Художник Арчимбольдо Джузеппе Картины

Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо

Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий, разрабатывал и создавал прекрасные фонтаны, принимал участие в основании музея искусств. Pencil, pen and ink, wash and warecoloured ink, gray wash on paper, 442 x 318 mm. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.

Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.

Джузеппе Арчимбольдо, 
биография и картины

Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины

Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Арчимбольдо известен не только «Временами года». Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.

«Смешные картины» 
Джузеппе Арчимбольдо 
 (1527 — 1593)

«Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)

Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.

В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Как будто под действием какого-то алхимического изменения овощи создают изображение человека. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. Стоит отдалиться – и видишь лицо. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.

Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.

Овощные картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
и скульптуры Филипа

Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса

Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Художник развлекается. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом.

Self-Portrait on Paper, 1587. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.

Крупнейшую выставку 
«смешных картин» 
Арчимбольдо собрали

Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме

В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Его картины восхищали своей оригинальностью современников.

Он изобретает карикатуру. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.

После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. «Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.

Итальянский художник 
Джузеппе Арчимбольдо

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.

Иллюзии в картинах 
Джузеппе Арчимбольдо

Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.

Картины художника при жизни вызывали споры. В начале 1550-х гг. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги.

Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Вариантов «Времен года» было несколько. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.

Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.

Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений.

Причудливые иллюзии 
в картинах 16-го 
века художника Джузеппе

Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо

Palazzo Rosso, Genoa. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.

Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.

Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.

Арчимбольдо Джузеппе: 
картины-вымыслы

Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы

Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.

Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.

При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Самое большое количество картин под названием «Весна». В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем.

Художник делает оммажи из продуктов по мотивам картин Арчимбольдо (ФОТО)

Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).

Публиковались и другие работы20. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз.

Кроме того, Вертумн меняет форму в зависимости от времени года, становясь попеременно пахарем, жнецом, виноградарем или старой женщиной. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином.

Джузеппе Арчимбольдо: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)

Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.

Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.

Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Зима. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Джузеппе известен как маньерист 16-го века.

На воинственное начало указывают и пушки. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Даже оторопь берет. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».

Джузеппе Арчимбольдо 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Арчимбольдо, отталкиваясь от concetti, писал метафорически-фантастические картины, в высшей степени типичные для маньеристского искусства49. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Всё славит обильный урожай. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.

Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха.

Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».

С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Полотно входит в цикл «Профессии». Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).

Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Великий иллюзионист живописи Джузеппе Арчимбольдо. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.

С Рудольфом II его связывала личная дружба. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Особый интерес представляют картины-перевертыши, меняющие при повороте на 180 градусов не только жанр, но и смысл изображения: бравый повар оборачивается запеченной мясной снедью, а толстый добродушный садовник – миской с овощами.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Его произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.

Второй вариант был написан уже при Рудольфе. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.

Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.

Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Дата рождения художника неизвестна. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).

В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.

Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств».

Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас6. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Что это такое. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Маньеризму присуща претенциозность. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Разносторонность 
интересов художника

Разносторонность интересов художника

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.

Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Существует версия, что росписи в церкви св. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Вообще художнику очень повезло с покровителями.

Нико Пиросмани: 
9 фактов о голодном 
грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике