Художник Дайнеко

Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника

Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.

Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Ноябрь. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9.

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой группы трех (вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.

Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Главной проблематикой художников этого объединения считалась индустриальная тема, а способом ее отражения — элементы графики, которая вводилась и в живописные полотна. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. Ленинская премия (1964). В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС.

Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.

Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Учился в Харьковском художественном училище. Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки.

В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина Мать (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.

Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.

Дейнека Александр 
– художник монументального 
стиля

Дейнека Александр – художник монументального стиля

Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». «Весь путь ОСТ –.

У финиша", 1927). В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).

Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Исследования, книги, выставки. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.

Русский художник 
Дейнека Александр 
Александрович

Русский художник Дейнека Александр Александрович

Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.

Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Но вместе с тем Дейнеке удалось передать саму динамику времени, бурного и непредсказуемого. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень.

Писал футбол. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.

А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Но картина не была одинокой удачей. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).

  1. Дейнека, Александр Александрович
  2. Дейнека Александр Александрович
  3. Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
  4. АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
  5. Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
  6. 10 неизвестных: мозаики Александра Дейнеки на "Маяковской"
  7. Александр Александрович Дейнека биография
  8. Художник Александр Дейнека (1899–1969)

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.

Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. В 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но художнику уже не суждено было ее увидеть — в день открытия он слег с сердечной недостаточностью и через неделю, 12 июня, ушел из жизни. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы.

  1. Дейнека Александр Александрович (602 работ)
  2. Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
  3. Биография Александра Дейнеки: детство и юность
  4. Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Одним из них стал Александр Дейнека. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. По рекомендации своих тамошних наставников он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка.

Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.

В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Монахи в красном», написанной во время путешествия.

  • Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
  • Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
  • Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Направление, стиль и тематика произведений
  • Творческие периоды в работе Дейнеки
  • Особенности работы над картиной

Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Картина «Окраина Москвы. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.

Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.

К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода визитной карточкой художника – по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика (Кутерьма Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро Маяковская, 1939, Новокузнецкая, 1943), но и более поздняя живопись (Окраина Москвы, 1941 Оборона Севастополя, 1942 У моря, 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.

  • Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
  • Лирика на полотнах этого периода
  • Годы Великой Отечественной войны
  • Бесплатно получать новые статьи на свою почту
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Дейнека Александр Александрович, художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).

Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Картина «Окраина Москвы. Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Так определилась тема – Сутки страны советов, – написал Дейнека в книге Из моей рабочей практики.

Дейнека, Александр 
Александрович

Происходит кристаллизация режима. Член-учредитель ОСТ. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Это Спящий мальчик с васильками, Полдень (обе – 1932), Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки (обе – 1933).

Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»).

Манера письма, ранее гладкая и графичная, обрела большую пастозность, а темная и скудная цветовая палитра стала светлее и разнообразнее.

Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В связи с работой в журналах Дейнека много ездил по стране, набираясь натурных впечатлений. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Биплан И-15 изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.

В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.

Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Такова замечательная акварель Тюильри (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.

Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Но была и противная сторона. Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают Общество станковистов (ОСТ).

Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Таким видит город Дейнека Александр. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.

В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В 1936 году художник получил новый заказ — оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Он не показывает непосредственно боя с противником.

Предельная обобщенность образов превращает их в символы. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей.

Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).

На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. Рыбачки (все – 1956), такие мозаики, как Парашютист (1957), Красногвардеец, Доярка (обе – 1962), такие рисунки, как Обнаженная девушка (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».

Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В передаче и глубоко трагического (Наемник интервентов) и светлого, радостного, личного (На балконе, Девочка у окна. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Мерно и стройно шагает отряд.

Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.

Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Их получилось около 300.

Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.

И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).

Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.

Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Полетико.

Он с детства впитывал нравы и порядки рабочего класса, рос в простой, не сильно набожной семье. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.

Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).

В 1919-1920 гг. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. В картине практически нет никаких примет быта. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".

В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. путь зигзагообразный, путь колебаний. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках.

Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.

Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).

По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов или даже итало-немецких фашистов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).

Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.

Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.

Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь».

Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).

Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Но враг не пройдет. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и абсолютной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма.

Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Дома тревожно притихли. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.

Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.

Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали).

«Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).

", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

Фон дан скупой линией отдаленного города. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. театре им. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.

Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.

В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.

Графика отошла на второй план, но полученные навыки рисовальщика очень пригодились Дейнеке, например, при создании подготовительных набросков к картинам. Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Он посещает Америку, Францию, Италию. Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого самой левой среди правых группировок, Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы производственного искусства. История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».

Вс. В 1924 году художник съездил в Донбасс.

Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Герой Социалистического Труда (1969). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.

«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Дейнека действительно был большим мастером.

С 1920-х гг. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Они выглядели ярко и даже казались рельефными.

Но картина не была одинокой удачей. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.

Он использовал графическую выразительность и ввел нового героя, молодого, энергичного, безоговорочно уверенного в себе. Строг и суров ритм картины. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.

Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Ноябрь 1941».

Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. После Февральской революции занятия в училище прекратились.

Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.

Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта.

«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. С задачей он, впрочем, все равно справился. Дейнека вспоминал, что подготовительный эскиз был утвержден загодя, а за большое полотно он все никак не мог взяться. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.

Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. Где остальные мозаики — неизвестно. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.

Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». И все. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.

Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). 2009–2011». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.

Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина Безработные в Берлине (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге Огонь А. Барбюса (1934). В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Я знал Дейнеку много лет и очень близко.

Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Художник и сам говорил: «. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.

В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Такой же опыт можно проделать с монеткой, которая должна будет прокатиться по всей арке свода. Таков трогательный и нежный Негритянский концерт (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945).

Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Небо действительно изображено на каждой из мозаик, но сами сюжеты были обыграны по-разному. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Они занесены снегом.

На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – Оборона Петрограда Дейнеки (1927).

Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. На трех панно можно увидеть яблоню с сочными спелыми фруктами, апельсиновое дерево и подсолнухи, а на другом – известный скульптурный мотив в советском искусстве – изображение девушки с веслом. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.

Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Такие картины, как Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Тракторист, В Севастополе, У моря. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).

Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна.

Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах Безбожник у станка, У станка, Прожектор) и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы. Его картины не красочны – динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность (На стройке новых цехов, 1926 Оборона Петрограда, 1928 Лыжники, Бег, обе 1934). С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год).

Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году» 4. Много общего между ними и в решении пространства. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).

Художественный образ предельно величав и обобщен. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов».

Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).

Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).

В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.

Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам Через полюс в Америку Г. Байдукова и Наша авиация И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле – это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с совершенной полнотой и достоверностью. До того, как стать студентом Вхутемаса (1920-25), Дейнека учился в Харьковском художественном училище (1915-17), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда и делал плакаты для курских Окон РОСТА. Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

Предприятие существует и сегодня. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.

Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.

Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская художественная молодежь.

В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. В конце 20-х годов Советский союз сделал заказ на постройку в Италии 50-ти S. 62 и купил лицензию на их производство.