Художник Кранах
В числе авторов подобных карикатур были величайшие художники – Лукас Кранах-старший и Дюрер. Подобно многим другим немецким художникам той поры Кранах работал и как гравер, обращаясь главным образом к ксилографии. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда. В творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»). Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения.
Лукас Кранах Старший– презентация по мхк, котораяпознакомит с творчеством одного из самых знаменитых художников немецкого Возрождения. Мужские портреты удавались художнику гораздо лучше, чем женские, где, по большей части, преобладала обобщенность облика: благообразное лицо и слегка раскосые глаза повторяются в нескольких работах Кранаха. В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей. Династия художников, основанная Лукасом Кранахом, просуществовала до XVII в. Его общий настрой прекрасно гармонирует с романтическим пейзажем на заднем плане.
Lucas Cranach der Jngere 4 октября 1515, Виттенберг – 25 января 1586, Веймар) – немецкий художник-живописец, сын Лукаса Кранаха Старшего. Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным.
Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника. Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации.
Два Лукаса, Два Кранаха – художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации
В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. Одни из лучших пейзажей Кранаха, в том числе его «Лесное семейство», также были сделаны в гравюре — будто соревнуясь с Дюрером, Кранах начал резать по меди.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Поездка в Нидерланды (1508-1509)Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Лукас Кранах Старший: жизнь и творчество художника
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. «Охота на оленей»Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Портреты медика и историографа, 29-летнего доктора Иоганна Куспиниана и его 16-летней жены Анны по праву считаются одними из лучших в старой немецкой живописи. В Вене Кранах пишет свой шедевр, жемчужину своего творчества — «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Помимо обязанностей придворного живописца Кранаху приходится выполнять и различные поручения курфюста. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). В 1508г. В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением.
В ГМИИ им. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Кранах и ЛютерЗнакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха.
В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Мастерская КранахаКранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). В ранних изображениях человеческих фигур видно, что он использует готические трафареты: фигуры не обладают дыханием и плотью, они смотрятся достаточно искусственно.
Человек становится центром внимания для себя и творцов. Живописи он учился у своего отца. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами.
художник кранах — 5 (пять) букв
Для них он написал портреты. Художник переезжает в Виттенберг и создает здесь большую мастерскую. Однако это приносит и неожиданные результаты. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны.
Кранахи: династия художников-реформаторов
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. Что касается Лукаса Кранаха Старшего, то его деятельность, как видно из названия выставки, находится между двумя стилями искусства – Ренессанс и маньеризм.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Очевидно, Кранах сумел довольно быстро заявить о себе как о состоявшемся художнике, поскольку уже 1508 году он становится придворным художником Фридриха Мудрого, саксонского курфюрста, основателя знаменитой Дрезденской галереи.
- Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография
- Кранах Лукас СтаршийКартины и биография
- Картины — Кранах Старший, Лукас
- Лукас Кранах Старший-презентация по мхк
- Гид Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии
- Краткая биография Лукаса Кранаха Старшего
- Лукас Кранах — первый художник Реформации
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца. Лувр, Париж.
- Лукас Кранах Старший / (104 работ)
- Лукас Кранах старший — немецкий художник и гравер эпохи раннего Ренессанса
- Мастерская Лукаса Кранаха Старшего
- Биография Лукаса Кранаха Старшего
- Творчество Лукаса Кранаха Старшего
- Сюжетные картинки как дань моде
Пушкина открылась выставка немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и его мастерской. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок. Напряжение тревожной, драматической композиции усиливается темным фоном: небом с тяжелыми предгрозовыми тучами и беспокойным силуэтом деревьев, колышимых ветром. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
- Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- О знаменитости:Немецкий художник и график эпохи Ренессанса
- БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
- Словари и энциклопедии на Академике
- «Артист» в День всех влюблённых
и вскоре переросло в тесную дружбу. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Интересно, что пейзаж – «это то, что первым начинает индивидуализировать в своём искусстве Кранах».
Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Внимание к пейзажу, который в ранних работах занимает центральное место, непосредственность восприятия природы, реализм отдельных деталей обнаруживают в Кранахе самобытного художника, оказавшего влияние на формирование дунайской школы. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
- : история о продлении жизни вещей
- Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Лукреция»
- Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева»
- Описание картины Лукаса Кранаха «Венера»
Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Таким образцом стала для него супруга курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха Сибилла Клевская. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером.
Руководящими принципами Ренессанса стало внимание к человеку. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Таким было его искусство и такими предстают перед нами герои его портретов — всегда сосредоточенные, внимательно смотрящие или молящиеся, конечно, несложные, но богобоязненные и житейски мудрые люди: ученые, бюргеры, князья. О почитании и высоком уважении к Кранаху в Виттенберге говорит, например то, что жалованье ему было назначено сто гульденов, тогда как его предшественник получал всего сорок. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
- Описание картины Лукаса Кранаха «Юдифь с головой Олоферна»
- Описание картины Лукаса Кранаха «Мадонна с младенцем»
- Описание картины Лукаса Кранаха «Мартин Лютер»
- Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Святая Екатерина»
- Описание картины Лукаса Кранаха Младшего «Христос и Блудница»
- Описание картины Каспара Давида Фридриха «Закат солнца»
В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. Свои картины он помечает гербом, дарованным курфюрстом, — изображением крылатой змеи. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1526году Кранах во главе посольства отправился ко двору курфюрста Иоанна III Миротворца, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III Сибиллой Клевской. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья.
В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Так продолжается до середины двадцатых годов, пока он снова не решает следовать новому принципу: он хочет превратить свои картины «в предмет лёгкого и доступного развлечения». Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Известно, что у художника было еще три дочери. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Лукас Кранах Старший (нем. Картинная галерея, Берлин. Несмотря на ремесленность труда, Перуджино был учителем Рафаэля.
Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. В университете в то время преподавал известный поэт Конрад Цельтис, а ректора университета Стефана Реусса и многих профессоров, членов академического совета университета Кранах портретировал. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Их яркий, звонкий колорит и экспрессивность образов свидетельствуют о влиянии позднеготической традиции. «Отдых на пути в Египет»В Вене, значительном центре гуманистической культуры, где жили и работали известные знатоки античности, медики, математики историки, литераторы, Кранах познакомился с гуманистами, входившими в кружок «Danubiana».
В основу созданного полотна легла следующая легенда. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в небольшом городке Кронах (Северная Бавария). В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. «Венера и Амур»Виттенберг был университетским городом. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Что касается изображения человеческих фигур, то здесь условно можно выделить несколько периодов: ранние изображения, расцвет творчества в 1520-1530-е годы, период, который можно охарактеризовать как «стремясь создать идеал, он создаёт шаблон».
Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Дерево, масло, 3822 см. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд).
Источник молодости, 1546. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Ему грозила смертная казнь. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Год спустя художник скончался в Веймаре. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Кажется, будто Богоматерь и Иоанн Богослов абсолютно одиноки в своем глубоком переживании трагедии. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза.
В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Ювелирный рисунок, сияющий колорит, звонкая голубизна небес изумруд зелени, новое чувство природы этой и других пейзажных картин Лукаса Кранаха наряду с акварелями Дюрера стали путеводными для тех, кто осваивал новые направления пейзажа (среди них Альбрехт Альтдорфер, Вольф Хубер и другие мастера, в то или иное время бывавшие в Вене или работавшие в Австрии). Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Это удобная стратегия, так как заказчиками выступают богатые люди, а не церковь. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Его портреты пользовались большой популярностью. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями.
К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Маньеризм продолжил эту традицию, добавив при этом «динамичность и повышенную экспрессивность образов». Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.
Шёнер»). Главным требованием к нему заказчиков и его самого к себе была чистота и основательность работы. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Венера, 1529.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. Екатерины». молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины.
В 1501г. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504г. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Множатся картины на античные сюжеты.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города. Этого художника ставят в один ряд с Дюрером и Гольбейном (единственными представителями немецкого Ренессанса), хотя творчество Лукаса Кранаха Старшего «не открывает новой страницы в немецком искусстве». В 1493г. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне).
После поездки он старается соблюдать пропорции человеческого тела, но без расчётов. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). У художника имелось еще три дочери. Однако у Кранаха маньеризм выражается в «подражании самому себе», по словам куратора этой выставки Вадима Анатольевича Садкова. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии).
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
Также маньеризм (особенно в Италии) характеризуется подражанием великим художникам, таким как Микеланджело. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. 1530, Вена, Музей истории искусства). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. К сожалению, Кранаха это не смущает, он продолжает искажать человеческие пропорции и не придаёт портретам индивидуальности до поездки в Нидерланды (1509).
С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца. В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, вот таким образом супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе.
Множатся картины на античные сюжеты. Франциска» и «Покаяние Св. Искусствоведы продолжают спорить.