Христос В Пустыне И Н Крамского
Христос в пустыне (картина Крамского)
Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»12. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Не только естественная тень, но и тень тяжелых раздумий как бы утяжеляет Его лик, пригибает Его голову к земле.
Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата».
Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Чем, каким способом я могу быть понят.
Непонятно, как такую картину позволили выставить. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373 501см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил. Полагают, что именно там, в Крыму, Крамской написал единственный живописный эскиз картины «Христос в пустыне»28 (бумага на картоне, масло, 18, 5 26, 2см, ГТГ инв. Неужели это та самая книга.
Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням10. Так в двадцать лет начинается его путь профессионального живописца.
История одного шедевра: «Христос в пустыне» Крамского
Шла вторая выставка передвижников. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то Но теперь. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. У одного из соседей мальчик обучился грамоте, затем с отличием окончил уездное училище.
В этом нет противоречия). Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».
Это кощунство, насмешка над святыней. » По словам Кавелина, негативный отклик заставил его поразмышлять о том, как одно и то же произведение может одному зрителю подарить «минуту невыразимого восторга и счастья», а в другом возбудить негодование38. Картину «Христос в пустыне» художник написал в 1872 году. Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Однако нас будет интересовать ни его удивительное проникновение в образы и души своих моделей, а картина, наделавшая в свое время столько шуму в Петербурге – «Христос в пустыне». Он был третьим ребенком в семье письмоводителя городской думы.
Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. 1848 год.
Это – не исполнение Завета. За картины «Христос в пустыне», «Портрет писателя Л. Н. Толстого» и другие ему была присуждена золотая медаль выставки47 (по другим данным, он получил медаль III степени46). А на вопросы зрителей: Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Это – осознание своей сопричастности боли и страданиям этого мира, желание оказать помощь. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Как вы понимаете это высказывание Крамского. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Уже горизонт затеплился утренним солнцем, природа готовится встретить восход и только человек этот безучастен к окружающей его красоте и радости бытия, неотступная мысль преследует его. В одна тысяча восемьсот семьдесят первом году Иван Николаевич начинает работать над вторым вариантом произведения.
Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. П. М.
Описание картины «Христос в пустыне»
В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. И потащат его на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить»3034 Работе над образом Христа было отдано много сил: по словам Крамского, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною я должен был написать его, чтобы отделаться»30.
Скверная штука жизнь. ». Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.
В зале было немыслимое количество народу. — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской. Крамской пробыл под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года, продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне»32. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля.
Таким образом, художник прямо сказал о своем сугубо секулярном понимании представленного на полотне образа. Англия. Ну что ж после этого. Но как рассказать. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в городе Острогожске Воронежской губернии. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.
Христос в пустыне, 1872, Крамской
Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55, 5 41, 5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске21. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Впервые он задумывается над созданием образа Христа, еще учась в Академии. Он сразу обратил внимание на способного мальчика и взял его на место запившего помощника.
Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. По словам самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни.
Кажется, здесь никто не ходил раньше. вы можете запросить все в системе с коробкой. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену — 6000 рублей. Эти последние формулируют свои симпатии и антипатии, крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта. И еще больше поражаются неожиданно отрицательному ответу.
Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Но как рассказать.
В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей1920 при этом Репин был поражён тем, что Крамской «говорил о нём как о близком человеке»18. Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека. Нельзя мешать человеку в период его раздумий.
Но как рассказать. И он всё думает, всё думает. Вагнер писал, что «в основе содержания картины Христос в пустыне лежит не надуманная идея выбора пути (куда пойти) и ещё менее — борьба божественности с дьяволом, а мучительные усилия Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого»64. Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие.
Христос в пустыне, картина Крамского: история создания, описание и фото
Никто не может помочь ему сейчас, ободрить, подсказать. Помимо знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу», большое впечатление на Крамского также произвела экспонировавшаяся осенью 1863 года картина Николая Ге «Тайная вечеря»18. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.
Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу»4. Чем, каким способом я могу быть понят. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам.
Что же до эффекта, который «Христос в пустыне» произвел на почтенную публику, то об этом очень хорошо написал Крамской: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. Эстетика картины находится в границах эпохи. Чем, каким способом я могу быть понят. Композиция полотна очень проста.
Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. А. Есть от чего рехнуться Вот он и завопил. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Творец выбирает горизонтальный формат, а не вертикальный. Эти вопросы ассоциировались с образом Христа как воплощенной совести и долге человека. Ещё до начала 2-й Передвижной выставки, в письме Фёдору Васильеву от 1 декабря 1872 года, Крамской сообщал о своих будущих планах: «Надо написать ещё Христа, непременно надо, то есть не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во всё горло, всеми силами своих громадных животных лёгких»48. Служить идеи или жить для себя.
Проходит совсем немного времени и он уже «король ретуши». И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть.
Христос в пустыне, Иван Николаевич Крамской
По утверждению искусствоведа Георгия Вагнера, «Христос в пустыне» — «центральное полотно во всей Третьяковской галерее»62. Писатель Иван Гончаров отмечал, что в картине «художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг». Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы.
В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины изображающей Христа22. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни»9. Критик Владимир Стасов писал в очерке о творчестве Крамского, что в 1872 году художник создал «своего Христа в пустыне, превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению»53.
Что ж после этого. Учиться многому не пришлось. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Страшно станет. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Человек выбирает. По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой.
Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»
«Это не Христос. Трудно сказать, как бы сложилась судьба художника, если бы в городок не заехал фотограф. Как это Вам кажется. Это произведение мастер создавал на протяжении десяти лет.
И к чему тогда пустыня. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Крамской получил несколько предложений продать картину. Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни.
ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской
Впрочем, критика им была и не страшна. Эстетика картины находится в границах эпохи. Картина «Христос в пустыне» занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. В каком-то смысле критики были правы. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Прочитайте 5 абзац. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Что же привлекло меня в этой картине. В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Иван Николаевич видит свою миссию как художника быть проповедников вечных истин. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Конечно, как и большинство его ровесников, он находиться под влиянием Иванова и его величественного полотна «Явление Христа народу».
Христос в пустыне (1872) Крамской
Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Это есть выражение моих личных мыслей», – пишет художник в одном из своих поздних писем. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Нет.
Он не замечает ничего вокруг Себя. Что сделать, чтобы быть понятным. Ж-5724)495051.
Сочинение по картине Крамского Христос в пустыне
Служить идеи или жить для себя. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Ж-998)29. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету.
Христа не кончил»32. Что ж после этого. Он отчаянно спорил с ним о вере. Голова его опущена и он ничего не видит перед собой – следы глубоких раздумий и переживаний видны во всем его облике. Полотно Христос в пустыне написано в холодных тонах, точно передающих атмосферу рассвета, когда ночная мгла постепенно разбавляется утренними красками. И Крамской начинает мучительную работу над этим образом.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Я верю, что Христос ненадолго останется в пустыне. Одежда Христа написана сдержанно, скупо и это позволяет художнику сделать образ убедительнее, выделив лицо и руки героя. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. На нем печать глубокой думы. В этом нет противоречия). Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Не противоречит ли названию картины. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич.
А все-таки не отходит». Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. В своих письмах художники указывали адрес следующим образом: «по Варшавской железной дороге, станция Серебрянка, усадьба госпожи Снарской» в одном из писем Фёдору Васильеву Крамской обмолвился, что Серебрянка находилась в девяти верстах от усадьбы.
Это какой-то нигилист. Один из очевидцев историк и публицист Константин Кавелин, в статье «О задачах искусства» (1878) так описывал впечатления от картины Крамского: «Перед этим лицом измученным глубокой и скорбной думой, перед этими руками, сжатыми великим страданием, я остановился и долго стоял в немом благоговении я точно ощущал многие бессонные ночи, проведенные Спасителем во внутренней борьбе» Но в то время, когда он «в умилении и трепете» восхищался образом Христа, кто-то рядом с ним воскликнул: «Что это за Спаситель. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Образ Христа выстраивался с годами, приобретая каждый раз что-то новое. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.
Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Не противоречит ли названию картины. В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов».
Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине И. Крамского «Христос в пустыне» большое исследование. Как вы понимаете это высказывание Крамского. Человек решает. Понять логику Крамского невозможно. Претворяя идею в жизнь, через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата»49. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.
Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Однако денег на продолжения образования в семье не было, вот таким образом Крамской «стал упражняться в каллиграфии», а затем поступил на службу. Художник Илья Репин вспоминал, что Савицкий рассказывал ему о том, «что, страдая в то время удушьем, он часто не мог спать по ночам иногда до рассвета и бывал невольным свидетелем того, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье пробирается тихонько в туфлях к своему Христу и, забыв обо всём, работает до самого вечера, просто до упаду иногда»33. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Будучи за границей, Крамской изучал шедевры с изображением Христа. Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. », — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали»1314.
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Возможно, Крамской хотел сказать, что вся сила мира находится в этом существе, под рубищем – и она в смиренной простоте и самоотверженности. Выше: что вы искали. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Разве можно это написать. Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Крамской лично посетил эту выставку, выехав в Париж в октябре 1878 года46.
– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.
Влияние «Христа» Крамского на живопись
Отражением сомнений героя картины является небо над ним. Разве можно это написать. Противоречивые чувства вызывает во мне эта картина. Разве можно это написать.
Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Я, вероятно, принадлежу к последним. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.
Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. Его картина висела последней.
На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко-крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Через год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину. Неужели это та самая книга.
Однако решение уже принято. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.
Кратко о жизни и смерти талантливого человека
Это позволило представить панораму бескрайней пустыни. Искусствовед отмечал, что увлёкший Крамского образ Христа — это «никакой не миф», «не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинного движения, а глубоко внутреннее движение необыкновенно чуткого художника, наделённого даром божественного озарения»63. По-видимому, Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года: об этом свидетельствует его фраза «Начинаю Христа» из письма к художнику Фёдору Васильеву, датированного восьмым ноября28. Конечно, в первую очередь Крамской – портретист.
Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Но никто не говорит ничего важного. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт.
Посмертная выставка замечательного художника
Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, молодого, глубоко верующего художника, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику.
– Это я взял заказ писать образ Христа. Это – гуманизма начала XX века. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».
Звание профессора Крамскому не было присуждено. Он создает противоречивого Христа, так как сам был соткан из противоречий. По свидетельству художника Ильи Репина, в период работы над образом Христа Крамской «штудировал все мало-мальски подходящие лица, которые встречал в натуре, особенно одного молодого охотника-помещика, которого он написал потом с ружьём и в охотничьем костюме»26 — по всей видимости, Репин имел в виду картину «Охотник на тяге» (1871, другие варианты названия — «На тяге» и «В ожидании зверя»), которая экспонировалась на 1-й Передвижной выставке, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года (в настоящее время это полотно хранится в Национальном художественном музее Белоруссии)2327. Но теперь. Стасову, однако, не нравилось отсутствие действия в картине: по его выражению, Христос сидит и «надумывается», а о чём и зачем и «на что кому бы то ни было нужно это нерешительное и смутное надумывание, вместо настоящего дела, фактов, деяний — этого никто не объяснит»54.
Исследования краеведов показали, что усадьба, принадлежавшая Марии Николаевне Снарской (урождённой Вансович), находилась на берегу Ильжинского (ныне Ильжовского) озера, в сельце Среднее Ильжо (ныне в составе деревни Ильжо)32. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. И к чему тогдапустыня.
Христос в пустыне, картина Крамского (фото полотна)
В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками.
Цветовое решение картины определено Крамским в холодных цветовых оттенках раннего утра. Нет, не могу и не мог написать, а всё-таки писал и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Впрочем, сомнения и неуверенность не оставляли Крамского в течение нескольких месяцев — в письме к Фёдору Васильеву от 15 марта 1872 года он отмечал: «Чудное дело, а страшно за такой сюжет приниматься не знаю, что будет»30. Его интересовал человек, оказавшийся в трудной ситуации нравственно-экзистенциального выбора. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Среди них было и полотно «Христос в пустыне», которое экспонировалось под названием «Спаситель в пустыне»1.
Ощущения художника при написании полотна
Неподвижная фигура сидящего человека четко вырисовывается на фоне бесконечной каменистой пустыни и бескрайнего утреннего неба. За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Эта работа создавалась «слезами и кровью», как говорил сам художник. Тем не менее, художник продолжал работу над картиной — делал карандашные наброски и, кроме этого, написал живописный этюд «Голова Христа» (1872), ныне хранящийся в Латвийском национальном художественном музее в Риге31. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Например, писатель И. Гончаров отмечал, что «вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении». Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока И он всё думает, думает, страшно становится Странное дело, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё Кто это был. Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Эта фигура символична, на месте Христа может оказаться каждый. Он сам мучительно ищет эти истины в окружающем мире.
Суть и итог многолетних раздумий и исканий
В одинокой фигуре изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе»11. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
Мне очень странным показался тон, которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, как о близком человеке. Но никто не говорит ничего важного. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего.
Прерафаэлиты предпочли второе. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Человек – не Бог. То есть я не знаю, кто это. Он разрешит свои сомнения и сделает выбор. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне.
С одной стороны, Христос, сидящий на каменном обломке, бесконечно одинок. Картина «Христос в пустыне» появилась на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Пройдет совсем немного времени и Иван Николаевич скажет Репину: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.
По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373501 см) и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. По мнению многих именно эта картина занимает важное место в его творчестве. – Это я взял заказ писать образ Христа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
.