Головин Картины

Картины Головина Александра прекрасно подойдут для современного дизайна помещения. Александр Головин создавал необычайно нежные картины, его по-детски наивный взгляд на вещи отражается в прекрасных полотнах художника. Писал Головин Александр картины в следующих жанрах: портреты, пейзажи и натюрморты, а также занимался изредка журнальной и книжной графикой.

Художник Александр Головин картины

С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Один из критиков писал об оформлении спектакля: «Целая симфония красок. Увлечение живописью пришло в старших классах гимназии.

Шаляпина в роли Бориса Годунова, 1912, ГРМ), натюрморта, пейзажа. даже в своем последнем спектакле по пьесе У. Шекспира «Отелло» (режиссерский план К. С. Его с полным правом наряду с плеядой современников – В. А. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Головину позировали здесь люди искусства, литературы, знатные аристократы, светские дамы. Врубеля, В. А. Здесь посетителей ожидает сюрприз: в Третьяковке впервые демонстрируют костюмы и декорации к спектаклю, которые долгое время считались утерянными, но чудом были обнаружены «в недрах» Александринского театра.

А состоявшуюся накануне февральской революции 1917 года премьеру «Маскарада» Лермонтова, в контрастных красно-черных декорациях Александра Яковлевича, современники назвали «пышными похоронами императорской России». Мамонтова. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр.

К этому времени государство и общество, уже пройдя большой путь от состояния застоя через все более активную социализацию, вступали в период нарастающего мутного бурления, предшествующий неумолимо приближающемуся революционному взрыву. Этот сказочный спектакль по фольклорным мотивам был написан специально для «Русских сезонов» – причём декорации к «Жар-птице» были готовы даже раньше, чем написана музыка. Его учителями были И. Прянишников, В. Маковский, В. Поленов.

Художник Вячеслав 
Головин Купить картину 
 Галерея

Художник Вячеслав Головин Купить картину Галерея

Натюрморт «Цветы» (1910-е годы, акварель, гуашь) пленяет зрителя красотой линий, сплетающихся в причудливый узор изысканностью цветовой гармонии. В 1903-1916 гг. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. Этот период прошел под знаком тесного сотрудничества художника с режиссером В. Э. Смирнова в облике кавалера де Грие из оперы Ж. Массне «Манон» (1909, оба – ГЦТМ) и, конечно же, знаменитые портреты Ф. И.

Художник Александр Головин работал над оформлением русского павильона на всемирной выставке (Париж, 1900 г. ), совместно с Врубелем создавал майоликовый фриз в гостинице «Метрополь», тесно сотрудничал с Дягилевым в Париже (декорации Русских балетных сезонов в 1908г. ). досадуя на одного из критиков, который увидел в портрете А. И. Мамонтова инициатора и автора программы строительства. Развитие изобразительного искусства неотделимо от развития общества. Бродского).

Его эскизы декораций к спектаклю «дочь моря» – «Фьорды», «Сад доктора Вангеля», «Столовая» (все -1905, ГЦТМ) – предельно приближены к станковым картинам. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным «Кармен» Ж. Бизе, 1908 «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911 и др. ), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910 «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, – последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Позже закончил парижскую академию Коларосси и школу-студию Витти. Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства. Картины художника находятся в частных коллекциях Китая, Украины, России, США, Германии, Франции, Израиля.

Художником передано подлинное очарование природы Умбрии, этого «зеленого сердца» Италии, ощущение покоя, уюта и гармонии, разлитого в природе. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. Живописное творчество Головина тоже питалось стихией театрального.

В результате портрет Шаляпина выглядит «как огромная, сверкающая золотом и самоцветами икона» 15, став своеобразным художественно-мифологическим символом силы и могущества власти. В 1899-1917 гг. Здесь он познакомился сЛевитаном и Коровиным, свел дружбу сНестеровым и Архиповым. Глюка «Орфей и Эвридика» (21 декабря 1911 года, Мариинский театр).

Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей) Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург) автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея). И, как многие, попал под очарование новейших течений французской живописи, приемам которой обучался некоторое время в Академии Коларосси и школе-студии Витти. Шаляпина.

Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Поленов уже в студенческих работах Головина отмечал редкое чувство колорита. Кузмина интерьер мастерской получает особое значение. И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. Даргомыжского (27 января 1917 года, Мариинский театр) – оформление спектакля получило иной характер, связанный с трагической развязкой драмы: рампа была решена в темных тонах и декорация 1-й картины «У стен Мадрида» (1917, ГРМ) с тревожными всполохами синего на зеленовато-желтом ночном небе Испании как бы готовила зрителей к финалу спектакля, главный акцент которого был сделан на склеп со статуей Командора («Могила Командора», 1917, ГРМ). Свадьбу сыграли в сентябре. В 1900-1903 создал майоликовый фриз Времена года и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты (Клеопатра, Поклонение природе, Поклонение божеству, Купание наяд, Жажда) для фасадов гостиницы Метрополь в Москве.

Описание картины 
Александра Головина 
«Натюрморт с флоксами»

Описание картины Александра Головина «Натюрморт с флоксами»

Одним из первых их спектаклей была постановка «Дон-Жуана» Ж. -Б. В кругу «поленовцев» В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он замечательно овладел пастелью, стал писать клеевыми красками и темперой.

Стравинского). В парадных портретах художник стремится подчас монументализировать образ, придать значительность модели за счет строго организованной композиции, как в «Портрете Е. П. Так, в портрете театрального чиновника В. И.

Описание картины 
Александра Головина 
«Осень»

Описание картины Александра Головина «Осень»

Елена Поленова опекала Головина и его друга Егише Тадевосяна, ездила с ними на этюды и всячески направляла в поисках своего пути в живописи. По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Мейерхольда (1917) и др., приносит ему известность и признание коллег по искусству и многочисленных любителей живописи.

он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве. «Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения «Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Заслуженный деятель искусств Украины. В экспозиции представлены многочисленные натюрморты Головина.

Экспозиция открывается автопортретом мастера (1912, ГТГ) и его картиной «Умбрийская долина» (1910-е, ГТГ). Коровина. Коровин свёл его с Врубелем. Виллиам (1890-1895, ГТГ), его соученицы по МУЖВЗ, тщательно выписанный ковер со сложной орнаментикой, над которой он, вероятно, долго и с удовольствием работал, становится чуть ли не главным «действующим лицом» картины.

Жанровую живопись Головину преподавали Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Головин по-настоящему страдал.

сотрудничал в одноименном журнале. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Альмединген, ученик и помощник художника, говорил, что «каждый его пейзаж является синтезом наблюдений иногда за целый период жизни» 20.

К тому моменту Головин уже закончил свои эскизы костюмов и декораций и композитор- «новичок», посмотрев на них, сразу сориентировался, в каком направлении ему нужно работать. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. Предчувствие надвигающихся катаклизмов овладевало всеми слоями населения. Его холодная белизна была для него точкой отсчета в сложнейшей партитуре оттенков белого цвета, разработке которого он всегда уделял пристальное внимание, – «Фарфор и цветы» (1915), «девочка и фарфор (Фрося)» (1916, оба – ГТГ), «Розы и фарфор» (1910-е, СГХМ).

Художник написал несколько его портретов в образах Мефистофеля (1905, НИМ РАХ 1909, ГЦТМ), Демона (1906, Музей ГАБТ), Фарлафа (1907, СПбГМТиМИ). Воейковой» (1905, ГТГ). Якунчиковой в Наре и будущий интерьер «Теремка» для выставки «Современное искусство» (1903) в Санкт-Петербурге.

Описание картины 
Александра Головина 
«Цветы в вазе»

Описание картины Александра Головина «Цветы в вазе»

Мастер портрета (Портрет Ф. И. По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались кустарным способом на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Свадьбу сыграли в сентябре. достаточно вспомнить картины И. Н. Возникали новые художественные объединения, среди которых самым значительным стал «Мир искусства» (1898).

Даргомыжского (4 сентября 1900 года, Большой театр). Смирновой (1910, ГТГ) написан на фоне театрального холста, сплошь покрытого легким, словно движущимся узором, оттеняющим характер живой, жизнерадостной элегантной женщины в шубке и фантастической шляпке с перьями, обрисованными легкой прихотливой линией. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Крамского, И. Е. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства.

Коровин представил его Врубелю. Пейзажное творчество Головина пронизано чувством поэтической ностальгии и возвышенного переживания утраты «идеального былого». Его спектакли имели триумфальный успех: оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (обе 1908), балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), тандем с В. Э. Мейерхольдом и спектакль МХАТа «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше (1927). Тот взял его на работу. Роднило их одинаковое понимание синтетической природы театра, стремление к новизне и необычности использования выразительных возможностей живописного и музыкального строя спектакля.

Описание картины 
Александра Головина 
«Цветы»

Описание картины Александра Головина «Цветы»

Коровиным – можно назвать также и создателем художественного мира той эпохи. Не случайно А. Н.

Центральная и, возможно, самая эффектная часть выставки посвящена лермонтовской драме «Маскарад» в постановке Всеволода Мейерхольда. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией» и перевелся на живописное отделение. Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам.

Серова шел в Мариинском театре в оформлении В. А. Многолетняя деятельность Александра Яковлевича в театре в качестве декоратора оставила не менее яркий след в культурной среде «серебряного века», чем его живописные работы.

Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Работа над подготовкой постановки драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» стала вершиной многолетнего сотрудничества А. Я. Головина и В. Э. Головина – портреты Ф. И.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

– окончил Ленинградский государственный педагогический институт им. Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Уводящая вдаль перспектива справа кажется бесконечной и одухотворенной сияющим вдали светом смятые полотнища декораций и приспособления для их покраски, столь обыденно представленные на портретах служащих Императорских театров, превращены в некие почти аллегорические «художественные принадлежности». Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся.

Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность изысканная фантазия и живописный темперамент. Мамонтова в Москве, в деятельность которой он включается в 1898 году. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре.

Вопросы интегрирования в общеевропейские художественные процессы наряду с проблемами сохранения «самобытности» в искусстве, стоявшие перед русскими художниками на рубеже веков имели самое прямое отношение к творчеству Головина. На выставках с 1894 г. (Московское товарищество художников, Московское общество любителей художеств, Союз русских художников, Мир искусства – член объединения с 1902). Активная театральная деятельность Александра Головина завершилась в 1917 году: в Стране Советов изысканным театральным решениям не было места, «серебряный век» уступил место авангарду. Свойственное рококо ощущение эфемерности жизни, отношение к ней как к игре, маскараду, театральному представлению находило отзвук во многих произведениях художников «Мира искусства» и Головин тонко передает в своей «Маркизе» своеобразную «связь времен». Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Серова «Юдифь» (1908, ГТГ). На выставках 1880 – 90-х годов появились «Девочка с персиками» В. Серова, «Демон сидящий» М. Врубеля, «Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова, «Парижское кафе» К. Коровина.

  • Картины — Головин, Александр Яковлевич
  • Головин Александр Яковлевич (1863 – 1930) (126 работ)
  • К 145-летию Александра Яковлевича Головина 1863–1930
  • Русские художники: Головин Александр Яковлевич
  • Картины: художник Алексей Головин-
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Молодой художник брал уроки в Академии Коларосси и частной школе Витти. С 1899 участвовал в выставках Мира искусства, с 1902 – член объединения. Вспоминая о работе Головина над пейзажами, Б. А. Однако в такой оценке творчества Головина его современники вовсе не были единодушны. Голлербаха» (1923, ГРМ). Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ. Серова.

Суворина Мария Эдуардовна Троянова изображена во весь рост на фоне театральной декорации. А. А. Интерьер преображался каждый раз, следуя характеру модели. На голову – 2 штуки». Они служат фоном для многих портретов, включены в многочисленные натюрморты, украшают одежды в парадных портретах, вплетены в затейливую вязь орнаментов в эскизах декораций и костюмов, давая художнику своего рода камертон для создания «красочных симфоний».

Родился в Москве в дворянской семье. Последний триумф Головина – «Женитьба Фигаро» Бомарше – состоялся в 1927 году на сцене Художественного театра. 1977г. Александр Головин (1863-1930).

  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Весенний праздник – 2019 или Восточный Новый год (билеты в продаже с 26 января)
  • Игровое занятие – «Маленький эксперт»
  • Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению

Подлинные костюмы, сделанные по эскизам Головина (Александринский театр) и документальные фотографии сцен из спектакля (СПбГМТиМИ) дают возможность посетителям выставки глубже погрузиться в особенности его постановочного решения. В 1889 и 1897 годах Головин побывал в Париже, где посещал музеи, выставки, мастерские. Торопливая подпись автора: «Кармен. Альмединген. Сами костюмы здесь же – например, причудливые головные уборы для «Жар-птицы» всех форм – «в ассортименте» или воздушное шёлково-тюлевое платье с фольгой, созданное для Блаженной души в опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». Прянишникова, а также в Париже. Если рассматривать орнамент как основу возникновения и развития стиля, то именно в нем можно видеть ту необходимую составляющую, позволившую художнику создать свой собственный орнаментально-декоративный стиль, который он смог выразить, по его словам, «с первых шагов» работы в театре.

Врубелем, К. А. В 1890-е гг.

  • В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
  • Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
  • Как Головин помог Стравинскому с «Жар-птицей»
  • Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес

Природа Норвегии приобретает в декорациях возвышенно романтическое звучание, соответствующее основной теме спектакля – возвеличивание вечно живой и вечно обновляющейся природы (эскизы «В лесу», «Свадьба» оба – ГЦТМ). Содружество Головина и Мейерхольда началось в 1908 году работой над постановкой пьесы К. Гамсуна «У врат царства» в Александринском театре и продолжалось до 1917 года, вплоть до постановки драмы М. Ю. А в пейзаже «Умбрийская долина» розовый куст служит своеобразным камертоном для всей выставки.

ГОЛОВИН Александр Яковлевич, российский сценограф, художник и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Искал свой путь в сложном художественном пространстве тех лет и Александр Головин, вошедший в «Мир искусства» в 1899 году. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом. Так родилась серия портретов «Испанки» (1906-1907): «Испанка с папиросой» (АГКГ), «Испанка (в пестрой кофте)» (НГХМ), «Испанка с букетом желтых цветов», «Испанка в зеленом», «Испанка в красном» (ГРМ), «Испанка (в подвенечном платье)» (СГХМ), «Испанка» (1907, ГТГ).

Цветы» (около 1912, НИМ РАХ, Музей-квартира И. И. Здесь он познакомился с Левитаном и Коровиным, свел дружбу с Нестеровым и Архиповым. Этим свойством обладают все пейзажные работы, представленные на выставке: «Ветлы (Серебряные ветлы)» (1909, ЯХМ), «Вид в парке. На лепном портале были помещены зеркала, в которых отражались огни и публика в зале.

Он оформляет интерьеры и экспонирует керамические изделия и предметы быта, выполненные в керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» С. И. Юбилейная выставка Александра Головина продлится до конца августа 2014 года. «Этот прием был новаторским, не говоря о том, что просто поражала виртуозность Головина и его талант орнаменталиста, – здесь он не знал соперников» 23, – писал Б. А. Головин родился в Москве в семье священника (был самым младшим, 12-м ребенком).

Академии художеств. 2012г. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн».

Картины — Головин, 
Александр Яковлевич

Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений. Часть из них – экспонированные на выставке эскизы занавесов, декораций и костюмов (ГЦТМ) – дает представление о спектакле, в котором Головин добился идеального стилевого единства всех его составляющих, а также связи художественного оформления с архитектурой зрительного зала. Серовым, М. А. Пейзажи и натюрморты художника (Купавки Ветлы, 1909 Розы и фарфор, 1910 Нескучный сад, 1910-е Осень, 1920) отличаются редкой лиричностью и красотой.

По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались «кустарным способом» на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». После Октябрьской революции «серебряный век» фактически завершился, хотя многие его творцы еще долгие годы пытались создавать свои произведения. 1954г. Участник выставок «Мира искусства» (с 1899 член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений.

Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. В 1897 году художник сделал предложение руки и сердца Марии Константиновне Котовой – и получил согласие. Поленовым и В. М.

Головина были развиты в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881—1889) и закреплены во время его пребывания в Париже (1889—1897). Стебли, листья, лепестки Головин выписывал, по его словам, с «ботанической точностью». На главном фасаде разместилось большое панно «Принцесса Грёза» М. А.

Вообще, майолика (разновидность керамики) – это отдельный этап в творчестве художника, а на Всемирной выставке в Париже 1900 года за свои майоликовые работы он получил серебряную медаль. Носовой» (не позднее 1914, ГИМ). Необходимо отметить, что окончательно стиль Головина сложился в 1910-е гг. Их цветовая гамма строилась на довольно резких контрастах и порой доходила до крикливости.

Оставшись практически без средств, Александр брался за самые разные заказы. Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Когда на премьере «Грозы» Островского в постановке Мейерхольда поднялся занавес, зал утонул в звуке оваций, адресованных работе художника. Мусоргского, Жар-птица И. Ф. Художник не пытался прибавить своим героиням «испанистости». Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е. Д.

Спектакль «Юдифь» А. Н. Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. Художественный критик Сергей Маковский, первый биограф художника, констатируя, что Головин «давно уже пользуется вполне заслуженной славой блестящего театрального декоратора», высказал парадоксальное мнение, что «самое ценное в Головине вовсе не его постановки, как бы ослепительны ни были некоторые из них, а именно – эти мало известные пейзажи и портреты и те небольшие картины-эскизы к постановкам, которые можно рассматривать совсем независимо от театра. » 5. Тот же принцип «превращения» (но уже обратного — «с подмостков») в выставочное пространство — будет применен художником в 1903 году в интерьере «Теремок», специально сочиненном для выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности. После первой же встречи певец покорил Головина «всей своей фигурой игрой, голосом» 28. Последнего привлекали многогранность и пластичность творчества Головина, его умение показать русские национальные традиции через европейский модерн.

К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре. Неслучайно, в своем обширном театральном наследии Головин выделял постановку «Орфей и Эвридика» как самую любимую, где все было подчинено красоте пейзажных фонов. Головин К. А. Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». Когда этот спектакль шёл, на улице уже были слышны выстрелы русской революции (премьера состоялась 25 февраля 1917 года – прим. ред. ).

Складывались новые принципы художественного мышления. С 1912 г. – д. чл. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. При этом созданные образы не лишены психологической характеристики. 1986г.

Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Москве в семье священника. Мейерхольдом, признанным основателем «условного театра». Он выражает самую суть творчества Шаляпина, силу его преображения и суть искусства Головина. Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Работая в этом жанре, художник реализовывал в них свою неистощимую любовь к цветам, которые заботливо разводил на своей даче, любуясь их колористическим разнообразием, – «Флоксы» (1911, ГТГ), «Цветы» (1911, НГХМ), «Натюрморт.

В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. В 1908 году художник стал главным декоратором императорских театров, а в 1912 был избран действительным членом Императорской Академии художеств. В положенный срок Александр Головин поступил в Катковский лицей, а после смерти отца его перевели в Поливановскую гимназию. Он расписывал атласные ткани, проектировал мебель и предметы интерьера, делал майоликовые панно и разнообразные керамические изделия совместно с участниками Абрамцевского художественного кружка и, конечно, занимался станковой живописью. В дальнейшем он регулярно ездил в Европу и глубоко проникся духом европейского искусства. Николая и храма Св. Симеона в г. Николаеве. Экскузовича» (1922, СПбГМТиМИ), «Портрет Э. Ф.

– родился в г. Зеленокумске, Россия. Благодаря своим синтетическим свойствам пейзажи Головина органично «входили» в его театральные работы. Универсальность мастера основана на «декоративности», своеобразном «фетише» Серебряного века7, посредством которой художник передавал и осязаемую красоту окружающей жизни и «философичность» своего мироощущения и «самые тонкие нюансы в области мысли и чувства» и ясно ощущаемое им приближение трагических сломов отечественной истории. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Большое впечатление на него произвели картины Моне, Писсарро, Ренуара, Ван-Гога, Гогена. Они были легко узнаваемы – простые, подчас грубоватые, так же не прикрашенные, как типы и костюмы в его эскизах к опере «Кармен».

В эскизе декораций «Хоромы княгини» словно воссоздан интерьер Кустарного отдела. Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. недаром Головин на вопрос о том, к чему он наиболее «склонен» в искусстве, отвечал: «К сочинению орнамента» 8.

Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». Но любимым преподавателем был профессор Василий Поленов, который не только был учителем будущих гениев русской живописи, но и их наставником и, можно сказать, духовным отцом. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом» вот когда пригодились три года, проведенные на архитектурном отделении МУЖВЗ.

Жанровую живопись Головину преподавалиИлларион Прянишников и Владимир Маковский. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. История русского искусства знает немало живописных портретов актеров в ролях. Неудивительно, что Головин вместе с Коровиным в 1898 году были рекомендованы В. Д.

– Современники восприняли «Маскарад» как последний маскарад империи. Вместе они являют особый гармонический ряд, родственный испанской народной мелодике. Вслед за этой работой Головин вместе с К. А. Огромным успехом пользовались оформленные им оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, где пел великий Федор Шаляпин.

С тех пор и до 1917 года вывший полковник и поповский сын работали рука об руку. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения. В период подготовки спектакля «Маскарад» Головин, согласно воспоминаниям Б. А. Коровин свел его с Врубелем.

Следуя общим тенденциям, российская живопись, разбуженная в натуралистических полотнах Венецианова и Шишкина, напитавшаяся романтизмом Саврасова и чувственностью Левитана, мощно социализированная «передвижниками», дала последний всплеск перед увяданием и будущей гибелью эпохи в «Черном квадрате» Малевича. Новейшая французская живопись поразила его. Эти пейзажи демонстрируют удивительную целостность художественного мира, окрашенного элегическим настроением и наполненного проникновенной музыкальностью, – «Лесная река» (1908-1910, ГРМ), «Березы ночью» (19081910, ГТГ), «Пруд в чаще» (1909, ГТГ), «В старом парке» (1910-е, ГТГ), «Болотная заросль» (1917, ГТГ), «Осенний пейзаж» (конец 1910-х, НХМ РБ), «Осень» (1920-е, ГРМ).

Совместные замечательные проекты Головина и Мейерхольда – «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» – надолго запомнились современникам. Мейерхольд и Головин хотели подвести своим «Маскарадом» итоги всего Серебряного века, а в итоге подвели итоги и всей русской культуры Петербургского периода. О времени создания картины Головин вспоминал: «Написан он во весь рост, при свете рампы. Эта «внутренняя диалогичность» постановочного решения была понятна современным зрителям. Общаясь с «поленовцами», Головин познакомился с сестрой своего учителя, талантливой художницей Еленой Поленовой, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности.

Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Розы «разбросаны» по всей выставке, наполняя экспозицию своим ароматом. Актриса петербургского театра А. С. Портретная серия А. Я. Головинские «перевоплощения» можно видеть на юбилейной выставке.

– автор-победитель двух конкурсов архитекторов на лучший проект храма-часовни Св. Шаляпина в ролях Олоферна (1908) и Бориса Годунова, Автопортрет (оба — 1912), Портрет В. Э. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен» (1908), «Портрет артиста д. А.

Застланный красным ковром просцениум отделялся от сцены пятью разного цвета занавесами — своего рода «эмоциональными камертонами», настраивающими зрителя на развитие драматического сюжета в следующем акте. Самый значительный среди них – «Портрет Ф. И. Одной из его первых театральных работ было совместное с Коровиным оформление возобновленного спектакля «Русалка» А. С. Более 10 лет Головин работал с Мейерхольдом в Александринском театре Петербурга. Александр Бенуа и Мстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант.

Врубеля, а по сторонам от него и на боковых фасадах – работы Головина: «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд». Формированию творческих взглядов Александра Яковлевича в немалой степени способствовала дружба с Коровиным и Врубелем, другими молодыми художниками. Шаляпина в роли Олоферна в опере А. Н. Большая работа на главном фасаде – «Принцесса Грёза» – выполнена Михаилом Врубелем, а остальные – «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» – созданы Головиным. Главный консультант МариинкиВладимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Эти работы подпитывали его редчайшее чувство цвета, помогая найти сложную цветовую гамму. Приступив в 1900 году к декорационному оформлению оперы А. С. Даргомыжского «Русалка» для Большого театра, Головин обратился в разработке сценического пространства к композиционному решению и стилистическим приемам использованным им в интерьере Кустарного отдела для Всемирной выставки в Париже.

Прологом служат экспонаты, представляющие декоративное творчество художника. Эта «склонность» проявлялась у него в самых ранних работах. При всем многообразии ярких творческих индивидуальностей этого времени личность художника, «человека изысканного», от которого не ускользали «самые тонкие нюансы в области мысли и чувства» 2, его творчество, «блестящее и тонкое по выполнению и вкусу» 3, представляются явлением уникальным.

Художник вновь вернется к впечатлениям норвежских поездок в начале 1920-х годов в оформлении балетного спектакля «Сольвейг» по драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига. Сергия Радонежского» (1895-1897, частное собрание), местонахождение которой было обнаружено в период подготовки юбилейной выставки11, орнамент несет уже значительную смысловую нагрузку и в характеристике персонажей картины и в отображении художественного быта древней Руси XIV века. Добиваясь целостного художественного решения спектакля, художник тщательно исполнял эскизы не только декораций, но и костюмов, бутафории, решая их во взаимосвязи с общим постановочным замыслом. На протяжении следующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. Серова, К. А. Тогда написать музыку поручили 28-летнему Игорю Стравинскому.

Лучшие произведения художника Александра Яковлевича созданы в период, называемый «серебряным веком» российской культуры. Художник, который к тому времени чувствовал себя очень плохо, на премьеру не попал. Это был прекрасный конец прекрасной эпохи». В этих условиях театр начал играть гораздо более заметную роль в жизни общества. Это был блестящий театральный художник.

Труды насущныеВ 1884 году умерла мать Головина. Детей с раннего возраста приобщали к театру, музыке, литературе. Коровин представил его Врубелю. В их стилистике можно видеть также и реминисценции творчества мастеров европейского модерна, в частности, французских художников группы «Наби». Он вызывает в памяти и выполненный совместно с Е. Д. Мольера (9 ноября 1910 года, Александринский театр). К его знаниям, которые он получил, учась два первых года в МУЖВЗ на архитектурном отделении (1881-1883), добавились приемы орнаментики используемые Поленовой.

Канкрина (1905, ГРМ) и «Групповом портрете служащих Императорских театров» (1906, ГТГ) обстановка мастерской реалистична и деловита в портрете Н. К. Уже говорилось о написанной здесь серии портретов «Испанки». Мастерская Головина служила не только творческой лабораторией художника.

Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906 и др. ). драпировки – неизменные золотистые платки и полосатые ткани, – а также фарфор служили художнику своеобразным камертоном или, точнее, эталонным цветовым аккордом, по которому он настраивал колорит своих произведений их «цветовую музыку», что особенно явственно в его поздних работах – «Портрет Н. Е. После 1917-го продолжал активно работать в театрах Москвы и Ленинграда. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Головин продолжал пополнять серию «Испанки» и после премьеры спектакля. Сын священнослужителя, Александр Головин получил прекрасное образование.

«Гениальным выдумщиком» 24 называл Головин Мейерхольда, определяя главное свойство дарования режиссера. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен и дело пошло. Поленова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном и живописном отделениях. Художник часто вводит в натюрморты изображение предметов из фарфора. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров.

С порталом гармонировали интерьеры («Столовая у Дон-Жуана», 1910, ГРМ) или контрастировала лаконичная простота пейзажей Италии и Испании, переносящих зрителей в природу тех мест, где начинались любовные приключения Дон-Жуана («Сицилийская деревня», «Деревня на берегу моря», оба 1910, ГРМ). Лермонтова «Маскарад» на сцене Александринского театра. Васнецовым В. А. Пейзаж с голубым павильоном» (1910, ГРМ), «Нескучный сад» (1910-е, СГХМ). В Петербург вместе с ним переехал и Головин.

Мейерхольда.

Архитектурное отделение его не впечатлило и три года спустя он перевелся на живописное. добычиной» (1920, ГРМ), «Портрет И. В. Маковского, В. Д. В следующем спектакле на тему Дон-Жуана – «Каменный гость» по опере А. С. Оба обладали необыкновенной щедростью воображения.

«Основатели» этого творческого союза А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, С. Дягилев были убеждены, что искусство должно не только обличать пороки общества, но и дарить людям радость, эмоциональное наслаждение красотой формы, цвета, линий, а для этого необходимы высокий уровень культуры и профессиональное мастерство самого художника. Путешествие в Серебряный век начинается в Третьяковке неожиданно – с фотографий отеля «Метрополь». Мейерхольда, «Фарфор и цветы», «Серебристые ветлы», «Умбрийская долина», Портрет художника Н. К. Рериха, «Испанка в черной шали». Ботаника, гимназия, ШекспирАлександр Головин родился в семье московского священника. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. В период интенсивной деятельности в области декоративного искусства на рубеже веков Головин создает керамические панно для московской гостиницы «Метрополь» (1898-1901)16, которые и сейчас украшают здание.

Так, в портрете художницы Е. Н. Поленова, И. М. При этом в картине нет ничего вымышленного. Его живописное мастерство окрепло, техника стала свободнее, уверенней.

Член правления Николаевской областной организации Национального союза художников Украины. Вся деятельность Головина так или иначе была связана с театром. Вместе с ним в Санкт-Петербург переехал один из его лучших декораторов – Александр Головин, ставший главным консультантом Императорского Мариинского театра.

В картине Головина «Годы учения св. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией" и перевелся на живописное отделение. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать».

Головину принадлежала сама идея создания балета на музыку композитора. В портрете М. А. потребовали большой работы» 14.

– член Союз русских художников. В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Не случайно одним из любимых жанров художника стал натюрморт: еще мальчиком Головин часами простаивал у окон оранжерей академии земледелия, любуясь изобилием цветущих там растений. Александр Яковлевич Головин (1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское село (ныне Пушкин) – русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Его портрет «Испанка на балконе» (1911, ГРМ), в котором воссоздан нежный, задумчиво-грациозный женский образ, принадлежит уже к новому периоду работы Головина в театре, когда им были оформлены самые блистательные спектакли.

Завершает «русскую тему» в экспозиции «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в опере М. П. Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. Рериха (1907, ГТГ) дощатый пол мастерской мистическим образом превращается в почти абстрактный фон, создающий среду напряженного и возвышенного диалога с моделью портрет балерины Е. А. Строгостью композиционного построения и изысканностью рафинированных линий силуэтов панно близки «классичности» Врубеля, с которым художник работал в это время в керамической мастерской С. И.

Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Поленовой проект столовой для дома М. Ф. Она началась в 1900 году в Большом с оформления оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, продолжилась в Петербурге в должности главного декоратора императорских театров и в Париже, где художник работал для «Русских сезонов».

Александр хорошо играл на рояле, мечтал стать оперным певцом. «Живописный темперамент» Головина взрывает принципы театральной декорации и, наоборот, в его станковые работы проникает «театральное начало», что придает им особую зрелищность, свойственную духу времени. В женственной и грациозной «Маркизе» (темпера, акварель), созданной Головиным в 1908 году, как бы оживает дух эпохи рококо – чувственный и капризный. Головин стал первым в истории театра художником, «создававшим» спектакль, в котором грим, костюмы и декорации представляли собой единый художественный ансамбль. На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения.

По ночам художнику снились декорации 17 апреля 1930 года Александр Головин ушел из жизни. В кругу «поленовцев»В 1881 году Александр Головин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Они были очень важны для художника. Головин вспоминал: «. Мамонтова29. – декоратор императорских театров.

Люц (1909, ПГХГ) сирень, когда это были тщательно выписанные синие колокольчики, Головин с огорчением писал: «У меня особая любовь к цветам и я изображаю их с ботанической точностью» 31. Особенности творчества художника Александра Головина: Многочисленные театральные работы, созданные Головиным для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями. Эти же слова можно с уверенностью сказать и о Головине. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов.

Его училищное прозвище «франтик», напускная рисовка и пижонство остались в прошлом. В браке родились две дочери – Елена и Мария и сын Александр. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля.

Головину рекомендовали сменить бурную деятельность в столице на более спокойный образ жизни и в 1913 году художник приобрел себе дом в Детском Селе (нынче город Пушкин), где прожил оставшиеся годы. Нельзя не согласиться с одним из исследователей творчества Головина в том, что художник «театрализует портрет», что он «строит композицию, как остановленную мизансцену, стремится представить модель как героиню спектакля» 32. Еще одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге – его сотрудничество с Мейерхольдом.

«Мир искусства», Дягилев и МеерхольдОкунувшись в жизнь столицы, Головин свел близкие знакомства с художниками объединения«Мир искусства» и стал принимать участие в их выставках. Александр Бенуа иМстислав Добужинский не всегда были художественными решениями коллеги, однако признавали его несомненный талант. Мусоргского «Борис Годунов» (1912, ГРМ), в котором передана царственная мощь Годунова – Шаляпина.

Рано проявившиеся наклонности и талант А. Я. Сотрудничал также с такими гигантами, как Всеволод Мейерхольд (1908) и Сергей Дягилев (оформлял спектакли Русских сезонов в Париже в 1909-1910). Бенуа, говоря о декоративном творчестве Головина, относит его к «интернационалистам» или, как он пояснял, «к группе художников "общеевропейских"» 17. Таковы портреты Федора Ивановича Шаляпина. Это богатство Головин искал, одевая хористок и работниц театральных мастерских Мариинского театра в изготовленные им «испанские» костюмы, а затем писал в своей мастерской их портреты, создавая образы народных типов.

Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Репина, М. А.

Постепенно сформировалась и авторская манера Александра Яковлевича. Его работа художника-оформителя театральных спектаклей в Большом театре получила быстрое признание — его приглашают в Петербург на должность главного декоратора Императорских театров (спектакли Кармен, Гроза, Маскарад и др., работа для дягелевских «Русских сезонов» в Париже — спектакли Борис Годунов М. П. Споры о том, считать ли Головина «театральным» художником или «станковистом», в духе времени обратившимся к театру, не утихают на протяжении многих лет, прошедших после первой публикации, посвященной мастеру. Прежде всего это работы, созданные в период тесного сотрудничества с Еленой Поленовой (с 1890), когда Головин приобщился к ее опыту освоения национальных традиций и возрождения народных промыслов.