Иероним Босх Это

До сих пор знатоки жизни и творчества Иеронима Босха не могут прийти к единому мнению относительно того, что же художник имел ввиду, создавая всю эту фантасмагорию. Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Другие считают, что с годами Иероним Босх пришел к убеждению, что вся земная жизнь, это не что иное, как дорога в ад. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Босх Иероним. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки.

Что не так с этим «Поклонением волхвов»

Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.

В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Эти украшения плохо совместимы с представлением о третьем волхве как о святом и скорее представляют его как язычника, все еще пребывающего в экзотическом мире зла.

Стихотворение Иосифа 
Бродского «Любовь»: 
о любви поэта и

Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами.

В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов.

  • Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  • Иероним Босх: жизнь и творчество художника
  • Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  • Жизненный путь, алтарь Воз сена
  • Земной Рай, композиция Видения загробного мира

Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Но главное — характерная для Средневековья в целом и Босха в частности тема расплаты за такие тяжкие грехи, как любопытство, веселье и легкомыслие.

Мастера XV столетия изображая евангельских персонажей избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».

  1. композиция Видения загробного мира
  2. Аллегория чревоугодия и любострастия
  3. Биография Иеронима Босха, перечень картин
  4. Босх ИеронимКартины и биография
  5. 10 кинорежиссёров, которые продолжили дело Иеронима Босха

Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».

Босх пошел еще дальше. Вот, собственно и всё. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.

  1. Иероним Босх биография, картины
  2. Основатель сюрреализма – Иероним Босх
  3. Иероним Босх (Иерун Антониссон ван Акен): биография
  4. Краткая биография Иеронима Босха
  5. Какие подарки волхвы принесли младенцу
  6. Как выглядит хижина, в которой родился Иисус

Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы.

Jheronimus Bosch, лат. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. вХертогенбосе (Брабант). Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах.

  • Что происходит на дальнем плане
  • Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
  • Мистический художник Иероним Босх
  • Шок-контент под увеличительным стеклом
  • Подражатели и нынешние последователи

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки: зависть предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку.

  1. Переделки картин от юных умельцев
  2. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  3. Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  4. Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  5. 20 фотографий для новогоднего настроения

Позже, однако их репутация была восстановлена. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Справа в шатре сидят любовники. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

  1. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  2. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  3. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса

«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.

Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

  • Зимние пейзажи выдающихся художников
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • Документальные фильмы о Босхе Править

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Через два года, если верить записям, он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации.

И даже Игорь Фёдорович, да. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок.

Босх – был личностью весьма интересной. Кто-то — дух. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.

Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Иероним Босх: когда 
видения становятся 
реальностью

Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн.

Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.

Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Посреди песчаной полосы стоит колонна, на которую водружен идол с шестом на голове, увенчанным полумесяцем. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество.

К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.

В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. 20:8. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2.

Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. И так далее.

Меня зовут Лубберт Дас». «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.

Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки.

Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Лишь семь творений Босха подписаны.

Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом, который протягивает ему высунувшийся из-под полога бес. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

Его техника называетсяалла прима. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.

У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.

Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.

Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд.

Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».

Развеваются стяги германского императора и французского короля. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Лишь семь творений Босха подписаны. Лишь семь творений Босха подписаны. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».

В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Около шести лет спустя о нем впервые написали, как о художнике и примерно в это же время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.

Св. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Лишь 7 творений Босха подписаны.

Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Кто-то заимствует у него «букву».

Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.

Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.

Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Счет датирован 1480 годом. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.

Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года.

На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Ерун ван Акен родился около 1453г. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана.

Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.

Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

Его техника называется алла прима. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Среди предшественников и современников – от Робера Кампена и Яна ван Эйка до Ганса Мемлинга и Квентина Массейса – странный мастер из нидерландского города Хертогенбос, по словам Панофского, напоминает одинокий остров. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Достоверные факты скупы. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).

И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. – Тело Христово. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Это было последнее произведение Босха. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

в боковом пределе) братства. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти.

Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.

Именно в письменном предложении Филиппа I Иеронимус ван Акен впервые документально именуется «Босхом». В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа.

Мы этого точно не знаем. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Но почему они принесли именно такие подарки. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. Спорна центральная часть. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью— дать трактовку Ада.

Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Еще одна тайна связана с могилой художника. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.

Однако дон Фелипе де Гевара (исп. вы можете запросить все в системе с коробкой. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

Св. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).

Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).

Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. 13:2 – 24. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант). Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Меня зовут Лубберт Дас». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».

Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музееПрадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Сюжет религиозный. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии – их общий неисчерпаемый источник образов.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.

Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души.

в Египте. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.

hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва.

«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.

Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). 19:19.

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Изображение Христа – подлинный центр картины. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.

В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». О Босхе написано море работ, но многие из его загадок все равно остаются без убедительного ответа. Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.

На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек».

Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир.

Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем.

Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Они пьют вино. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.

Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.

Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Еще в античном Риме возникло представление о том, что евреи, по сравнению с другими народами, особо подвержены проказе. А сзади него жизнь, покидаемая им. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. И для святого волхва, видимо, казался неуместен. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм.

В полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу, апогей его проявления — сатанинская усмешка старика с козлиной бородкой. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя».

Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. – так писал о ней Р. Б. Климов. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.

Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. 12:1). Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.

Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли.

То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Ожившие видения» создатели постарались собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.

Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Это единство закономерно и естественно. Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня».

Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.

2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Он как бы говорит ему: Не бойся. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).

В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Только природа остается чистой, бесконечной. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны.

В делах Братства художник активно участвовал до самой своей смерти. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.

Выше: что вы искали. Но разве тут дело в св. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке.

Центральная часть триптиха изображает земной мир. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Его техника называется алла прима.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи.

Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480году, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума— смысл жизни или средство скоротать вечерок. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.

Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.

Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней.

Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».

Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.

«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.

Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон).

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Сатира – одна из сторон живописи Босха. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы.

Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. корыстолюбия и зависти. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.

Таким образом изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим средневековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под предводительством Антихриста. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Творчество Босха загадочно. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.

В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Его техника называется алла прима. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

То, что Питер Брейгель Старший (ок. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной». В аванзале выставки «БОСХ. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.

Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. И все же лучше судить о Босхе по его работам.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Во множестве историй о чудесах, распространившихся в позднее Средневековье, гостия – в ответ на физическую атаку со стороны еретиков или иноверцев – начинала кровоточить. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.