Художник Рокотов Википедия
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Художника привлекает внутренняя красота человека. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. В 1765 году удостоен звания академика. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска).
С. 10. ). «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году.
А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Сумароков известный поэт М. М.
Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.
В Москве он начал работать как художник. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. художественный музей Белоруссии).
В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека индивидуальности характера. – СПб., 1998. Струйский и его связи с Ф. С. В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Именно Ф. С.
С. 68 – 71. ). Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски).
В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Но настоящее исследование его наследия началось лишь в 1920-е годы, после первой персональной выставки. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским».
Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины.
ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы.
Краткие сведения о жизни художника
Таковы портреты Струйских. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет.
Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Небывалый случай.
Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Орлова (ГРМ). Рокотова // Искусство. Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо».
Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Ранние работы художника также не сохранились. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Федор Степанович Рокотов.
О жизни и творчестве выдающихся художников
Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. ГИМ) и В. И. Майков (1775.
В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. Среди них можно выделить портрет И. Г. – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне.
О знаменитости:Русский художник-портретист
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. Рассмотрим, например Портрет Майкова (1765г. ). Федор Степанович Рокотов. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
ГРМ). Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В.
- Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Биографии великих и известных людей
- Краткая биография Федора Рокотова
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Рокотова от его современников. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ. Херасков создает литературный кружок молодежи. – М. : Художник РСФСР, 1962.
В конце работы художник наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Колористическое решение художника безупречно. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве.
- Преподобный Зосима игумен Соловецкий (1478)
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- Фёдор Степанович Рокотов: биография
Художник преуспевает: он обзаводится своей мастерской, у него появляются ученики, с помощью которых признанный мастер исполняет многочисленные заказные портреты крупнейших государственных деятелей и дворянской знати. Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок.
Рокотов Федор Степанович (1735. И все же в произведениях старших современников не найти той прелести жизни, той поэтичности, которые одухотворяют рокотовский портрет и свидетельствуют о рождении в русской живописи нового отношения к образу человека. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. В своем родном городе художник в основном работает по частным заказам, хотя ему и пришлось выполнять отдельные поручения Академии художеств.
- Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Федор Рокотов: биография и картины
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.
Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии.
принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии.
Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. И. И. По праву наиболее известны ныне не парадные, а непринужденно-интимные портреты работы Рокотова, которые принято связывать с его московскими годами.
Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками и нынешним поколением любителей искусства. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву. Сумарокова. Он становится адъюнктом, преподавателем.
- Федор Степанович Рокотов биография
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Рокотов Федор Степанович (1735-1808)
Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы и зал искусств «Парнас». То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг. За это творение он был милостиво награжден. Лицо написано чуть ли не осязаемо. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок.
В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Придворные наперебой заказывали ему портреты. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств.
Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами. Репнина. Однако из недавно найденных документов стало известно, что Федор Степанович Рокотов был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину. Вот таким образом у Ф. С. ГТГ).
Портрет императрицы очень декоративен. Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Т. 1.
В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись. ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг.
Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа.
Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Существует и другая версия, согласно которой Рокотов – незаконнорожденный сын князя Петра Репнина. В нем художник становится более конкретным. Она мимолетна. Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики.
В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов. Художник стремится передать сложность и красоту внутренней сферы портретируемых.
Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. ГТГ). Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено.
В Москве им была открыта частная школа живописи от знатных москвичей он получал большое количество заказов (не имея возможности справиться со всеми, предоставлял выполнение второстепенных деталей ученикам). Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету). Художника связывала с Струйским, надо полагать, давнее знакомство еще по Петербургу, где Струйский с 1763 года служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Санти (1785, ГРМ), В. Н.
В 1760 году по словесному приказанию И. И. Шувалова принят в Академию Художеств. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Т. 1. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича.
Вот таким образом было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Майкова (ок. Земная судьба А. П. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Большая роль одежды, аксессуаров, а главное — красочная гамма, в которой преобладают довольно яркие цвета, а также заметная жестковатость рисунка отличают эти произведения.
Последним официальным заказом, выполненным Рокотовым, стала группа портретов опекунов Московского воспитательного дома (1768 г. ). Ему этого и не дали сделать. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. ГТГ). Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище.
В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». К биографии Ф. С. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника.
Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Суровцевой (1780, ГРМ). Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели. исторический музей). Рокотов Ф. С. При этом художник остается верен натуре. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
Повседневная академическая служба не могла не отнимать у художника много времени и мешала его творчеству. Её образ – словно воздушный полунамек. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. ГТГ). Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Следующим званием будет академик. Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться.
Растрелли. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских.
1765, Третьяковская галерея) излучающий гордое, мажорное обаяние. Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». в Павловском дворце-музее).
Херасков образовал литературный кружок. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С. В портрете В. И. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.
Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Тютчева (ГТГ), С. В. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог.
Судьба Струйской была не очень удачной. ГТГ), урожденной Озеровой. Описания их не в силах передать скольжение света на гладкой эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром, едва уловимые переходы одного полутона в другой, затягивающий сумрак фона из которого, словно наплывом, выходят к нам бледные лица. Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Но были и другие, более значимые связи. Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи.
Портрет И. И. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет.
В последний период художник редко возвышался до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, он ограничивался их обобщенной характеристикой. В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Струйской (1772, ГТГ), В. Е.
В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Гос. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один. С. 11. ).
Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». «Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи».
Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полу плач. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина».
В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. В нем уже чувствуется рука мастера. – М., 1959.
К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х годов все – там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году.
ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762. Им созданы фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. С. 94. ).
– СПб., С. 52. ). ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. В 1778 году умирает князь Репнин.
Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Здесь он сближается с просвещенными представителями интеллигенции, близкими по духу и мировоззрению художнику. А поэт М. М.
Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие.
Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. На губах едва заметная полуулыбка. Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. В 1762г. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным).
Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ). Федор Степанович Рокотов.
Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Портрет очень понравился Екатерине II. Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему.
На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал художник академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Судьба продолжала благоволить к художнику. Удивительно красивые лица. Каталог. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков».
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица. Духовный мир ее богат и сложен. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. Эталонными стали два портрета.
Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. ГРМ). Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см.
Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались. 1757 на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва).
В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Другие дети тоже не всегда радовали. Но в невесте Струйского художник увидел эту пока ещё ничем не замутненную красоту. Рокотова было много заказов от знатных особ. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11.
Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. – Да, проводились, но это было очень давно.
XVIII век. На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа. Особой утонченностью и трепетной одухотворенностью выделяются портреты графа А. И. Воронцова (не ранее 1765 г. ), А. П. Струйской (1772 г. ), Неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ). Женские портреты, как правило, овальной формы.
Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х.
В картине чувствуется нечто интимное. А в августе 1776 года Рокотов, уже знаменитый портретист и академик, писал прошение на высочайшее имя об освобождении своих племянников (Михайлов А. И.
Особенно выделяется портрет В. И. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму.
Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Он значительно усложняет свой изобразительный язык. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства.
Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. 6. В чем причина. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво. исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ).
Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. или между 1768 и 1773 гг. Даже в преклонные годы художник трудится много и вдохновенно.
Могила его, к сожалению, утеряна. Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). Шувалов не только его заметил, но и вырастил. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей.
Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». ГРМ). Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Орлов похож на переодетого античного бога.
В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. в Академию художеств. юность проходит быстро. Вырубова (ГТГ). Практически нет у него и купеческих портретов.
Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. ВоронцоваЖизнь Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808 гг. ), самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь.
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. 1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Каждый из них замечателен по-своему. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием.
Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). – М., 1963. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. Возможно, у художника слабело зрение. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В. И. Майкова (ок. Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс.
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Среди его наставников были Ротари и Токе. Но она была человеком своего времени. С. 142. ).
Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. Также можно познакомиться с видами усадьбы Отрада, где находились портреты Орловых, с пейзажами Москвы, выполненными Франческо Кампорези во второй половине XVIII века, с видами Петербурга на гравюрах середины XVIII века – все это разнообразит экспозицию. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. С него были сделаны две копии. Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре.
Художественное дарование Рокотова обнаружилось, вероятно, довольно рано и он был переведен в штат московского дома князя П. И. Репнина. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк» и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно.
В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. ГРМ). Портреты кисти Рокотова нравились императрице. В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика. В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова.
Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). С. 76 – 78. ). Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.
Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову.
Масон Н. И. – М., 1959. – М. : Искусство, 1945. Тому подтверждение – свидетельства современников.
Его часто приглашали ко двору. В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. Обрезков, который был послом в Османской империи. Больше он никогда не будет брать государственных подрядов.
В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Своей семьи у художника не было и самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».
Шувалов, первый президент русской Академии художеств всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. По его протекции Ф. С.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. При этом известно, что работал он не очень быстро.
Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение. Так И. И. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.
К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым). Это произведение отличается особым живописным своеобразием.
Нижегородский художественный музей). И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. Желающих заказать портрет много, вот таким образом приходится ждать своей очереди. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. Академия пока еще не открылась. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф».
(Сахарова И. Н. Е. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768. В их числе были А. П. Сумароков (1777.
Орлова, умного изысканного вельможи. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития.
Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Женские портреты, как правило, овальной формы. Его успехи были замечены. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого.
ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. — 1808), художник, один из лучших русских портретистов века Просвещения. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Его происхождение не совсем выяснено.
Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. 1954. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Гагарина (ГРМ), П. И.
Живопись. честь изящество, достоинства душевны – выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». В эти годы Рокотов пользуется огромной славой.
Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит мимо зрителя.
ГРМ), отличающиеся достаточно разработанным цветом и точностью в своих пластических решениях, но эмоционально приглушенные. За спокойствием и сдержанностью можно предположить внутреннее движение, пусть еще не вполне осознанное. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству. Надо отметить и исполнение портрета.