Головин Александр Художник
Вторая статья цикла «Художники Серебряного века в опере» посвящена Александру Головину, блистательному мастеру станковой и театральной живописи. Александр Яковлевич Головин (17февраля 1марта1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928)12, действительный член Академии художеств (1912). Александр Яковлевич Головин (17февраля 1863, Москва— 17 апреля 1930, Детское Село)— русский советский художник, сценограф, декоратор, народный артист Республики (1928), действительный член Академии художеств (1912). Этому «Божественному цветку» всю свою жизнь посвятил прекрасный русский художник Александр Яковлевич Головин.
Головин Александр Яковлевич – русский художник
он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. Вскоре первую Гловинскую пастель приобрел П. М. На выставках 1880 – 90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина. Академии художеств. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.
Поленова, И. М. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. В Москве, в Государственной Третьяковской галерее (Крымский вал, дом 10) открылась выставка (она будет работать до 24 августа 2014 года), посвящённая творчеству выдающегося художника, одного из тех, кто определил пути развития русского искусства конца XIX – начала XX века, Александра Яковлевича Головина (1863-1930 гг. ), крупнейшего представителя эпохи Серебряного века. Его спектакли имели триумфальный успех: оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1908), балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), тандем с В. Э. Мейерхольдом и спектакль МХАТа «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше (1927). Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная Тимирязевка). Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н. И.
Он чувствовал себя забытым и мучился этим. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 — 89) у Иллариона Михайловича Прянишникова, Владимира Егоровича Маковского, Василия Дмитриевича Поленова, в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс.
МоскваДобиваясь целостного художественного решения спектакля, А. Я. ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров.
- Художник Александр Головин картины
- Картины — Головин, Александр Яковлевич
- Художник Головин Александр Яковлевич
- Александр Яковлевич Головин биография
- Александр Яковлевич Головин — биография
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера». Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».
Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году. В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898).
- Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930)
- Головин Александр Яковлевич (1863-1930)
- Головин, Александр Яковлевич: биография
- К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Головин Александр Яковлевич и его работы
Эскиз декорации к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Родился в Москве в дворянской семье. Бенуа и художественно-театральный деятель СА. Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом.
Римского-Корсакова «Псковитянка». С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Сначала он учился в Катковском лицее. ИЗДАННЫЕ Э. Ф. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Творчество Александра Яковлевича Головина
- Словари и энциклопедии на Академике
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор изысканностью цветовой гармонии. Центральный театральный музей им. Расцвет его творчества приходится на 1900-е— 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Головин работал в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ).
Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. В отличие от предшествующих монографических выставок в нынешней экспозиции также впервые широко представлены работы декоративного искусства, характеризующие вклад художника в развитие стиля «модерн» в России.
Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. Тот взял его на работу. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства.
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902— член объединения. Коровин свёл его с Врубелем. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Корещенко «Ледяной дом», Н. А. В него входили художники Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих и другие.
Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). В Петербург вместе с ним переехал и Головин. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже.
Новейшая французская живопись поразила его. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот».
Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля (1 марта по старому стилю) 1863 года в семье священника в Москве, на Плющихе. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Тот взял его на работу.
Население 2, 1 млн. ОДНОВРЕМЕННО ФОРМИРУЮТСЯ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА РОЛЬ ХУДОЖНИКА В ТЕАТРЕ. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей.
Прянишникова, а также в Париже. Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. сотрудничал в одноименном журнале.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». Его работы приобрели декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цветаЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Дягилев.
Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. Коровин представил его Врубелю. В 1899-1917 гг. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн.
Позже закончил парижскую академию Коларосси и школу-студию Витти. Шаляпина, запечатленного в ряде созданных им сценических образов, В. Э. Александр Головин родился 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1863 года в Москве. Во главе его стояли известный художник и знаток искусства А. Н.
Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Коровин представил его Врубелю. В Петербург вместе с ним переехал и Головин.
Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. В 1934 ГОДУ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА МОДЕРН БЫЛ УЖЕ В НЕВОЗВРАТНОМ ПРОШЛОМ – ТОМ СЧАСТЛИВОМ ПРОШЛОМ, В КОТОРОМ ЖИЛА МОЛОДОСТЬ, ЗВУЧАЛИ ВДОХНОВЕННЫЕ АРТИСТИЧЕСКИЕ СПОРЫ В ЖУРНАЛАХ «МИР ИСКУССТВА» И «АПОЛЛОН», А В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА-РОМАНТИКА, ВОЗНЕСШЕЙСЯ НАД СЦЕНОЙ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, РАЗЫГРЫВАЛИСЬ «ПОЭТИЧЕСКИЕ» ДУЭЛИ, – МИХАИЛ КУЗМИН СДЕЛАЛ В ДНЕВНИКЕ СЛЕДУЮЩУЮ ЗАПИСЬ: «ВЕСНА. Ранние театральные работы Александра Яковлевича отмечены влиянием красочного живописного стиля Константина Алексеевича Коровина («Псковитянка» Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1901, Большой театр, Москва). Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ.
Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича.
В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Его учителями были И. Прянишников, В. Маковский, В. Поленов. Новейшая французская живопись поразила его. Коровин свёл его с Врубелем. После 1917 года продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на музыку Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др. ) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский).
К концу 19 века занимался дизайном интерьеров, мебели и утвари, участвовал в оформлении русского павильона на Всемирной выставке в Париже (вместе со своим другом К. А. Коровиным 1900) и создании майоликового фриза гостиницы «Метрополь» (1900–1903). Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга. В 1903-1916 гг. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. С 1899 года Головин был постоянным и активным участником выставок «Мира искусства, а с 1902-го – членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир искусства». Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии.
Складывались новые принципы художественного мышления. Коровин свел его с Врубелем. Экспозиция словно погружает зрителя в особую атмосферу эпохи Серебряного века. Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный.
Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости. Большинство этих спектаклей (за исключением Кармен) поставил В. Э. Мейерхольд. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью».
Вскоре он понял, что ошибся со специализацией и перевелся на живописное отделение. В 1903 вступил в Союз русских художников. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). ложатся друг подле друга подобно мозаике («Дон-Жуан» Жана Батиста Мольера, 1910, «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, 1917, — оба в Александрийском театре в Петрограде). На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Живописью Александр Головин стал увлекаться довольно поздно — в старших классах гимназии, однако и здесь он добился потрясающих результатов, так как смог проявить весь свой незаурядный талант и способности.
Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов», 1908 балетБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Первый успех в новой сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А. Н. Корещенко, 1900 и Псковитянка Н. А. Римского-Корсакова, 1901). А. А. Бахрушина. Мейерхольда из собрания Александринского театра.
– декоратор императорских театров. сотрудничал в одноименном журнале. Сергея Павловича Дягилева в Париже (операОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Родился в семье священника. Маковского, В. Д.
Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней. Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин. Создавал в полной мере «сорежиссерские», красочные и в то же время остродраматические зрелища, порой изысканно совмещающие (как это было в сенсационном Маскараде) внешнюю роскошь с внутренним трагизмом.
Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — знаменитый русский художник. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант.
Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. В дальнейшем музыкальность и музыкальная образованность самым серьёзным образом отразятся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники очень чётко охарактеризовали как «музыку для глаз». В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Головин работал также и для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (Жар-птица И. Ф. Стравинского, 1910). Свадьбу сыграли в сентябре.
На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. А. А. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений.
В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства» и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. человек (2004). В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село – в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, ГТГ) и Бориса Годунова (1912, ГРМ) Н. К. Рериха (1907, ГТГ), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, ГТГ).
Предметы бутафории должны отличаться дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Центральный театральный музей им. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский.
Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Художник Александр Головин работал над оформлением русского павильона на всемирной выставке (Париж, 1900 г. ), совместно с Врубелем создавал майоликовый фриз в гостинице «Метрополь», тесно сотрудничал с Дягилевым в Париже (декорации Русских балетных сезонов в 1908г. ). Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. Жил в Москве до 1901 года и в Петербурге. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности.
По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. После революции Головину удалось «блеснуть стариной» в Женитьбе Фигаро по пьесе П. Бомарше (МХАТ, 1927), но в целом его все реже привлекали к работе в театре. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. не только декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма., но и костюмов, бутафорииБутафория (итал. ) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др. ), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.
По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. Актриса петербургского театра А. С.
Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. ФАКТИЧЕСКИ ЖЕ ПОЧТИ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОЛОВИНА – И СТАНКОВЫЕ НАТЮРМОРТЫ, И «ПРИДУМАННЫЕ» ПЕЙЗАЖИ, И ПОРТРЕТЫ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ, И ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИСПАНОК», В РОЛИ КОТОРЫХ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЛИ РАБОТНИЦЫ ТЕАТРА, – В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТЕПЕНИ ТЕАТРАЛИЗОВАНЫ. Классическими художественными документами стали театральные портреты его работы: Ф. И. Шаляпин в ролях Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Петербург), Олоферна (1908, Третьяковская галерея), Бориса Годунова (1912, Русский музей, Петербург) и др. В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены».
Впервые в Москве представлены долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» М. Ю. в академии Коларосси (1889), в мастерской Витти (1897). «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица», 1910).
Свадьбу сыграли в сентябре. Изощрённый декоративизм, эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем лучшим работам Головина. «Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника.
Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Вся деятельность Головина так или иначе была связана с театром. Испытал влияние стиля «МодернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. В 1898 году Головин назначают художником-декоратором Императорских театров.
Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». В этот период он создал лучший свой книжно-иллюстративный цикл (к Двойнику Э. Т. А. Гофмана, 1922) и по-прежнему активно занимался станковой живописью и графикой. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина.
ТЕПЕРЬ ВСЕ РАСПУСТИЛОСЬ, И ВИД ИЗ ОКНА ПОХОЖ НА СЛЕПЫЕ ОБЛОЖКИ ГОЛОВИНА, ВСЕ ПРОСТРАНСТВО СПЛОШЬ ЗАПОЛНЕНО ЗЕЛЕНЫМИ УЗОРАМИ РАЗНЫХ ОТТЕНКОВ «ВОСХИЩЕНЫ, ВЗВОЛНОВАНЫ, ГОРДИМСЯ, ЛЮБИМ ВСЕМ ТЕАТРОМ, НЕЖНО ОБНИМАЕМ» – ГЛАСИЛА ПРИСЛАННАЯ А. Я. А. Я. Головин. Поленова. Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета.
Вернувшись в Россию, он попытался делать то. Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. Художника фактически спас театр. В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве.
Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался на улице. Она началась в 1900 году в Большом с оформления оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, продолжилась в Петербурге в должности главного декоратора императорских театров и в Париже, где художник работал для «Русских сезонов». За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.
Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В 1897 году художник сделал предложение руки и сердца Марии Константиновне Котовой – и получил согласие. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928).
Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Третьяков. Живописное творчество Головина тоже питалось стихией театрального.
СТАНИСЛАВСКИМ. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра.
Он известен и как автор многочисленных портретов актеров, в частности Ф. И. – член Союз русских художников. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. В детстве будущий художник серьезно занимался музыкой.
Коровина. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина.
В семье Головиных очень любили театр, музыку, литературу. Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем) иллюстрированием книг и журнальной графикой. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-оРазумовское.
Я. Головин. В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 по 1917 Головин был главным декоратором Императорских санкт-петербургских театров, консультантом дирекции по художественным вопросам, оформлял спектакли Александрийского и Мариинского театров. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное.
Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Коровин свел его с Врубелем. Член объединения «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. человек. Участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1908) в программе Русских сезонов в Париже.
Клеевая краска, гуашь, серебро, белила. В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. Головин по-настоящему страдал. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». А. А. Бахрушина.
Александр Головин (1863-1930). В 1903 году вступил в Союз русских художников. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене.
Москва. А. Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение. К сожалению, в это же время врачи обнаружили у художника первые признаки сердечного заболевания.
Ранние театральные работы Головина отмечены влиянием красочного живописного стиля К. А. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. Окончательно стиль живописца сложился в 1910-е годы.
Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим. БОМАРШЕ «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Работы Головина приобретают декоративную пышность: фронтально строгие и симметрично уравновешенные, его декорации графично отточены в каждой детали, плоские пятна тонко нюансированных оттенков цвета ложатся друг подле друга подобно мозаике.
Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная «Тимирязевка»). ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ. Родился 17 февраля 1863 года в семье священника.
"Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова – самые громкие плоды этого сотрудничества. В Петербурге с конца 90-х годов прошлого века и до 1924 года существовало декадентское (упадническое) формалистское художественное объединение «Мир искусства». Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности, оперы А. Н. С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице".
Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы. Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент. Он был также талантливым живописцем. Однако самые яркие свои сценические шедевры создал в Петербурге, куда был приглашен в 1902 на должность главного художника императорских театров (Кармен Ж. Бизе, 1908 и Орфей и Эвридика К. В. Глюка, 1911, в Мариинском Гроза А. Н. Островского, 1916 и Маскарад М. Ю. Лермонтова, 1917, в Александринском и др. ). Он много и упорно трудился. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном.
Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. Мейерхольда, выполненного остро композиционными приемами. ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ.
В последние годы Александр Головин не имел возможности работать в привычной для себя театральной атмосфере он чувствовал себя забытым, одиноким и никому не нужным. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Они идеализировали старину, дворянский быт, были сторонниками стилизации и символизма.
В 1890-е гг. Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Творчество мастера, представленное на выставке всеми видами и жанрами искусства, к которым он обращался, демонстрирует характерную для художественного метода Головина синтетичность мышления. Многие считают, что именно данный фактор послужил в дальнейшем для создания великолепных полотен, которые до сих пор называют «музыкой для глаз».
Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. 1916 — 1917. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Мастер портрета (Портрет Ф. И.
Головин тщательно исполнял эскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому.
Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. К моменту приглашения его в театр был уже сложившимся декоратором-модернистом. Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым.
17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Репина. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. 1916 — 1917. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам.
Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». Александр Яковлевич оформлял также спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др. ), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. -антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п. ), небольшая (из 3 – 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций.
Лермонтова в постановке В. Э. С 1912 г. – д. чл.