Грабарь Игорь Эммануилович
25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский и советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16 мая 1960, Москва, СССР) – русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель.
Учился в Академии художеств (1894-1896) у И. Е. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. Учился в Петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98 после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же).
искусства 1900-х гг., примкнув к группе "Мир искусства" и став деятельным соратником Дягилева, Бенуа, Сомова и других. Уже увлечение ретроспективизмом, свойственным "Миру искусства", вызвало к жизни усиленное изучение русской старины. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Государственная премия СССР (1941).
- Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Игорь Эммануилович Грабарь биография
- Живопись: Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960) (106 работ)
- Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). В течение 1879—1880 гг. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).
С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). С начала 1900-х гг. Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. Жизнь в лицее оказалась непростой.
- «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
- «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты
- Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства).
Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже.
Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой.
Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Попечитель (1913-1918), а затем директор (1918-1925) Третьяковской галереи. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево). 3. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму (39Хризантемы39, 1905, 39Неприбранный стол39, 1907, – обе в Третьяковской галерее). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию.
Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". И. Ленин у прямого провода39 (1933) и 39Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина39 (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». А именно такая природа играла для него насыщенными красками.
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
- Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. в 1894 «Шинель» изд. С конца 1920-х гг. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
И. Ленин у прямого провода, 1933, ЦМЛ). 1-13, 1953-69). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». 1–13, 1953–1969). Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
- Грабарь Игорь Эммануилович 1871-1960
- Словари и энциклопедии на Академике
- Большая биографическая энциклопедия
- Игорь Грабарь: самые популярные картины (топ 12)
- Игорь Грабарь – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». издана многотомная История русского искусства), а также реставратор, разработавший теорию научной реставрации памятников искусства. С1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (втом числе иконостаса Благовещенского собора).
Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью.
- Игорь Грабарь картины с названиями
- Искусствоведческая работа Править
- Напишите отзыв о статье Грабарь, Игорь Эммануилович
- Отрывок, характеризующий Грабарь, Игорь Эммануилович
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
- Грабарь Игорь Эммануилович в книгах
- Грабарь Игорь Эммануилович, художник
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский художник и искусствовед. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории.
Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель) с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. До 1917 г. ведущим в его творчестве был пейзаж (Февральская лазурь, 1904, ГТГ). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор).
Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
- Большая советская энциклопедия, БСЭ
новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др.
1871, Будапешт, – 16. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. В192015140-хгг.
Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). С конца 1920-х гг. Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). В начале 1913 г. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи.
Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. народный художник СССР (с 195. ).
Победа Грабаря, поддержанного прогрессивными кругами, была определенным общественным событием на фоне послестолыпинских лет и сплотила вокруг Г. большую группу историко-художественной и музейной молодежи, составившей вместе с ним основное ядро музейных работников первого революционного периода. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903).
Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма.
В 1901 года Грабарь вернулся на родину. Известный советский художник. Государственная премия СССР (1941). Академии наук СССР (с 1943) и Академии художеств СССР. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников4. Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Он вспоминал: «Незабываемы впечатления, вынесенные мною от ретроспективного отдела выставки, в котором впервые столь полно были представлены такие гиганты французского искусства, как Милле, Курбе, Мане. Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд. Для живописи Г. характерны три черты, которые проявились с первых же его выступлений: во-первых это реалист избравший своей специальностью пейзаж и натюрморт во-вторых его интересы ограничиваются передачей света и воздуха изменяющих локальную окраску предметов в-третьих живописные решения этих вопросов он пытается дать исследовательски, аналитически.
Это позволило ему выступить почти одновременно в качестве живописца и в качестве художественного критика, В обоих отношениях Г. принадлежал к числу наиболее передовых фигур рус. Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14 ныне санаторий Захарьино) под Москвой.
Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлёк к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 115113, 195315169) многих видных учёных, в том числе В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова, А. В. Щусева, Б. Р. Виппера, А. А. Сидорова, А. К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда. Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении. В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий 39Захарьино39) под Москвой. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля Эммануила Грабаря избранного в середине 1860-х годов депутатом австрийского парламента.
Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря.
После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э. И. Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей.
Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале 39Мир искусства39). Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой 39Война и мир39, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба 39Абрамцево39). В ранний период испытал влияние югендстиля (39Дама с собакой39, 1899, Третьяковская галерея).
С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Государственная премия СССР (1941).
Г. – редактор и один из авторов 39Истории русского искусства39 (т. 1 – 13, 1953 – 1969). Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». ВМоскве с 1903. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель.
Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. орденами, а также медалями. Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки.
Семья художника переехала в Россию в 1876 году. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (39Ясный осенний вечер39, 1923, 39Зимний солнечный день39, 1941, – обе в Третьяковской галерее). Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы). В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
Род. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 190415114 ныне санаторий «Захарьино»). Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915).
В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расичтка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896.
В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Среди его учеников, . Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. С начала 1890-х гг. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Действительный член Академии хдожеств. Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать».
Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Преподавал в МГУ (с1921 профессор), Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (193715143, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С. Руководил изданием первой научной "Истории русского искусства" (1909—16 из задуманных 12 тт. В течение 1879—1880гг.
На доме, где в 193615157 жил Грабарь (Петровско-Разумовская аллея, 2), 151 мемориальная доска. Он с увлечением принялся за проект. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. 16 мая 1960 г., в Москве. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Государственная премия СССР (1941). В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих.
Д. чл. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т.
С начала 1890-х гг. Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. После 1914 года вернулся к живописи в его пейзажах и натюрмортах заметно усиление декоративности. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э.
Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Реформа Третьяковской галереи, проведенная им в 1913—14, была самым крупным событием русской музейной жизни предреволюционного периода. Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина5.
Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря.
в Россию переехали его жена с сыновьями. В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт.
Репина (194315146, директор). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. Полотно Осень. Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба151 1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С. С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К. И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В. И. Вернадского, Н. Д. Зелинского, А. Н. Северцова, С. А. Чаплыгина).
Начиная работу, он тут же вставал на место публики. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). 1-13, 1953-69). 5. Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее). Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы (Ясный осенний вечер, 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево) и картинами на историко-революционные темы (В. В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Сурикова.
в Россию переехали его жена с сыновьями. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Многие часы посвящает рисованию с натуры.
Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты.
В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у И. Е. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1893).
Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). Член объединений 39Mиp искусства39 и Союз русских художников. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтоженияК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан), картин из усадеб и икон из монастырей. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».
орденами, а также медалями. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917).
Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 11516, 190915116, московское издательство И. Н. Кнебеля) исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об архитекторах Д. В. Ухтомском, Д. И. Жилярди, В. И. Баженове, О. И. Бове и др. Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор).
Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. В190315107 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба151 1904, все151 в Государственной Третьяковской галерее «Иней. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт.
Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Член объединения Союз русских художников.
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве инициатором создания которых был11. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. 1871) — художник историк искусства, музейный деятель.
Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). С 1913 – академик. Игорь Эммануилович (25.
Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью— Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Грабарь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт151 1960, Москва), художник искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная 39История русского искусства39 (т. В 1913—25 гг. Учился в петербургской Академии художеств (189415196) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (189615198).
(р. Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Профессор и директор Московского художественного и института (1937-1943), Института живописи, скульптуры, архитектуры (1943-1946), участник выставок Московского общества любителей художеств (1898 – 1899), "Мира искусства" (1901-1922), Союза русских художников (1903-1910). Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов 39День инея39, 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
Позже создал ряд картин, портретов, пейзажей и натюрмортов, вошедших в золотой фонд советского искусства. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Репина и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-1898). Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы (Сентябрьский снег, 1903, Февральская лазурь, Мартовский снег – оба 1904, все – в ГТГ) позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму (Неприбранный стол, 1907, ГТГ). Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году.
В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Член объединения Мир искусства и Союз русских художников. С 1920 — проф. 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова».
В191315125 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). Выполнил также историко-революционные картины 39В. Художник, архитектор историк искусства (под его руководством в 1909-1916 гг. В 1876 году он переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров2. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). написал работы о творчестве И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова и др. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства». С1907 интенсивно занимался изучением русского искусства XVIII151XIXвв., посещал мастерскую П. П. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. На выставках с 1898 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1901) и Союз русских художников (1903-1910). Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН).
Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее).
Народный художник СССР (1956). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1960, Москва), советский художник и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины.
Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Испытал влияние импрессионизма.
Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. 1-13, 1953-69). Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ).