Характеристика Демона И Тамары

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

Рассказывая Тамаре о своих полётах в «эфире», Демон признаётся: «И скрылся я в ущельях гор / И стал бродить, как метеор». «Скучен и угрюм», – вторит другая. Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Тамара была счастлива, а семья не знала горя.

В редакциях 1829—1834 годов, т. е. в первых трех и в пятой (четвертую составляет лишь небольшой набросок, оставшийся незавершенным), Демон губит монахиню «от зависти и ненависти», ревнуя ее к ангелу, метя небу, пославшему его: «Красавице погибнуть надо, Ее не пощадит он вновь. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Сами встречи с ангелом смерти прежде людям «казались сладостный удел».

Розанов, -- есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры. Поэму М. Ю. Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. Это достигается даже ценой нарушения внутренней логики поэмы: слова.

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Кульминацию поэмы составляет исповедь и клятва Демона, покорившая Тамару. Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым1. Все это, однако, не выводит поэму за пределы романтизма. «Демон» – романтическая поэма. Несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась вплоть до февраля 1839 года3.

Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня»). По законам жанра, подобное попрание традиций чревато немедленным наказанием. Она печатается полностью в приложении к основному тексту.

После этого следует развязка. Однажды, в кошмарном сне поэт видел, будто он умер, но «светозарный Ангел» вторично послал его на землю, чтобы он выстрадал себе прощенье он снова пережил «земные муки» и еще больнее сознал ничтожество человека. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой. Он утешает ее и обещает приходить каждую ночь. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Мы видим ее решительность.

Образ Демона – характеристика 
 (портрет) героя

Образ Демона – характеристика (портрет) героя

«Демон. В наиболее примитивной трактовке его демон не более, как «собранье зол» сидит он, унылый и мрачный, на недвижном троне где-то на земле, «меж листьев желтых, облетевших», а не то носится «меж дымных облаков». Известно, что героиня является молодой княжной. К началу 1830 г. относится II редакция, заключающая уже законченный очерк «Демона».

Наконец Демон, долго наблюдающий за своей избранницей, решает появиться в её обители. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица». Сменился ландшафт под его крылом. Но такое впечатление обманчиво. Тамара – прекрасная, удивительно красивая девушка. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню.

Тамара – характеристика 
литературного героя

Тамара – характеристика литературного героя

В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции. Стихотворение 2 было написано вне связи с «Демоном». Но если, к примеру, местом действия «Потерянного рая» является некое метафизическое пространство, то история Демона происходит на фоне земного— кавказского— пейзажа, среди гор. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Беллетрист Андрей Новодворский, развивая тему, включил в свою повесть «Эпизод из жизни ни павы, ни ворона» сцену, в которой возле находящегося при смерти Демона собрались его литературные «дети»— Григорий Печорин, Дмитрий Рудин и Евгений Базаров83.

Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. Третий образ. Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Ее историю Михаил Юрьевич начал рассказывать со свадьбы.

Образ демонического 
героя в поэме «Демон»

Образ демонического героя в поэме «Демон»

«Восточная повесть» завершается картиной смерти Тамары. Кроме того, в одном из списков (В. Р. Это субъективное видение русского поэта. Возможно, здесь сказалось влияние Василия Жуковского, в балладах которого пейзажи «отличались явно повышенной гористостью»19.

Лермонтова «Демон» В отличие от фантастического героя Демона Тамара предстает в произведении как будто реальным лицом. Кстати имя Тамара в переводе означает «финиковая пальма». Целая гамма небесных чувств звучит и искрится в душе поэта в часы возвышенных мечтаний. В 1838-м поэт подарил своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил— и в груди невольное сомненье. »3.

Однако позже цензура объявила о недопуске «Демона» к печати. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся. В 1829г. В 1838 г. она полностью перерабатывается и на ее основе возникает последняя редакция «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» (1) она создана уже на севере и предпослана «Демону» в виде посвящения.

Образ и характеристика 
Тамары в поэме Демон 
Лермонтова: описание

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова: описание в цитатах

Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. В период между ранними и поздними редакциями Лермонтов создал «Маскарад», где демонический герой также пытался вырваться из мира зла через любовь. Демону были под стать нечеловеческие страдания: «Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Поэт Дмитрий Минаев в 1880 году написал современную вариацию на тему «Демона», сохранив интонацию и ритм первоисточника: «Печальный демон, дух изгнанья, / К земле направил свой полет, / Печальный демон, но не тот, / Что у Ефремова в изданьи». Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Попрежнему «собранье зол», демон, летает «меж темных облаков», а на землю спускается лишь для того, чтобы творить зло и убивать веру в жизнь. Ропот на самого Творца готов вырваться из груди страдальца.

В этом смысле у него есть своя философия. Демонов знали и изображали многие друге поэты. Однако не следует полагать, что поэт на стороне Демона. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Иль к жизни хладное презренье.

Как знать. Образ Демона в поэме предстает как иллюзорный, фантастический, а вот образ Тамары представляется как более реалистичный, но это впечатление несколько обманчиво, поскольку в поэме мы не находим тех конкретных характеристик героини, которые раскрыли бы нам индивидуальность, это больше обобщенный, собирательный романтический образ, который поэт наделяет следующими чертами: влажный взор, божественная ножка и другими.

Образ и характеристика 
Тамары в поэме Демон

Образ и характеристика Тамары в поэме Демон

В основе поэмы Демон -- изображение борьбы падшего ангела против Господа. Ангел смерти покидает тело девы и возносится в свою отчизну на небеса: «там все, что он любил земного, он встретит и полюбит снова. » Опыт непосредственного слияния с земными существами научил ангела с холодным презрением относиться к земле. Для поэта мир – величественная арфа, настроенная в тон «музыке» его сердца. Так, со временем она становится жертвой «лукавого духа».

1. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (то есть глубокий, таинственный) взор. Образ Демона в поэме «Демон» – это источник зла, разрушающий все на своем пути. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Он словно мстит всему миру за свое наказание.

Шан-Гирея. Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале1. Следовательно, стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», обозначенное в академическом издании 2, создано в мае 1837 г., когда кавказской редакции «Демона» еще не существовало. Земная жизнь с ее надеждами и мечтами – «не что иное, как тетрадь с давно известными стихами». Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. С того момента, как его взор падает на Тамару, окружающие её пейзажи становятся иными.

В одну из таких светлых и вдохновенных минут, когда «была ему звездная книга ясна», Лермонтова посетило дивное поэтическое видение: он узрел ангела, который с тихой, святой песнью летел по небу полуночи и в объятиях нес душу младую «для мира печали и слез. Другой критик— Василий Боткин— в одном из писем упоминал, что в образе Демона присутствует «отрицание духа и миросозерцания, выработанного средними веками»3. Однако и они его не впечатляют. По словам литературоведа Ирины Роднянской, «шестидесятники и семидесятники Демона заземлили»3.

Волобуева мельница». Ведь Гретхен, оказавшаяся вовлеченной в круговорот страшных событий, доведших до убийства ребенка, по вине той же «нечистой силы» в лице Мефистофеля и Фауста, отдавшего душу «падшему ангелу», спасена и попадает в рай за свою чистую, честную душу искреннюю любовь и величайшее раскаяние. Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее.

У нее черные брови, божественные ноги, шелковые кудри. Во второй половине XIX столетия в России появилось около двух десятков сатирических переложений и переделок «Демона»— иногда они создавались для полемики с оппонентами иногда выполняли роль пародий. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Печальный Демон летит над Землей. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать.

Главные герои и 
их характеристика

Главные герои и их характеристика

Торжество ангела в восьмой редакции приводит к полному поражению Демона. «Демон вновь остался без упованья» противоречат всему предшествующему тексту, где «упованье» является одной из важнейших черт его характера. Но в данном случае речь идёт не только о проступке молодого князя, но и о незримом вмешательстве в его судьбу Демона, решившего устранить счастливого соперника: «Его коварною мечтою / Лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою / Уста невесты целовал»16. В то же время поэт оставил герою вполне материальный «аксессуар»— крылья. В остальном тексты названных редакций весьма близки. В портрете героини нет ничего индивидуального. Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением.

без упованья» противоречат всему предшествующему тексту, где «упованье» является одной из важнейших черт его характера. Отсутствует описание внешности Демона. Теперь все вокруг становится в ее глазах мрачным.

  • Образ Тамары в поэме Лермонтова «Демон»
  • Сочинение Тамара в поэме Демон Лермонтова
  • Образ Тамары в Демоне: мифологический и романтический смыслы
  • Образ Демона в поэме Демон Лермонтова
  • Демон и Тамара в одноименной поэме Лермонтова

Ни одна из них не авторизована. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Говоря о философских проблемах творчества любого поэта невозможно не определить его отношения к религии. При описании Тамары, лежащей в гробу, опущены приведенные выше стихи из шестой редакции, в том числе так понравившаяся Белинскому строчка: «Иль с небом гордая вражда» и об улыбке лежащей в гробу Тамары сказано совсем другое: О многом грустном говорила Она внимательным глазам: В ней было хладное презренье Души, готовой отцвести, Последней мысли выраженье, Земле беззвучное прости, Напрасный отблеск жизни прежней, Она была еще мертвей, Еще для сердца безнадежней Навек угаснувших очей. Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков.

Если в 1860-х годах отношение к «Демону» в среде литературных критиков было зачастую скептическим, то ближе к концу XIX века— на фоне растущего интереса к русской поэзии— поэма и её герой вновь обрели актуальность8. Что же касается психологического аспекта образа Тамары, то он исключительно серьезен. Но ничего Демона не привлекает. Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара— дочь седого Гудала.

Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме своей бабушки, было приобщено к кругу образов «Писания» (Библии) даже в большей мере, чем умозрение многих других крупных фигур романтизма. По этим причинам было восемь редакций Демона. Собираясь публиковать поэму, Лермонтов продолжал совершенствовать текст и одновременно учитывал сложность прохождения такого рода произведения через цензуру. Лопухиной и сопровождена посвящением.

Вот таким образом Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. По мнению литературоведов, запрет поэмы способствовал росту её популярности, вот таким образом современники Лермонтова в основном давали «Демону» весьма высокие оценки. Торжество Демона в этой редакции заключается не в осуществленной мести, а в том, что и Тамаре стали доступны «к жизни хладное презренье» и «с небом гордая вражда». Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога. Поэт всегда закрыт, прячется, неуловим, смеется над попытками его разгадать.

Зораим умирает от ран, полученных в сражении. Но, несмотря на это, поэт не раз вступал в богоборчество. Повышая возможности этого стиха для выражения эмоционально-патетического пафоса, придавая ему естественность и гибкость, автор осложняет его пиррихиями («Приосенил ее крылом»), спондеями («Он поднял взор: ее окно»), спондеями и пиррихиями («Нет, смерти вечную печать»). В 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки». Он продолжал трудиться над 7-й и 8-й редакциями, о которых ведется острый спор.

  • Поэма Демон (Лермонтов): краткое содержание, анализ
  • Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон»
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон
  • Картинка к сочинению Тамара в поэме Демон

Человеку лучше было бы не родиться. Впервые полный текст произведения увидел свет в Германии в 1856 году четырьмя годами позже полный вариант «Демона» вышел и в России3. История любви фантома и земной красавицы— это история о «неодолимой и гибельной силе рока», в которой жертвой оказывается не только Тамара, но и погубивший её Демон, страсть которого сталкивается с «силой, гораздо более могущественной, чем он сам»12. Такая расточительная роскошь и такое неизмеримое богатство идей и образов. Нескончаемый полёт соотносится с вечным одиночеством персонажа. Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины».

«Высокомерен», «едок», «заносчив», – это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. Тамара откликается на его порыв и умирает в его объятиях. Когда по окончании юнкерской школы Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардейский гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта.

В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Тамары. Близкие к этому отношения Печорина и Веры («Княгиня Литовская») точно так же мельчит обыденный мотив их разлуки и замужества Веры. Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, существовавшая объективно, вне сознания, но одновременно как нечто субъективное, определявшее его душевный склад и поведение. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты». Злой дух торжествовал— он приобщил Тамару к своему миру.

VI редакция получила известность во множестве списков. Ими Демон «рассекает воздух» они же иногда опускаются от бессилья. Творчество Лермонтова в его конкретном изучении не может быть оторвано от общих проблем развития русской и мировой литературы в первой половине XIX века, в частности от проблем романтизма и реализма. С помощьюанафоры «Он»поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает, // Он равнодушно видит кровь») Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе.

  1. Краткое содержание: начало поэмы
  2. Образ Демона, созданный Лермонтовым
  3. Разоблачение индивидуалистического сознания
  4. Демон – образец романтической поэмы
  5. Поэтическая деятельность Ломоносова

С помощью анафоры «Он» поэт раскрывает внутреннюю сущность образа Демона – равнодушный к страданиям людей («Он все моленья отвергает, // Он равнодушно видит кровь») Демон ненавидит мир, весь смысл его существования – губить все доброе. Рифма «Демона», в которой преимущественное внимание отдано богатым и точным созвучиям, поражает неутихающим «перезвоном» аллитераций и ассонансов: «заката – злата», «новый – терновый», «оком – высоком», «почему – ему», «эфира – мира». Лермонтова, – образ Демона. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление.

Текстуально, тематически и по поэтическим особенностям стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» граничит с посвящением к «Аулу Бастунджи» и в редакции 1837 г. мыслилось, по-видимому, как самостоятельное стихотворение, посвященное предстоящей встрече поэта с горами Кавказа. Он происходил из семьи служилой (родоначальник её – шотландский наемник), суровой и консервативной и, следственно, был патриотом и верующим. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание). Из баллады вырастает романтическая поэма с её «необъятным космосом», а в монологах Демона звучат отголоски «общей драмы лирического героя лермонтовской поэзии»17. Это достигается даже ценой нарушения внутренней логики поэмы: слова.

Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Исследователи отмечают, что в блоковском стихотворении «К Музе» присутствует перекличка с лермонтовской поэмой— речь, в частности идёт о строчках: «И такая влекущая сила, / Что готов я твердить за молвой, / Будто ангелов ты низводила, / Соблазняя своей красотой» Своеобразной литературной реминисценцией является и написанное в 1916 году стихотворение Блока «Демон», в котором получают продолжение монологи лермонтовского героя: «Я пронесу тебя над бездной, / Её бездонностью дразня»3. Но при всем при этом Тамара является более осязаемым героем, чем сам Демон.

Зотова) содержится интересное дополнение, начинающееся словами «Обломки старых поколений». Демон говорит красивой речью, манит к себе. Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов (Демон). Люди, знавшие его лично, в представлении о нём абсолютно расходятся между собой. Если Демон снится Тамаре, то и Тамара тоже снится герою. Образ Демона был интересен Александру Блоку, который назвал его «первым лириком». Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу.

  • Лирический монолог в стихотворении «И скучно и грустно»
  • Характеристики героев произведений Лермонтова

Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма. Товарищи его не любили ибо всех он видел насквозь, всем в лицо говорил реальную правду. Герой поэмы— летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья»— с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения. По сути дела все эти три законченных юношеских редакции являются вариантами одной. Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты тем не менее в итоге он дал разрешительный вердикт4.

Образ Тамары в поэме 
Лермонтова «Демон»

Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. В первых, самых ранних версиях произведения отсутствовало конкретное место действия— история происходила на фоне «условного романтического пейзажа». Жанровое своеобразие «Демона» заключается в том, что произведение соединило в себе романтическую поэму, балладу и лермонтовскую лирику15. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта.

Загадочный голос Демона начинает искушать, привлекать Тамару. Песня Тамары, перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Других поражает живостью и веселостью. Она улыбается, резвится. Демона заинтересовывает эта светлая душа.

Перед минутою одной Моих непризнанных мучений. » Именно Демону свойственно безграничное презрение или ненависть к окружающему Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить, Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить Он обречен на полное одиночество в этом пошлом мире и отсюда его опустошенность: ничто не могло возбудить «В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил». Образ Демона – самый загадочный символ поэта. То слышим вздох его, то видим черту его лика». Примерно в 1837 году Лермонтов «переселил» действующих лиц поэмы (получившей второе название— «Восточная повесть») в Грузию, насытил произведение деталями кавказского быта, добавил этнографические элементы. А человек из другого круга – кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, – вспоминает: «Он школьничал со мной до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл». Услышав песню Тамары, Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира» именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». По словам литературоведа Анны Журавлёвой, лермонтовская поэма в определённом смысле повторила судьбу другого запрещённого произведения— грибоедовской комедии «Горе от ума»: и то и другое обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках5.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Погибнет: прежняя любовь Не будет для нее оградой. » В шестой редакции мотив мести перестает играть сколько-нибудь существенную роль. В поэме «Демон» одна противоположность олицетворяет собой север, холод, угрюмость, одиночество и глубину познания (Демон), а другая – юг, тепло, солнечный свет, любовь и доверчивость (Тамара). Но «история души» Демона является способом, формой решения социально-философских и политических проблем. Белинский был настолько впечатлён «Демоном», что для своей невесты— Марии Васильевны Орловой— подготовил своеобразный подарок: переписал текст поэмы в отдельную тетрадь и отдал её в переплётную мастерскую7. Будучи неземным существом, Демон влюбляется в смертную девушку. Демон – неизменный спутникъ поэта.

Пораженный красотой Тамары, при виде ее вновь постигнув «святыню любви, добра и красоты», Демон убирает со своего пути жениха Тамары и ангела и, добившись любви Тамары, тем самым губит ее. Автограф этого стихотворения, находящийся в частном собрании, расположен на двойном листе с рисунком и подписью под ним рукою Лермонтова «21 мая после прогулки на мельницу Волобуева». «Демон вновь остался без упованья» противоречат всему предшествующему тексту, где «упованье» является одной из важнейших черт его характера. Вот таким образом финал поэмы предопределён.

Это достигается даже ценой нарушения внутренней логики поэмы: слова. Тамара испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы». От редакции к редакции романтизм поэмы не ослабевает, но,, как это было в «Мцыри», по сравнению с предшествующими ей поэмами, редакция «Демона» 1838 года обнаруживает воздействие реалистической манеры лермонтовских произведений 1836—1837 годов: перенесение места действия на Кавказ, что ослабляет отвлеченность поэмы, обрисовка быта и использование преданий горцев, большая психологическая мотивированность характеров Демона и Тамары.

После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Лермонтов дорожит музыкой своего сердца и инстинктивно ищет гармонии в мироздании. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом.

Праздничное торжество готовится в его усадьбе. В этих списках тексту поэмы предпослано посвящение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», напечатанное впервые как отдельное стихотворение (в сборнике «Молодик», 1844 г. ) и помещенное в академическом собрании сочинений Лермонтова под 1 рядом с начинающимся одинаковым четверостишием стихотворением «Тебе, Кавказ, суровый царь земли», обозначенным 2. «Реабилитация» произведения во многом состоялась благодаря художнику Михаилу Врубелю, создавшему образ Демона в тридцати иллюстрациях к юбилейному двухтомнику Лермонтова и написавшему картины «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1899) и «Демон поверженный» (1901—1902). «Демон» – это шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами.

Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Насмешка ль над судьбой, Непобедимое ль сомненье. Лермонтов как художник представляет значительный интерес не только колоссальным масштабом своего дарования и созданными им непреходящими художественными ценностями, но только тем, что рядом с образцами поэтики романтической он дал образцы поэтики реалистической, но и неповторимой в своем роде творческой «незавершенностью». Герой проявляет желание «с небом примириться», оставив мир доцветать «в неведенье спокойном».

вновь остался. Кучук-Ованесяна и по списку Олимпиады Лермонтовой. Отдельные исследователи утверждают реалистичность «Демона», но большинство относят ее к романтическому направлению. Гёте. Тот же характер раскрывается и в лирических стихотворениях поэта, о которых Белинский писал: «В них нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства»1.

С этого момента юная княжна теряет покой. Здесь появились знаменитые стихи «На воздушном океане». Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». К примеру, публицист Варфоломей Зайцев, отзывавшийся о Лермонтове как о кумире «провинциальных барышень» и «пятигорском фате», в статье, посвящённой творчеству Михаила Юрьевича, с помощью язвительного пересказа поэмы продемонстрировал нелогичность действий главного героя сам сюжет произведения показался рецензенту лишённым здравого смысла. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь.

Его творческая деятельность была прервана в зените расцвета. В основу поэмы «Демон» положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая. Поэма вобрала в себя лучшие достижения русской и мировой поэзии. Сам образ падшего ангела, взбунтовавшегося против Творца и получившего за свой мятеж участь вечного скитальца, в литературе не нов: предшественниками лермонтовского героя были байроновский Люцифер («Каин»), гётевский Мефистофель («Фауст»), мильтоновский Сатана («Потерянный рай») и другие персонажи18.

Но «Лермонтов, при всей своей раздражительности и резкости, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними был полон женской деликатности и юношеской горячности», – это мнение Руфина Дорохова, хорошо знавшего поэта: «Лермонтов душу имел добрую, в живых черных глазах его было нечто чарующее». Ее образ в виде «скелета неизмеримого», заслонившего звезды, вносит мучительную отраву в ночные сновидения поэта. «Можем засвидетельствовать, – писал об этом портрете родственник поэта М. Лонгинов, – что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова». От редакции к редакции романтизм поэмы не ослабевает, но,, как это было в «Мцыри», по сравнению с предшествующими ей поэмами, редакция «Демона» 1838 года обнаруживает воздействие реалистической манеры лермонтовских произведений 1836—1837 годов: перенесение места действия на Кавказ, что ослабляет отвлеченность поэмы, обрисовка быта и использование преданий горцев, большая психологическая мотивированность характеров Демона и Тамары. «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», – читаем в записках светской красавицы. Ситуация Демон — Тамара напоминает ситуацию Арбенин — Нина.

Здесь чувствуется связь данной поэмы с произведением 18 в. – «Фаустом» В. И. Горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающему демону «гранью алмаза», «излучистый Дарьял», Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы. Но возлюбленный Ады, Зораим, не оценил счастья быть любимым ангелоподобной девой: он увлекся земной славой ему «был милей девичьей ласки – путь кровавый».

В этом, по мнению Белинского, «детском, незрелом и колоссальном создании» – «миры истин, чувств, красот». Исследователям известно как минимум о восьми вариантах «Демона». Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Вероятно, она слаба духом, хоть и пытается что-либо изменить. Княжна понимает, что вянет из-за этого непреодолимого влечения к Демону.

Так, большим поклонником лермонтовского произведения являлся литературный критик Виссарион Белинский, отмечавший в одной из своих статей, что, несмотря на «некоторые художественные несовершенства», «мысль этой поэмы глубже и зрелее, чем мысль Мцыри». Неизъяснимое волненье Демона служит как бы завязкой поэмы. Человек – «земной червь» над землей, этим «гнездом разврата, безумства и печали», владычествует «гигант всесильный» – смерть. Самый ее образ, описание Тамары в гробу подверглись изменениям. Символический смысл образа чрезвычайно широк.

Теперь земля и небо у Лермонтова противостоят друг другу, как две враждебные стихии. Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за её душу. В марте «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Иль с небом гордая вражда. Арсеньева подарила ему целый иконостас, в дорогих окладах, с каменьями и жемчугами.

Вдруг по пути на свадьбу убивают жениха. У Лермонтова свой демон. По признанию самого поэта, он не мог «отделаться» от него на протяжении многих лет. Там же печатаются отрывки из первой кавказской редакции «Демона» известные по ереванскому списку Х. И.

Она сделала выбор – уйти в монастырь. «Характер Лермонтова был – характер джентльмена, сознающего свое умственное превосходство он был эгоистичен, сух, гибок и блестящ, как полоса полированной стали, подчас весел, непринужден и остроумен, подчас антипатичен, холоден и едок», – говорил современник. Встреча Тамары с Демоном позволила ей избежать «судьбу печальную рабыни», освободиться от внутреннего рабства: «душа рвала свои оковы». Имя героини позволяет сравнить отношения Тамары и Демона с сюжетом стихотворения «На севере диком».

Поэма носила отвлеченно-философский характер, действие развертывалось в условной обстановке, образы героев, в особенности монахини, не были индивидуализированы, центральный образ был сознательно соотнесен с лирическим героем («Как демон мой, я зла избранник»). Библейское решение проблем бытия не привлекало поэта. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. В этом лирическом произведении одинокой сосне на севере «снится» прекрасная пальма. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку.

«Во всех стихотворениях Лермонтова, -- заметил В. В. Лермонтов по-своему переработал содержание. Демон – не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Стих «Ничто пространство мне и годы» заменен новым, ставшим знаменательной поэтической формулой: «Я царь познанья и свободы». О внешности можно судить из самого текста. Ее плоды такие же сладкие, как и, видимо, характер самой героини.

В этом смысле и следует понимать слова Арбенина «Не я ее убийца». Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии. Одна за другой, каждая превосходя эмоциональным напряжением предшествующую идут драматические сцены: убийство жениха Тамары, горе семьи Гудала, смятенье и муки Тамары, увлекаемой «злой отравой» Демона и пытающейся найти спасение в монастыре, продолжающаяся борьба Тамары со своим влечением к Демону идейный поединок Тамары и Демона. Она живет в огромном доме с широким двором в горах.

Поэма «Демон» написана свободной строфикой и четырехстопным ямбом, для которого так свойственна непринужденно-разговорная интонация. В руке – шляпа с плюмажем. Так как Демон – это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Отражение православных идей в творчестве Лермонтова следует искать и в сюжетных и в мировоззренческих компонентах. Так, поэт Василий Курочкин использовал лермонтовскую поэму для написания сатирического портрета журналиста Виктора Аскоченского: «Печальный рыцарь тьмы кромешной, / Блуждал Аскоченский с клюкой, / И вдруг припомнил, многогрешный, / Преданья жизни молодой». В последующих III (1831 г. ) и V редакциях (1832-1833 гг. ) Лермонтов постепенно развертывает образ Демона и монахини, несколько расширяет описательные элементы, совершенствует стих. Поэт рисует фигуру Демона, этого воплощения зла («Собранье зол его стихия»), во всем своем страшном и одновременно притягательном величии.

Реальный Лермонтов был другим и, как пишет современник: «у него не было чрезмерного авторского самолюбия». Впервые действие поэмы связывается с людьми и природой Кавказа в так называемой ереванской редакции, написанной Лермонтовым вскоре после возвращения из Грузии в первой половине 1838 г. Это первоначальный вариант VI, «лопухинской», редакции, единственной из поздних редакций «Демона», сохранившийся в авторизованной копии с датой 8 сентября 1838 г. Рукопись эта была подарена В. А. Шестнадцать стихов пятнадцатой главы первой части поэмы «На воздушном океане» написаны четырехстопным хореем изумительным по музыкальности. В характеристике Тамары важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Редакция 1837 г. – черновая, не подвергшаяся окончательной отделке. Для света навсегда Утрачено ее значенье. Герой бесплотен в ранних вариантах поэмы Лермонтов упоминал про его чёрные глаза, но позже изъял из текста эту подробность— вместо сенсорного органа, которым наделены живые существа, появился взор— «неотразимый, как кинжал». На литератора он совсем не походил: характер тяжелый, беспокойный, «несходчивый», злой быстрый ум и резкий язык. Очень ярко выражены в Демоне черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей.

Описывается и ее душа – чистая и прекрасная. Лермонтов близок к трактовке данного конфликта к библейским текстам. Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из библейского мифа про изгнанника из рая. Он испытывает ко всему лишь презрение.

Тамара – героиня «восточной повести» М. Ю. При этом Тамаре все равно не удается избавиться от искушения. Это сообщает поэме предельную пластичность, сжатость, прерывистость и динамичность. В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии. В редакциях 1829—1834 годов, т. е. в первых трех и в пятой (четвертую составляет лишь небольшой набросок, оставшийся незавершенным), Демон губит монахиню «от зависти и ненависти», ревнуя ее к ангелу, метя небу, пославшему его: «Красавице погибнуть надо, Ее не пощадит он вновь. Итак, теперь все изменится.

Эта тема получила широкое распространение в западноевропейской литературе («Потерянный рай» Мильтона, «Манфред», «Каин», «Небо и земля» Байрона, «Фауст» Гёте, «Любовь ангелов» Т. Мура, «Элоа» А. -де Виньи). Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Все это, однако, не выводит поэму за пределы романтизма. «Хотя он и не отличался особенно усердным выполнением религиозных обрядов, но не был ни атеистом, ни богохульником», – вспоминали о поэте и добавляли, что бабушка Е. А. Княжна продолжает смотреть в окно, ожидая «знакомый образ».

Семантика «сладкого» имени Тамара – финиковая пальма. Так, незадолго до создания III редакции он сделал запись: «Memor: написать длинную сатирическую поэму: приключения демона» (1831 г. ). Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. После ее появления в первоначальном виде, автор неоднократно ее переделывал. Лермонтов, по-видимому, не был полностью удовлетворен сделанным.

По замечанию литературоведа Анны Журавлёвой, ключевыми словами, определяющими характер Демона, являются «печальный» и «изгнанье». Происходит и существенное изменение в сюжете. Несомненно, что поэма – «история души» главного героя. В 1834 г. были сделаны некоторые сокращения в тексте V редакции (1833-1834), отраженные в авторизованной копии, выполненной рукою друга Лермонтова А. П. Но тут же нарушает свою клятву «отреченья от злых стяжаний», пытается совратить Тамару, обещая ей открыть «пучину гордого познанья» и увести от людей «в надзвездные края».

Теперь он видит Грузию, её пышные долины. У Демона целых три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Перед смертью человек убедится, что золотая чаша жизни – пуста, что «в ней напиток был – мечта». «Только Бог лишь вечен».

Поэт Райнер Мария Рильке признавался, что его первое впечатление после чтения «Демона» было граничит с «чувством крыльев, возникающим от близости облаков и ветра»9.