Голландский Натюрморт Описание
Как смотреть голландский натюрморт
При необходимости цвета уточняют. Стоили они не очень дорого. в стране намечаются признаки перелома.
Тарелка с хлебом должна вот-вот упасть. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградируют в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя.
В этом смысле натюрморт представляет собой образец закрытой семиотической системы. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Утрехт стал родиной пышных и красочных натюрмортов с цветами. Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте.
Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Голландский натюрморт века (45 фото)
Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, обогащать живописное решение всего натюрморта, выделять положение предметов на первом плане.
Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». В картинах голландцев изображена, близка к ним действительность их страны они хотели видеть то, что им очень хорошо знакомо – море и корабли, природу своего края, свой дом, действие быта, вещи, которые их окружали повсюду. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником».
В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Замечательна его «Цыганка». Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Насчёт скромного украшения – это Вы конечно погорячились).
Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Питер Клас (см. репродукции) родился в Бургштейне в 1597 году. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Символы голландского натюрморта
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. — Амстердам). Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью».
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали.
С большим вкусом художник выбирает предметы для своих произведений. Эмблема – своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы (см. статью). Таково полотно "Трубки и жаровня".
Голландские мастера натюрмортаХудожники Клас, Хеда, Кальф и Бейерен
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Постепенно от натюрморта, попросту фиксирующего вещи, выставленные перед зрителем, художники перешли к более тонкому пониманию предметов. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету. В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664).
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет. Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет.
Изысканный голландский натюрморт – шедевры тихой жизни
В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. суета сует) писали в университетском Лейдене, «кухонный» в Роттердаме и натюрморт с мёртвой дичью является примером изменения положения в общественной жизни людей. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка.
Загадки голландского натюрморта
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество значений иногда прямо противоположных. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, стараясь понять, как распределяются свет и тень на всех предметах, где расположены наиболее освещенные и наиболее затемненные участки натюрморта. Корте писал небольшие натюрморты изящные и лаконичные, построенные на контрасте тёмного фона и светлого объекта110. К кухонному натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр).
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Голландский натюрморт – математика и искусство
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Видимое – то, что имеет кожу, оболочку, то, что поверхностно. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Надо следить за тем, чтобы не пересветлить цвет освещенной части.
Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. В каждом художественном центре страны художники предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Презентация на тему: Голландский натюрморт
Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. Теперь обратим внимание на задний план.
Натюрморт в голландской живописи
Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Недаром почти в каждом голландском натюрморте (и редко во фламандском) встречаются предметы из стекла, дающие богатые возможности для решения разнообразных задач по передаче особенностей этого материала с помощью освещения.
Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Сравнительная характеристика голландского и фламандского натюрмортов
В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Предметы имеют строго определенное место и значение. Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое как Голландия.
Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. Композиционным центром, несомненно, является блюдо с ветчиной. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно -- при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно -- при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему».
суета сует). Вода – тема крещения, очищения, вино – тема причастия. От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа.
Виллем Кальф – голландский мастер натюрмортной живописи
А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности – сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи в центре – символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т. д. ) увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз).
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатами и двориками хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Завтраки и Десерты, а также изображения рыбы -- живой и уснувшей, разнообразных птиц – лишь часть наиболее известных тем натюрмортов.
Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок. Но к передаче формы может быть и другой подход.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (162021 – 1690). Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Его композиция очень проста и лаконична. Яркие представители этого течения были Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Клара Петерс, они изображали яркие, обильно наполненные яствами столы, более скромные «монохромные завтраки» писали уже такие харлемские художники как Питер Клас, Виллем Клас Хеда и их последователи амстердамские мастера Ян Янс Трек и Паулюс ван ден Бос, они в свою очередь использовали предметы домашнего обихода: курительные трубки, табакерки, оловянные тарелки, цинковые кувшины, стекло, серебряные или позолоченные кубки, мясо или морепродукты. Тогда и в её стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честное, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. суета сует), «кухонный» и натюрморт с мёртвой дичью.
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Все присутствующие — равноправные участники праздника. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Справа в глубине изображена таверна.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Как помним, Томас Манн назвал бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова». В 1640-х гг.
Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Внимательно исследуя структуру предметов, художник выбирает для изображения каждого из них наиболее выгодную точку зрения. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. В 50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным.
голландский натюрморт ван дер Аст
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675.
Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо. Очень удачно и расположение всех деталей каждой картины.
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Расположение предметов и их выбор неслучайны. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Именно особенности эмблематического мышления XVI-XVII вв.
Скатерть не закрывает весь стол полностью. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных.
Голландский натюрморт Ян Ван Хейсум
И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму). Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Справа в глубине изображена таверна. Голландия стала лидером среди прочих.
Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением.
Голландский натюрморт Питер Клас
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Автор показывает зрителю всего лишь несколько предметов, но делает он это просто виртуозно. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Строже и спокойнее становится его палитра.
3). Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Художник (или художники т. к.
Создателями более демократического варианта завтраков были харлемские художники В. К. Хеда и П. Клас. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Учился у Флориса ван Дейка.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Стожарова с изображением льна. Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины ХУ11 века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейхкале и Я. Трека. Визуальное – это вся самая разнообразная технология остановки живого движения.
Голландский натюрморт Абрахам Миньон
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. это лучше получается у следующих поколений, когда уже лучше видно – что и как происходило, какую специфику в истории это имело. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже. Семейное дело без особых успехов продолжила мать. Эти последние работы голландского мастера отличаются эмоциональностью и яркой индивидуальностью образов. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Начинают с обобщенной передачи объемов предметов. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины Vanitas vanitatis (лат. ) – суета сует. Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса.
Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
1680). Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность).
Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Так именно и было с Рембрандтом. Художник в совершенстве передает фактуру каждого предмета: бархатистость персиков, матово-влажную поверхность винограда, прозрачность стекла, сочность ветчины. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87.
Голландский натюрморт Флорис ван Дейк
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Так и появляется определенная разновидность такого натюрморта как «охотничьи трофеи», такие натюрморты несут новое содержание, говорящие об охоте не как о промысле, а как о развлечение высшего общества. На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров.
Голландский натюрморт Виллем Калф
Используя цветовой контраст, художник обнажает реальность. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Композиция стала спокойной и строгой. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Голландский натюрморт Виллем Клас Хеда
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Этим добиваются целостности впечатления от постановки.
Вспомним натюрморт В. Ф. Уже в раннем творчестве Класа проявился его необыкновенный талант живописца. Или: то, что может быть открытой поверхностью и что передает нам ценную информацию о мире. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. О жизни Халса известно немногое.
Голландский натюрморт Петер Фаес
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Он был одним из первых мастеров голландского натюрморта 17 века.
(1630) и Раковины. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.
Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Это были картины, написанные во фламандской традиции. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками.
Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Для этого сравнивают его с белым листом бумаги, на котором рисуют. В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей.
Поэтапность работы над натюрмортом
Вот таким образом правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Теперь обратим внимание на задний план. Отказ от них – один из способов спасти душу.
С 1617 года работал в Харлеме. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
Живопись маслом: голландский натюрморт
Тогда включение касания в зрительный акт и есть визуальное. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом7. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Каждый предмет пишется тщательно. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. В Харлеме возник самый популярный вид голландского натюрморта – «завтрак». Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Художник реалистично изображает этот предмет. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. "Чтение" натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Живопись в Голландии XVII века не могла избежать влияния новых общественных отношений и развития экономики. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. В XV–XVI вв.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, лежащего на краю стола, в очертаниях других предметов – рыб, кувшина изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм.
Виллем Кальф – маг голландского натюрморта
Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Расцветает культура. «Этот богатый чувством, способный к искусство народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни».
Но большинство его современников – живописцев не переступали грани. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта.
- ОСОБЕННОСТИ ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА Х ВЕКА
- Картины художника Ивана Крамского
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Новый смысл профессии художника
- Зимнее Солнцестояние: ЧТО нужно знать
- Что влияет на стоимость квартиры в Москве
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Подобное самоограничение в начале ХУ11 века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Это самое яркое пятно на картине. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. Университетский Лейден создал и усовершенствовал «учёный натюрморт» типа «vanitas», (от лат.
- Ностальгический клуб любителей кино
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Живопись маслом: стадия 1 – подмалевок
- Живопись маслом: стадия 2 – корпусное письмо
С удивительным мастерством художник передает цвет каждого предмета. 1 столетия. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637).
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Отказ от них — один из способов спасти душу. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки.
- Живопись маслом: стадия 3 – лессировки
Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого. Это свежие золотистые булочки, оловянные тарелки и блюда, стеклянные кувшины и бокалы, написанные в приглушенной цветовой гамме.
Именно Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды, а также он является создателем такого течения в натюрморте как «монохромные завтраки». Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град — об искупительной жертве Христа. Веретена висят на стене.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
Т. е.
Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить. Здесь нет главного героя.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Первые натюрморты просты – хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон.
Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св.
Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Там, куда скатерть не доходит, заметен простой деревянный стол, без всяких прикрас.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита. Небольшой, кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением : они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16.
Вероятно, визуальная форма появляется, когда мы получаем исчерпывающую информацию с поверхности вещи. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве в голландские натюрморты- натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей.
Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала.
К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей).
При взгляде на картину возникает ощущение неустойчивого равновесия. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре.
На художественном рынке устанавливалась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Сдержанная серовато-золотистая оливковая тональная гамма объединяет предметы.
Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа.