И Колхозница
Скульптура «Рабочий и колхозница»
С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона.
Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов получил задание разработать конструкцию скульптурной группы.
С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. Она впервые была издана в 1937 г. Для детей экспозиция будет интересна тем, что здесь предоставлена возможность самим попробовать себя в анималистике или поиграть в разные игры, которые придуманы сотрудниками зоопарка. А что сделал Шадр, ее друг. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.
Немного о самом Музейно-выставочном центре Рабочий и колхозница. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Главное творение жизни Мухиной, прославившее ее на долгие годы – это скульптура «Рабочий и колхозница». В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы. Именно такую архитектуру предложил Б. М. Иофан в конкурсных проектах Дворца Советов и Парижского павильона, смело сочетая ее с пластическими искусствами, в частности со скульптурой, приобретавшей новые «архитектурные» качества.
Павильон «Рабочий и колхозница»
Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Иофану. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.
Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница".
К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась. А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.
Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств.
Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Всего – 4 этажа и даже есть конференц-зал. Об истории создания скульптуры и постамента для нее рассказывают экспонаты музея. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20.
Формально немцы победили. Но с течением времени ситуация изменилась. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького.
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»
Ведь композиция стала для страны не только художественным, но и политическим событием предвоенной поры. Это было естественно: новый, вышедший на историческую и государственную арену класс должен был освоить культурные богатства свергнутых классов, а не «перепрыгивать» через них. Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее. Наверху посадили орла».
Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. Шпеер против Иофана с Мухиной. Воспитанный в традициях классической школы, он не остался чужд архитектурных веяний периода своего ученичества.
Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве
В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Торжественное открытие обновленных «Рабочего и крестьянки» состоялось 4 декабря 2009 года. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим. Львов, скульпторы З. Г. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д.
После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. Длина здания составляет 66м, на фасаде установлен оригинальный сохранившийся герб, созданный для выставки 1937-го13. Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками.
Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н. В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». При "росте" скульптуры в 24, 5 метра общая высота памятника с постаментом будет около 60 метров.
за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная».
Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. В своём эскизе Вера Игнатьевна использовала общую концепцию, предложенную Борисом Иофаном: мужская и женская фигуры, делающие шаг вперёд и поднявшие над головами серп н молот. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763.
Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»
Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Однако к ее мнению не прислушались. Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».
1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. Ощущение, что персонала слишком много. Все последующие годы, до самой своей смерти, Вера Игнатьевна неоднократно обращаясь в правительство с письмами о необходимости переноса статуи и разрабатывала проекты ее установки в различных местах Москвы.
В 1979 году скульптуру реставрировали. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Реставрационные действия продолжались около шести лет. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца.
Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. Интересный музей. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233. В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа.
Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Потом в помощь им наняли французских рабочих. От этого нового, небывалого еще искусства ждали понятности и впечатляющей величавой силы.
Замысел парной статуи «Рабочий и колхозница», которая должна была увенчать советский павильон на Всемирной парижской выставке в 1937 г., принадлежал архитектору Б. М. Б. Иофан писал, что во время работы над конкурсным проектом у него «очень скоро родился образ скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Но другого выхода не было.
80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике
Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. м, три зала отводились для временных выставок. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Упаковали все в ящики, обложили войлоком. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.
В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. В 2003 году с целью реставрации памятник был разобран на несколько десяткой фрагментов. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича.
Рабочий и колхозница, Москва: отзывы
Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона.
Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. Архитектор стоял на своем. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты.
Впрочем, были и критические отзывы. Обратили на себя внимание фотографии двухярусного троллейбуса (где оно – это чудо света. Мне нравится этот памятник, он красивый и величественный. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно.
Андреева. Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» является главным произведением В. И. Мухиной.
К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Такая идея увлекла многих и специально созданный совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР после проведения закрытых конкурсов в 1930-х годах, когда проект Иофана был принят за основу, особым постановлением от 10 мая 1933 года утвердил следующее положение: «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50—75 м с тем, тобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина» (В 1936 г. С. Д. Через три дня ткань со статуи убрали, одновременно с этим без объяснения причин был снят с должности заместитель начальника Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы Алексей Куренной, который выдал разрешение на проведение акции. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта.
Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. В итоге П. Н. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Это были рельефы и отдельные группы па пилонах.
«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница
Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Орел против серпа с молотом. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Сборка статуи была завершена в рекордные сроки — всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти.
Экспозиция представляет зоопарк, который скрыт от постороннего взгляда. Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Народ идёт вяло -- по 2 человека в час. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Статую поделили на 44 части.
И хотя сегодня ко многому советскому порой относятся довольно скептически, он дорог моему сердцу. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась.
Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». В 2003 году приняли решение провести реставрацию монумента, по плану работы должны были завершиться к 2005-му. Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал.
В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты—рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Троцкого.
На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым». Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»).
Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы.
Выставочный зал Рабочий и колхозница (ВДНХ)
Она полюбила сталь как отличный пластический материал, ее волновал отсвет сварки и все то, что ее раньше пугало, стало близким и понятным. На самом деле всё было наоборот. Много лет работавший с Б. М. Иофаном И. Ю. Эйгель, хорошо знакомый со всеми перипетиями проектирования Дворца Советов, писал позже, что «это решение не могло быть сразу воспринято автором проекта, основанного на не-сколько ином приеме композиции, Иофану нелегко было преодолеть самого себя». Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ).
Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден.
Теперь пойду на концерт у них -- музыка барокко в постаменте Рабочего и колхозницы. Вера Мухина выиграла объявленный конкурс на создание скульптуры. Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее. Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной.
Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве. 31 декабря 2008 года правительство Москвы объявило новый конкурс на проведение реставрации с максимальной суммой контракта в 2, 395млн рублей7. Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность.
Скульптура "Рабочий и колхозница"
Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. Что по-своему тоже символично. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Однако монумент решили вернуть в СССР. Однажды утром, незадолго до конца строительства, к советскому павильону пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании и посоветовал срочно осмотреть лебедки монтажного крана.
Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Профессор П. Н. Сначала ее не собирались восстанавливать на родине, но в 1939 г. она заняла место перед Южным входом на Выставку достижений народного хозяйства.
В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Горького. Антонов резко возражал против шарфа.
Иванова и Н. Г. м, три зала отводились для временных выставок.
Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев.
Иофану. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Создавался этот шедевр по уникальным новым технологиям. Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49.
Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ
Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. Все это позволяло Б. М. Иофану, как считает А. В. Рябушин, создать «свой ордер, свой порядок построения и развития архитектурных форм, крупномасштабность и сочная пластика которых сочетались с филигранной профилировкой вертикально устремленных членений».
В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании. Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану.
В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. На изготовлении скульптурной композиции, венчающей Советский павильон на выставке, были завязаны разные организации и ведомства, бесконечные согласования в конец измотали Веру Игнатьевну. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». ). Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы.
Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Они-то и заступились за арестованного доктора. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора». Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы.
По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. В Большой советской энциклопедии творение скульптора определили как «эталон социалистического реализма». Это достаточно большой музейно-выставочный комплекс и рассчитан на 1200 человек.
«Рабочий и колхозница»: возвышение титанов
А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков». А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. Львова. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».
И не зря. На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.
К Всемирной парижской выставке советские архитекторы начали готовиться задолго до её открытия. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. Выставка «Как построить зоопарк. » посвящена истории зоопарка как части развития большого мегаполиса. По степени плотности загрязнения, особенно в зонах шарфа и юбки, напоминали сталактиты: почти 70 лет они нарастали от выхлопных газов, конденсата осадков и птичьего помёта. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну. Символично, что киностудия задействовала этот красивый монумент как свою эмблему. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально.
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – разочарование и надежда
Существенным отличием от версии Иофана в композиции Мухиной стало большое полотнище материи, летящее за группой. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки.
Как бы ни была эта архитектура интересна, значительна, впечатляюща, она уже самой логикой памятникового образа обречена на второстепенные роли ибо главным в памятнике неизбежно является статуя, а не пьедестал. Консультировавший их профессор Н. С. Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. В экспозиции имеются любимые не одним поколением детей иллюстрации Н. Радлова к книге «Рассказы в картинках». Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла.
Воронов Васильевич – Рабочий и колхозница
Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. Высота ее до конца серпа — 23, 5 метра, длина руки рабочего — 8, 5 метра, высота его головы — более 2 метров, общий вес статуи — почти 75 тонн. Самой большой мечтой В. И. Выставка интересная, отсутствие людей помогает насладиться всем, в том числе и видео о Иофане и Мухиной. Первоначально в первых конкурсных проектах Дворца Советов (1931) Иофан использовал скульптуру в здании достаточно традиционно — если не в виде атлантов и кариатид, то, во всяком случае, в целях скорее декоративных. Чиновность в мозгах паутину не свила. » Поэт явно чувствовал возникающее стремление не столько даже к ненавидимой им «изящной жизни», сколько просто к более спокойному, прочному существованию в капитально построенных домах среди настоящих, крепких, красивых, «дореволюционных» вещей.
Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры.
Ребочий и колхозница Мухиной в Париже
«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Тоже шикарно оформлен (только табаком пованивает, -- наверно работники в отсутствие посетителей покуривают), цены оч демократические, кофе отличный, за 60р сделали огромный чайник хорошего чая, пирожки вкусные, официант вежливый.
К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах. В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку.
- Докажете от противного. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. мало народа, но всё шикарно в стиле советского понимания роскоши. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
Вторым этапом реконструкции стала очистка. Но только формально. Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960.
Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения.
Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской. Даже охранник на входе приветлив и улыбчив. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им.
И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Истинное украшение столицы. Проектирование было поручено Б. М. Но, повторюсь, это создаёт комфортность для просмотра.
Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день.
Он был автором идеи и самой скульптуры, которую воплотила Вера Мухина. Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.
Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ. В 1950-е гг. Он был понятен каждому и волновал всех.
А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов.
Наконец спросили: «А что думает автор. Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно.
В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина. Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина. Один из тросов оказался подпиленным. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Его постамент представляет собою своеобразный павильон с выставочным залом музея им. Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».
Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. Меркуров в эскизе статуя В. И. Ленина предусматривал ее высоту 100 метров). При этом нарушений закона в ней не обнаружили. Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры.
Отзывы о музее «Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»»
По всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением монумента35. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина.
Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем—, а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана.
Адрес монумента «Рабочий и колхозница»
Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот».
Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников14.
В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться.
Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.
Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической».
Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»
Особо хочу похвалить буфет. Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек.
Попутно можно ознакомиться с жизнью истинного автора проекта – Бориса Иофана, о котором мало кто знает (победитель конкурса на строительство Дома на набережной и не реализованного Дворца Советов), а также со скульптором Верой Мухиной, которая прошла путь от производства кооперативных календарей, обёрток для конфет и этикеток для консервных банок до главного памятника энтузиастам и романтикам страны героев, мечтателей и учёных, автора надежды и молодости, триумфально шагающих в небо. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Сама Вера Игнатьевна называла свою композицию «Рабочий и крестьянка». Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек». И не зря — один из тросов оказался подпиленным.
Рабочий и колхозница – история создания
Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи.
Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. » Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится.
Статуя становится неотрывной от ее основания. 4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур.
Здесь и анималистика и видеоинсталляция и живопись и скульптура. Эта работа обессмертила ее имя. Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь. Самый представительный член комиссии – В. М.
Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»
Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. ) и парашютная вышка в ЦПКиО (вероятно, первый экстремальный аттракцион Советского Союза).
Германия против СССР. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде. В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо.
Рабочий и колхозница вышли на пенсию
Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Вот «сухие» цифры габаритов постамента – 21 х 65, 5 м, высота – 34, 5 м, сама скульптура высотой 23, 5 м. Павильон впечатляет и сейчас, несмотря на то, что расположен на оживленной трассе среди многоэтажных домов. Величественный памятник героям Сталинградской битвы работы скульптора Евгения Вучетича возвышается на Мамаевом кургане в Волгограде.
Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм». ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Все материалы для него везли из Германии. Образ девушки складывался постепенно в ее работах с начала тридцатых годов: крепкая, спортивная фигура, плотная и одновременно легкая, стройная.
В общем, есть что посмотреть, но все же нет главного – настоящей музейной экспозиции. Для мужской фигуры позировали двое: тело лепили с бывшего танцора балета Игоря Басенко, а модель для лица Мухина выбрала на физкультурном параде— ей стал строитель Сергей Каснер23. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».
Выставочный зал Рабочий и колхозница (ВДНХ) – адрес на карте
О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. «Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам.
Появление его было не только художественным, но и политическим событием. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Иофану.