Глазунов Художник Википедия
Глазунов, Иван Ильич (художник)
По заказу Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР начинается съемка документального фильма о художнике (режиссеры Маргарита Вениаминовна Тюпкина и Дмитрий Дмитриевич Васильев), позднее уничтоженного за излишний драматизм, обилие церковной архитектуры и православный дух произведений на темы Древней Руси, Работает над иллюстрациями к стихотворениям Александра Александровича Блока «Осенняя любовь», «Голубой рыцарь», «Сирень», «В ресторане» и др. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. 30 ноября присваивается звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В седьмой раз забаллотирован на выборах в Российскую Академию художеств. Медовый месяц молодожены проводят в Старой Ладоге. Волга – русская река», портреты главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Николаевича Гусева и писателя Льва Ефимовича Колодного.
21 мая в музее современного искусства «Kiasma» (Хельсинки) открывается выставка произведений художника, на которой представлено около 30 работ из частных коллекций: портреты, пейзажи, сюжетные произведения. В июне открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой представлено свыше четырехсот работ. Фирмой «Мелодия» выпускается комплект пластинок «Дорога к тебе», где главы своей мемуарной повести исполняет сам автор. Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам писателя «Идиот» и «Бесы» – «Князь Мышкин», «Рогожин», «Настасья Филипповна», «Смерть Шатова», «Верховенский и Лямшин», которые в том же году приобретает Музей Достоевского в Москве.
Илья Глазунов – биография, фото, картины, личная жизнь художника
Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. Они благодарят художника за сохранение русской национальной школы высокого реализма. Начинает работу над иллюстрациями к произведениям Александра Александровича Блока и серией «Ленинградская блокада», пишет цикл работ, посвященный теме любви: «Двое», «Сумерки» и др.
В Ленинграде трудится над большим дипломным полотном «Дороги войны», а также картинами «Андрей Рублев» и «Джордано Бруно». Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Задумывает большое полотно «Дороги войны». Посещает древние города Индии и осматривает их достопримечательности.
Первые иллюстрации к роману Достоевского «Идиот», Глазунов сделал еще в 1956 году, а позже иллюстрировал «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Бесов», «Неточку Незванову», сделал несколько портретов самого писателя. Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. С большим успехом премьера проходит 10 ноября в Биробиджане, а затем – в Москве. На второй выставке зрителям представляются работы учеников Глазунова.
По приглашению барона Ханса Хейнриха Тиссен-Борнемиссе живет в Лугано (Швейцария) на вилле Фаварита, где пишет двойной портрет барона и баронессы Кармен Тиссен-Борнемиссе. В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «». Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio.
Умер художник Илья Глазунов — причина смерти
У Глазунова действительно во многих картинах нет жизни, но полно смерти и страданий. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. И. Е. Репина возобновляет свою деятельность академический музей античных слепков. К тому времени он уже известен за границей – Гран при на конкурсе в Чехии (1956 год) было его первой серьезной победой.
Выставку закрыли, а картину уничтожили. Работает над иллюстрациями к стихам Александра Александровича Блока «Незнакомка», «Эллины» и др. Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской». Будучи в Германии, дает интервью корреспонденту радиостанции «Свобода» Олегу Антоновичу Красовскому, в котором излагает свой взгляд на развитие искусства в XX веке. Совершает поездку в Москву, где портретирует писателя Николая Павловича Анциферова, поэтессу Ксению Александровну Некрасову, актрису Людмилу Ивановну Касьянову, режиссера и литератора Лилию (Еликониду) Ефимовну Яхонтову (Попову), Николая Глазкова. Создает картину «Дождь.
Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. 24 апреля в двух залах Тульского областного художественного музея открылась экспозиция 23 полотен Глазунова из цикла «Поле Куликово», переданных в дар Туле Министерством культуры РСФСР.
Илья Глазунов — художник королей и король художников
Иогансона. Естественно, что с такой родословной не могло быть и речи о симпатии к коммунякам. Художник по молодости был отличным иллюстратором, но суровая необходимость и амбиции сделали его таким, каков есть. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами.
Пишет полотна «Возвращение блудного сына», «Русская Венера». Ступени Мастерства» с выставки в Санкт-Петербургском центре Манеж. В мае присуждается премия Союза журналистов СССР «за серию рисунков о Чили». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В январе также посещает Гамбург в связи с 880-летием города.
Ее отвергли по идеологическим соображениям. Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов. У Петропавловской крепости», «Архангельское» для советского посольства в Мадриде. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа.
Лаврский старец отец Тихон отговаривает художника и благословляет на мирскую жизнь: «стать художником, чтобы бороться со злом в мире». И он должен быть похож иначе это не портрет. Но нет будущего без прошлого. И. Е. Репина. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл Поле Куликово.
В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. Исполняет эскизы и декорации. Со второй половины лета проводит студенческую практику на строительстве Куйбышевской ГЭС. Живет в таежном посёлке строителей, где за месяц с небольшим создает более двухсот работ, составивших серию «БАМ». Молодой художник решил эту тему смело и неожиданно. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство).
Становится во главе кооперативного объединения «Град Китеж», призванного поощрять молодые художественные таланты. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф. М. Делает эскиз с изображением моряков, врывающихся в штаб немцев, на конкурс «Отечественная война» и композицию по впечатлениям «Балетная школа» (акварель). Глазунов потом отразит ее образ во многих женских лицах на своих картинах. Широко известны его иллюстрации к романам Достоевского и лирике Блока.
13 декабря награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Вышли альбомы «Писатель и художник» (с текстом Владимира Алексеевича Солоухина) и «БАМ» (М., Изобразительное искусство). Получает приглашение ЮНЕСКО для создания в штаб-квартире организации в Париже панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово», пишет полотна «Проводы войска», «Битва», «Хан Мамай», «Видение князей Бориса и Глеба», «Засадный полк» и другие. И наоборот. Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе.
Картины художника Ивана Ильича Глазунова
Там много работает на пленэре. Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Делает зарисовки из крестьянской жизни, сочиняет композиции «1812 год (Отступление)», «Дубровский и Маша» и др. Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».
Пишу молча, – рассказывает Илья Сергеевич. По опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) назван «Самым выдающимся художником XX века». Дает интервью испанской газете «ABC», в которой высказывает монархические взгляды и осуждает коммунизм, называет своим любимым историческим деятелем Петра Аркадьевича Столыпина. С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», – таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Летом выставка произведений художника экспонируется в Никосии (Кипр). В феврале в числе немногих присутствует на похоронах Василия Витальевича Шульгина на кладбище «Байгуши» во Владимире. Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова.
Продолжает работать над циклом «Поле Куликово». У Кириллова монастыря». В Манагуа по инициативе никарагуанского правительства проходит выставка Глазунова «Телеграммы из Никарагуа», которую посещает Ортега. Остается один с умирающей матерью. В Неаполе итальянский искусствовед Паоло Риччи выпускает монографию «Илья Глазунов». Дубы».
Илья Глазунов – это одно из ярчайших событий культуры зрелого и позднего СССР. Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения – Федора Михайловича Достоевского. 1 ноября властями закрывается клуб «Родина», существовавший с 1964 года.
Много занимается рисованием. «Ленинградская правда» напечатала заметку о нем. Всю жизнь художник Илья Глазунов пишет о России и для России. Спас на Нерли», «Древняя Вологда» и др. Там же в марте – апреле экспонируется выставка произведений художника. Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году.
В июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой, помимо произведений Глазунова, экспонируются работы студентов его Академии. Готовит иллюстрации к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. Фишкой Глазунова стало огромное количество персонажей на каждой картине. Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений.
В ноябре выставка переезжает в Лиссабон (Португалия). Его творчество продолжает вызывать столь же неоднозначное к себе отношение, как и прежде. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры.
Американский художник-импрессионист
В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В мае – июле творческая командировка в Чили от Агентства печати «Новости». Пишет портрет Юнсона и его жены. Создает проект оформления самолета президента России. В конце апреля получает последнее письмо от матери, а в начале мая узнает о ее смерти.
Осенью – выставка в Токио (Япония). 11-летнего Глазунова эвакуируют на Большую землю. Городской цикл, в который входят такие картины, как Ленинградская весна, Город, Последний автобус, Ушла и другие цикл История России, которому художник посвятил более 20 лет (Олег с Игорем, Князь Игорь, Два князя, Русский Икар, Проводы войска, Канун, Андрей Рублев, Русская красавица, Мистерия XX века, Вечная Россия и др. ) третий цикл – это иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна и др. 23 апреля в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества проходит международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию ее основателя и ректора.
Там впервые знакомится с экспозицией Третьяковской галереи, открывшейся после войны. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. В ресторане» и др. В гостинице «Москва» создает графический портрет мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса.
Врубель, только реализм родит глубину и всесторонность. 27 мая выставку посещает Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. Пишет полотна на историческую тему «Былина» и «Иван Грозный», а также «Портрет Иннокентия Смоктуновского с дочерью». Работает над иллюстрациями к роману Ивана Андреевича Гончарова «Обрыв» для собрания сочинений писателя в 8-ми томах, выходящего в издательстве «Художественная литература» (М., 1977-1980). Осенью открывается выставка в Гаване (Куба).
Входит в его организационный комитет. Известный на весь мир портрет итальянской примы 60-х Джины Лоллобриджиды – его кисти. Мэр Москвы подписывает постановление о создании в Москве Картинной галереи Ильи Глазунова.
Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 30 сентября в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля открывается выставка работ художника, на которой представлено около тридцати произведений. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.
Пишет портрет папы Иоанна Павла II, который принимает у себя делегацию художников, преподавателей и студентов. Продолжает работу над иллюстрациями к собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. Копирует рисунки старых мастеров и «Афинскую школу» Рафаэля. Пишет портрет Генерального секретаря ЮНЕСКО Амаду Махтара МБоу. Знакомится с Николаем Андриановичем Праховым, сыном известного искусствоведа Андриана Викторовича Прахова, руководившего росписью киевского Владимирского собора. Начинает работу над декорациями к первой постановке балета на музыку Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета (балетмейстеры-постановщики – Наталья Ивановна Рыженко и Виктор Викторович Смирнов-Голованов).
Пишет портрет литератора и юриста Сергея Карловича Вржосека, эскиз на историческую тему «Тревожная весть», этюд «Мать» для картины «Дороги войны». Глазунов является автором более трех тысяч произведений. И народу искренне понравилось, ведь альтернативы у них было не так уж много: на осточертевшие полотна с Лениными и рабочими никто добровольно смотреть не хотел. При посещении Киево-Печерской лавры испытывает желание стать монахом. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира.
Иогансона. Что интересно, эту тему он затронул ещё в брежневские времена, за что сначала получил начальственное неодобрение, но быстро приобрел массовую популярность и пошёл вверх. Портрет Фучика произвел фурор. С июля отдыхает в пионерском лагере в Сиверской под Ленинградом.
Выставку открывает Альенде. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Пишет портреты Сергея Владимировича Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Назыма Хикмета, Майи Луговской, писателя Анатолия Рыбакова, актрисы Татьяны Самойловой, режиссера Михаила Калатозова.
Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Выставку дважды посещает министр культуры Николай Александрович Михайлов. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Выходят альбомы «Телеграммы из Никарагуа» (М., Издательство печати Новости) и «Художник и время: Илья Глазунов» (М., Советская Россия) с текстом Олега Васильевича Волкова, автора «Погружения во тьму» – знаменитой книги воспоминаний о 28-ми годах жизни в сталинских тюрьмах и лагерях. Награждается орденом Преподобного Сергия Радонежского I степени. 23 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге открываются две выставки – «Илья Глазунов» и «Новые имена русского реализма».
Посещает Таллин, Москву, Киев. В октябре открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, в ноябре – в Западном Берлине. Работает художником-постановщиком оперы Николая Андреевича Римского-Косакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Государственном Большом театре в Москве (режиссер-постановщик – Роман Иринархович Тихомиров). Пишет живописные произведения «Канев», «Каневская девочка», «Девушка в розовом. Работает над иллюстрациями к двухтомному собранию сочинений Ивана Саввича Никитина, выходящему в издательстве «Правда».
Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. 10 июня президент Борис Ельцин подписывает указ о преобразовании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, а также назначении Глазунова ее бессменным ректором. После выставки в Москве о таланте Ильи Глазунова заговорили во всем мире. В ноябре открывается выставка в Париже (Франция) в галерее на Елисейских полях. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.
Сайт художника Иван Глазунов живет в старинном тереме
Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. 20 октября в московском кинотеатре «Октябрь» проходит премьера документального фильма «Художник Илья Глазунов» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). 11 сентября во время военного переворота гибнет Альенде. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается.
Выставки в Йошкар-Оле, Ярославле и Горьком. В 80-х Глазунов становится Народным художником СССР, пожизненным ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. Более 20 лет посвятил художник циклу История России и продолжает его. Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Находится там до октября. В квартире на Петроградской стороне, где живет Глазунов, умирают от голода родственники: дядя по матери китаист Константин Константинович Флуг (январь), отец Сергей Федорович Глазунов (январь), бабушка Елизавета Дмитриевна Флуг (февраль).
Выходит альбом «Чили глазами художника» (М., Изобразительное искусство). Правда, он забывает, что те же классики часто восставали против академизма старой школы. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. В общем, художник решил сварить максимально густую и концентрированную солянку, дабы зритель стоял и максимально долго рассматривал каждую деталь картины.
- Биографии великих и известных людей
- Илья Сергеевич Глазунов: биография
- Александр Константинович Глазунов биография
- Илья Глазунов: последние новости
- Словари и энциклопедии на Академике
В июне – выставка в зале Союза художников на Кузнецком мосту, которая так и не открылась ввиду отказа художника снять картину «Мистерия XX века». Как любой студент института живописи, создает дипломную работу – полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Картины изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни – все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Выходят альбомы «Илья Глазунов» (М., Изобразительное искусство) и «Образы Ф. М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова» (М., Планета). Журнал «Современник» публикует главы автобиографической книги «Россия распятая». ЮНЕСКО присуждает художнику за большой вклад в культуру и искусство «Золотой глаз Пикассо» (медаль имени Пикассо), которую 9 сентября вручает Генеральный директор организации Федерико Майор. 29 августа в газете «Советская Россия» за подписью Глазунова и нескольких членов Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР публикуется письмо с призывом о создании Центрального музея народного творчества.
Толстого. Присвоено звание члена-корреспондента Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона). Канев», «Канев. За свою деятельность Илья Сергеевич Глазунов удостоен многих отечественных и международных наград, в том числе: орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом За заслуги перед Отечеством IV (1995), III (2000) и II (2005) степени, международным орденом Святого Константина Великого (1997), орденом преподобного Сергия Радонежского (1998), Золотым знаком (1975, высшей наградой Общества германо-советской дружбы), Серебряной медалью (1991, высшей наградой итальянского города Аквила), лаосским орденом Вишну, премией имени Джавахарлала Неру, португальским орденом Святого Михаила, Золотой медалью Пикассо (1999, награда ЮНЕСКО). Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. 2 сентября – подписание акта о капитуляции Японии и окончание Второй мировой войны.
В июне – июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творческой деятельности художника. Пишет эпические пейзажи «Русская земля» и «Облако. В начале ноября Глазунову вручается свидетельство Российской Академии наук о присвоении его имени одной из малых планет. 6 июня присуждается звание «Народный художник СССР». В каталоге выставки искусствовед Владимир Павлович Толстой подвергает резкой критике картину «Сумерки» за отличие от «подавляющего числа произведений советского отдела, проникнутых духом жизнеутверждения», как формой, так и настроением. Его портреты нравились и в Кремль отовсюду шли благодарственные письма. В конце декабря селится с женой в коммунальной квартире на улице Воровского (ныне – Поварская) в четырехметровой кладовке, принадлежащей испанскому скульптору Дионисио Гарсиа, где он хранил свои материалы. В 1977 году, Илья Глазунов написал картину «Мистерия XX века», которая тоже была встречена неоднозначно.
Это воплотилось в его полотнах. Работает над иллюстрациями к произведениям А. К. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. Пишет полотна «Прощание», «Костры Октября», триптих «Внуки Гостомысла», «Ярославна», «Встреча Нового года», «Мать героя», «Автопортрет с семьей», «На колхозном складе», «Девочка с одуванчиком» и р. Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, которой передается историческое здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества по улице Мясницкой, 21. 10 июня награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность.
В октябре – ноябре совершает при поддержке общества Ордена иезуитов «Чевилта Католика» поездку с группой студентов своей Академии в Италию. 27 мая в Центральном выставочном зале Москвы «Манеж» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника, а также фотоэкспозиция «Художник и время», отражающая страницы его жизни. В октябре с таким же успехом проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, а также в Одессе. Выходит фильм о Глазунове «Художник и время» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). В декабре в Берлине художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.
- РУСЬ СВЯТАЯ как основа творчества
- Как ВВП учил Глазунова писать картины
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Общественная деятельность Править
- Глазунов Илья Сергеевич: жизнь и творчество
- Особенности художественного стиля
По заказу Министерства культуры ГДР пишет ряд портретов выдающихся людей Восточной Германии, в том числе певца и актера Эрнста Буша. Пишет картины «Автопортрет», «Русский романс», «Русь», «Христос и антихрист», «Больной. Пишет картину «Пророк», «Портрет господина Кима» и «Портрет Жени Ким». История России – красное пламя Революции и вера в будущее.
Пишет портрет писателя Владимира Алексеевича Солоухина. Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Он выражал своими произведениями любовь, пусть и загнанную в рамки соц идеологии. Олег с Игорем, Князь Игорь, Два князя, Русский Икар, Проводы войска, Канун (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), Андрей Рублев, Русская красавица, Мистерия XX века, Вечная Россия и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.
Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. В конце войны возвращается в Петербург и поступает в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, активно занимается живописью. Пишет два портрета шведского короля Карла XVI Густава. В апреле в Одессе проходит премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Ильича Хачатуряна с декорациями Глазунова и костюмами исполненными по эскизам Виноградовой-Бенуа.
Награждается орденом Трудового Красного Знамени. Портрет – документ человеческого духа, реальная форма гуманизма. 29 мая награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. Женитьба на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа. При штурме дворца Ла-Монеда сгорает портрет Альенде.
7 февраля в американской газете «New York Herald Tribune» публикуются заметки о выставке Глазунова собственного корреспондента из Москвы, озаглавленные «Социалистический реализм это или нет. ». Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». Осенью снова посещает Стокгольм по приглашению шведского бизнесмена Акселя Юнсона.
В Кельне в гостинице «Интерконти» заканчивает задуманную в 1968 году картину «Мистерия XX века», которую осматривает премьер-министр Баварии и Генеральный секретарь партии Христианско-социальный союз Франц Йозеф Штраус. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В октябре начинаются занятия во Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Достоевский научил Глазунова искать человека в человеке, в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, где поле битвы – сердце человека. Пишет портрет своего дяди Михаила Федоровича Глазунова известного ученого-медика и коллекционера живописи Серебряного века. Ему было 26 лет. Заканчивает работу над полотном «Моя жизнь», пишет картины «Россия, проснись. », «Черный Белый дом», «Наш Санкт-Петербург.
3 декабря иск о клевете, поданный Глазуновым, был удовлетворен судом в Гамбурге. Журнал «Шпигель» помещает статью «Юридический феномен». В связи с победой на Международном конкурсе студентов в конце января в Центральном доме работников искусств в Москве по инициативе Комитета молодежных организаций (КМО) и его руководителя Лена Вячеславовича Карпинского, при поддержке директора ЦДРИ Бориса Михайловича Филиппова, пианиста Якова Владимировича Флиера, членов правления художника-карикатуриста Бориса Ефимовича Ефимова, балерины Ольги Васильевны Лепешинской и других открывается первая персональная выставка Глазунова, где представлено около восьмидесяти произведений живописи и графики. Память о войне всегда живет в душе художника. Весной проходит выставка произведений в Иваново.
В Ленинграде в октябре по заданию журнала «Театр» делает графические портреты актеров Национального народного театра (Theatre National Populaire) из Франции – Марии Казарес, Моник Шометт, Даниэля Сорано и других, а несколько позднее – портрет главного режиссера Большого Драматического театра в Ленинграде Георгия Александровича Товстоногова. В Берлине проходит премьера оперы «Пиковая дама». Ленина он называл сифилитиком, всей душой также ненавидел Сталина, Троцкого и не раз нетерпимо высказывался про масонов. В сентябре Первым секретарем ЦК КПСС становится Никита Сергеевич Хрущев. Портретирует президента Чили Сальвадора Альенде.
Выходит первая в СССР монография о художнике, написанная И. В. Языковой (М., «Изобразительное искусство»). Часть произведений передается в дар России и ее древней столице – Москве. Выход в ФРГ книги Джона Баррона «КГБ. Он воспевает ударный труд БАМовцев, он сочувствует революционерам из Чили и Вьетнама.
Эскизы костюмов исполняет Нина Александровна Виноградова-Бенуа. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, — и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Пишет портрет М. Ю. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви.
12 марта в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве открывается выставка работ учеников и профессорско-преподавательского состава Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, приуроченная к 20-летию со дня основания Академии и включающая свыше тысячи произведений. В марте едет в Москву, чтобы увидеть похороны Иосифа Виссарионовича Сталина. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Выставку посетило сорок тысяч, рекордное для Финляндии число зрителей. По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Создает полотна «Волна», «Радуга с видением», «Детство космонавта», портреты писателя Валентина Григорьевича Распутина, поэта Андрея Дмитриевича Дементьева, журналиста-международника Томаса Анатольевича Колесниченко.
9 мая – День победы над фашистской Германией. В преддверии работы над иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Федора Михайловича Достоевского посещает закрытую в 1918 году и разоренную Оптину пустынь. К 80-м Глазунов становится художником 1 в СССР.
На обратном пути из Чили останавливается в Нью-Йорке. В январе – феврале проходит выставка в Хельсинки (Финляндия) в городском выставочном зале «Taidehalli». Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним – Н. Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. Создает несколько жанровых произведений, в которых отношение художника к современной советской жизни обретает критически-гротесковый характер: «Во дворе», «Советские дети переходят улицу», «Советский праздник» и др.
Учится у Марии Яковлевны Перепелкиной. Осенью заканчивает живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию», которое становится даром СССР ЮНЕСКО.
Готовясь к дипломной работе, он создает картину «Дороги войны». Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев. Летом проходит выставка в Севастопольском художественном музее. Ее дядя, Н. А. Их неистовый роман длился более трех лет.
Летом выставка в Стокгольме (Швеция) в Мармур-халле, где экспонируется около 180 живописных и графических работ. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины. В апреле произведения художника экспонируются в Донецке. Знаменитости обращаются к нему с теми же просьбами.
Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. В первой свей выставке Илья Глазунов участвует в Москве, в ЦДРИ в 1957 году. В октябре открывается выставка в Ленинграде.
Биография Ильи Сергеевича Глазунова увенчана многими званиями и наградами. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично.
Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». Этой работой художник занимался с таким же увлечением, как и живописью. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря».
В сентябре отправляется в Рим по приглашению президента Италии Алессандро Пертини, чтобы написать его портрет (находится в Квиринальском дворце). Осенью начинает посещать среднюю школу в соседнем селе Кабожа. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Совершает поездку в Заволжье.
Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. 13 октября рождение сына Ивана. Слушает его рассказы о Михаиле Александровиче Врубеле, Викторе Михайловиче Васнецове, Михаиле Васильевиче Нестерове и других «соборянах». Выставляет эти произведения в Иркутске. Его персональные выставки случаются каждое десятилетие.
Пишет портрет посла Испании в СССР Хуана Антонио Самаранча и его супруги. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики 2 для журнала «Молодая гвардия». Назначается художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров четырнадцатого (президентского) корпуса Кремля. В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Много работает над этюдами.
Летом работает на этюдах под Лугой, в деревне Бетково. 24 мая трагическая смерть Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина».
Ввиду отвержения Ученым советом института картины «Дороги войны» в качестве дипломной работы представляет написанную по рекомендации Совета по старому эскизу картину «Рождение теленка», за которую получает посредственную оценку. В сентябре открывается выставка «Чили под знаменем Народного единства» в выставочном зале Союза художников СССР в Москве. Пишет картины «Память детства.
По инициативе И. С. Принят в Союз художников СССР по секции графики. Экспонируется более пятидесяти новых полотен, включая масштабное полотно «Раскулачивание», отражающее трагедию русского крестьянства. Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Пишет ряд произведений, проникнутых настроением тоски и одиночества: «Метро», «Клетка», «Осенние листья», «Одиночество», «Лестница (Автопортрет)» и др.
8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». Присваивается звание профессора по кафедре живописи и композиции Художественного института имени В. И. Сурикова Академии художеств СССР. В декабре открывается выставка в Иркутске.
Портрет передается Вальдхайму в качестве дара от Советского правительства. Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Ленинградская блокада», «Волга», «Волки» и др. Он преподает в Суриковском художественном училище. Из Москвы отправляется в Киев.
Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И. Е. В мае открывается Русский музей. На ней экспонируется около 150 произведений живописи и графики. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. для собрания сочинений писателя в шести томах, выходящего в библиотеке «Огонька», к поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос».
Создает эскиз «Русский Икар». Теперь он получил возможность разъезжать по всему миру. Илья Глазунов – истинно народный художник – его творчество близко всем, кто безоговорочно любит Россию. Глазунов является автором более трех тысяч произведений.
Осенью посещает Мадрид, где пишет портрет короля Испании Хуана Карлоса I. Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова» (режиссер – Нинель Дмитриевна Егорычева). Творческая биография мастера неразрывно связана с театром. Самыми яркими работами Глазунова до сих пор считаются «Мистерия XX века» (1977- 99) и серия «История России» (1970- 90). В октябре открывается выставка в Хельсинки (Финляндия). Пишет картины «Заратустра», «Озеро слез», «Окно», «Улица».
Работает вместе с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа над художественным оформлением оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере, премьера которой проходит с большим успехом в начале октября (постановка – Борис Александрович Покровский). Глазунова, воскрешающими дух знаменитых Русских сезонов в Париже имели огромный успех. Пишет картины «Суздаль», «Несение креста», «Райские птицы Древней Руси. Там же в Этнографическом музее открывается выставка художника.
Зимой открывается выставка в Милане (Италия). Выставка работает до августа. На вступительных экзаменах пишет натурный этюд «Старик», получивший высокую оценку комиссии.
Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие. А тут этакая фронда, восстание против официоза, да ещё с фигой в кармане плюс СПГС с ПГМ. Ситуация мало изменилась и тогда, когда его стали привечать сильные мира сего. Получает, благодаря хлопотам Михалкова, однокомнатную квартиру на окраине Москвы, на площади Ромена Роллана.
Зимой совершает поездку в Таллин. В здании Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Заканчивает совместный с Александром Павловичем Поликарповым проект здания Музея в Палехе. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Из записок художника».
Завершает полотно «Великий эксперимент». В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Ему присудили звание профессора.
Этого не произошло. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. Создает портретные этюды заключенных, занятых на стройке.
В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Выходит повесть Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» с иллюстрациями Глазунова. Эта картина была значимой вехой в биографии Глазунова. Летом и осенью до начала октября живет в Каневе на Украине.
Весной вместе с женой совершает поездку в Кижи. Пишет картину «Русский Икар». Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. В декабре проходит премьера оперы (дирижер – Светланов). В мае в московском Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка, на которой представлено более 400 произведений. В марте начинает композицию «Последний автобус». 30 января рождение дочери Веры.
11 октября в Пекине в связи с 55-летней годовщиной установления дипломатических отношений между СССР и Китаем публике представляется полотно «Великий Китай». Работает над иллюстрациями к произведениям Николая Семеновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др. Посещает мастерскую Андрея Андреевича Мыльникова и пользуется его советами.
Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Издана повесть Достоевского «Белые ночи» с иллюстрациями Глазунова (М., «Художественная литература»). Ночь», «Телефонная будка». Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».
Глазунова, он назван самым выдающимся художником ХХ века. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться. 5 февраля происходит обсуждение выставки, на котором присутствует более тысячи человек. За работу «Юлиус Фучик (Поэт в тюрьме)» получает Гран-при.
Позднее там открывается выставка художника. 3 октября в Вологодской областной картинной галерее открывается выставка «Россия Ильи Глазунова». Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. Глазунов знаком многим, как художник – придворного портрета. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Исполняет его графический портрет.
Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Сирин и Алконост», «Мегаполис», «Жар-птица», «Портрет настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона» и другие. В холле и залах здания, построенного по канонам корбюзьевского мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры.
В октябре проходит выставка в Ялте, а в ноябре-декабре – в Новосибирске. Создает триптих «Легенда о великом инквизиторе», картины «Юность Андрея Рублева», «Достоевский. Знакомится с министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко и пишет его портрет. 6 и 9 августа ядерная бомбардировка японских городов Соединенными Штатами Америки. Рисует в смешанной технике графический портрет певицы («Надя») из Государственной хоровой капеллы УССР «Думка». Пишет картины «Павловск», «На берегах Невы.
Знакомится с поэтом Евгением Александровичем Евтушенко, поэтессой Бэллой Ахатовной Ахмадулиной, писателем Константином Георгиевичем Паустовским и др. Пишет несколько полотен на темы из древнерусской истории: «Князь Олег и Игорь», «Летописец», «Перун». Художник оставляет русскую природу в ее первозданной красоте. В июле – августе творческая командировка-«ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. 11 октября награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования.
Летом посещает Плес и другие волжские города. Накануне», «Христос воинствующий», «Весна. Летом проходит выставка в городах Германской Демократической республики – Берлине (Altes museum) и Лейпциге. Летнюю преддипломную практику проводит в Сибири, на родине В. И. Есть также кошерный «Городской цикл».
Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Всех учащихся группы, в составе которой учится Глазунов, записывают в комсомол. В сентябре – октябре выставка, включающая более 600 произведений, экспонируется в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. Пишет портрет президента Никарагуа Даниэля Ортеги, портреты «Балерина Бланко Гуардадо» и «Солдат». В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.
Памяти жены», «Венецианское адажио», «Изгнание из рая», «За гуманитарной помощью», «А. С. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. Весной проходит выставка в Лондоне (Англия) в Барбикан-центре. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико.
18 июля в Сантьяго открывается выставка работ по результатам поездки. Помог художнику бывший тогда министром культуры СССР П. Демичев. В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе.
Но не думай, читатель, что Глазунов есть полный ноль. Создает полотна «Гимн героям» и «После спектакля», живописный портрет писателя Сергея Александровича Высоцкого и графический – кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука. Создает картины «Апокалипсис. Создает жанровые портреты «Моя тетя Агнесса Константиновна Монтеверде» и «Портрет пианистки Марины Дранишниковой у рояля», картины «Улетел», «У самовара», эскиз «Джордано Бруно», а также рисунок соусом «Нина в шубке» – первый портрет будущей жены. Награждается Серебряной медалью Всемирного Совета мира.
Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики. Совместно с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа исполняет декорации и костюмы к опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине (режиссер-постановщик – Борис Александрович Покровский). Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского, которое в том же году выходит в библиотеке «Огонька». Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства.
Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. Сурикова, в Красноярске и Минусинске. Деревня». Сам Глазунов исповедовал другой метод преподавания. Знакомится с итальянским критиком Паоло Риччи польским актером Збышеком Цибульским.
Среди них «Балерина Бланка Гуардадо», «Солдат Максимо Санчес», «Вулкан», «Масая». Зимой по заказу польского журнала «Докола свята» исполняет графический портрет итальянского певца Марио дель Монако. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Ничто другое так не вдохновляло Илью Сергеевича, как скромная красота русской земли. По предложению актрисы Тамары Федоровны Макаровой и режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова делает эскизы для фильма «Память сердца», который снимает Татьяна Михайловна Лиознова. Отсюда и реверансы в сторону ЮНЕСКО – картина «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» 1980 год.
В марте назначается его директором. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать. », подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. Громыко. Как символист он тоже очень неплох. Абсолютно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Пушкин. Летом работает на этюдах под Ленинградом, в Лавриках и Кавголово.
В апреле проходит выставка в Саратове. По желанию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева пишет его портрет. Во время летней практики в Ленинграде посещает со студентами Новгород, Изборск и Псково-Печерскую лавру, что становится ежегодной традицией. Изданы альбомы «Задонщина» с иллюстрациями Глазунова (М., Художественная литература) и «Дар СССР ЮНЕСКО» (М., Планета).
Делает рисунки «Инженерный замок», «Петербург Петра I» и др. Пишет картину «Русский Икар». К тому времени художник был уже известен во всем мире как замечательный мастер портрета.
Затем ее показывают на западе Финляндии, в городе Вааса. Выпущен альбом «Песнь о Чили» (М., Издательство агентства печати Новости).
Автопортрет с женой». Глазунов давно мечтал о том, чтобы учить молодых художников, передавать им свой богатый опыт. 4 ноября в «Известиях» появляется статья Владимира Леонидовича Верникова «Экспортная гласность», в которой журналист жестко критикует позицию художника.
Слепой сеятель», «Гавань», «Ветер», «Нина с ландышами», портреты певца Иосифа Давыдовича Кобзона и Олега Антоновича Красовского. Скоро коллеги по институту призналиИлью Сергеевича Глазунова. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других.
Незнакомка», «Санкт-Петербург. По сути он оказался первопроходцем в деле отечественных altogetherов. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В 1960-1970-х годах Глазунов создал иллюстрации к произведениям русских классиков – Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова. В середине марта художнику вручается серебряная медаль города Аквила (Италия) за выдающиеся достижения в области наук и искусств.
Совершает поездку в Новгород и на Север России. Задумывает картину «Мистерия XX века». Выходит поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова. На ней впервые показываются картины «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и др., вызвавшие огромный зрительский интерес.
Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». 9 августа Советская Армия начинает Манчжурскую операцию против Японии.
Такой бомбой она казалась в то время. Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым.
Вместе с Олегом Антоновичем Красовским участвует в создании зарубежного патриотического альманаха «Вече», начинающего издаваться в Германии. На открытии присутствует президент Урхо Кекконен, написавший предисловие к каталогу. Удостаивается званием «Народный художник РСФСР». Создает декорации к мюзиклу «Черная уздечка белой кобылицы» в Камерном еврейском музыкальном театре (текст на идиш – Хаим Бейдер, русский текст – Илья Рахмиэлевич Резник, музыка и постановка – Юрий Борисович Шерлинг).
В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Пишет вариант-повторение уничтоженного дипломного полотна «Дороги войны». Летом получает предложение послать картину на международный художественный конкурс, организованный журналом «Всемирные студенческие новости» издающимся в Праге.
Последний лист» и др. Выставка имеет большой успех и продлевается на несколько дней. Пишет пейзаж «Ростов Великий», «Натюрморт». Только что высланный из страны Солженицын, на картине Глазунова изображен крупным планом, как страстотерпец, великий писатель земли русской, а лица Ленина и Дзержинского — красные, как будто залитые алой кровью. Происходит первый выпуск студентов Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. Весьма годными являются его иллюстрации к Достоевскому.
Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. 9 июня награждается почетной грамотой правительства Москвы «за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения». Но за ним оставили только работу над интерьерами.
В море красного цвета плывет в гробу и Сталин. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. Художник представил 80 графических и живописных работ. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Но художник на этом не успокоился. 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки.
Создавая свои исторические картины Борис Годунов (1967), Легенда о царевиче Димитрии (1968), Князь Олег и Игорь (1972), Иван Грозный (1974), Дмитрий Донской (1979), художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства. Письмо девяти», в которой автор обвиняет художника в связях с этой организацией. 25 февраля Никита Сергеевича Хрущев выступает с докладом «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ЦК по окончании XX съезда КПСС. Летом в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) проходит выставка работ студентов портретной мастерской Глазунова в Институте имени В. И. Сурикова. Пишет этюды «Старик» и «Старик. В середине ноября открывается выставка в Западном Берлине, в галерее «Дом Делёра», где представлено более 100 работ.
В октябре выставка проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. В августе творческая двухнедельная командировка по заданию редакции газеты «Правда» в Никарагуа, где он создает около шестидесяти произведений, составляющих серию «Никарагуанский дневник». Получает приглашение от директора Государственной Берлинской оперы Ганса Пишнера поработать над постановкой оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина и подписывает с театром контракт.