Художник Верещагин Василий Васильевич

Умер великий русский художник Василий Васильевич Верещагин по-настоящему геройски. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Так прервалась жизнь художника Василия Васильевича Верещагина.

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)— выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Василий Васильевич Верещагин— выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов. Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)— русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Василий Верещагин – художник батальных сцен

Он часто призывал природу участвовать в его картинах. В них изумляло все – и сюжеты и новый живописный язык. Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года.

Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины заокеанской публике. Его выставки с огромным успехом проходили во всех европейских столицах, пресса захлебывалась от хвалебных откликов.

Она стала провокационной, что возмутило правительство.

Василий Верещагин: 
жизнь и творчество 
художника

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Ещё в юности проявился жёсткий характер Верещагина. Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Вот и здесь изображены выжженная степь и сухие деревья.

Была намечена программа освещения Верещагиным действий русского флота в войне.

  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
  • Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото
  • Верещагин Василий ВасильевичКартины и биография
  • Верещагин Василий Васильевич: картины, биография
  • Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)

Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии. Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Александр III по поводу картин русско-турецкой войны сказал об их авторе: «Либо Верещагин скотина или абсолютно помешанный человек».

И вот началось поддержание в Москве порядка. Когда Верещагину стали поступать предложения о покупке «туркестанских» полотен от частных лиц, он крайне самоуверенно заявил, что продаст либо всю серию целиком, либо не продаст вообще. Перевязочный пункт под Плевной» и «Перед атакой». В пику своим предшественникам, живописно отображавшим лишь сцены военных побед, Верещагин представил войну как величайшую, общую трагедию и побеждённых и победителей. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд.

  • Художник Василий Васильевич Верещагин
  • Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
  • Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
  • Художник Василий Верещагин: биография, творчество, фото
  • Василий Васильевич Верещагин ( )
  • Василий Верещагин: жизнь и творчество

Оно производит на него глубокое впечатление. После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. Произошло это так. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. В третью роту определялись кадеты победнее. На картине не ощущается никакого движения.

Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. В 1891 году Верещагин и Андреевская поселяются в Москве. Впрочем по присвоению Нобелевской премии мира его прокатили, заявив, что он русский и значит был шпионом.

  1. Художник Верещагин Василий Васильевич
  2. Верещагин Василий Васильевич 1842–1904
  3. «Путешествие признаю великой школою»: первые поездки Верещагина
  4. Индийское путешествие Верещагина

Это скифы. ». В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Багеты изготавливали из дерева, наносили глянцевую или матовую позолоту.

В начале первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где и пробыл до конца военных действий (на правах вольноопределяющегося). Фишер-Рид вела путевой дневник, а позже опубликовала сборник «Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных». Отставному офицеру была открыта дорога к поступлению в Академию художеств.

  1. Балканский поход и новые батальные полотна
  2. Поездка в Палестину и евангельский цикл
  3. Василий Васильевич Верещагин в мастерской своего дома
  4. Верещагин Василий Васильевич: 1 комментарий
  5. Добавить комментарий Отменить ответ
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите. Наступил конец Бородинского сражения и в руках у оставшихся в живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону и даже какой-то раненый, приподнявшись над грудой трупов, тоже потрясает саблей. Василию Верещагину был 21 год и думал он недолго. Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Известен он был также как писатель-публицист.

Брат Верещагина Сергей был убит, Александр тяжело ранен. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.

Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны и страшные бои под Телишем и победа под Шипкой. Высокий чин поинтересовался, не хочет ли молодой художник путешествовать, мир посмотреть и рисовать только то, что самому захочется. Разверстые челюсти и пустые глазницы внушают страх.

  • Известные произведения Верещагина Василия Васильевича

Выставки картин Верещагина имели огромный успех. Через полторы минуты «Петропавловск» затонул в водах Желтого моря. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука.

В то время художник много работает над психологическими портретами. С картинВасилия Верещагина на зрителей как бы пахнуло жаром раскаленных степей Туркестана, они впервые увидели, как живут люди в этом загадочном крае. И действительно для французов уже наступали черные дни. В «балканскую» серию входит около тридцати картин. Панихида» (1878-79, ГТГ) стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику.

К счастью, медицинской комиссии проходить не пришлось — поверили на слово и новоиспеченный гардемарин был уволен со службы «по болезни согласно его просьбе». В декабре 1879 года выставка с балканскими работами Верещагина прошла в Париже. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Художник, график, публицист. В семье Верещагиных родились двенадцать детей из которых выжили семь (шестеро сыновей и одна дочь). Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины.

Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.

И вот все растаяло исчезло, как дым. После этого художественное сообщество России уже не могло игнорировать талантливого «дилетанта-недоучку». Уже в июне 1877 года Верещагин был тяжело ранен в бою и отправлен в госпиталь в Бухаресте.

Литературно-исторические 
заметки юного техника

Что это значитъ. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. На многих из них видны следы от сабельных ударов. Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», т. к.

Мы живем в цивилизации войны. Несколько картин для своей галереи купил П. М. Мысли о продолжении учёбы и получении диплома Академии были оставлены навсегда.

Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью. В связи с этим он уехал в Осло, где устроил свою выставку. Его отец – Василий Васильевич Верещагин (старший) – на протяжении продолжительного периода был уездным предводителем дворянства мать – Анна Николаевна Жеребцова – происходила родом из дворян Тверской губернии. Литературное наследие Верещагина в основном представлено путевыми очерками, дневниками («Очерк путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно».

Французы отступали по разоренной местности. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. С семи лет он воспитывался вдали от семьи.

За полотно «Побеждённые. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси ещё семь лет назад. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Тем не менее они продолжали работать.

Его интересовала настоящая жизнь, с её яркими красками и необычайными явлениями. Ужасно. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне. Что за люди.

Позднее Верещагин привозил из всех своих путешествий не только этюды, но рукописи. Разорвав в клочья свой академический этюд, разрабатывавший мифологический сюжет возвращения Одиссея домой, он навсегда оставил Академию. В качестве эпилога к «туркестанской» серии Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (1871, ГТГ).

Он стал приверженцем критического реализма. Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Царские гробницы», «Святое семейство» и другие. Уже с ранней молодостиВасилий Верещагин никому не угождал, не терпел фальши и порой даже впадал в неистовство, отстаивая свою позицию. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Он стал вольноприходящим учеником Рисовальной школы Общества поощрения художников.

Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Художник также посетил Кубу и Филиппины, создал ещё ряд замечательных произведений «госпитальной» серии, навеянной американо-филиппинской войной. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи.

Отдельные картины оказались в музеях и частных коллекциях за рубежом. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату. Но радость победы испытывают не все. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.

Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только. Душевное страдание и ужас обессилили его. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, все его бесцеремонное самодовольство.

Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. И Верещагин выписал из Москвы пианистку, ставшую в последствии его женой.

Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига. На этом полотне изображена груда человеческих черепов, над которой кружат птицы. Пришлось, мягко говоря, слукавить, чтобы расстаться сз военной службой. Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. Известен как художник-баталист, художник-путешественник. В засаде крестьяне ожидают врага.

Но этот «комикс» – история в картинках – так и остался незаконченным.

Как только картина появилась на выставке, о ней заговорили по всей России. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Здесь он писал полотна на библейские сюжеты. И это привело в шок его современников.

Но вскоре после возвращения художника в Москву начинается русско-японская война.

Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Россия оказалась непобедима.

Дважды, в 1887–1888 и 1894 гг., посещал Русский Север. Вот этапы его большого пути.

За 40 лет он добился того, что Россия стала лидером экспорта сливочного масла. С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». С началом русско-японской войны В. В. Верещагин выехал на фронт и погиб 31 марта 1904 у берегов Порт-Артура при взрыве броненосца «Петропавловск» (вместе с ним погибли более 600 человек, в том числе командующий флотом в Тихом океане, вице-адмирал С. О. Макаров).

Из-за этого толки о картине шли самые разные. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых – «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей». Но через несколько дней произошла трагедия. Пожар достиг своего апогея, превратив Москву в подобие огненного лабиринта, в котором ничего не стоило заблудиться и стать добычею огня.

В 1890 году Верещагин вновь женился – на двадцатитрёхлетней Лидии Васильевне Андреевской. По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. И вновь он на Кавказе и в Париже На родной реке Шексне.

Скобелев под Шипкой») и сатирические (триптих «На Шипке все спокойно»). Степан Осипович Макаров и Василий Васильевич Верещагин погибли в числе первых, они стояли рядом на капитанском мостике «Петропавловска».

Преодолев все трудности, он окончил корпус первым учеником. Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.

Среди них: В Успенском соборе (1887 — 1895), Пожар (1896 — 1897), Сквозь пожар (1899 — 1900), Расстрел в Кремле (1897 — 1898) и другие. Однако и немалая часть его художественного наследия бесследно исчезла, либо абсолютно неизвестна в России. Произведения Верещагина имели антивоенный характер и в 1901 его кандидатура даже выдвигалась на соискание первой Нобелевской премии мира. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. И уже в 1903 году Верещагин из Иокогамы докладывает военному ведомству, что войны с Японией избежать не удастся.

В семь лет был определён в Александровский малолетний корпус в Царском Селе. Начальник добавил также, что деятельность такого рода может быть очень опасна. Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Только вороны ещё живы в этом краю мёртвых.

В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Сложно переживала этот период вся семья Верещагиных. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам. Но художник твёрдо стоял на своём: «Я пишу войну так, как она есть». Всемирно известный художник, чьи работы получили признание как в России, так и за рубежом, родился в Череповце в 1842 году.

Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899 — 1900). В 1902 году картина «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» была готова. Четвёртая рота, куда попал маленький Вася, была, по словам самого Василия Верещагина, «середина на половине — и не аристократическая и не плебейская», тогда как первые две — формировались из представителей состоятельной аристократии, «белой кости». Тем же приказом ему было присвоено звание «прапорщика ластовых экипажей».

Не без помощи своих родных братьев, боевых офицеров Александра и Сергея Верещагиных, художник оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов главнокомандующего Дунайской армией. Писать «на продажу» Верещагин никогда не стремился. После того, как он оставил Академию, уехал на Кавказ, где продолжал писать свои картины, а затем в Париж, где продолжил обучение. Новый Прометей, он слишком многого хотел. Подобно отцу проявил храбрость, был ранен и награжден Георгиевским крестом. По палестинским этюдам в Мезон-Лаффите художник создал картины «Стена Соломона», «В Иерусалиме.

Всегда тщеславный, резкий, нетерпимый к любой критике, он к тому времени сильно изменился. Перевязочный пункт под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно», «Апофеоз войны» (на раме которой была сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим») и др. Он строит себе Москве дом имеющий вид русской избы. В 1880-1883 годах проходят выставки работ Верещагина, посвящённых русско-турецкой войне.

Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. Близкие и знакомые Верещагина недоумевали, что же заставляло художника ввязываться в такие опасные передряги и рисковать жизнью. В этом бою, за проявленную храбрость, Верещагин получил Георгиевский крест 4-й степени.

Приехав в Самарканд после взятия него русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжелую осаду этого города восставшими местными жителями. С Верещагиным познакомился знаменитый критик, один из идеологов «передвижничества» В. В. Стасов, который уговаривал Верещагина примкнуть к Товариществу и выставить на очередной выставке несколько своих работ, но свободолюбивый Василий Васильевич отказался.

Но она была вовремя остановлена. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Сохранился «Послужной список (Аттестат) В. В. «Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора.

Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Да и финансовые дела Василия Верещагина были не особенно хороши. Мы много знаем о войнах.

И вот в 1863 году Верещагин уехал на Кавказ, где провел полтора года: путешествовал, делал наброски с натуры изучал традиции народов Кавказа. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. Навещая по выходным в Петербурге родителей, он рисовал с натуры братьев. Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Однако батальные работы Верещагина, благодаря отзыву Александра II, уже снискали себе славу «антипатриотичных» и «антихудожественных». В Академии Верещагин занимался с исключительным прилежанием, но через три года убедился, что академическая система обучения, основанная на условных принципах позднего классицизма, далека от жизни.

В то время как французская армия расположилась в Москве и ее окрестностях, русская сосредоточилась в лагере при Тарутине в Калужской губернии, отстоящем от Москвы на 166 верст. Он решил отойти от классицизма. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей.

Если смотреть на его картины в соответствии с датой написания, можно проследить всю цепочку его жизни и путешествий. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Мысль завладеть Петербургом и вынудить Императора Александра начать переговоры очень льстила Наполеону. Кстати, картины Верещагина нередко сопровождались подписями и пространными комментариями, что давало повод критикам заметить, что «подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин».

На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. Это обстоятельство в корне изменило планы художника. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Два полотна: «Победители» и «Побежденные.

Долгое время он жил за границей, пока в 1891 не поселился с семьей под Москвой в Нижних Котлах (в настоящее время – район Нагорный Южного административного округа столицы), где по его собственному проекту был построен дом-мастерская. продаваемость его картин. Он бросает всё и мчится в Россию. Перевязочный пункт под Плевной», «Турецкий лазарет». Жизнь Верещагина полна авантюр. Пертовка Череповецкого уезда.

Таким образом художник выразил свое отношение к любым военным действиям. Он погиб и его тело не успели вынести с поля битвы. В 1877 г., едва началась русско-турецкая война, Верещагин оказался добровольцем на фронте. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Вопреки воле родителей, считавших профессию художника унизительной для столбового дворянина, Верещагин оставляет морскую карьеру и поступает в 1860 г. в Академию художеств. Герои его евангельских картин живут обычной жизнью — едят, стирают вещи, мастерят утварь.

Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий.

Он должен был стать военным или дипломатом. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. Он тут же едет во Францию и поступает в Парижскую Академию изящных искусств.

Летом 1868 года он чуть не погиб в Самарканде – тогда русский гарнизон крепости, насчитывающий всего шестьсот штыков, оказался лицом к лицу с сорокатысячной армией восставших «аборигенов». Но художник до конца остался верен своим взглядам, принципам и убеждениям. Успех был неимоверным. Порядки в закрытом учебном заведении были ненавистны Верещагину. Но вот смерть неожиданно настигла солдата.

В 1885 году открылась европейская выставка. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены».

Изображен двор самаркандской крепости. Авторитет Верещагина – деятельного «борца с войной» – у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира. 31 марта (13 апреля) 1904 года рейд Порт-Артура потряс чудовищный взрыв – флагманский броненосец «Петропавловск» перестал существовать. Из 650-ти членов экипажа удалось спасти лишь около 60-ти.

Среди наиболее известных картин Верещагина – «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Подавление индийского восстания англичанами», «Перед атакой», «После атаки. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Перевязочный пункт под Плевной» (обе 1881 год, ГТГ). Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Посреди полей, в топкой холодной грязи горели огромные костры из мебели красного дерева и позолоченных оконных рам и дверей. Они слетаются к трапезе, увлечённо выискивают на почти голых черепах остатки мяса.

Эти призраки были солдаты Великой армии. Художник для зрителя совершил открытие неведомого. Проучившись три года, художник заявил о том, что в Академии занимаются «чепухой». Верещагин вернулся в Россию с крупной суммой денег и новой женой. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины.

Наполеон оказался побежденным. «Французы, — вспоминал Верещагин, — были с нами любезны, но, состояли после Крымской войны на верху славы, смотрели донельзя надменно, очевидно, только жалея нас и лишь допуская необходимость и для нас дышать, двигаться, жить». Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».

Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Жители всех деревень в районе неприятельского похода, оставив полевые и прочие работы, покинув на руки женщин все домашнее хозяйство, перешли к выслеживанию французов. Картина «Побеждённые. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам вторжения Наполеона в Россию.

К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. ВерещагинаВасилия Васильевича среди них не оказалось. В начале 1890-х он посещает родные места – едет в Вологду и её окрестности. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. За Серпуховской заставой. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.

Авторский «эпиграф» к картине «Апофеоз войны» звучит так: «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». В 1897 году приобрёл имение на Черноморском побережье, близ Сухума. Сын Верещагиных Василий (1892–1981) в 1911 году поступил на юридический факультет Московского университета.

Не дожидаясь закрытия выставки, Верещагин вместе с женой отправился в Индию. Однако, Академия назначила юному дарованию стипендию. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Верещагин один из первых художников, кто возвысил свой голос против захватнических войн.

В Балканскую серию входит около тридцати картин. Деревня Нижние котлы. Василий Верещагин мечтал окружить себя в будущем античными образцами — они помогали ему отстраняться от «грубой действительности». Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Вскоре о нём заговорила вся Европа.

Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Военное ведомство также было довольно кавказским дебютом молодого дарования. Верещагина не поняли и не оценили современники, считая произведения художника лишь данью нигилизму «шестидесятников». Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Сын небогатого помещика был определен волею родителей, помимо его собственного желания, в Царскосельский малолетний кадетский корпус, а затем продолжил образование в петербургском Морском кадетском корпусе (1853 – 1860).

Государственные музеи покупать их не собирались. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874 — 1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж-Махал (1874 — 1876).

Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. Эти полотна, действительно, нелегко дались Верещагину. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой.

Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. В одном из писем П. М. Третьякову, высоко ценившему талант художника, Верещагин писал: «Передо мною, как перед художником, война и ее я бью, сколько у меня есть сил сильны ли, действенны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады». Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником.

Название художник позаимствовал из донесений русского генерала от пехоты Федора Радецкого. Все было новым, ярким и технически и сюжетно. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Во время одной из схваток за ворота цитадели был смертельно ранен солдат. Данные черты характера позволили ему создать значительное число работ. Ташкент» (1869-70, ГТГ), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870, ГТГ), «У крепостной стены. «Пусть войдут» (1871, ГТГ), «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872, ГТГ), «Продажа ребёнка-невольника» (1872, ГТГ) и др.

Но, вопреки всему этому, Верещагин поглощён планами будущих путешествий, захвачен «вечными исканиями» и гоним «вечным недовольством». В 1873 году Василий Верещагин закончил свою «туркестанскую» серию. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). Вооружились чем попало. Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии.

Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Известие о войне застало В. В. Верещагина в Париже. В понимании самого художника, очевидца и участника кровопролитных сражений, война отвратительна и беспощадна вне зависимости от цели и причин конфликта, вне зависимости от того, какими методами и каким оружием оперируют противоборствующие стороны. Тысячи французов избивались или забирались в плен.

Василий Васильевич Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». При этом он не принимал впоследствии любые другие звания и награды (в частности, в 1874 публично отказался от высшего для художников отличия – звания профессора Академии художеств, а во время русско-турецкой войны отказался от награждения Золотой шпагой). Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, «коротеньких поэм», как назвал бы их сам художник. В 1860 после успешного окончания Морского корпуса (был первым по успеваемости на курсе) В. В. Верещагин имел большие перспективы.

Отец, узнав об этом, лишает сына средств на существование. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ». Пострадали и несколько крупных работ, но Верещагин их вскоре отреставрировал.

Благодаря высокому уровню произведений самого В. В. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». Но выпускников четвёртой роты в дальнейшем направляли учиться в Морской корпус. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Через полтора года юноша едет в Париж, поступает в Академию художеств и с перерывами учится там три года (1864 – 1866).

Похвальная аттестация по результатам второго плавания позволила Верещагину получить чин фельдфебеля, перевестись в гардемаринскую роту, а, став помощником командира роты, получить отдельную комнату, где Василий мог практиковаться на «гипсах» в любую свободную минуту. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В. В. Верещагина. После смерти художника часть его полотен приобрел Русский музей в Петербурге.

Не замай, дай подойти, — словно говорит он. Георгия 4 – го класса, делает зарисовки. Верещагина, выданный ему канцелярией Туркестанского генерал-губернатора», в котором сообщалось, что Василий Васильевич женат на Лидии Васильевне Андреевской первым браком. У художника был явный литературный или, скорее, публицистический дар. Однако он иначе не мыслил своего творчества.

Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Впрочем, через три года учеба в Академии наскучила ему. Оказалось, что нужны специалисты, умеющие делать раскрашенные чертежи.

Результатом путешествия по Индии для Верещагина становится «индийская» серия — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. Поездка проходила вполне удачно, о чем Верещагин сообщал в письме жене 30-го марта. В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана. Тогда прапорщику Верещагину как военному человеку прямо приказали снять «порочащие воинскую честь» полотна. Пусто и мертво там, где прошла война. Все они были переколоты штыками.

Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Отступление, бегство» и другие. Колониальный аппетит Японии огромен, флот и армия прекрасно оснащены, солдаты преданы идеям Великой Японии и финансовая поддержка со стороны Британии и Америки очень мощная. Иногда рамы были настолько объемные, что по площади превосходили само полотно.

Никакие сыскные службы так и не смогли их найти. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. К тому моменту отношения художника с Елизаветой Кирилловной были на грани разрыва.

Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке самыми популярными из этих полотен являются «Шипка-Шейново. Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту. Родители, конечно, возражали против такого пути и лишили его материальной поддержки. Все годы в корпусе Василий учился отлично. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Панихида»), героические («Шипка-Шейново.

В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций. В этой войне принимал участие и его младший брат – Сергей Верещагин. И когда наконец французские войска покинули разграбленную, сожженную Москву и первые очевидцы страшного разорения вступили в Успенский собор их сердца дрогнули от ужаса и негодования перед этим неслыханным попранием святыни. В этом грандиозном сражении сложили свои головы многие русские солдаты и офицеры.

Скобелев под Шипкой» и триптих «На Шипке всё спокойно». Его первое произведение «Из рассказов крестьянина-охотника» было написано еще в юности в подражание «Запискам охотника» Тургенева. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. А Наполеон был такою личностью. Как художник-баталист Верещагин посвятил жизнь изображению «ужасов войны», самых отвратительных ее сцен. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Кроме того, его семья в России тоже осталась без средств.

Третьяков. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. «Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В 1863 году русский художник уехал на Кавказ, где много рисовал, рисовал с натуры.

Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. Их обстреляли турки и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признакигангрены. А три картины посвящены партизанской войне.

Она была готова к началу 1877 года и художник приступил к работе над своими индийскими картинами, за которой его и застала весть о начале русско-турецкой войны. Это были его собственные слова. А Верещагин после выставки написал еще три картины — «Турецкий госпиталь в Плевне», «После атаки. Здесь он занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай – дай подойти», «На большой дороге. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».

Эта картина связана с обороной Самарканды. И всё было именно так, как показал в своём произведении Верещагин.

Он нередко ссорился и разрывал отношения даже с близкими ему людьми. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. Это единственная принятая Верещагиным государственная награда. Старший брат Николай, успевший в качестве мичмана принять участие в Крымской войне, к тому времени уже подал в отставку, обосновался в деревне и, вопреки скептическому, даже презрительному отношению отца к этому делу, занялся сыроварением.

Под Плевной», «Атака» (не окончена), «После атаки. Столько дворцов. «Пусть войдут», «Смертельно раненый» и «Апофеоз войны» – самое известное произведение Василия Верещагина.

Родился будущий художник в 1842 году в городе Череповец. Затем он поехал в Париж, так как считал, что ему не хватает технической базы. Серьёзно увлёкся Верещагин уроками рисования в кадетском корпусе. Вас же, очевидно, занимает не столько вообще мировая идея войны, сколько ее частности». Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

На раме картины есть надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Написал воспоминания об отце. И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна.

Старший брат художника Николай считается «отцом вологодского масла». Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Василий Васильевич Верещагин — великий русский художник. В апреле 1877 года началась Русско-турецкая война.

Сразу после этого он поступил в Академию художеств. До 8 июня гарнизон оборонял деревянные ворота, пока не подоспели солдаты К. Кауфмана. Василий Верещагин выезжает на русский север. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». А 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился художник, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул.

Запечатлённые художником сцены, где правдиво показаны не только победы, но и поражения русского оружия, были признаны многими газетами и журналами написанными чуть ли не по заказу турок и предназначенными для украшения султанского дворца. Однако Академию он не закончил. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.

Верещагин без промедления вернулся в Россию. Ещё в 1914 году, к 10-й годовщине гибели В. В. Аскетичный в быту, «делать» деньги, а тем более тратить их с пользой, он абсолютно не умел. Получил домашние образование. Наступило 6-е сентября.

Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Русские тогда потеряли 1300 человек. Полотно «Побеждённые. Никто не выразил желания ее приобрести. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани.

Однако и здесь повторилась та же история: Верещагину быстро наскучило «набивать руку» в копировании памятников античности. Мира в действительности на Земле никогда не было. Начались трудные годы жизни. Броненосец наткнулся на мины, расставленные японцами. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня.

Картины Верещагина объединены в тематические серии: «Туркестанская» (1871-1874), «Индийская» (1874-1876, начало 1880-х), «Балканская» (1877-1878 и 1880-е), на тему Отечественной войны 1812 года (1887-1904) и др. Верещагин задумал отобразить историю захвата Индии англичанами. Не менее острой оказалась и другая работа живописца — триптих «На Шипке все спокойно».

Во время возвращения в Порт-Артур после боевого похода он стоял на мостике броненосца «Петропавловск» с альбомом в руках и делал очередной набросок. О конкретных причинах развода с Е. К. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях». Это они сами. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально. На улицах Новой Кульджи (Хой-Юань-Чен) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей.

Путешествие по церквям»), военными мемуарами («На войне в Азии и Европе»), а также повестями («Детство и отрочество», «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей»). После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида». За ним, сняв фуражку, стоит рядовой. Какое невероятное решение. В 1863 г. он отправляется на Кавказ для самостоятельной работы на натуре. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».

В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России священную войну. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Какого сорта был этот порядок, мы достаточно хорошо знаем по бесчисленным историческим свидетельствам, сохранившимся от того времени. Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет. Картина написана в 1871 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. За роялем, по его замыслу, должна была сидеть исполнительница в национальном костюме. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.

Значительна работа художника над созданием Трилогии казней: Распятие на кресте во время владычества римлян, Казнь заговорщиков в России (1884 — 1885) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884). На полотнах не было парадных триумфальных сцен.

Дети должны расти на родине. «Апофеоз войны» написан Верещагиным на фоне мёртвой природы. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. носящий мундир и ружье.

Два полотна – «Победители» и «Побежденные. Он сразу превратился в официальный памятник знаменитому художнику. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ.

Художник доверился ловкому организатору и все картины, конечно, бесследно исчезли. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Этого было мало. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Дружным Ура.

Две противоборствующие группировки того времени – Товарищество «передвижников» и приверженцы «академизма» – буквально рвали художника на части. В балканскую серию вошли трагические полотна («Побежденные.

В результате у Верещагина возник серьёзный конфликт с его непосредственным начальством. Сорок этюдов, написанных под пулями и гранатами, были вероломно похищены. Художник работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. Родители отказали ему в помощи, но он остался непреклонным в своем решении. На этой войне художник и погиб. Рос мальчик в отцовском имении на приволье.

В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов. Его вновь обвиняли в клевете на русскую армию, в антипатриотических настроениях, а некоторые «бывалые» офицеры, просидевшие всю войну по штабам, заявляли в лицо художнику, что «такого просто не может быть». Когда его пленила женственность Лидии Васильевны. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Николай Васильевич (1839 – 1907), окончив естественный факультет Санкт-Петербургского университета, стал общественным деятелем.

Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.

Появились дети, Верещагин обзавёлся домом с огромной мастерской, с адресом: Москва. Плавание на «Камчатке» преследовало не только учебную, но и практическую цель: надо было доставить во французский порт Бордо команду и оборудование для строившегося там русского фрегата «Светлана». Всё это окончательно убедило В. В. Верещагина в его «избранности» как художника.

И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887 — 1895), Ночной привал великой армии (1896 — 1897). Не раз он отказывался от наград, в прочем, как и от звания профессора Академии художеств. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. Приближается враг. Большинство широко известных и признанных в мире произведений В. В.

Фишер биографы Верещагина точных сведений не имеют, а потому умалчивают. И это не удивительно. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. А между тем давно ли.

При этом художник ничего не привносит «от себя». Пожалуй, это была единственная в его жизни награда, которую художник не отказался принять. Под Плевной», «После атаки. Все просто смотрят и бездействуют. До самой своей смерти он выплачивал Елизавете Кирилловне деньги (возможно, на содержание их общего ребёнка), хотя в письмах оставленная супруга ссылалась на то, что деньги ей нужны для ухода за своими престарелыми родителями.

Верещагина среди них не было. В картине С оружием в руках — расстрелять (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. Глядя на лучшие полотна этой серии – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76, ГТГ) или «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» (1875) – современный зритель может скептически хмыкнуть: вот, мол, как человек без «полароида» маялся Однако никакая современная фотография не в состоянии передать атмосферу горных пейзажей Гималаев, своеобычность красок, отобразить уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии в 70-ые годы XIX века.

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Но художника это уже мало интересовало.

Это он был основателем российского сыроварения инициатором крестьянского «артельного маслоделия», выросшего в крупнейшее кооперативное движение России и таким образом, основоположником промышленного молочного производства в России. Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880 — 1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. мы с вами расходимся немного в оценке моих работ и очень много в их направлении. Под Плевной» и «После атаки. Путешествие было не из простых: на них нападали дикие животные, приходилось переходить вброд ледяные реки и пережидать снежные бури., — писал художник. Эти храмы их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – все иное.

На картине мы видим оставшиеся от города руины, обмелевшие колодцы. Он принимал участие в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японской (1904-1905) войнах. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой». Верещагин создавал портреты простых жителей изображал сцены из их жизни.

В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. И жуткая пирамида черепов – с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле.

Вдруг палуба содрогнулась от взрыва. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «На мосту», «Прогулка в лодке», «Японка» и другие. Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Это одна из самых известных картин балканской серии. Его задача – достичь адекватности между тем, что он пишет и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти и живописным изображением. Выдающийся русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в Череповце Новгородской губернии в семье помещика средней руки.

Панихида» – навеяны кровопролитными боями под Телишем. В них, кажется, навсегда застыл предсмертный ужас испытанный людьми. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира.

На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Большая часть работ уже была приобретена для галереи Третьякова в Москве. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества.

Вернувшись оттуда, Василий Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. В 1919 году выехал из Москвы, затем эмигрировал в Чехию. Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор. В 1867 году Верещагин, прикомандированный в чине прапорщика (с позволением носить гражданское платье и не стеснять себя военной дисциплиной) к командующему Туркестанским военным округом генералу К. Кауфману, уехал в Среднюю Азию. Вопреки расхожему мнению о нём, как о человеке, который «умеет обделывать свои дела», Василий Васильевич к деньгам и материальным благам вообще относился равнодушно. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку.

Хивинцы бежали, а за свой подвиг Верещагин получил орден Св. Георгия IV степени. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. Вот тут-то и понадобились ему деньги.

Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. Василий Верещагин и сам раненый в это время, тяжело переживал смерть брата.