Художник Павел Филонов Картины

Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова

Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее. В начале XX века родилось немало концепций русского авангарда. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России.

Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Иллюстрации Филонова иего собственная поэзия получили высокую оценку Хлебникова. После нескольких неудачных попыток поступления в Академию художеств юноша все же смог стать ее вольнослушателем, но уже через пару лет покинул ее стены, так как взгляды академистов были слишком далеки от его зарождающегося авангардистского мировоззрения. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки.

Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Всодружестве схудожниками «Внепартийного общества» (Д. Н. Какабадзе, Е. Н. Псковитинов, А. М. Кириллова, Э. А. Лассон-Спирова) выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев ирисовальщиков Сделанные картины» (Изд. Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»).

Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Через соученика поАХ художника В. И. Матвея познакомился сновыми направлениями вискусстве, был вчисле первых ипостоянных членов объединения «Союз молодёжи» (1910–1914). Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Рассказывают, что однажды у Павла Филонова спросили, что же такое аналитическое искусство. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные.

Впоисках символа «Мирового расцвета»// Символизм вавангарде. Окончил художественно-малярные мастерские при ОПХ вПетербурге (1897–1901), одновременно посещал вечерние рисовальные классы ОПХ. Официально признана в 1927г. С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. Создана Филоновым в 1925г.

Художник Павел Николаевич 
Филонов, картины 
и биография

Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография

Дмитриева-Кавказского. Осенью 1913 совместно сИ. С. Школьником выполнил кфутуристическому спектаклю «Владимир Маяковский» декорации (ковторому акту, утрачены) потрагедии В. В. Маяковского, состоявшемуся втеатре Луна-парка (2и4декабря 1913. Встатье Матюшина (1916) охудожниках «новой меры» имя Филонова было названо одним изпервых.

Он умер в первые дни блокады, завещав все свои картины государству. Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Напроходившей втедни музейной конференции «от группы левых художников» предложил преобразовать МХК в«Институт исследования культуры современного искусства» (резолюция от9июня 1923). Дж. В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии.

Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ. Полученный заказ издательства «Academia» наоформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей засобой название «Школа Филонова». Сам художник был выходцем из очень небогатых слоев общества. Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916--18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края. Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941).

Художник Павел Филонов: 
картины, биография

Художник Павел Филонов: картины, биография

Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство. Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет».

Скорее, это утопия. у одних – каменные скулы, крепкие, неподвижные, у других – широкое, вздувшееся лицо. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена.

Был вольнослушателем вАХ (1908–1910), среди педагогов особенно выделял Я. Ф. Ционглинского. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Посткубистический интерес кбиологическим закономерностям развития материи иинтеллектуального осмысления динамики её развития, Филонов вглавных постулатах концепции «аналитического искусства» соединил сновым философским пониманием феномена творчества некак краткого акта, вдохновения, акак интеллектуального ипсихофизиологического длительного процесса, развивающегося вовремени ивовремени изменяющего смыслы. 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства.

1940). «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова). «Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель. Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства».

В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Он путешествовал не только по Европе, но и совершил паломничество в Иерусалим. Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело – и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. Руководил (с15августа доконца 1923) отделом общей идеологии Гинхука, написал программу института («Идеология аналитического искусства».

Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. Участвовал ввыставках общества (1910, 1911, 1912, 1913–1914), диспутах ииздании сборника «Союз молодёжи» (1912. В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства».

Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных -- от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета -- следовательно, только пролетарий». По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета».

В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». Н. Бурлюк вдокладе рефлексирует ипоповоду таких картин Филонова, как «Восток иЗапад» «Запад иВосток» (1912–1913), программных втовремя для общей платформы «Союза молодёжи». Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена.

Картины Филонова, 
биография художника

Картины Филонова, биография художника

Жестко выполненные портреты -- как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре». Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский художник Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры.

Рисовать Филонов любил с детства. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912). В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины.

В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ). ГРМ). В семье, кроме Павла, было еще пятеро детей – четыре сестры и один брат.

Не зря их называли центростремительными художниками. В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом. В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). Потом он перешел к "аналитическому" искусству.

Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно.

Вхудожественное интуитивное знание он стремился привнести элементы научного познания. Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Художник умер в первые дни блокады от голода. Свой метод художник называл «аналитическим». В создавшихся условиях в 1977 г. Е. Н.

Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству. Ощущение смотрящего лица -- подоснова поэтики Павла Филонова. Впервые опубликован: Филонов 2006). М., 1990. ГТГ), «Две девочки» (1915.

Павел Филонов: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Павел Филонов: самые популярные картины (топ 12)

Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». Светлое будущее, верилось всем, придет очень скоро, надо только немного потерпеть, поднатужиться, поработать, пострадать за него. Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. На этот раз на Sothebys состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб. Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин».

Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы. Впредвоенное время укрепился иподвижнический настрой Филонова. Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ.

Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет». Филонов Павел Николаевич (1881-1941) – русский художник и график.

Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. Он стал настоящим мастером авангарда. Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого». Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения.

Он часто мог существовать «вне общих правил»– жил жизнью аскета, когда кнему пришёл успех писал многодельные «сделанные картины», поражающие зрителей огромным внутренним напряжением, вовремя господства провокационного небрежного стиля кубофутуристов. С Филоновым произошли удивительные события. В 1932 году Филонов последний раз принял участие в выставке в Русском музее. Это и супрематизм Малевича и лучизм Ларионова.

Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов.

Ввод вмировый расцвет» (1914–1915. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ).

Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье.

Павел Филонов – 
картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Павел Филонов – картины с названиями и описанием по алфавиту

Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. Ленинградский дом учёных). В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности.

После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом. «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. С. 40». определит. Мать его была прачкой, отец – кучером, а потом извозчиком.

В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности -- отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). В1918–1923 развивает многомерное символическое понятие-образ «мирового расцвета». Огромный холст занимал почти всю стену. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.

Вработах (ярче всего вдвух вариантах «Пира королей») колорит древних восточных изападных цивилизаций словно вплавлен вязык нового искусства. В1901–1903 всоставе бригады под руководством художника Н. Н. Рубцова выполнял декоративные росписи позаказам канцелярии Императорского двора (имение принцев Ольденбургских Рамонь под Воронежем идругие). Оказалось, что на многих его картинах основное (большое) изображение состоит не из странных геометрических фигур, а из более мелких простых рисунков, которые можно различить, если близко подойти к картине.

Картины художника-авангардиста 
Филонова

Картины художника-авангардиста Филонова

Отсюда возникает главная тема творчества Филонова — «формула» («Формула петроградского пролетариата», 1920-1921). Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция наобщих собраниях Горкома художников (1934–1935) способствовала его дальнейшей изоляции ион был вынужден даже прервать визиты учеников ксебе домой. Аналитическое искусство. Стр. Работы этих лет демонстрируют тяготение художника к неопримитивизму и экспрессионизму («Святое семейство», 1914). Справедливо полагая, что через окна хоть какой мастерской мир не узнаешь, Филонов путешествовал паромом по Волге, побывал в Иерусалиме, а также посетил Францию и Италию.

Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы.

В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования. Путешествовал поШексне иВолге (1905) дважды (1907, 1909. ) паломником побывал вИерусалиме, посетил христианские монастыри наАфоне, Синае, Новом Афоне наКавказе. Предложенные им понятия «глаз видящий» и«глаз знающий» зафиксировали смещение интересов Филонова ивсего нового искусства кобласти психологии творчества инаучного познания, которые впоследствии (1920-х) стали частью его теории «аналитического искусства».

Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). Он верил, что созданное по его методу искусство, — искусство будущего, которое приведет к «Мировому Расцвету», так как основано на гармоничном взаимодействии человека и природы, на научных принципах, обращенных к интеллекту зрителя и развивающего его. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно.

Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Неслучайно, ещё дореволюции творчество Филонова дважды становилось предметом внимания его соратников по«Союзу молодёжи» иих специальных исследований. Одна из таких тем — тема современного города. В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства. Филонов. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913).

Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел. В это же время Филонов формулирует теорию «аналитического искусства», ставшего основой уникального стиля художника. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Филонов добавил ксимволизму саморефлексию художника.

В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи». Матюшин утверждает явное первенство Филонова после того, как увидел вмастерской художника абсолютно новые работы, «сделанные» попринципу органического роста, «Цветы мирового расцвета» (1915.

При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим отграфика, ноформально неучаствовал впроекте иего имени нет среди участников выставки вДоме печати всоставе МАИ он неэкспонировался инадругих выставках (1928–1929, 1930). Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», -- объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины».

Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923). Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца.

В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н. Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Критики встретили художника чрезвычайно тепло.

Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Но начавшиеся ранее кражи и контрабандный вывоз работ художника за рубеж продолжались. В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями.

у третьих – круглые, застеклившиеся от безумного ужаса глаза. «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия».

Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ. Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. А при удалении от нее мелкие "рисунки" сливаются в одну цельную картину. В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

Рекорды на аукционах, 
цена картин Филонова

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Впоездках для заработка часто писал многочисленные натурные виды ипортреты иконы. Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Филонов, как и его учитель, рисовал в это время сцены из восточной жизни, цветы, плоды, птиц, рыб. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы».

Петербург). После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). (Весь состав см. : И. Пронина.

22мая). Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. И, как сказано в автобиографии, «все это время. Филонов знал законы ремесла ивсегда отделял его отэкспериментального творчества.

Он оформлял книги и спектакли и учил молодых художников, как делать картины.

«Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова -- в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль -- трагедия «Владимир Маяковский» (1913). Филонов ведет себя независимо -- отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года). велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Преподаватели Академии не принимали его творческий метод.

Экспертиза и продажа картин Филонова

В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. Работая впечатной рекламе, держал экзамены вАХ (1903, 1906), занимался вчастной студии академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903–1908), участвовал впоказах ученических летних этюдов.

Эти картины нельзя оценивать по фотографиям. Художник Филонов был однозначно на стороне большевиков и даже едва не сделал карьеру революционного деятеля, но игра во власть ему быстро надоела. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. «О цвете не заботьтесь, -- писал Павел Филонов, -- работа над формой. Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства.

1923. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Наобложке манифеста впервые появляются ключевые для мировоззрения художника в1910-е– начале 1920-х словосочетания-символы «мировый расцвет», «сделанные картины». Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». В1931–1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги ивпамять околлективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» сабстрагированными портретами своих учеников (1933). Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.

Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух. Филонов не продавал своих картин. Самая светлая композиция этого периода – «Головы.

до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству». Совместно с И. С. Таким образом, закон, в отличие от канона, предполагает построение и развитие от частного к непредсказуемому общему.

Автор символико-философских картин, портретов. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Судьба нескольких исчезнувших в разные годы произведений художника остаётся неизвестной25. Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью». Состоялось несколько общественных просмотров иобсуждений неоткрытой выставки. Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов.

2). Мать работала прачкой. Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Идут слухи о его искусстве -- пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится». Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же.

Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле. Родился в Москве. Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда».

О жизни и творчестве 
выдающихся художников

О жизни и творчестве выдающихся художников

Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава. В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. В семье было пятеро детей. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) возвращён не был.

Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир. В 1898 году Филонов стал посещать вечерние курсы Общества поощрения художеств, в 1903-м пошёл учиться в частную мастерскую академика Л. Е. В 1989—1992 гг. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». В 1887 году умер отец, а в 1896 – мать.

Поступить в 1908 в Академию художеств вольнослушателем Филонову удалось лишь с третьей попытки. Созданием композиции «Перерождение интеллигента» (1912. ) символически засвидетельствовал окончание творческого усвоения языка аналитического кубизма иидей футуризма. В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. После революции художник почти не выставляется. Первая симфония Шостаковича» (1935). Эта декларация напечатана в 1914 году. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага».

В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». На1-й государственной свободной выставке произведений искусства (1919) цикл «Ввод вмировый расцвет» издвадцати двухпроизведений «выглядел Араратом навыставке»– помысли В. Б. Шкловского был самым важным иконцептуальным авангардным проектом. Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов. В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь. Вовремя фактического раскола «Союза молодёжи» вначале 1914 выступил синициативой создания нового общества, обращался спредложением кМ. В. Матюшину иК. С. Малевичу.

Филонов Павел Николаевич 
художник

Филонов Павел Николаевич художник

Филонов резко увеличил интенсивность работы икмоменту ухода нафронт осенью 1916 успел создать самые большие иизвестные живописные портреты («Портрет Ф. Азибера ссыном», «Портрет А. Н. Гуэ», «Портрет певицы Е. Н. Глебовой». Это был его собственный стиль, были и ученики, но у них так не получалось. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой.

Последним делом Филонова оказалась созданная им школа -- Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Филонов был особенно близок с В. Хлебниковым, который оказал заметное влияние на творчество художника. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы».

  1. Лидер русского авангарда Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
  2. Семь малоизвестных работ Павла Филонова
  3. Аналитическое искусство Павла Филонова
  4. «У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»

Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. (Текст «Канон изакон» – рукопись, авторизованная запись слов Филонова. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич).

Школьником оформил постановку трагедии В. В. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество). «Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. По свидетельствам современников, писал иконы.

  1. Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
  2. Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
  3. Коллекция Государственного Русского музея
  4. Теоретическое наследие Филонова

Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. Наставления ученикам -- «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», -- поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. М., 2003).

Вдухе революционной прокламации изложил свои взгляды наперспективы развития искусства в«Декларации Мирового расцвета» (газета «Жизнь искусства». В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Одна из крупных школ русского авангарда. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость.

Его отец был кучером, а мать — прачкой. Филонова эта участь не минула, он трижды поступал в прославленное заведение, пока его наконец взяли вольнослушающим. Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными.

Уделяя так много внимания технической стороне творчества, Павел Филонов практически ничего не писал о скрытой символике своих анатомированных картин, названия которых указывают на связь с интуитивным, подсознательным процессом познания мира, который в бесконечно дробящемся на первоэлементы и в то же время целостном, пульсирующем жизнью виде предстает в таких произведениях Филонова, как Белая картина, Победа над вечностью, Формула вселенной, Формула весны, Живая голова и др. Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ). В авангардном движении Филонов занимался сближением разных типов познания мира. Происходящее совершается людьми и для людей.

Но он отказался. Продолжал работать пометоду «аналитического искусства» («Первая симфония Шостаковича» «Лики». «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. «Мировый расцвет»). Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». Свои природные данные он развивал самоконтролем. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова.

Лидер русского авангарда 
Павел Николаевич 
Филонов (1883-1941)

Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать.

Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. А тут прекратились даже и редкие участия в сборниках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем.

Осенью 1910 добровольно покинув АХ и, удалившись впригород Петербурга, создал первые работы вдухе мистического символизма («Герой иего судьба», «Головы»). Он продолжал работать ипосле большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны вэкспозиции «Выставка живописи искульптуры ленинградского Горкома художников» (16марта– 16апреля 1941. К1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. рука собрала на холст эти отрезанные головы. Портреты относятся к ранним работам. Глебова передала всю коллекцию в дар Государственному Русскому музею (ГРМ).

И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции. Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать. П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой.

Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. Начало творческого пути Филонова граничит с объединением «Союз молодежи». Мастер показывает биохимию картины, тщательно вырисовывая каждый атом образа. Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет.

Филонов был известен как фанатичный трудоголик. Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. ГРМ), «Две девочки», тогда ещё нигде невыставлявшиеся. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств. Дом искусств им. К. С. Станиславского).

Г. Ф. Коваленко. наивысшее действие цветом Мислер Н., Боулт. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа. По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». Столь своеобразная и фанатично проповедуемая художественная концепция не была откровением самоучки. Традиция владычества, тоже умирающая». Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году.

Лица», 1926). В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Гуэ. С этого времени его имя вычеркивается из истории искусства.

После успеха в1919 начался короткий период светлых «революционных ожиданий» художника исамых авангардных, светлых поцвету, абстрактных произведений нафилософские темы– ореволюции вРоссии, окосмосе ичеловеке («Космос», «Земля впространстве», «Человек вмире»). В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи. Сб. статей под ред.

В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Номер 20. Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя.

Просьбу Луначарского о серии реалистических полотен, воспевающих счастье социалистического труда, Филонов проигнорировал. С 1925 года он возглавляет творческое объединение «Мастера аналитического искусства», получившее известность благодаря коллективной выставке в Доме печати и работе над эпосом «Калевала». К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста».

И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». Начиная с семидесятых годов, официально не признанное творческое наследие Филонова стало объектом пристального внимания представителей антикварного рынка и криминальных кругов. Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета»— наиболее важный документ аналитического искусства.

Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. Параллельно ссозданием общества Филонов проиллюстрировал стихи «Изборника» В. В. Хлебникова (1914), выпустил иллюстрированную книгу «Пропевень опроросли мировой» сфутуристическими поэмами «Песнь оВаньке-ключнике» и«Пропевень про красивую преставленицу» (1915). Нозамысел художника заглублён, он лежит вне плоскости однозначных толкований. В частности, на парижской выставке 1989—1990 гг. В 1897 году, выпустившись, переехал в Санкт-Петербург и поступил в живописно-малярные мастерские на средства Александра Андреевича Гуэ, богатого инженера, мужа его старшей сестры и владельца немецкой компании, занимавшейся строительством электростанции в столице.

Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств.

Актриса Е. Н. Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения художеств (1898--1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903--08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908--10). Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова.

Собирали древности и изобретали «заумь». В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филоновцев». Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах -- не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства».

К 1922г. Зауспехом книги последовало приглашение участвовать ввыставках: «Выставка портрета» (март 1933. Так, втезисах доклада (1913) Н. Д. Бурлюка была отмечена связь образов художника спроизведениями Гойи, Босха, Эдгара По, обращёнными кподсознанию человека, атакже скультурами народов Индии, Китая иМонголии.

Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. М. В. Матюшин -- друг и художник идущий в чем-то близким путем, -- привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915). Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью.

Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца. За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд -- «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 --15).

Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Картина, по мнению Филонова, должна развиваться также, как растет все в природе.

Оформив работу наимя своего пасынка П. Э. Серебрякова, Филонов вместе сним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды (находился вИсаакиевском соборе), вреалистической манере писал портреты, в том числе вождей. По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу бешенством скорби.

После конфликта в«Союзе молодёжи» (6декабря 1913) подписал коллективное письмо вподдержку Л. И. Жевержеева. Школа Филонова» (1927–1930, формально до1932), очём свидетельствует заказ наоформление зала Дома печати испектакля покомедии Н. В. Гоголя «Ревизор» впостановке И. Г. Терентьева. Так часто и называются его композиции -- «Формула мирового расцвета» (1915 --16), «Формула космоса» (1918 -- 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Все– ГРМ).

При полном безденежье в1930–1938 художник получал редкие заказы поискусству. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде. Раннее творчество Филонова вписывается в рамки модерна и вполне может быть отнесено к символизму.

Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. Ленинградский областной дом художника) «Выставка художников-туристов» (май–июнь 1933. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Она считается одной из самых крупных школ русских авангардистов. Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует.

Он родился 8 января 1881 года в Москве. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам. Созданный им Устав одобрили. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества.

Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться. Вовремя конфликта между членами МАИ (май 1930) произошёл раскол иФилонов вышел сгруппой единомышленников изсостава коллектива.

Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. В семье было шестеро детей. Поездка во Францию и Италию (1911--12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма.

Но время меняется и круг его зрителей становится все уже. С1921 занимал активную позицию наразличных диспутах повопросам культурного строительства. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев.

Эта женщина видит лошадь спереди. Важной чертой личности художника стало харизматичное отношение кискусству, что определило многие его действия ивсоветское время: голодая, он всёже решительно отказывался откаких-либо материальных поблажек идаже отназначенной ему «по старости», анеза «заслуги» пенсии. Работа велась с двух сторон одного холста. издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала».

Совпадения не случайны. В 1911 году Павел Филонов принял участие в выставке Союза молодежи. Художник родился в Москве в семье мещан. Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов.

Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»).