Художник Босх Иероним

Творчество великого и загадочного художника Иеронима Босха не устарело. Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Художниками были дед Босха – Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним.

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Иероним Босх– один из самыхзагадочныххудожников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение. Как и основная масса художников эпохи Возрождения Иероним Босх брал сюжеты из окружающей его действительности и выражал их через образы и символы средневековых традиций, через близкий ему язык иносказаний. Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений.

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. А это не что иное как символы смерти. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.

Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». В основном ван Акены занимались выполнением различных заказов — стенными росписями, золочением деревянных скульптур изготовлением церковной утвари. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения.

Самый загадочный 
в истории голландской 
живописи – художник

Самый загадочный в истории голландской живописи – художник Иероним Босх

Иероним в своём житии описывает, как его медитации в глуши были прерваны сладострастными видениями. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами.

Но внезапно среди этой благодатной атмосферы зритель замечает внизу в уголке какое-то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой — напоминание о вечно присутствующем на земле духе зла. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.

Мистический художник 
Иероним Босх

Мистический художник Иероним Босх

Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Он напоминает гигантскую строительную площадку.

Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». И даже Игорь Фёдорович, да.

Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной».

Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».

Нико Пиросмани: 
9 фактов о голодном 
грузинском художнике

Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней. А все потому, что они успешно продавались и одобрялись церковью за показ полноты наказаний в Аду, которые ждут каждого согрешившего. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. 12:1). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).

Картина Босха показывает корабль. Это было последнее произведение Босха. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Св. Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет». Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Возможно, они связаны каким-то дальним родством.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека.

Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду. Это – кощунственная для церкви мысль. Отсюда можно сделать вывод, что творил он не ради денег – эта проблема измучившая многих его коллег-живописцев, перед Босхом не стояла никогда. Mать происходила из семьи резчика по дереву. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.

Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал. Стрела — символ зла. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом».

Зимние пейзажи выдающихся 
художников

Зимние пейзажи выдающихся художников

Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Меня зовут Лубберт Дас». Его техника называется алла прима.

Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Пастыри и паства совместно беспутствуют. Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Ерун ван Акен родился около 1453г.

Вася Ложкин – самый 
известный художник 
Рунета

Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Точная дата рождения Босха неизвестна. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Его доски и опоры могут не выдержать его веса.

Сатира в произведениях 
художника

Сатира в произведениях художника

Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Вот таким образом логично предположить, что сова, хищная ночная птица, символизирует тёмную сторону человеческой природы.

Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Безжалостность – вот что она значит для живописца.

  1. Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  2. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  3. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  4. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  5. композиция Видения загробного мира
  6. Аллегория чревоугодия и любострастия
  7. Биография Иеронима Босха, перечень картин

А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).

Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Его техника называетсяалла прима. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.

Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музееПрадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Внизу под ним буйствует Жадность. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Спорна центральная часть. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Св. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.

  • Иероним Босх: жизнь и творчество
  • Главная Стили Ренессанс Иероним Босх
  • Иероним Босх биография, картины
  • Иероним Босх: возвращение через 500 лет
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  • 20 фотографий для новогоднего настроения

Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»). Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.

В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.

  • Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  • Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Лишь 7 творений Босха подписаны. Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Ключ — также символ познания.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Мощное звучание обширных цветовых пятен красного одеяния святых фигур скрепляет всю композицию триптиха. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе.

  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
  • Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
  • Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
  • Базовые женские аксессуары: Пусеты

Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Лишь 7 творений Босха подписаны.

Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Шок-контент под увеличительным стеклом
  • Подражатели и нынешние последователи
  • Переделки картин от юных умельцев
  • Триптих «Сад земных наслаждений»
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Художественные произведения Босха
  • Напишите отзыв о статье Босх, Иероним
  • Отрывок, характеризующий Босх, Иероним

Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Лишь семь из них имеют подписи. в Хертогенбосе (Брабант). Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.

Творчество Босха загадочно. Ангел-хранитель, поддерживая умирающего, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, с которыми ему сейчас суждено будет расстаться. Отрезанная нога — символ ереси. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Лишь семь творений Босха подписаны.

  • Общая характеристика творчества
  • Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
  • Триптих из коллекции испанских королей
  • Дизайн интерьера и печать на холсте

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

  1. Как купить мебель в интернет-магазине

Картина Босха – не иллюстрация к ней. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения. Как воссоединится душа с телом. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других.

Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Что же мы видим у Босха. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха.

Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Что-то в этом, бесспорно, есть. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Вот, собственно и всё. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году.

Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Его техника называется алла прима.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.

Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. 1505, Берлин, Государственные музеи). Детей в браке, по-видимому, не было.

«Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Сатира – одна из сторон живописи Босха.

Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Его полуобнаженное тело все в крови. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.

На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Исследователи картин хцдожника, давая ему самые противоположные характеристики, считали его то религиозным фанатиком, то во всем сомневающимся еретиком, то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности.

Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника.

Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Меня зовут Лубберт Дас». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.

Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На черном фоне расположен под ним Ад. Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.

Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем.

Он – живое обличение глупости и безбожия. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. В книгах счетов Братства зафиксировано приобретение Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец, к тому времени умерший. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. За серебристо-голубой воздушной фигурой ангела с распростертыми крыльями развертывается поразительно красивый пейзаж с широко разлившимся морским заливом в низких зеленеющих берегах и городом вдали.

К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть.

По своему назначению многие из произведений Босха вполне соответствуют традиционному для того времени месту искусства в жизни. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».

Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков2. Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена».

Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты.

В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Братство проповедовало культ Девы Марии. Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Еще одна тайна связана с могилой художника.

Перед странником лежит ненадежный мостик. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Скончался Босх в 1516 году.

вХертогенбосе (Брабант). У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев. Лишь семь творений Босха подписаны.

И наиболее сложным. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.

Как художник Иероним Босх был востребован далеко за пределами родного края, заказы на картины, триптихи и алтари поступали из различных стран и городов. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

Жизнь его протекала внешне спокойно. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. То, что Питер Брейгель Старший (ок.

1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. В противоположность грешным, злобным и безнравственным существам предыдущих работ здесь представлен образ одухотворенного человека, полного телесного и душевного совершенства.

Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант).

В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.

Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.

Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.

Босх – был личностью весьма интересной. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя». Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.

Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Это уже безнравственность и блуд. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте.

Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Первая из них по внешним признакам — жанровая. К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. В аванзале выставки «БОСХ. в боковом пределе) братства.

Достоверные факты скупы. Его техника называется алла прима. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».

В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.

Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Мать его была дочерью портного. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.

От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.

В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.

Другой объелся до рвоты. Ерун ван Акен родился около 1453г. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Сюжеты взяты не из Священного Писания, они связаны с народными представлениями о морали, грехах, человеческой неразумности.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Так, лестница обозначает путь к познанию. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы.

Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Нет на картинах и дат.

Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок.

С конца XIX после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Третьи убеждены, что Босх был еретиком.

В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».

При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.

В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Рядом сидит в кресле тучный монах. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.

Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.

Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление.

После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Босх и реален и символичен. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.

Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.

Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.

Перед вами – репродукция картины Босха. Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе».

Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. По Писанию они все еще закрыты. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.

Счет датирован 1480 годом. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».

Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.