Художник Никитин 18 Век

Иван Никитин: жизнь и творчество художника

Но это удавалось не всегда: «. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.

(1725) Застыли вокруг шеи Петра складки на рубашке. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757).

В глазах блики, которые делают их живыми. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.

«Картина эпохи»: 
 век в русской живописи

«Картина эпохи»: век в русской живописи

Портрет написан на красном холсте, который местами просвечивает сквозь краску, усиливая эмоциональное воздействие образа. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

За это время им написан ряд портретов и, между прочим, портреты Императора Петра Великого (на смертном одре), находящийся в Имп. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Жена скоро разлюбила Н. и даже изменила ему. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.

Алымова играет на арфе, представляя искусства, которые ассоциируются с чувственной природой человека. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин.

Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Из других предметов особенного внимания заслуживают собрание монет и библиотека.

Становление русской 
живописи: портрет 
века

Становление русской живописи: портрет века

1725, портрет так называемого напольного гетмана. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.

Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.

Иван Никитин. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. Придворным живописцем Никитин состоял до 1732 года.

Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Однако перед отъездом Никитин выполняет пробный заказ Петра. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Пётр очень любил сестру. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.

Русский портрет 
Х века Иван Никитич 
Никитин

Русский портрет Х века Иван Никитич Никитин

Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Неотвязная дума лежит на лице, недоуменно изогнута бровь, воспалены глаза. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». При Петре I появились и первые частные коллекции живописи.

Царь решает отправить Никитина на учебу в Италию. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов.

В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя.

Из сделанной в 1741 г. капитан-поручиком Сырейщиковым описи вещам, хранившимся в московском доме Ивана Никитина, видно, что в то время существовали еще следующие произведения любимого Петром художника: две картины, писанные на полотне и изображавшие «Распятие Господне», сюжет, за который Н. принимался не раз, незадолго до своего ареста, под влиянием удручавших обстоятельств жизни 12 кусков шпалер двоякого формата с орнаментами зеленых тонов, «по желтой земле, с поталью» тщательно написанное на полотне «Распятие», высотой 1 арш. Впрочем, его специальностью была живопись портретная: во всех счетах, хранящихся в кабинете Петра Великого, он именуется «двора Его Величества персонных дел мастером» из чего можно заключить, что по возвращении в 1720 г. в Россию Н. был сделан придворным живописцем.

3-го сентября 1721 г. в Юрнале Петра Великого отмечено, что «на Котлине острову, пред литоргиею, писал Его Величества персону художник Иван Никитин». Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди.

Братья Никитины 
– русские художники 
 века

Братья Никитины – русские художники века

Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Во Флоренции Беклемишев просил владетеля Тосканы принять Никитина и др.

Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Несмотря на, казалось бы, невысокий статус жанра из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты и лишь двое специализировались на исторической живописи. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Портрет написан незадолго до её смерти.

Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Вероятно, он умер где-то на пути к ней.

Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами.

Этот портрет исследователи после долгих поисков и колебаний всё же решили отнести к творчеству Луи Каравака. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Никитини является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Иван Никитин. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.

Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Создавая парсуну, художник как можно более точно передавал внешность человека, но изображение было плоскостное, как в иконах, – таковы были традиции русской живописи, которые неуклонно оберегала церковь. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. Холст, масло.

К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. По приглашению Петра в то время в Россию приехало много различных мастеров, в том числе и живописцев из Франции, Голландии и немецких земель. Иван Никитич Никитин (около 1690 (. ) — 1742) — сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина.

В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Человек изображен без парика и парадного костюма.

Любимый художник 
Петра Великого

Любимый художник Петра Великого

В его осанке – чувство собственного достоинства. Художник еще не умеет передавать воздушное пространство, вот таким образом фон плотный. Никитин любил царя. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Необычна его биография.

Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Один из основоположников русской светской живописи. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом. Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Тяжелые, покрасневшие веки.

и шириной 1 арш. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Процесс H. в Тайной Канцелярии был закончен в декабре 1736 года, но доклад о нем быть утвержден Анной Иоанновной только 5-го ноября 1737 г. Ивана Никитина признали государственным преступником, приговорили «бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».

В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Каравак работал преимущественно портретистом. Здесь-то и заметил его Петр. Его отличают национальная и историческая типичность образа, живописно-пластическая цельность. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох.

Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения).

  • Иван Никитин – первый русский портретист
  • Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
  • Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Перейти к полному тексту работы
  • Смотреть полный текст работы бесплатно
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Никитин Иван Никитич, русский художник

Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Прасковья Ивановна (1694—1731) — царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Скончался по дороге в Москву.

Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Полнота – свидетельство физического нездоровья, скрыта под розово-золотистой мантией. Ткани, одежды, украшения второстепенны, самое главное – лицо.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Европейские пенсионеры и иностранные учителя
  • Академия художеств и первые картинные галереи

Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приёмов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели (Цесаревна Анна Петровна, Царевна Наталья Алексеевна – оба до 1716, ГТГ). Поток свежих идей хлынул в русскую живопись: художественные техники и приемы колористики, работа с композицией и новые жанры.

Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». 88 x 67, 5 см.

И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Чернышева, А. И. Ушакова, барона С. Г. Строгонова, П. Л. Полуботка и др. «Портрет напольного гетмана» (20-е годы) – полная противоположность портрету Головкина. 1720-е гг., – оба в ГРМ).

Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Затем, вернувшись в Петербург, – портрет Петра I. Задумчиво глядят с портрета черные глаза младшей сестры Петра – Натальи Алексеевны, («Портрет Натальи Алексеевны» 1714) одной из самых образованных женщин того времени.

В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы из которых стало известно отчество живописца. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839).

Иван Никитин – первый 
русский портретист

Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — зеркало души". Синяя бархатная мантия, подбитая горностаем, написана широким свободным мазком, как и складки рубашки на груди императора. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. Художнику предстояло ещё многому научиться. Иван Никитин.

Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-19).

Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета.

Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714).

Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Свет искусственно падающий сверху слева, ярко выделяет лицо и фигуру. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск.

Они стали главными учителями Ивана Никитина. Таким был Иван Петрович Аргунов. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. Умер по пути из ссылки. После возвращения становится придворным художником.

Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.

«Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Он небрежно одет, внешне не ухожен, волосы всклокочены.

Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Портретист.

Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Его жену, Прасковью Фёдоровну, урождённую Салтыкову, Пётр очень уважал, главным образом, за то, что она поддерживала все его начинания и одна из первых переехала из Москвы в строящийся Петербург. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.

Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.

Головкина (1720). После возвращения становится придворным художником. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Брак этот, однако, был несчастлив. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».

Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.

Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1732 арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 сослан в Тобольск. Кто изображен на нем неясно. Петр заточил гетмана в Петропавловскую крепость, где тот и погиб. Ему же П. Н. Петров приписывает изображение Ермака, отмечая в нем характерные для Никитина «густые колеры с красноватыми, глубокими тенями», фантастичность наряда и правильное положение теней, отличающее западноевропейское письмо от северного и восточного, а также и портреты Макарова, Черкасова, Румянцева, подходящие к ним по колориту.

Никитин прошёл обучение в Италии и во Франции и вернулся, как предполагается, в 1720 году. К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях.

Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Портрет прост по композиции. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус. Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см.

Пет. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Привезенный на подводах в Тобольск, Никитин был оставлен там на собственном иждивении.

Портрет канцлера Г. И. 31/2 вершка, а по сторонам его семь икон. Парик – по моде того времени. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Семейные неудачи сделали Н. еще более сосредоточенным, замкнутым и мрачным. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

Можно предположить, что это определение перешло в название. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Кроме того, Петр хотел, чтобы у него был свой русский портретист.

Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Иван и Роман оказались в Тобольске. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи.

А. П. Антропов (1716-1795). Если в 1816 г. Петр много хвалился перед прусским королем искусством Никитина, считая его «добрым мастером» еще до его путешествия за границу, то по возвращении из Италии Н. должен был обладать еще большим мастерством. При этом, вероятно, благодаря заступничеству Ушакова, дом Никитина и пожитки были оставлены ему «на пропитание».

Холст, масло. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Этот портрет – собственный голос Никитина, где сила, скорбь, слезы – все настоящее.

Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. выше).

Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. О ранних годах обучения художника ничего не известно.

За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат. У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.

Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Родился в Москве в семье священника. В 1727 г. Н. женился и переехал с молодой женой в Москву.

Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». После возвращения становится придворным художником. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Холст, масло.

Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Главное желание Никитина, чтобы человек на его портрете был живым и незаурядным. Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Все придворные знали, как высоко царь ценил дарование Никитина и, когда Пётр после долгих мучений умер, за Никитиным послали, чтобы он написал царя на смертном ложе. Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года.

34). Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св.

Мастер старается избежать условности и статичности, придать фигуре движение. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Впадины измятой подушки исчезли в бесконечности. Рядом с Никитиным в Оружейной палате работали замечательные парсунщики того времени.

Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. Никитин Иван Никитич (около 1690 – 1742), русский художник. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна.

Иван Никитин становится его учеником. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.

В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. На синем бархате одеяла вспыхнул холодный, странный свет. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена.

90, 9 x 73, 4 cм. Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе. На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный».

В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки.

Попались мне на встречу Беклемишев и художник Иван. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719).

Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1711 году обучение закончилось и Никитина отправляют в Петербург в школу рисования и гравирования учителем. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. После возвращения становится придворным художником.

Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Всклокоченные седоватые волосы. Высказывалось предположение, что полотно должно было стать центром ансамбля портретов Думы кавалеров ордена Св. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека.

Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл роль магическую: он буквально замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти.

На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. После возвращения становится придворным художником. Лицо царя смуглое и моложавое. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. 39) интересен выразительной характеристикой модели. Проходит много лет. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста).

Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. По словам Я. Я. Штелина, «из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник, коего работы и поныне еще находятся в разных российских церквах в С. -Петербурге».

Ему было тогда двадцать пять лет. Никитин запечатлел момент перелома от жизни к смерти. 54 х 43см.

Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Можно только предполагать. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.

Последний ставил Никитина очень высоко и издавна покровительствовал ему. Растрелли.

Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Взгляды подобного рода были весьма распространенными в то время и в духе их двоюродный брат Никитина, расстрига Осип Решилов, в иночестве Иосия, составил «Житие Феофана», полное соблазнительных подробностей и обвинений его в ереси. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Свет ровный, рассеянный. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Известно, что Пётр не только приглашал в Россию специалистов – учёных, архитекторов, скульпторов, художников, но и посылал за границу с целью пройти курс обучения – и мастеров-кораблестроителей и талантливых молодых живописцев.

Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Портрет не закончен. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. По предположению исследователей, Иван Никитин учился живописи у голландца Корнелиуса де Брюина и гравёра Адриана Шхонебека. Работа художника становилась профессией.

Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. После возвращения становится придворным художником. Этот образ полон обаяния. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.

В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. 36). Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя.

Мы пришли смотреть, но сами оказались под перекрестным огнем взглядов: почти все экспонаты здесь – портреты. В 1716-20 гг. В 1716-1720 гг.

Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.

Цветные рефлексы отсутствуют. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции.

Добро пожаловать в реальность – переступая порог, мы нисходим в посюсторонний мир темных красок и нарочитой телесности, вылепленных светом рельефных лиц, как будто отслаивающихся от черных фонов. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. После возвращения в Россию Андрей Матвеев возглавил Живописную команду, сыгравшую большую роль в развитии русского искусства и особенно в подготовке художников. Во всем его облике и испытующем взгляде читается долгая и суровая жизнь, внутреннее достоинство, обаяние и сила.

12 верш. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Все учатся на государственную пенсию. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.

Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. В зрелый период (20-е гг. ) Никитин добивается яркости индивидуальной характеристики модели, убедительности передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита, в котором преобладают тёплые, золотисто-коричневые тона (Пётр I на смертном ложе.

Дряблость старческой шеи. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды.