубой. Бык», 1908, Третьяковская галерея, Москва «После дождя», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). По окончании реального училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Рекомендуется для углубленного изучения материала.
Взял наугад 1899 – год рождения моего отца. Для изучения истории архитектуры истории костюма XIX века – навряд ли. В лирическое настроение задумчивой мечтательности вторгается скрытая тревога. Ключевой элемент колорита – сине-голубой цвет платья сидящей девушки.
Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. В 1903 году, живя в Черемшанах под Хвалынском, художник начал работать над картиной «Изумрудное ожерелье» (1903–1904, Третьяковская галерея, Москва).
В эскизе «Молебен на станции железной дороги» (1894, Третьяковка) с тщательностью воссоздана историческая реалия той эпохи: при строительстве новых транспортных путей священники ближайших к станциям церквей служили молебен с водоосвящением и призывали прихожан усердно помолиться Богу и попросить благословения, эскиз так и остался незаконченным. Впечатления, полученные художником во время посещения старинной усадьбы XVIII века Зубриловка, владельцами которой когда-то были князья Прозоровские-Голицыны, отразились в картине «Гобелен» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Как и всегда, он много и плодотворно работает.
Париж доказал – путь постижения тайн живописи впереди долог. – прошептал кто-то тихо. Саратов.
Электронный образовательный ресурс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Но где же взять натуру, где взять моделей. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Есть искусство. Он уважал чужое искусство и даже если не понимал его, всегда признавал, что оно имеет право на жизнь.
Атмосфера той эпохи, точно переданная мастером, показывает, что толчком к осмыслению им своей национальной культуры стало творчество французского мастера Антуана Ватто. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. И главное – Виктор вновь начал улыбаться. Самым счастливым временем в жизни Борисова-Мусатова стала весна, а потом и лето 1902 года, когда он после нескольких лет разлуки вновь встретился с девушкой Еленой, которая когда-то училась с ним в московском училище.
Конечно же, он мой художник. К этому времени относится его работа над эскизами к монументальным росписям «Четыре времени года» для одного из московских особняков. Он не успел ее завершить. В одном из писем Борисова-Мусатова под впечатлением поставленного в городском театре спектакля «Сирано де Бержерак»: «тут так много тихой грусти поэта».
Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. В мае Елена приехала к нему в Зубиловку. Точно так же исполнены пейзажные этюды изображающие его родную Волгу.
Занимался у прекрасного педагога Ф. Кормона. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Египет», 1911, обе — в Третьяковской галерее, Москва).
«Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Восточная живопись, возможно, положила начало его мягкой, но точно выверенной линии.
В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. В начале 1900-х годов Крымов стал участвовать в выставках символистских объединений «Алая роза», «Голубая роза», «Венок».
Стихи были впервые опубликованы в журнале «Книжки недели» в 1899 г., акварель родилась в 1901 г. И хотя «Гобелен» написан после пунктиром закончившейся драмы любви к Ольге Корнеевой, большинство историков искусства склонны связывать это полотно с окончанием цикла, посвящённого и навеянного Анной Воротынской. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. В глубокой задумчивости на берегу искусственного озерца в старинном имении – две девушки.
На рассвете 26 октября 1905 художник умер в 35 лет. Дамы изображенные на холсте, словно замерли под воздействием чего-то невидимого. Но его работы приходились по вкусу не всем. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. И есть верная сестра Лена.
Благодаря уникальной коллекции Лувра, Мусатов заново открывает для себя мастеров итальянского Возрождения и, прежде всего – могучую, взрывную и в то же время удивительно гармоничную живопись Тинторетто и Веронезе, уравновешенную лирику Леонардо да Винчи и изысканную таинственность Боттичелли. Именно в это время он создаёт свои первые рисунки. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.
Нижний Новгород» (1894, Тр), «Капуста и ветлы» (1894, Тр). Наряду с пейзажем, важное место в творчестве армянского мастера занимал натюрморт («Египетские маски», 1911 «Персидский натюрморт», 1913, оба — в Картинной галерее Армении, Ереван). «Реквием» — это акварельное изображение процессии девушек, одетых в старинные платья. В рисунке «Москва. Картина неуловимо перекликается с произведением Ж. Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь», которое Виктор увидит только в 1890, когда уедет учиться в Москву.
Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. На полотне — заснеженные крыши дома и сарая, темнеющие в глубине двора деревья и кусты. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Благодаря наложенной прозрачным слоем умышленно блеклой темпере фактура холста проступает из-под краски, что создает иллюзию старинного гобелена.
Задумчивый мотив звучит в природе. Художника интересует натура как таковая в ее непосредственной, улавливаемой глазом зрительной выразительности.
С 1921 года Сарьян с женой и детьми жил в Ереване. Храм Христа Спасителя» (1926) грандиозное здание храма не дает спутать Москву ни с каким другим городом. Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.
Пейзаж с облаком», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Иванова ночь», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Мимоза», 1909, Государственный художественный музей им. Этюд «Две сидящие дамы» (1899, Рус музей) использованный позже для написания полотна «Гармония» (1900, Тр), знаменует начало нового этапа в его творчестве. Добрым словом вспоминают художника и его ученики.
И Мусатов пишет о том же, – о «весеннем аромате», о «женственном начале» бальмонтовской поэзии. Ему было 35 лет. Можно ли такие картины использовать как дополнительный источник для изучения истории России. Показывая типичные ситуации, автор передает свое личное отношение к изображаемому. К этим эскизам фресок относятся акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (все-1905, Тр).
Великолепное полотно исполненное в стиле живописи В. А. Серова и К. А. Коровина «Майские цветы» (1894, Тр) изображает беззаботную провинциальную идиллию, весенний сад, вплотную подступающий к стене дома. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Летние облака принимают фантастические формы.
Стояла тишина. Глазам художника открывалась природа разных стран, быт народов, населявших эту землю. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Обострение болезни позвоночника и сложная операция вынуждают вернуться в 1893 в Саратов (климат не подошел питерский).
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Выполненное в том же году полотно «Девушка с агавой» (Тр) продолжает линию произведений, в основе которых лежат принципы постимпрессионизма. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Вот таким образом на его картинах трудно увидеть архитектурные памятники и эффектные ландшафты. Эта поездка оказала на него огромное влияние.
В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. С темой «отражение эпохи в живописи» сложнее. Пейзажам, созданным мастером в этот период, свойственна мечтательность и поэтичность («Сон», 1905, Русский музей, Санкт-Петербург «Под шатром засыпающим (Мои ночи)», 1905, собрание Х. Л. Кагана, Москва «Пейзаж», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург «Зима. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту. Герои не связаны между собой действием, каждый занят собственными мыслями.