Где Написана Картина Саврасова Грачи Прилетели
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Мало кто знает, что написана она была в селе Молвитино Костромской губернии, переименованном в 1939 г. в Сусанино, поскольку в нескольких километрах от него, в деревне Деревеньки (уже не существует) родился знаменитый герой Отечества крестьянин Иван Осипович Сусанин. Магически на зрителя воздействует картина – где-то в глубине души так хочется опять увидеть эти корявые тонкие березки, вглядеться в родную даль неба, покрытого тучами. Таким образом, А. К. Саврасов из композиционных соображений в картине: 1) изобразил колокольню слева, а не справа от храма, 2) несколько повысил колокольню по отношению к храму (или, наоборот, понизил храм по отношению к колокольне), 3) сблизил колокольню и храм. – Оденешь его – опять пропьет все. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».
Во-вторых, художник существенно завысил колокольню по отношению к храму (или наоборот, несколько понизил храм по отношению к колокольне), отчего храм и кажется на картине сравнительно небольшим. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. В XVII в. принадлежало боярскому роду Салтыковых.
А. Саврасовъ»3. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Абсолютно другое представление передается темным небом, с серыми тучами, нависшими над церковью. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. С конца XVII века только колокольня не претерпела особых изменений, сам же храм неоднократно перестраивался— последние значительные изменения перед тем, как его запечатлел на своей картине Саврасов, датируются 1855—1857 годами.
Замысел картины Грачи прилетели (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Береза всегда имеет свой рисунок.
Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенко) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла). Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Впервые село Молвитино упомянуто в XVI в. как центр местной железнорудной промышленности. 14-15 мая 1938 года в Молвитине проходило отчётно-выборное партийное собрание, на котором, как писал в те дни «Колхозный клич», «работу райкома подвергли суровой критике». «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника.
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Береза всегда имеет свой рисунок. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. На них с шумом и граем опускается стая грачей.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели». В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу.
Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. На среднем плане мы видим серое пятно. Как выглядела эта кладбищенская церковь, нам неизвестно изображений её, судя по всему, не сохранилось, в документах же о ней сказано только, что она «зданием каменная с такою же колокольнею» Колокольню Воскресенского храма Саврасов изобразил практически «один к одному», какой она была в марте 1871 года.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». «нагорным» трактом, шедшим по правому берегу Волги.
Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Церковь была построена в конце XVIII века. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.
Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. На склоне лет старый боярин пережил страшную трагедию — 15 мая 1682 года во время известного стрелецкого бунта в Москве был убит его сын Фёдор Петрович Салтыков (стрельцы убили его по ошибке, приняв за брата царицы — матери Петра I — Ивана Кирилловича Нарышкина). В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. Саврасовъ. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова.
Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Иначе обстоит дело с Воскресенской церковью изображённой в «Грачах» Саврасовым.
По такому этюду не сделаешь картину. Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Обычный весенний немного сероватый день. Сколько было таких сел в России. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип.
Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Автор этой статьи Б. В. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59.
Но это, конечно, было только начало. Саврасов быстро становится знаменитым. Береза всегда имеет свой рисунок. Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание.
Это скорее эскиз по памяти». В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Конечно, до осуществления этого решения предстоит очень неблизкий путь.
В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Салтыков умер в 1608 году (он был похоронен в родовой усыпальнице Салтыковых в подклете Богоявленского монастыря в Костроме). Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.
Описание картины «Грачи прилетели»
Это было настоящей трагедией для него. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. Саврасова в Молвитино. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Романова большую роль при его дворе. Такую возможность даёт нам посвящение храмовых приделов. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Сколько было таких сел в России. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.
Однако в своём первоначальном виде он простоял недолго. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ).
«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». С. Молвитино. На каждой выставке их можно увидеть десятками. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. У Г. М. Шестова было трое детей: сыновья Иван, Сидор и дочь Мария.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже.
Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Центральная группа берёз является основой композиции. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года.
В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей.
Картина Грачи прилетели Саврасова
Стройная, с глухим восьмигранным столпом, ажурным ярусом «звонов», с тремя рядами слуховых проёмов, украшенных строенными кокошниками, молвитинская колокольня и по своему композиционному замыслу и по декору весьма близка к колокольне известного храмового ансамбля в Ярославле, в Коровниках, по праву считающейся одной из прекраснейших русских колоколен такого типа (к тому же, коровницкая колокольня была построена в те же 1680-е годы, видимо, всего на несколько лет раньше молвитинской). Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым. Первый из них, как мы помним, был посвящён святым мученикам Хрисанфу и Дарье, чья память отмечается 19 марта (по старому стилю), — именно в этот день избранный царём Михаил Романов уехал из Ипатьевского монастыря в Москву (Хрисанфу и Дарье была посвящена сооружённая в середине XIX века и сохранившаяся доныне монументальная надвратная церковь в этом монастыре). На переднем плане картины выступают кривые тонкие березки, на которых вьют себе гнезда суетливые грачи.
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом.
Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина.
«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Теперь — об остальных храмах Молвитина, которые, конечно, были построены Салтыковыми. На переднем плане полотна – снег. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.
«Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. В нижней части этюда была подпись: «А. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. 27192)386.
В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком. Посещение расположенной в семидесяти верстах от Ярославля Костромы, в которой Саврасов, судя по всему, раньше не бывал, вполне объяснимо — город находится рядом, богат памятниками старины, живописно стоит на Волге. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Продолжим осматривать картину.
Береза всегда имеет свой рисунок. Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Каждый, кто видел, например, церковь изображённую в «Московском дворике» В. Д. Поленова, легко узнает её — несмотря на полностью изменившееся окружение храма — в стоящей доныне в Москве церкви Спаса на Песках.
Грачи прилетели описание картины
Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. и М. М. Салтыковых, в честь своего небесного покровителя, что позволяет также приблизительно датировать его концом XVI века. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.
Согласно легенде, И. Сусанин был нанят отрядом поляков зимой 1612- 1613 гг. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789.
Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Была разрезана алая лента — право на это «получили лучшие механизаторы района» В конце концов, очень нелёгкое в нынешних условиях, но бесспорно разумное и справедливое решение о переводе музейной экспозиции из Воскресенской церкви в один из старых особняков райцентра с последующей передачей храма верующим было принято.
Сколько было таких сел в России. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.
Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Это время, когда каждое мгновение в природе что-то меняется и вся картина Саврасова проникнута этим ощущением изменчивости. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. В середине или во второй половине XVIII века — точное время неизвестно — храм был капитально перестроен в соответствии с тогдашней архитектурной модой в стиле «барокко». Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.
Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. А между верхним и нижним поясами, охватывая пространство от забора до дальних полей у горизонта, находится относительно узкий средний пояс, написанный в коричневых тонах с голубыми прописками. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. одним из наиболее приближённых к царю лиц. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого. Всё это, плюс то, что храм на картине показан с возвышенной точки зрения (с какой её обычно мало кто видит), а также то, что с шатра колокольни ныне удалена тёмная жестяная обивка, затрудняет «опознание» молвитинского храма на знаменитой картине.
Заказать репродукцию картины Грачи прилетели
Церковь была построена в конце XVIII века. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Придел же «святой мученицы Ефимии (точнее — Евфимии) прехвальной», память которой отмечается 11 июля (по старому стилю), также связан с приходом к власти новой династии — 11 июля 1613 года, в день своего рождения, в Успенском соборе Московского кремля Михаил Романов был венчан на царство и, таким образом, окончательно стал русским царём. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.
Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые.
В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
Также на них заметны птичьи гнезда. По мутному пепельному небу плывут облака. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Молвитино»36. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Окольничий М. М. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны.
Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Отчётливо видно жестяное покрытие шатра колокольни (жесть с шатра сняли только в 80-е годы во время реставрационных работ). Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. А все творчество Саврасова видится нам выдающимся.
По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).
«Грачи прилетели» : описание картины
Более точно — с точностью до нескольких лет — можно определить время построения третьего храма, Никольского. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Необходимо отремонтировать переданный под музей особняк, необходимо завершить реставрацию в Воскресенском храме (и прежде всего ликвидировать ту невообразимую картину в холодном четверике с его ужасной ямой), необходимо полностью возродить храм — в нём вновь должны появиться иконостасы, образа, колокола на колокольне и т. д.
По этому поводу высказывались разные версии. Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов.
Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Через год же грянул пресловутый «великий перелом». Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Как отметил один из выступавших: «докладчик (т. е. Вот так жил и творил Саврасов. Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели».
Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе.
Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Известный советский поэт Давид Самойлов написал в 1960-х замечательное стихотворение.
В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась. Перед вами авторское повторение 1879 года.
Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
По такому этюду не сделаешь картину. Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя. Для многих художник остался автором только одной картины. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». в качестве проводника в село Домнино, где скрывался царь Михаил Фёдорович.
Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Главный престол храма был посвящён, конечно, небесному покровителю Константина Ивановича Михалкова, а престол придела (во имя великомученицы Екатерины) — небесной покровительницы его тётки, Екатерины Андреевны Салтыковой. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
- Эффект бескрайнего пространства
- Этюды, эскизы, повторения и варианты
- Словари и энциклопедии на Академике
- Рядом расположены достопримечательности
- Творчество, заказы известных людей
Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Всем с детства знакома эта удивительная, тонкая и трогательная картина художника-передвижника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.
Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года. А потом все-таки сбежит. Тяжело заболевает жена.
- Работа и страсть к путешествиям
- Алкоголизм и увольнение с работы
- Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Однако, как мы видим, нет и не может быть никаких сомнений: на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображена церковь Воскресения Христова в селе Молвитине (ныне — посёлке Сусанине). На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви.
Затем в 1882 году его уволили с работы. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
Судя по опубликованным изложениям выступлений на собрании, руководству Молвитинского райкома ВКП (б) и лично I-му секретарю И. М. Белкову действительно досталось. Видимо, пейзажиста привлекла в эти места возможность наблюдать более поздний, замедленный приход весны. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую.
Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Сделано это было группой татар, жителей Татарской слободы в Костроме (последние издавна специализировались на работах, связанных с колоколами, только до революции они поднимали их на колокольни, после же Великого Октября — сбрасывали). По свидетельствам старожилов Молвитина, на начало XX века в закомарах храма настенной живописи не было — или её к тому времени забелили при одном из ремонтов или же её не было совсем — и она «домыслена» Саврасовым по чисто художественным соображениям. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.
В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Что касается самого храма, то на картине показана только его северная часть — да и то полузакрытая берёзами — однако хорошо видны пятиглавие (с характерной деталью — «перетяжками» на маковицах глав), четырёхскатная крыша и закомары. Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна. С именем знаменитого крестьянина было связано известное село Домнино, находящееся от Молвитина в семи верстах и если бы Саврасов приехал в эту часть Буйского уезда (в то время и Молвитино и Домнино относились к этому уезду), чтобы посмотреть сусанинские места, то он, несомненно, поехал бы в Домнино, деревню Деревеньки, на легендарное Исуповское болото. Это скорее эскиз по памяти».
Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Это скорее эскиз по памяти". Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. На картине абсолютно чётко видны строенные кокошники, обрамляющие проёмы звона, три яруса слухов, скромный декор граней столпа колокольни.
РЖ-627)90. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Будучи родственником матери первого царя из династии Романовых, К. И. Михалков после воцарения М. Ф. Романова занял при царском дворе видное место — он стал постельничим, т. е. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. По такому этюду не сделаешь картину. В-третьих, Саврасов переставил колокольню и храм местами.
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.
Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Посёлок Сусанино (бывшее Молвитино) расположен на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от Костромы, на трассе Кострома – Буй. Ныне холодный храм выглядит так: примерно половина прежнего пола в нём осталась нетронутой, в середине же помещения — провал, в котором стоят ободранные конструкции многострадального попковского иконостаса. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Ужаснее картину представить трудно. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна.
Жил в нищете и одиночестве Саврасов. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями.
А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. На них с шумом и граем опускается стая грачей. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
У зрителя создавался образ хрупкой, нежной, тонкой неяркой русской природы, которая, однако, прелестна. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Версия Е. Кончина логична и весьма вероятна, однако у ней есть и существенный изъян: Молвитино не имеет никакого отношения к Ивану Сусанину и его подвигу (в Сусанино село Молвитино было переименовано в 1939 году как центр района, на территории которого был совершён подвиг Иваном Сусаниным).
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны.
Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. В этом — одна из причин скептического отношения костромских музейщиков и краеведов к утверждению о том, что на картине Саврасова изображена именно церковь Воскресения. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Салтыков). «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Церковь была построена в конце XVIII века.
Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи. Однако кое-какие события, предшествовавшие закрытию храма, нам известны. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух.
Решение этого вопроса слишком важно и здесь не должно быть места неясностям. Развивались также суконно-валяльный промысел изготовление шапок, коневодство, сыроделие. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Как они красивы». Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Тогда же и пробил час Воскресенского храма, закрытого летом 1938 года. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.
Б. В. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.
Мы много говорим, намечаем хорошие планы, но практических мер к их реализации не принимаем» К 1988 году восстановление Воскресенского храма в целом было завершено и в его бывшую трапезную (тёплый храм) перевели из прежнего помещения районный музей, в основном посвящённый подвигу Ивана Сусанина. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Документов о закрытии Воскресенской церкви мне найти не удалось, молвитинская районная газета «Колхозный клич» о таком событии как закрытие главного храма районного центра не сообщила ничего: времена, когда о закрытии очередной церкви рапортовали как об очередной победе на фронте социалистического строительства, остались позади (церкви по-прежнему закрывали, но сообщать об этом в газетах уже считали лишним). В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Интересно, что церковь Воскресения Христова, которую изобразил мастер в полотне, теперь стала музеем подвига Ивана Сусанина. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».
В 1866 году на кладбище «тщанием крестьянина села Молвитина Алексея Григорьевича Галочкина» была выстроена небольшая каменная Троицкая церковь. В 1613 г. разорено поляками. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви.
Не избежал этого и Воскресенский храм — в середине 30-х годов с его колокольни (вспомним — с колокольни изображённой А. К. Саврасовым) были частью сброшены, частью сняты все колокола. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Сейчас в церкви – музей И. Сусанина. Оба брата были лишены почти всех своих вотчин и сосланы из Москвы: Борис Михайлович в вологодское село Ильинское, а Михаил Михайлович в свою «галицкую вотчину» — в село Коткишево одноимённой волости Галичского уезда (ныне это территория Нейского района).
Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Необходимо основательно к этому подготовиться. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве.
(. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Именно жестяная обивка создаёт тот самый тёмный колорит шатра колокольни на картине (сейчас, когда жесть снята и заново побеленный шатёр стал одного цвета со всей колокольней, это также препятствует «опознанию» в ней саврасовской колокольни). С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега27, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов62.
Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. В частности, «суровой критике» была подвергнута и антирелигиозная работа райкома. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Те же туристы, которые будут приезжать сюда, должны видеть не только посвящённый Ивану Сусанину музей, но и действующий — как при Саврасове — храм изображённый на его знаменитых «Грачах» (тем более, что в память о великом художнике, верующем человеке, трагически окончившем свою жизнь, в храме могли бы служиться панихиды).
Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.
боярином Г. И. Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу.
В духе времени это было почти судилище (похоже, что районное руководство предполагали сменить и заодно показать внутрипартийную демократию). Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.
По такому этюду не сделаешь картину. Однако, это лишь поначалу. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери.
Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Это скорее эскиз по памяти. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Закрытие основной части церквей в Молвитинском районе пришлось на конец 30–х годов. Зима еще не отступила. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Какая простота. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.
Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). В конце 1870 года Алексей Саврасов, работавший в то время профессором в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, взял пятимесячный отпуск и в начале декабря вместе со своей семьёй— женой Софьей Карловной и детьми— приехал в Ярославль. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Реквизиции, мобилизации и прочие атрибуты «военного коммунизма» не миновали и Молвитина. Глядя на это простое и бесхитростное полотно, молодые художники часто набирались бодрости и смелости и отказывались от пут, условностей. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго.
Это скорее эскиз по памяти. Однозначно ответить нельзя. Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». и М. М. Салтыковых: вместе с М. Ф. Романовым наверх, к вершинам власти в государстве, пошли и они (в феврале 1613 года на земском соборе в Москве братья Салтыковы активно действовали в пользу кандидатуры Михаила Романова и сразу после его прихода к власти старший, Борис Михайлович, был назначен на один из высших придворных постов — он стал главой приказа Большого Дворца или дворецким, а младший, Михаил Михайлович, стал кравчим). В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.