Гольдбейн
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Справа изображены жены Мейера. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Или — заглянув в её пучинуОбрести. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535).
Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Слава Гольбейна выходит за пределы Аугсбурга. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх. Сравнивая эти скромные рисунки с признанными шедеврами Ганса Гольбейна Младшего, отчетливо понимаешь, как много в творчестве сына уходит корнями в своеобразное, значительное и, к сожалению, полузабытое искусство отца. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину.
- Ганс Гольбейн Младший — биография и картины
- Гольбейн ГансКартины и биография
- ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ В ЛОНДОНЕ
- Ганс Гольбейн Младший: жизнь и творчество художника
- Немецкий художник Ганс Гольбейн (младший): биография, творчество
- Картины — Гольбейн, Ганс (Младший)
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Королю причина для развода весьма понравилась.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Как правило, на них изображали близких людей. Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна.
- Искусство ренессанса: как читать картину «Послы» Ганса Гольбейна
- Ганс Гольбейн Младший-презентация по мхк
- Графика Ганса Гольбейна Младшего
- «Послы» Гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха
- Ганс Гольбейн – жизненный и творческий путь
- Немецкая живопись в эпоху ренессанса – Семья Гольбейн
Постепенно в творчестве Гольбейна появляется интерес к пространственным решениям. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
В 1519 году у Гольбейна уже собственная мастерская. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Наиболее совершенным творением Гольбейна считается алтарь св. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
И все же мастеру здесь не удается достичь совершенной органичности изображения.
Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Падающая от цилиндрического стержня тень указывает на 11 апреля, а солнечные часы показывают время — 10 часов 30 минут утра. Здесь же подтверждается сходство изображения с оригиналом, то есть свидетельствуется качество выполненной работы.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Он пишет портреты соотечественников, создаёт эскизы витражей, расписывает стены домов. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной.
- Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца
- Картины Ганса Гольбейна Младшего
- Биография Ганса Гольбейна Младшего
- Творчество Ганса Гольбейна Младшего
- Интересные факты из жизни художника
- Профессиональный фотограф Прокудин-Горский (1863 — 1944)
Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
В юности Гольбейн много путешествовал. Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца.
- Профессиональный фотограф и движение в кадре
- Преимущества недорогого общежития в Москве
- Портрет Генриха, поздняя копия
- Единственный сохранившийся портрет работы Гольбейна
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Величие короля передается позой. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Рядом с Мейером представлены его сыновья.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Творчество Ганса Гольбейна Младшего – кратко
- Самое интересное в виде мозаики
- Напишите отзыв о статье Гольбейн, Ганс (Младший)
Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Окончательный переход к ренессансному стилю можно наблюдать в работах 1508-16 годов. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Юноша Ипполит в романе Ф. М. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. В 1537году, когда умерла Джейн Сеймур, третья жена короля Англии Генриха VIII, Томас Кромвель занялся поиском новой супруги для короля.
- Отрывок, характеризующий Гольбейн, Ганс (Младший)
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Здесь он знакомится с известными гуманистами и становится другом Эразма Роттердамского. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. В 1533-1535 гг.
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Он был крупнейшим немецким портретистом до Дюрера. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Он брал лист, покрытый с одной стороны углем и, поместив его между предварительным рисунком и холстом, переводил контур. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне.
Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Ранние произведения художника сделаны еще целиком в традициях немецкой живописи 15 века. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Этот знаменитый алтарный образ был написан Гольбейном по заказу бывшего базельского бургомистра Якоба Мейера. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году.
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Достоевского с «Писем русского путешественника». Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Он был последним великим художником Немецкого Возрождения. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна.
К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. 1526-28.
Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. Знаете, чем вы отличаетесь от него. Мёртвый тяжело лежит Христос. На фресках размещены многофигурные композиции на мифологические темы, в которые гармонично были вплетены сцены, повествующие о современных живописцу событиях.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
Предполагают, что он работал в мастерской Мартина Шонгауэра и посетил Нидерланды. Великий немецкий художник эпохи Ренессанса, который остался невостребованным у себя на родине, позже стал придворным художником английского короля, хотя значительную часть своей жизни прожил в Базеле. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Религиозные войны, борьба иконоборцев с искусством вынуждают Гольбейна в 1532 году навсегда покинуть Базель.
Портрет Генриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Об этом свидетельствуют его работы. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл.
Отец мой, зачем ты оставил меня. ». Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост.
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Композиция картины подчёркнуто проста. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Спаситель – и на кресте и снятый с креста – по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы ни тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века.
И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Кроме того, в 1520 году Ганс Гольбейн Младший стал гражданином Базеля, что дало ему возможность вступить в гильдию живописцев города.
Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. На лице нет намека на улыбку. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Если вам выпадет возможность пообщаться с ценителем искусства из швейцарского Базеля, он непременно вам расскажет, что этот город неразрывно связан с жизнью Ганса Гольбейна Младшего (Hans Holbein der Jngere).
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Над Анной нависли тучи. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Но на этот период приходится и много светлых событий в жизни Ганса Гольбейна Младшего: женитьба, рождение детей, знакомство с выдающимся просветителем тех времен Эразмом Роттердамским, портреты которого он не единожды писал в то время (самый известный из них находится в Лувре). Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «.
За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Плаха или развод. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. При упоминании имени Гольбейн мы сразу вспоминаем замечательные портреты Ганса Гольбейна Младшего, но очень немногие знают о существовании Ганса Гольбейна Старшего (ок. 1465-1524), который оказался как бы в тени мировой славы своего сына.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Томас Мор, будучи правоверным католиком, отказался присягнуть ему в этом качестве, в результате чего был обвинен в государственной измене и казнен.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая).
Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. История повествует о том, как некий лорд, спущенный во время ссоры Гольбейном с лестницы, пожаловался королю на художника и пригрозил убить своего обидчика. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
В 1543 году Ганс Гольбейн Младший умер в Лондоне от чумы. Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей.
По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь.
Это, безусловно, знак смерти. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Эти росписи, к сожалению не сохранились.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Христос Гольбейна – не небесное существо. Я этого и ждал.
Это жесткий человек, привыкший все решать самостоятельно, расправляясь с действительными и мнимыми оппозиционерами. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Христос Гольбейна – не небесное существо. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. Павла художник пытается создать сложное, развертывающееся в глубину, многоплановое пространство. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Стиль живописи Ганса Гольбейна Старшего претерпел значительную эволюцию.
Мастер охотно копирует архитектурные мотивы, орнаменты, скульптурные украшения. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
Больно матерьяльное нам важно. Оно демонстрирует зарождение нового художественного видения. Вскоре бывший канцлер был арестован, помещен в тюрьму Тауэр, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Его приглашают работать во многие города Южной Германии. Однако, более вероятно, что с работами ренессансных мастеров Гольбейн мог познакомиться по многочисленным доступным гравюрам, в которых в то время в Германии и Швейцарии не было недостатка.
Все семейство поселилось в Базеле. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Художники пользуются покровительством богатейших семей.
В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Мастерская Ганса стала семейной. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор.
В 1535 году он был обезглавлен. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Не зря один из автопортретов, нарисованных незадолго до своей смерти, Ганс Гольбейн Младший назвал «Базелец», что означает гражданин Базеля. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Они-то и дают нам представление об оригинале. Именно в это время Ганс Гольбейн начал раскрываться как художник-портретист. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Красота целого для Гольбейна всегда важнее выразительности отдельного образа.
В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу.
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Это было 12 марта 1538 года.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Начинает свою деятельность в Базеле Гольбейн иллюстрируя «Похвалу Глупости» Эразма. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Картины его – это гордость города. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). У живописцев покровителями были состоятельные семьи. По некоторым сведениям именно Сельв посоветовал Дентевилю заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей. Эти триггеры «включаются» щелчком по натюрмортам и изображению черепа (он на переднем плане в проекции, которая делает его абсолютно неузнаваемым). Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
В презентации на слайде с картиной «Французские послы» я использовала триггеры, позволяющие увеличить фрагменты картины. Интересную часть наследия Гольбейна составляют портреты. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой.
Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. В первых вариантах картины художника, волосы дочери Мейера, Анны свободно ниспадали на плечи.
Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Волевая сосредоточенность, независимость, решимость, удивительная определенность выражения, словно этот подросток уже твердо знает, чего хочет и ясно видит свою цель, – все это как бы предугадывает сквозную идею личности Гольбейна.
У него рождаются два сына – Амброзиус и Ганс. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Из Аугсбурга вместе с братом в 1515 году он приезжает в Базель. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Как правило, на них изображали близких людей. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной.
Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. Себастьяна, сейчас хранящийся в мюнхенской Пинакотеке. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. 150 портретов. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками.
Но при более глубоком осмыслении именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.