Художник Попков Картины
Рабочая тема, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.
К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков»
Выступление Попкова на этом собрании принесло свои плоды – ситуация в институте изменилась к лучшему. Впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл «Мезенские вдовы» (1965-1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка».
Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Но художник, как его ни уговаривали, все же отказался от роли «модного» портретиста, осознавая, как губителен для творчества такой конвейерный подход. Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. «На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Еле жив остался.
Советский художник Виктор Попков
В те годы считалось, что настоящий писатель – Пригов, а Пастернак написал неудачный опус – Доктор Живаго. Выучи детей, если сможешь». Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы.
А Виктор Попков остался. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна.
Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. Но главная задача была выполнена.
Впереди – ее сотрудничество с различными издательствами и особенно плодотворное с издательством «Малыш», где она работала над оформлением книг Р. Киплинга, С. Маршака, Б. Житкова и многих других. В 1972 году закончена «Северная часовня». Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках». Он был создателем «сурового стиля», в котором воплотились образы строителей «Строители Братска», женщин, лишившихся во время Великой Отечественной войны своих мужей и сыновей — полотно «Вдовы», потомков героев прошедшей войны, задумывающихся, а достойны ли они их славы — картина «Шинель отца».
Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. Дипломной работой Попкова в училище стал портрет писателя Николая Островского, работающего над романом «Как закалялась сталь». Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить.
Работы художника Виктора Попкова в моей школе
На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее.
Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки. Тогда в этом издательстве работали многие художники-нонконформисты (Оскар Рабин, Олег Васильев и др. ): работа с детской иллюстрацией была возможностью зарабатывать для художников, которым были закрыты пути для участия в официальных выставках. Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея. Во время учебы Попков знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой и по окончании училища они вместе поступают в Суриковский институт.
Работы художника Юрия Попкова (50 фото)
«Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им». Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Начался отход назад. В каждом деле Попков искал главный смысл, не отвлекаясь на частности, умел ставить себе задачи и находить самые прямые пути их решения. Слева старушка, справа молодая девушка.
А Творчество Попкова глубоко национально. В 1957м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей. Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека. Накакое-то время онобращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие.
В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков. В. И. Напредложение работать наКГБ «вежливо» уклонился: «Нурадбы служить, нопью. » Онбыл одним изнемногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына наЛенинскую премию, хотя голосовать занего втовремя требовало определенного мужества.
Таково, в частности, самое последнее полотно, «Осенние дожди», посвященное Пушкину, показанное на выставке уже после смерти художника. Для него родная земля не была пустым понятием.
Защита прошла с блеском. Приступ отчаяния. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Он снова и снова всматривался в себя, пытаясь разобраться со своей жизнью, своими принципами и ценностями. Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» – русской иконой, «Двое» – Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» – графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко. Там он вырос, там состоялась свадьба со Степанидой Ивановной.
Был героем дня. Он был учителем Виктора Попкова. Художник выбрал пейзажное решение темы.
Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Вот и они сами тоже не знали. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем».
С наивностью и бесстрашием – так как сентиментальное высказывание в искусстве опасно, проще быть циником – Попков рисовал старух и детей это редкий случай, чтобы художник так много рисовал младенцев и беспомощных стариков – в то время авангардисты чаще рисовали беспроигрышные полоски и писали Брежнев – козел, а вот любить мало кто отважился. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. строго лапидарны по композиции, скупы по цветовому решению (Строители Братской ГЭС, 1961, ГТГ). В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще.
Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Происходило осмысление недавней истории страны. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции.
«Суровый стиль» в картинах Виктора Попкова
Он всю жизнь искал, смело экспериментировал, сказал свое слово в изобразительном искусстве, оно ни на кого не похоже. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Налицо был большой социальный успех. Большая часть интеллигенции его поколения существовала поинерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, ноте, кто хоть как-то задумывались, дактомуже имели талант отБога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», неумея, незная, как сохраниться отсебя, своих страстей иотбезбожного времени. Он был из шестидесятников, тех, кого в детстве обожгла война и кто, преодолевая боль невосполнимых утрат, заставлял зрителей не только сострадать своим героям, но и удивляться, восторгаться их силой и мужеством их неземной красотой.
Виктор прошел с первого раза в 1952 году, Клара – со второго. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям.
Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Линия легко и свободно подчиняется ему. Лауреат Государственной премии СССР 1975 г. за серию картин «Размышление о жизни». Однако нерв, энергия Попкова непозволяли задержаться вэтой нише надолго. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Нонескорбь ипамять обылом задают тональность всей картины.
Вот и они сами тоже не знали. В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. В конце 60-х гг. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет.
Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова
Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Попков). Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России.
Попков Виктор Ефимович (1932-1974), советский художник и график. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год). Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни.
Экспертиза и продажа картин Попкова
И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ. Детство Попкова— заводская коммуналка вподмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. Молодая семья поселилась вместе с родителями жены в двух комнатах: в одной жили родители Клары и ее тетка Анна, в другой – Виктор, Клара и их сын Алеша, родившийся вскоре.
Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле.
- Надежды маленький оркестрик под управлением любви
- Художник Попков Виктор Ефимович
- Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
- ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932-1974) – РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК
- Виктор Попков: Художник навдовьей земле
Такси не останавливались. Такси не останавливались. Виктор Ефимович Попков принадлежит к числу художников-шестидесятников. Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Как-то очень жестоко.
Например по той картине что размещенна как заглавная. Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах «Шинель отца» (1972) и «Хороший человек была бабка Анисья» (1973 все – в Третьяковской галерее). Это был настоящий успех. В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться додома.
- Темы дня: Березовский – Китайская поэзия – «Юби» – Хармс – Балканы – Соковнин – Азадовский
- Виктор Попков: Я все равно буду живописцем
- Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма
- Первые шаги на творческой стезе
Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства.
Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами». Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Попков Виктор Ефимович, художник
Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее. Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972), «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. Первую из своих картин, «Молодость», он написал с дипломной работы (три цветные линогравюры и десять больших акварелей на темы жизни Казанского вокзала, которыми блестяще окончил Институт имени Сурикова в 1958 году).
Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.
Полотно было замечено и принесло успех автору. Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В.
Смотрел на мир свежим, зорким взглядом, в процессе труда улавливал четкие ритмы, строгую гармонию. Почетного диплома удостоены были в 1967 году в Париже на Международной выставке молодых художников три картины Попкова: «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Двое». Интуитивно, на ощупь он подходит ктеме христианского смиренного принятия инесения своего креста.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Антикварный салон, Санкт-Петербург
Все это станет в будущем чертой, отличающей Попкова от многих коллег-художников. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Когда мы это услышали, Вити снами уже не было.
правда, он и этого не умел. Страшно. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. Потребовалось множество этюдов изменение ракурсов, освещения, выбор вместе с Рейнером лучшего варианта композиции – пока, наконец, решение не было найдено и картина не обрела идеальную завершенность.
Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. Тем с большим удовлетворением встретили все, кому дороги талант и творчество крупного, яркого художника Виктора Ефимовича Попкова, присуждение Государственной премии СССР за 1975 год его картинам «Строители Братска», «Бригада отдыхает», «Северная песня», «Семья Болотовых» и «Шинель отца».
О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Вдохновенный поэт и Россия слились в один ясный образ. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Защитил диплом на отлично. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну», 1968), «Старость» (1969).
Картина раскрывается перед зрителем постепенно. В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов. Её можно было бы сформулировать как: «А стоят ли эти, даже пусть и высокие цели, потерь стольких лет молодой жизни полных сил и творческой энергии строителей. Приступ отчаяния. То есть, к определенной субкультуре советской интеллигенции, у которой, по словам Булата Окуджавы и в мыслях не было идеи изменения советского строя их задачей было очеловечивание его.
Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы". Художника-трибуна все касалось: и радость и боль общества. В то же время, его творчеству присущ проникновенный лиризм. Большой мощный дуб как древо жизни, среди его багряной листвы неожиданно просвечивают зеленые листья тотже смысловой мотив повторяется визображении людей: группка молодых композиционно ивцветовом решении отдельна оттолпы старух вчерном. В будущем эта кажущаяся «неудача» с поступлением на факультет живописи даст Попкову возможность не только стать прекрасным художником-графиком с узнаваемой сильной и уверенной манерой рисунка, но и во многом заложит основу его неповторимой индивидуальности живописца.
Художник и его жена и жили и работали в одной комнате, параметры которой некоторым образом вошли в историю искусства: размер знаменитой картины «Строители Братской ГЭС» точно соответствует размерам стены комнаты в Молочном, невольно заставляя вспомнить Александра Дейнеку, написавшего одну из лучших своих работ – «Будущие летчики» – в крошечной пятиметровой мастерской. Попков поднимает ноту скорби довысокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, совсеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, нослушать свои порывы идоверяться им». Отдадим должное матери Попкова, почувствовавшей искренний и серьезный интерес сына к занятиям живописью и поддержавшей его в этом начинании. Узнав, что его работу опубликовали, Попков, по его собственному признанию, «плакал слезами радости» и в этой искренней, почти по-детски счастливой реакции на первую известность, есть какое-то чисто попковское обаяние: ни показного равнодушия к собственному успеху, ни сдержанного сознания своих достижений, вместо этого – переполняющая его трогательная чистосердечная радость, которую не смогло омрачить неизбежное самоедство художника.
Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь еевенчается полнотой, она плодоносна. В своем дневнике об этом дне художник писал так: «Защищался последним из графиков. Время не помогло этого художника разглядеть. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой.
Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Безусловно, первые шаги молодого художника были на редкость успешными. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий. Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым.
Судьбу его матери, Степаниды Ивановны (1909 – 1986) во многом определили события, выстраивающиеся в длинный трагический ряд и фатально повторяющие друг друга: ранние смерти отца, мужа и четверых детей, ни один из которых не дожил до своего пятидесятилетия. Попков).
Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни наСевере. Стыдно, правда. Виктор Ефимович Попков родился в Москве 9 марта 1932 года, учился в художественно-графическом педагогическом училище, окончил графическое отделение Суриковского института. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная". Общеизвестны ее иллюстрации к «Усатому-полосатому», «Галке» и многим другим.
В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Художник Макс Бирштейн запомнил выразительную сцену: «ВКолонном зале Дома Союзов заканчивал работу съезд Союза художников. Художник Виктор Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля». Последнее слово, которое нужно сказать в заключение, обошлось без всхлипываний.
Например, полотно «Лето. Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Строительство Кабельного завода. Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность.
Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне – оцепенении («Работа окончена», 1972, ГРМ). Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Отделение травильное. Его искусство активно общественно, социально. Одну из вещей – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», сопроводив прекрасным отзывом.
Он органически не принимал лжи и несправедливости. Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике.
Для матери это один из самых счастливых дней. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Он мне объяснил смысл своего замысла так. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью и бросила на снег ключ. В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку.
О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. Картина эта интересна, нова и очень убедительна. Осенние дожди (Пушкин 1974) – все в ГТГ. «НаСевере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иужесли появляется цветок или красное платье, тоони смотрятся значительно ивоздействие ихобостренно выразительное» (В. Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков. » Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа.
30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже.
Темп его творческой активности до предела напряжен. Вы знаете, кого любила группа Коллективные действия или Мухоморы. Была слышна трансляция. в творчестве Попкова усиливается интерес к глубоко психологичным, многоплановым образам, раздумьям о смысле бытия, утверждению нравственных идеалов простого человека: Северная песня (1968), цикл Размышления о жизни (в том числе Шинель отца, 1960-70-е гг. ), Хороший человек была бабка Анисья (1973).
Что такое соцреализм. В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его изпетли. Двое. Здесь вечный земной круговорот увядания жизни иее нового зачатия, вкоторый включены иприрода ичеловек. Картина «Мой день» тому свидетельство. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия.
Он собирался уезжать. Эти работы ранее нигде не публиковались. Фигуры героев отделены пространством. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью.
В СССР, в стране «победившего пролетариата», рабоче-крестьянское происхождение будущего художника, как ни странно имело не только свои плюсы, но и минусы. Кибрика (1948-1952). После окончания института много ездил по стране: на строительство Иркутской ГЭС (1956), на строительство железной дороги Абакан—Тайшет (1959), на строительство Братской ГЭС («Строители Братской ГЭС»), на целину, по русскому северу (цикл «Мезенские вдовы»). Работал в особом жанре драматической картины- метафоры. Попков регулярно экспонировался на выставках в СССР и за рубежом. Это – бетонщица, заливающая раствор водой или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива. Один из наиболее ярких представителей «сурового стиля» 1960-х гг. Учился в Московском государственном графическом училище (1948-1952), затем в МГХИ им.
Он умел учиться, а это верный признак таланта. Самые значительные из этих произведений, пожалуй, «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну») и «Воспоминания. В 1968 году прошла выставка его работ Мезенского цикла, за две недели экспозицию увидели более тридцати тысяч зрителей.
Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли заграбителя ивыстрелили вупор. «Осенние дожди.
Получилось, написал реквием самому себе. Агде их мужья, дети. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно).
На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. Онбыл единственным, кто сказал обэтом открыто. Все, что касается русской национальной культуры имеет огромный интерес.
На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества. Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына. Артур Христианович Эбер». Виктор Попков был удостоен Государственной премии СССР за цикл произведений «Размышления о жизни», куда и входили перечисленные выше полотна. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна или серии».
Президиум взамешательстве. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. На первом плане – узнаваемый местный пейзаж с перекати – поле, на среднем – фигуры строителей на дальнем-индустриальный пейзаж.
Нацелине написал ряд картин изсерии «Люди целины». Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. В обществе, которое, как декларировалось, поддерживало человека «из народа», художник с биографией Виктора Попкова должен был получить «зеленую улицу» для реализации своего таланта.
Картины Попкова того периода нередко встречали непонимание их критиковали ревнители «украшения» действительности. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Прощание проходило вДоме художника наКузнецком мосту. Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках.
Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. Насцене поставили картины «Осенние дожди.
Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. Одна из самых знаковых картин живописца— «Осенние дожди. Пропустив год обучения из-за рождения сына, Клара окончила институт двумя годами позже, подготовив в качестве дипломной работы замечательную серию цветных литографий «Зоопарк». Его, как и Пушкина, в самом расцвете творческой зрелости настигла пуля – случайная, неожиданная, нелепая смерть.
Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Общественная жизнь стала оживать. Мыстояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Онкак Гагарин шпарит покрасному ковру споднятым вверх мандатом.
Наказ мужа она выполнила, никогда больше не выйдя замуж и полностью посвятив себя детям. Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое». Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую онуспел завершить перед смертью. Вспоминал отца, погибшего на фронте.
Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения. «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. Сурикова в мастерской Е. А. Показательна была его реакция наввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Именно за эти работы он был позже удостоен неофициального звания создателя и классика «сурового стиля». «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти напринципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени.
Она плакала, да и не только она». Он родился в Москве, в семье рабочего. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Результатом этих поездок был ряд картин, в частности — «Братская ГЭС».
Требовательный к себе, прекрасно учившийся и всегда стремившийся получить максимум знаний и практического опыта (вплоть до того, что, будучи на втором курсе, ездил на практику вместе с четвертым), Попков не был оторванным от жизни, погруженным только в свою работу художником. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности.
Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля. Ему несвойственны колебания, недоверие к себе, которые так часто тормозят творческий процесс. Это правда, которая нам нужна». На целине написал ряд картин из серии «Люди целины».
— обижался Попков». Вдовы». Вдовы, уйдя мысленно вмолодое, счастливое время, хотят впрошлом набраться сил для сегодняшнего дня идня завтрашнего. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки.
В дальнейшем он все чаще стал обращаться к темам драматическим и трагическим, стремясь к обнаженной правде, зная, что жизнь не только радостный праздник красивых людей, но и страдание и горе и что можно быть хорошим человеком, обладая непривлекательной внешностью. Картина «Весна в депо», созданная художником в 1958 году, на излете «оттепели», по своему оптимизму, ощущению радости жизни близка работам из серии «Транспорт», которые были приобретены Третьяковской галереей. В нем одном уже содержалась возможность «программного» произведения — народного и бесконечно человечного. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Когда мыэто услышали, Вити снами уже небыло. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей повсей русской земле.
Остановлюсь еще на одной существенной черте. Попков неслучайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону. Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу.
Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое посвоему проявлению». ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ. Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972).
Ряд листов посвятил строительству Абакан-Тайшетской трассы. В том же 1958 году, когда состоялась защита, Виктор вместе с женой переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и работал художник Виктор Ефимович Попков». К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Количество и расположение цветов на венке намёк на массонство. А было бы забавно начать изобличать Попкова по той же схеме что и в случае с Васильевым. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица».
И в искусстве начались изменения. Попков с удовольствием писал старух. Другая важная тема – размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день» (1968). Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. Попков тогда взнак протеста толивсерьез, толи вшутку постригся наголо.
Ну, вообразите себе человека, который придет в интеллигентный дом, где читают Кафку и скажет, что он любит Родину, а его папа брал Берлин. На свадьбу сестры, несмотря на протесты матери, отдал все деньги, выданные ему на натуру. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. На защите были мать, Коля, Клара, Витька Барвенко.
Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. В каждой картине – характер и судьба. Герои «Весны», занятые тяжелым трудом, в будущем займут место на полотнах сурового стиля, который прославит мастера. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор.
Попков. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. В каждой картине – характер и судьба. Пушкин».
Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Заслуженную большую славу имел еще один из ранних холстов — «Строители Братска».
Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в «Северной часовне», 1972, Русский музей А. С. Пушкин в «Осенних дождях», 1974, Третьяковская галерея). И давняя студенческая композиция с бетонщицей – хорошее тому подтверждение. Его вообще не должно было быть в этот день в Москве.
В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. Чтобы расти и формироваться, настоящий талант должен знать то, что было создано его великими предшественниками, опираться на их достижения – или, в своем развитии, спорить с ними. В частности, появляются работы, в которых художник обращается к теме отчуждения, к нравственным противоречиям времени.
Есть жизнь, которая будет счастливой, мечты, которые сбываются, несмотря на все трудности – так же как в депо (на переднем плане картины) прорастает деревце с нежными зелеными листьями, чья хрупкость подчеркнута мощью огромных колес паровоза. Понимая, как трудно приходится матери, дети во всем слушались ее, старались помогать. Попков почувствовал существо поэтического вдохновения ибо оно было свойственно ему самому и вело художника разными путями. Для меня Попков всегда был «пролетарским художником». Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения.
В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Сурово возвышенные по эмоциональному строю картины Попкова начала 60-х гг.
Рука так и лезла почесать в голове или тронуть нос, надувал и без того надутые желваки.
Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. И в том, что Виктор посвятил себя творчеству, несомненная заслуга Степаниды Ивановны. Но не уехал.
Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. Но не уехал. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил наударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя. Он сам не знал, какую линию выбрать— у него их было несколько. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость отсоветской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от«больших тем».
Получилось, написал реквием самому себе. Витя даже не поехал его хоронить: не мог смотреть, как маленький гроб с телом брата опустят в землю, много плакал. Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс, на котором вместе с ним оказались такие будущие мастера, как Купряшин, Калинычева, Насонов, Ткаченко. Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). Три из тринадцати его линогравюр приобрела Третьяковская галерея, серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и, наконец, тоже была приобретена Третьяковкой.
Президиум взамешательстве. Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. Ранее мы выяснили, что произведения художника могут стоить более полумиллиона долларов. В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм. Рассмотрим, например, такого художника, как В. Е. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым». Однако здесь нет тяжеловесности и пафоса «большого стиля» предыдущих десятилетий.
Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика. Работы художника заставляют зрителя думать. Картина «Воспоминания. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. «Иногда казалось, что художник писал все, открывающееся глазу, не производил отбора», – отмечает В. Манин. На графическом отделении Суриковского тогда преподавало немало значительных мастеров – М. Н. 1973 В 1973 г. Виктор Попков побывал на Северном Кавказе, в городе Прохладный.
Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Другое детское потрясение вполне могло стоить мальчику жизни. В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись.
Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями. Алексич, Г. Б. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150работ мастера. Сохранившийся альбом набросков Попкова за 1947 – 1949 годы (преимущественно натюрморты и портреты) демонстрирует впечатляющую быстроту обретения навыков: поначалу это совсем беспомощные рисунки, но очень быстро их сменяют более техничные и грамотные работы.
В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на улице Горького. ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА. Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Когда он принес мне эскиз своей последней большой картины «Хороший человек была бабка Анисья», я был восхищен не только композицией, но и названием картины: оно казалось мне необыкновенно талантливым. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда онискренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам онвто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. В первые годы его искусство откровенно мажорно.
Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. По сути, он всю жизнь бодался с властью. Обнажен, так как открыт для всех и искренен в своем творчестве. Но самое главное произведение Попкова— его судьба. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «Наработу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни.
Одним из центральных произведений этого стиля считается полотно «Строители Братской ГЭС». Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях. Красота есть и в ритме, объединяющем все части картины в неразрывное и музыкальное целое.
Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Пространство передано плоскостно, условно. А еще через некоторое время появился на свет младший сын Анатолий.
Да почему они одни. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы, которые, приняв его за грабителя, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят. К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания.
Председательствующий говорит, что мыподходим коценке деятельности прошлого Правления. (Студенты сами оплачивали работу натурщиков и поездки на этюды). В то время большинство абитуриентов старались поступить «на живопись» и дирекция института сознательно решила перебросить часть сильных ребят «на графику». Впрочем всё это я пишу в шукту. На переднем плане ребенок, который еще не может вникнуть всуть происходящего, он стоит спиной кмогиле илицом кзрителю— жизнь продолжается. Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени.
После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины. У Кибрика-преподавателя тоже был особый дар: он помогал своим ученикам в полной мере раскрыть свой талант, максимально точно выразить то, что ищет воплощения. Запомнилась его молниеносная реакция, когда отдружеской беседы, может быть пустой, онмоментально оказался натрибуне». Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века. Почему. »— «Дождь в душе», — ответил Попков.
Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости. Эта статья написана в 1976 году по поводу персональной выставки работ его воспитанника. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Учитывая стоимость его полотен, рекомендуем проводить оценку в экспертных центрах. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые. Его симпатии стали настойчиво привлекать именно подобные образы.
Он собирался уезжать. Персональные выставки художники проходили в 1976 г. в Москве и Ленинграде. И она его не щадила. С отличным дипломом его поздравляли все – от уборщицы до директора.
1966 В 1966-1968 гг. Государственная премия СССР (1975). Где счастье, на которое они имели полное право. Когда писал «Шинель отца»— плакал.
Приезжал из института и сразу садился рисовать. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Из этих художественных экспедиций Попков возвращался переполненным впечатлениями, почувствовав атмосферу грандиозных строек, развернувшихся в послевоенные десятилетия, с большим количеством этюдов, многие из которых в дальнейшем привели к созданию прославивших его картин. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.
Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Именно в духовной области, помноженной на силу и прелесть изобразительного мастерства, заключены содержание, ценность, смысл и воздействие искусства Виктора Попкова. Он умел учиться, а это верный признак таланта. Больше писем не было. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля напереднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение отжизни ксмерти. Такая замечательная картина, аты молчишь.
Учеба в Суриковском стала важным этапом в формировании Попкова-художника. Е. КИБРИК, народный художник СССР / Виктора Попкова я знал с его студенческих лет. В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» удалось прояснить благодаря случайным свидетелям.
В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников» : была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Ей хлопали за такого сына. Была слышна трансляция. Все его программные полотна об этом.
И здесь на помощь приходила удивительная свобода выражения. А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся. Несмотря на такую высокую оценку его творчества, Виктора Попкова трудно назвать «певцом социализма», для этого он слишком талантлив, слишком искренен и вот таким образом в его работах так много печали. В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира). Сидел, то бледнел, то краснел, а в целом был зеленый. Учился в МХИ (1952-58) у Е. А. Кибрика.
Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. На Всемирной биеннале молодых художников в Париже в 1961 г. получил ГранПри за картины «Двое» и «Бригада отдыхает». Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе.
Внимание к персоне живописца не случайно. Это правда. В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл». Он был единственным, кто сказал об этом открыто. В его композициях много энергии, молодого задора. Опережая сокурсников, только намечающих планы работ, Виктор, поглощенный творчеством, заканчивал один этюд за другим.
Работы Попкова интересны, уютны, талантливы, по своему самобытны и поэтичны. Для живописи Виктора Ефимовича характерна эта удивительная человечность шестидесятников, свой независимый от «линии коммунистической партии» взгляд на мир, на роль человека в обществе. Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа. Он был в Средней Азии, в городах Поволжья, на Байкале, на трассе Абакан — Тайшет, на целине — в степях Казахстана, в городах Средней России, на Белом море, в Архангельской области, был в Крыму, на Кавказе и в Прибалтике. В этом был «драйв», азарт настоящего художника: не надо брать подсмотренных готовых сюжетов – это слишком просто.
Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям. Но время и ее не пощадило. Постепенно устраивавшуюся жизнь прервала война, на которую отца провожали всей семьей.