Гойя Автопортреты
Гойе было за тридцать, когда он написал свой первый автопортрет.
В декабре 2017 года в Москве пройдет крупнейшая выставка Николая Рериха
Лишь тонкие ноздри чуть вздрагивают, выдавая волнение. Франсиско Байеу был шурином Гойи. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Холст, масло. Казалось, что само бытие бьет ключом в полотнах Гойи.
Девушка из народа, она подобна античной Афродите: так монументальна фигура, так величественны складки ее простой одежды. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «».
Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.
Выставка Дэвида Хокни в лондонской стала самой успешной за всю историю галереи
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Над своим «Капричос» Сальвадор Дали работал напротяжении 1973-1977годов.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. «Портрет актрисы Антонии Сарате» написан мастером в первом десятилетии XIX века.
Простой овал лица. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. «Есть выход», — произносит Франсиско Гойя в картине «Точильщик».
В Москве проходит выставка самого дорогого современного художника Дэмьена Херста
Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Черный хаос. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Вот сила, способная спасти мир. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Раскройте гениальные листы, Дапричос» и вы многое поймете. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. «Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века».
Приплюснутый нос. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Это одна из самых щемящих, эмоциональных работ художника. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». «Убежденный втом, что критика человеческих пороков изаблуждений, хотя ипредставляется поприщем ораторского искусства ипоэзии, может также быть предметом живописания, — писала газета Диарио деМадрид 6февраля 1799года, объявляя оначале продаж Капричос Франсиско Гойи, — художник избрал для своего произведения измножества сумасбродств инелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, атакже изпростонародных предрассудков исуеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые онсчел особенно подходящими для осмеяния ивтоже время для упражнения своей фантазии». Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Полуголые известные актрисы без макияжа в календаре 2017 года
Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. Paifo узнавшего цену жизни, верности друзей и жарких объятий. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. 268 347 см. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году.
Стены своего пристанища Гойя расписал маслом используя при этом наводящие трепет сюжеты. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Вторая картина пользуется мировой известностью. Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя имевший огромный опыт участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Как властная, не терпевшая возражений королева, под дудку которой плясал сам король, мирилась с некрасивой cтарухой с грубыми чертами лица и руками-окороками, какой изобразил ее художник на парадном семейном портрете. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
Пусть шестьсот братьев никогда не увидят восхода солнца. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Начались годы странствий. Экспозиции произведений Гойи довольно регулярно проходят в лучших музейных залах мира. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Вот тут-то и вступают воля и честность Гойи.
Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Те же названия, которые, по мнению автора, недостаточно чётко выражали сущность изображения, снабжались разъясняющими комментариями. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. «Черные картины», «Капричос», «Бедствия войны», «Образ женщины в работах Гойи», произведения раннего или позднего периодов – в длинном списке выставок, фокусировавших внимание на различных аспектах творчества художника, не было ни одной, всецело посвященной портрету. на тему «Поклонение имени Бога».
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Он делал это с терапевтическими целями или, как говорил сам, для того, чтобы «занять свое воображение и отвлечься от мыслей о болезни».
Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Герцогиня Альба – изящные, мелкие, аристократичные мазки, плотно прилегающее к форме богатство и красота фактур кружев, шелка, цветовых аккордов тканей.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. До самой глубокой старости он не устанет воспевать обаяние и чары испанских женщин.
Его великая душа сына народа оставила человечеству драгоценный дар своего искусства. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Гойя. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Гойя). Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Мы забываем, глядя на его холсты, о манере живописца. Многие не выставлялись более полувека есть и работы из частных коллекций, принадлежащих потомкам изображенных аристократов, которые британская публика увидит впервые.
По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. 1802, Прадо). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Как такой беспощадный провокационный реализм сходил Гойе с рук, трудно понять. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Там Гойя познакомился с Мартином Сапатером, который стал его другом.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода.
Его отец— Хосе Гойя. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «». работает по украшению церкви св.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Ф. Гойя. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. К празднику св.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое – просто безумие. Не видим отдельных пастозных ударов кисти, не замечаем тончайших касаний лессировок. Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Но их святая кровь даст свои всходы. После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной. Женщина смотрит в противоположную сторону. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Его отец— Хосе Гойя. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Он озаряет перламутровую прохладу лба, обрамленного густыми кудрями, касается нарумяненной округлости щек и рассыпается жемчужными брызгами по серебряной снежности корсажа, заключенного в пушистую раму горностаевого меха и наконец загорается пурпурными бликами на наброшенной на плечи накидке. Маленький холст — одно из самых трагических творений мирового искусства. Девы Марии.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере. Так, кодному изсамых известных изображений «Сон разума рождает чудовищ», Дали помимо цвета добавляет символ инь иянь, явно отсылающий кФрейду, чья теория так увлекала сюрреалистов. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Бреду по бесконечной анфиладе прекрасных зал.
- Описание картины Франциско де Гойя «Автопортрет»
- Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника
- Известные картины Франсиско Гойи
- в Москве: «Капричос» Гойи и Дали в Пушкинском музее
- Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
Под ее одеждой скрыт нож. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Ступени широкой гранитной лестницы устланы золотыми багряными листьями клена.
В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Иногда новые подписи звучат иронично, явно стремясь снизить обличительный пафос Гойи.
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Королевский портрет в Испании до Гойи отражал художественные вкусы правивших австрийской и французской династий. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Верой в моральную силу простолюдина пронизан этот холст. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Осталось последнее мгновение перед залпом.
- «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Франсиско Гойя: последние новости
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- Галереи, серии картин, портретов
Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). Целый ряд листов посвящен современным нравам. Жить ей осталось недолго. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В эту ночь кровью крестьян, ремесленников, простых людей была обильно полита родная земля. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один».
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Хаим Сутин: крупнейшая ретроспектива уже скоро пройдёт в Москве
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Штрихи его иглы острые, царапающие.
Паломничество к св. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Тогда же обозначился и его острый интерес ко всему тому, что составляет темную сторону жизни. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Инфант приглашает Гойю в свою резиденцию в Аренас, где он живет с момента своей самовольной женитьбы, вызвавшей недовольство короля и ставшей причиной изгнания наследника престола со двора. В 1816 году он создал новую серию офортов «». Он видит и передает благородство, острый ум, утонченность, достоинство и доброту с той же проникновенной силой, что и пороки: тщеславие, мелочность, завистливость, злобность, жестокость, вульгарность, спесь. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру.
- Метафизические прозрения: первая в России выставка Джорджо де Кирико
- «Жалость и террор»: в Мадриде проходит выставка Пикассо, посвященная культовой «Гернике»
- Мертвый Ленин в замкнутом черном пространстве или Какой видят современную Россию иностранцы
- В Лондоне проходит уникальная выставка, посвященная 100-летию революции в России
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
Холст, масло. Но Гойя в этих картонах далек от галантных пасторалей, которые писались до него. Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, вот таким образом зрители обычно воспринимают её, как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком из которого пытается выбраться собака. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Для банка св. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Друг Мартин Запатер – большое сердце, широкая душа – большой холст, свободный мазок.
Гойя остается совсем один. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Художник широко использует контрасты света и тени. Каждый безумствует по-своему. ГОЙЯ, ФРАНСИСКО ХОСЕ (Goya y Lucientes, Francisco Jose) (1746–1828), также Гойя-и-Лусьентес, великий испанский художник и гравер, новатор. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Невольный трепет охватывает тебя в этом небольшом зале.
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- «Капричос», что переводится как причуды
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Этот великий испанский мастер оставил людям целый мир образов. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Чуть поправившись, Гойя вернулся к работе и написал серию небольших картин. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. огромен.
Дипломатия и лесть в творческом арсенале Гойи не в чести. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Он отлично видит тяготы народа, безумную роскошь и фальшь двора. Но настал день и Гойя затосковал. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Дивный погожий осенний день. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
В экспозиции 70 работ – живопись, рисунки, миниатюры. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Этот холст отличает невероятная по раскованности виртуозность письма. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. К «черным картинам» мы еще вернемся. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.
Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. С этого времени в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
Не обращаем внимания на почерк художника. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Это он сказал: «Мир — это маскарад: лицо, одежда, голос — все подделка». Франциска Великого в Мадриде. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года— директором её живописного отделения. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Это была рака для хранения мощей. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Франсиско Гойя. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Это нисколько не означает, что Гойя, потеряв слух, стал мизантропом. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Великолепное духовное здоровье отличает юную испанку.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Здесь все чужое: платье счужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. К празднику св. Народ.
Для банка св. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В том же году он пишет 4 картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн.
Паломничество к св. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Их удел — вечная ночь. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. Палитра Гойи свежа и ясна, как и его душа той поры, душа эпикурейца, радующегося жизни. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер. В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок.
После возвращения в Испанию Фердинанда VII (это случилось в 1814 году) художника подвергли резкой критике за сотрудничество с оккупантами. Так необычно, странно и невероятно касание чуда и реальности, легенды с былью. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «». Но это не значит, что он ни во что не верил. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Девы Марии. Это очень известные картины живописца. Толстые губы.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Все это приводит к тому, что двадцатилетнему Гойе имевшему огромный опыт в вопросах лихих уличных побоищ (скажем для полной ясности, проходивших не без кровопролитий), приходится бежать в Мадрид, оставив без особого сожаления мастерскую Хуана Люсана Мартинеса, премудрого академиста, привившего с юных лет ученику отвращение ко всяким схоластическим канонам. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Здесь всякий притворяется, все лгут иникто никого неузнает».
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Одна из жемчужин экспозиции — гениальные холсты Эль Греко. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Художник пока не проникает в суть явлений, он, подобно птице, поет песню радости и счастья. Под набухшими веками черные глаза. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. и Гаспара Ховельяноса.
Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Я ухожу потрясенный и вдруг буквально через тридцать шагов будто падаю с неба на землю. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Это, по существу, самостоятельные великолепные станковые композиции. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Он пишет «Проповедь св. Будапешт. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Все братья получили весьма поверхностное образование, вот таким образом Франсиско всю жизнь писал с ошибками. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся., чей портрет он создал.
Ей никогда не выбраться. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. И пусть Мастеру казалось, что это лишь ничего не значащие художественные капризы – время показало: он создал настоящий исторический портрет своей родины».
Но его картина была отвергнута. У Гойи начинается депрессия. Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Невзирая на грим и условность маски известной актрисы, на почти вымученную полуулыбку Антонии, мы ясно ощущаем нестираемые следы усталости, глубокого разочарования во всем ее облике.
Свадьба состоялась в Мадриде. Он пишет «». Я слышу, как поет сталь, как смеется мастер, как скрипит колесо. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В них он нанес удар академической школе. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Его близкие друзья, писатели и поэты, укрепляют его на новом пути. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Повидавшего близко и не раз, смерть. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Автопортрет с врачом художник назвал «Гойю лечит доктор Арриета». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Он писал пейзажи и натюрморты.
Но они не были первыми: наполеоновские солдаты не просто открыли могилу герцогини, но и выбросили из неё тело. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Но протокол допроса не сохранился.
Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. Картоны гобеленов.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «». Картины Гойя рисовал для себя. И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Холст, масло.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
И надпись в нижней части холста: «Гойя благодарен своему другу Арриете за успешное лечение и большую заботу во время жестокой и опасной болезни в конце 1819 года в возрасте 73 лет». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В этом сложнейшая метафора портрета, приближающая, включающая саму Антонию в персонажи цикла «Капричос» — этого энциклопедического собрания изображений страстей рода человеческого. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Гойя создал один из интереснейших своих портретов-биографий. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. 97 х 190 см.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Эти слова страшнее пуль. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Отказавшись от внешней представительности, Гойя отошёл от установленной придворным художником ФилиппаV, ван Лоо, французской традиции театрально-зрелищного, ложно идеализирующего парадного портрета. Уединившись на вилле, Гойя работал. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия. Между тем в этом жанре написано более 160 произведений – треть всего созданного мастером. Два года престарелый мастер прожил во Франции.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Некоторые подписи Дали развивают оригинальный сюжет вдругой плоскости, обращая насмешку вжуткий хоррор, как это происходит всцене «Кто здесь очарован. », которую Дали называет «Кого насилуют». В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Кроме того, пользуясь покровительством герцогини Альба он получил в 1789 году место придворного художника и нажил немалое состояние, работая для самого короля Испании Карла IV. 6 февраля 1799 года в одной из мадридских газет Diario de Madrid появилось внушительных размеров объявление, сообщающее о выпуске графической серии из 80 листов. Тяжелый, острый взгляд приковывает. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Франциска Великого в Мадриде. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
Судьба серии офортов «Капричос», над которой Гойя работал с1793 года оказалась драматичной— едкая сатира наустои общества ичеловеческие пороки немогла понравиться власть предержащим. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Гойя намного опередил время, создав шедевры новой, еще никем не виданной остроты и силы. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. Вот что писал об этом один из его друзей: «Гойе засело в голову, что у него много дел в Мадриде. Легкие тени бегут по высокому бугристому лбу.
Но в картине очень много воздуха и света. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Впервые я зримо увидел, почему Гойю именно Гойю считают предтечей Эдуарда Мане. Пусть оборван ремесленник, тяжел его труд, но он весел и здоров.
Антония чем-то удивлена, почти испугана Ее брови вопросительно приподняты. Это 14 картин. В ней властвовали горькое разочарование в жизни, мрачный гротеск, фантастические кошмары. Я больше не пресмыкаюсь.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. 1797). Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. И в представлении художника они побеждали добродетели. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Картины с описанием будут представлены ниже. Глаза мифического существа прикрыты: онспит ивидит сны— вкоторых смешиваются образы, порожденные воображением двух художников. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «».
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Гойя написал только один её портрет. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. чение продлилось около трех лет.
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Рядом с «Точильщиком» — «Водоноска». В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Фантастический образ истолковывался по-разному. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Ей любы этот день, яркое солнце, плеск родника, она радуется бытию.
Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «» и «». К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. 1814).
В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Превосходное собрание шедевров мирового класса. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. И, конечно же, он был совершенно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»). Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Испанская улица, простолюдины, махо и махи — герои его композиций. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Философ Ортега-и-Гассет очень точно суммировал это в одной фразе: «Быть может, все его картины – «причудливая исповедь, свидетельствующая об остром и ясном осознании трагедии человеческого бытия».
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Портрет понравился и был благосклонно принят. Он начинает ухаживать за ней. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. У Гойи не было любимого жанра.
В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
Его хитростью завлекли во Францию. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Кажется, что даже немые холмы колышатся и стонут от ужаса. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. «Расстрел».
И тогда Гойя предложил дописать его. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. В центре он поставил королеву с детьми.
1797) и «Маха одетая» (ок. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «». Но другие его чувства значительно обострились. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Он, подобно Тициану, Рубенсу и Гейнсборо, создает собирательный образ красавицы, которая останется в веках.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Музей изобразительных искусств. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Но тут юный Гойя несколько нарушает плавное течение своей биографии. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Гордо смотревшего в глаза королям и вельможам. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Вглядитесь пристальней в «Автопортрет», написанный в 1815 году. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Воздух, порванный в клочья сухими залпами. огромен. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Дали продолжает: «Атакже ееотец». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Сдержанно, с соблюдением всех законов вал ера написаны лицо и руки сеньоры, но зато с какою безудержной яростью набросаны краски одежды. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де лИнтенданс в Бордо. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В несколько ином ключе написан превосходный «Портрет жены Хуана Августина Сеана Бермудеса» — изображение супруги друга Гойи, художественного критика и автора первого словаря испанских живописцев.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. Тобыла еемать». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Ее накрашенные губки скрывают тайну. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность.
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Ни одного неверного мазка. Это, впрочем, никак не отразилось на его положении при приобрел дом в пригороде Мадрида, назвав его «Домом Глухого». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Тем было освещено великое множество. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Он помог новоявленному родственнику получить несколько престижных и выгодных заказов. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
И плевать, что это портрет королевской семьи – Гойя беспристрастно «раздевает» свои модели, какими бы титулами они ни кичились. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1786 году Гойя назначается королевским художником, в это же время он пишет портрет своего шурина, что может свидетельствовать о примирении с ним после такого назначения13. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.