И С Остроухов
Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
Голосище только для Волги да широких русских просторов. пейзажа (преим. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. Остроухов руководствовался рекомендациями И. И. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы.
Остроухова». Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Голос, правда, непревзойденный, — и красота и сила: раз послушал, другой, третий — красота.
Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи.
Нельзя так. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
Познакомившись с С. И. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Репина.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Поленова, И. И. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. и Ю. А. В этом этюде темные вертикали стволов еще более подчеркивают переливающуюся всеми оттенками охры массу листьев, сверкающих на ветках, покрывающих ковром траву.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Действит. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Саввинская слобода». часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. Серовым и братьями М. А. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч.
Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Биография. Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.
Зимой 1882-1883 гг. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Репина, А. К. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892).
с В. А. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи.
Боткиной (смотри Боткины). Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Иванова, И. И. Родился в купеч. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Наиболее известна картина "Сиверко" (1890).
Поленова, И. Е. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. и С. М. Третьяковых (1905–1913).
Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Мастер лирич. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Шишкина, И. Е. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Такие демарши жестоко карались. Узнав, что гастролировавшему за рубежом Шаляпину необходима операция, Остроухов отправляет ему полное заботы письмо. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Здание музея – особняк XIX века. Чл. — вот и ему будет приятно меня навестить»1.
Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. И. С. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Толгует подделками. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. Остроухов собирал иконы, живопись.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.
Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Он советует приехать на родину, так как только здесь он по-настоящему «дорогой» и к нему отнесутся бережнее, любовнее и внимательнее.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Подмосковья), сочетающего реалистич.
Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Ни ветерка. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Окончил Моск.
Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он работает в духеЛевитана над «пейзажами настроения».
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10).
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Толстого, П. А. Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»).
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Левитана, В. Д. П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи.
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. академию коммерч. Остроухов И. С. Третьякова– чл. И. С. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова.
Боткина (дочь П. М. Третьякова, основателя картинной галереи) делилась с Остроуховым впечатлениями4 о блестящей комедийной игре Шаляпина в театре Монте-Карло в роли Дон-Базилио и о его чудесном гриме. Чистяков. В середине 1880-х гг. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
Краткая биографическая энциклопедия
В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Огромную ценность представляла коллекция икон, которую Остроухов начал собирать с 1909 года попав под влияние известного коллекционера и учёного Н. П. Остроухов был фактическим руководителем совета и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности.
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Служил в Торговом доме Боткиных. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Остроухов собирал иконы, живопись. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Их листва – желтовато-зеленоватая. Собиратель русской живописи и икон, переданных впоследствии им в Третьяковскую галерею.
Федотова, С. Ф. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
Остроухов Илья Семёнович в книгах
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Полотно приобрел для своей коллекции П. М. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. живописи.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Репина, А. К.
Щедрина и др. ) и зап. -европ. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Остроухов Илья Семенович (1858-1929) Русский художник, передвижник. Чистякова. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Врубеля, А. А. А. Н. Бенуа писал ему3 в 1907 г., что после исполнения в концерте арии из «Князя Игоря» публика и особенно русские эмигранты, долго и много аплодировала Шаляпину и оркестр не смог сыграть последний номер программы в 1911 г. А. П.
Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. Репина, брал уроки у П. П. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Его декорация к Кармен очень понравилась». Иванова, И. И.
Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.
В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Поленова, И. Е. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
Общееколичествопросмотровстраницы
об-ва (с1887), чл. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Впоздние годы жизни занимался преим.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Высокая степень обобщенности, мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения со стихией, – все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи России конца XIX столетия.
Пополнение музея снова пошло планомерно. петерб. Саврасова, В. А. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. С 1901 гласный Моск.
Напишите отзыв о статье Остроухов, Илья Семёнович
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Толстого, П. А. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Работал в Торговом доме Боткиных. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). думы. и лит.
Отрывок, характеризующий Остроухов, Илья Семёнович
Репин, П. П. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Молодой художник был замечен критиками. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем.
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Саввинская слобода». выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Саврасова. С середины 1890-х гг. музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). С 1906 г. – д. чл. Купил длянь.
Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). и уникальная подборка древнерусских икон. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.
В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Боткины). В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
В 1889 женился на Н. П. Жил в Москве, с сер. Талант. Серова, Ф. П. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. И захотелось мне познакомиться с этимШаляпиным. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Она представляет собой панорамный пейзаж.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях.
Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
Был знаком с А. Матиссом. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Слышал я, что Шаляпин всем интересуется.
Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. В 1889 году И. С. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. После смерти О. музей был закрыт, осн. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Киселёва, И. Е. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Однако уже в следующем году музей оказался под угрозой закрытия, что заставило группу художников и деятелей культуры 6 апреля 1926 года направить письмо в его защиту наркому А. В. Луначарскому.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. АХ (1906). Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Киселев, И. Е. 1880-е гг. Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. С 1905 по 1913 гг. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Еще по теме Илья Семенович Остроухов: В плену страстей
Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Почти все его время занимало коллекционирование. Левитана, В. Д. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума. Это было худшее время за всю историю музея. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Серовым и бр.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В картине нет рассказа. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Серов Валентин Александрович (художник)
Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Художник углубил пространство, введя в пейзаж тропинку, уходящую к третьему плану, высветленному и написанному более обобщенно. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
Со второй половины 1890-х гг. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
И из битков жил не блызжет. С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Одновременно с беспокойной, напряженной деятельностью попечителя Третьяковской галереи Остроухов продолжал энергично пополнять свою собственную коллекцию. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. и уникальная подборка древнерусских икон.
Что будем делать с полученным материалом
Самородок. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. «Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха.
Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». Остроухов уже добивается успеха. Саврасова, В. А. Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»).
- Словари и энциклопедии на Академике
- Добавить комментарий Отменить ответ
архит. чл. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Собрание служило серьёзной основой для изучения иконописи благодаря Остроухову увлечение русской иконой широко распространилось среди московских любителей.
С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы). храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. Мамонтовыми по Италии в 1887 году).
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
Бенуа). Участник Абрамцевского художественного кружка. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Художник Остроухов И. С. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов.
Оно бледное, серовато-голубое. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова.
служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П.
Моск. Серова, Ф. П. В лесу тишина.
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.
Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. М. А. После смерти художника в 1929 музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Ублать. Долго убеждал себя и других, что его Аполлон и Марсий написан Веласкесом, пока не увидел в каталоге Венецианской академии эту картинку с подписью Ян Лис. комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Из купеческой семьи.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Очерки понравились, понравился и юный автор. лит. -худож. От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытияне пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни. Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова.
Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Родители стремились дать сыну прекрасное образование.
Остроухова». И. С. видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож.
Врубеля, А. А. Поначалу бестолково. Собрался я его послушать. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. гор. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Саввинская слобода». Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Черногубова. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Нет, не уступает.
С 1901— гласный Московской городской думы. ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Западноевропейская часть коллекции (ок.
Обстоятельства благоприятствовали Остроухову: в 1889 г. он женился на Надежде Петровне Боткиной. С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
наук (1873). Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Остроухов как бы все сказал. Из богатой купеческой семьи. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.
б-ку ГТГ. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К.
В середине 1880-х гг. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Родился в купеческой семье. Продолжения не было. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. практич. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
произведений. Почти все его время занимало коллекционирование. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
Остроухов собирал живопись ради живописи. Федотова, С. Ф.
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции).
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. и Ю. А. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Поленова, И. И.
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В 1889 годуженился на Н. П.
Эмоциональные образы русской природы. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». было подлинным откровением.
Систематического художественного образования не получил. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. археологич. Собрание Остроухова обладало столь высоким качеством икон, что по нему можно было составить настоящую историю русской иконописи. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Бенуа). Академии художеств. Собственно, в этом проявилась особенность характера Остроухова — он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы.
Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. семье. Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки сероватого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга.
Экспонент (с 1886) и чл. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»).
Остроухов уже добивается успеха. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). (работы М. А.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Служил в Торговом доме Боткиных. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. об-ва (с 1905). Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Моск. Был я уже довольно известным в Москве и как художник и как собиратель иконы. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А.
Здание музея— особняк XIX века. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. 40 живописи и графики и ок.
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Познакомившись с С. И.
В деятельности Остроухова как собирателя икон впервые чисто художественная точка зрения на древнерусскую живопись стала наиболее важной. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.
Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Путешествовал по странам Европы (в т. ч. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Мамонтовыми по Италии в 1887).
В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. С 1901 года гласный Московской городской думы.
Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музее-заповеднике Абрамцево, музеях Иркутска, Калуги, Перми, Ярославля, Минска, Баку и других. Друг П. М. Третьякова. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого. 1870-хгг.
Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). не имевшую себе равных. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Остроухов вел активную общественную деятельность. Боткиной (см.
Все работы Остроухова 1880-х гг. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ.
В этюдах конца 1890-х гг. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. В этом этюде с натуры Остроухов внимательно фиксировал определенное состояние природы, видимо, не ставя более сложных задач. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи.
со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09).
В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Его университетом культуры стал мамонтовский кружок в Абрамцево, где в утонченных артистических и театральных забавах на пленере в компании Поленова, Васнецова, Серова и того же Репина гранился и шлифовался его вкус. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Имп. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). и уникальная подборка древнерусских икон. перечень). В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17).
коллекционированием, также изучением др. -рус. и муз. Однако со второй половины 1890-х гг.