Художник Арчимбольдо Картины

«Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)

Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма.

Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». А тлеющий огонек масляной лампы, составляющий подбородок и рот, готов поджечь сделанные из пучка связанных спичек усы.

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Художник развлекается. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.

Джузеппе Арчимбольдо, 
биография и картины

Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины

Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.

О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей именуемых арчимбольдесками. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.

Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. «Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений.

Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.

Невероятные картины 
Джузеппе Арчимбольдо

Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо

Публиковались и другие работы20. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.

КартиныАрчимбольдо могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.

Овощные картины 
Джузеппе Арчимбольдо 
и скульптуры Филипа

Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса

Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Он изобретает карикатуру. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.

Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень.

Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах.

Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.

Крупнейшую выставку 
«смешных картин» 
Арчимбольдо собрали

Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме

Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.

Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Здесь император представлен под чертами Вертумна – античного бога, защитника фруктовых деревьев и мужа Помоны, богини фруктов.

Арчимбольдо Джузеппе: 
картины-вымыслы

Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы

Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.

Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.

Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. В начале 1550-х гг.

Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Вообще художнику очень повезло с покровителями. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.

Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо

На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. После 1551 года имя Бьяджо перестаёт фигурировать в документах, возможно из-за кончины единственным точно идентифицированным произведением отца и сына является упомянутый витраж. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.

художник Джузеппе 
Арчимбольдо ( )

художник Джузеппе Арчимбольдо ( )

Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Римское божество напрашивается для изображения императора с репутацией неукротимого любителя развлечений, женщин и кулинарного искусства. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.

Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Зима.

Причудливые иллюзии 
в картинах 16-го 
века художника Джузеппе

Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо

Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Вариантов «Времен года» было несколько. Арчимбольдо известен не только «Временами года».

Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.

Джузеппе Арчимбольдо: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)

В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами.

На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.

Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма.

В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов2829. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Если смотреть в определенном положении, эта картина изображает натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов. Дата рождения художника неизвестна. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).

Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).

Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).

Джузеппе Арчимбольдо 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту

Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо— лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка46. Кроме предметов, относящихся к огню и освещению, композицию заполняет также немалый арсенал огнестрельного оружия — такого, как пистолет, маленькая пушка и пороховая мортира. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. На воинственное начало указывают и пушки.

Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Стоит отдалиться – и видишь лицо.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Даже оторопь берет.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас6.

И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Циклы сразу и по достоинству оценил весь двор их повторение начинают заказывать придворные, чтобы дарить своим иностранным политическим союзникам.

Необычайные картины 
Арчимбольдо

Необычайные картины Арчимбольдо

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений. После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.

С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз.

Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Существует версия, что росписи в церкви св. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.