Игорь Эммануилович
Игорь Эммануилович Грабарь (25марта 1871 (18710325), Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Игорь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16 мая 1960, Москва, СССР) – русский советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель. Игорь Эммануилович Грабарь – один из тех художников, которые не боятся сойти с проторенной тропинки и стремятся окрасить привычное новыми красками.
25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря. Игорь Эммануилович Грабарь (25. 03. 1871, Будапешт, Австро-Венгрия— 16. 05. 1960, Москва, СССР)— русский советский художник-живописец, реставратор искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960)— русский и советский живописец, реставратор искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии.
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960) — русский и советский художник искусствовед, просветитель, музейный деятель.
х гг. Грачиные гнезда», все — 1904 «Ясный осенний вечер», 1923 «Зимний солнечный день», 1941) натюрморты («Хризантемы», 1906 «Неприбранный стол», 1907) портреты (Н. Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913).
Профессор и директор Московского художественного и института (1937-1943), Института живописи, скульптуры, архитектуры (1943-1946), участник выставок Московского общества любителей художеств (1898 – 1899), "Мира искусства" (1901-1922), Союза русских художников (1903-1910). Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. 1890. (1871—1960) — российский и советский деятель культуры, художник искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ (1947). Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН).
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. В1905–06 участвовал в издании рев. Руководил изданием первой научной Истории русского искусства (1909—16 из задуманных 12 тт.
- Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
- Игорь Эммануилович Грабарь биография
- Значение ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
- Художник Игорь Эммануилович Грабарь
- Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960)
«История рус. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов). С конца 1920-х гг. Известный советский художник. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Среди его учеников, .
1871, Будапешт, – 16. Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903). Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. сатирич. Учился в Петербургской АХ (1894–96), в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896–98).
- Игорь Эммануилович Грабарь, картина «Февральская лазурь»
- Москва (энциклопедия) Что такое ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович, что означает и как правильно пишется
- Хризантемы, Игорь Эммануилович Грабарь, 1905
- «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
- «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты
- Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
Д. Зелинского, С. А. Чаплыгина, С. С. Прокофьева и др. ). написал работы о творчестве И. Е. Репина, И. И. Левитана, В. А. Серова и др. участвовал в издании революционных сатирических журналов («Жупел», «Адская почта»).
Ленина» (1938). Профессор Московского университета (с 1921)., посещал мастерскую П. П. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.
Род. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». И. Ленин у прямого провода, 1933, ЦМЛ). В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать». статьями.
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
- Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
- Словари и энциклопедии на Академике
Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». С1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (втом числе иконостаса Благовещенского собора).
С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов 39День инея39, 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум.
Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел».
- Большая биографическая энциклопедия
- Искусствоведческая работа Править
- Грабарь Игорь Эммануилович в книгах
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
- Найдено 4 определения термина Грабарь Игорь Эммануилович
- Найдено схем по теме Грабарь Игорь Эммануилович – 0
- Найдено научныех статей по теме Грабарь Игорь Эммануилович – 0
В ранний период испытал влияние югендстиля (39Дама с собакой39, 1899, Третьяковская галерея). дела. Игорь Грабарь родился в Будапеште, в семье галицко-русского общественного деятеля, крестным и воспитателем его был Константин Кустодиев, дядя известного художника Бориса Кустодиева. Государственная премия СССР (1941).
Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении.
художник СССР (1956), действительный чл. В Третьяковской галерее имеются картины: Луч солнца (1900), Февральская лазурь (1904) и Неприбранный стол (1907) в музее Александра III: Сирень и незабудки (1905) в коллекции В. Гиршмана в Москве Сентябрьский снег (1903) Плакучая береза (1904) и Хризантемы (1905) в коллекции И. А. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Писал в основном пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Белая зима. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др.
- Найдено книг по теме Грабарь Игорь Эммануилович – 0
- Найдено презентаций по теме Грабарь Игорь Эммануилович – 0
- Найдено рефератов по теме Грабарь Игорь Эммануилович – 0
- Грабарь Игорь Эммануилович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Эта предшествовавшая деятельность Грабаря подготовила его и к выполнению задач, поставленных музейному делу революцией. АН СССР (с 27. 9. 1943) и АХ СССР (1947), лауреат Сталинской премии (1941). Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. 1-13, 1953-69).
Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29). С. Р-ва. В нач. В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале 39Мир искусства39). 1871) — художник историк искусства, музейный деятель. Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи (Сентябрьский снег, 1903 Февральская лазурь, 1904 Мартовский снег, 1904 Хризантемы, 1905 Неприбранный стол, 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), официальные полотна (В.
- Большая советская энциклопедия, БСЭ
- Игорь Грабарь картины с названиями
- Описание картины Игоря Грабаря «Дельфиниум»
- Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег»
- Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка»
- Описание картины Игоря Грабаря «Рябины»
Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее). В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий 39Захарьино39) под Москвой. Входил в объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Член объединения Союз русских художников. Он с увлечением принялся за проект.
Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».
- Сочинение по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
- История создания «Февральской лазури»
- Картина «Февральская лазурь» : описание и анализ
было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. В этом отношении и сейчас История русского искусства не потеряла ценности. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 11516, 190915116, московское издательство И. Н. Кнебеля) исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об архитекторах Д. В. Ухтомском, Д. И. Жилярди, В. И. Баженове, О. И. Бове и др. мастерских.
Среди них были не сотни, а тысячи драгоценнейших уник, документов, ныне уже не восстановимых ибо я исколесил всю Россию, весь Север, все значительные усадьбы в центральных губерниях». Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель.
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», – говорил сам Игорь Грабарь. объединений «Mиp искусства» и Союз рус. ВМоскве с 1903.
Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд. Участник творческих объединений Мир искусства, Союз русских художников. При его участии был проведен ряд основных декретов: об учете и охране музейных ценностей, организации музейного фонда, национализации крупнейших частных коллекций и т. п. В частности Грабарь провел меры государственного собирательства и реставрации памятников древнерусского искусства. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. В 1913-25 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев.
1960, Москва), советский художник и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). В 1913—25 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями. После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель).
По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича. В192015140-хгг. С дальнейшим развитием музейной работы, повлекшим реорганизацию первоначального плана рационализации музеев и огромную дифференциацию музееведения и особенно поставившим на очередь непосредственную связь музеев с задачами реконструкции советского хозяйства, роль Г. естественно значительно сузилась он теперь избрал своею специальностью вопросы художественной реставрации, в качестве директора научно-показательного учреждения этого рода — Центральных государственных реставрационных мастерских. С начала 1890-х гг. 1-13, 1953-69). возглавлял Третьяковскую галерею.
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Выполнил также историко-революционные картины 39В. та истории искусств АН СССР.
Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. ф. т Петербургского ун. охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников сов. Преподавал в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры (в 1943—1946 — директор). Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене.
16 мая 1960 г., в Москве. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. Преподавал в МГУ (профессор с 1921), МХИ (1937-43, директор), ИЖСА (1943-46, директор). Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901.
искусства» (т. Его деятельность того периода неразрывно связана с объединениями «Мир искусства» и «Союз русских художников». рук.
В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В худ. Учился в петербургской Академии художеств (189415196) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (189615198).
Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903) чл. В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова». В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917).
Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). народный художник СССР (с 195. ). Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду.
Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов.
Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. С 1918 года Игорь Грабарь создает и становится руководителем Центральных реставрационных мастерских, этой организацией было спасено немало художественных произведений при разграблении и уничтожении Советской властью храмов и монастырей. Жена – Валентина Михайловна Мещерина. реставрац. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя.
С нач. Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. «В. И. Ленин у прямого провода» (1933), «Крестьяне. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Редактировал и был автором основных статей в серии книг «История русского искусства (1906-1916). Репина (194315146, директор).
Начиная работу, он тут же вставал на место публики. (р. Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Сурикова. В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи.
И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э.
Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (39Ясный осенний вечер39, 1923, 39Зимний солнечный день39, 1941, – обе в Третьяковской галерее). Действительный член Академии хдожеств. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского.
попечитель и директор Третьяковской галереи, создатель первого научного каталога ее собрания. Стал одним из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства инициатор создания (директор в 1918—1930) Центральных реставрационных мастерских. 1943 выступил с идеей компенсации потерь сов. та (1893). в 1894 «Шинель» изд.
Семье пришлось несколько раз переезжать — сначала в Италию, затем, в 1876 году, в Россию. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны.
Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности.
музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Инициатор создания, в 1918–30 дир., с 1944 науч. С 1944 г. — директор Института истории искусств АН СССР. работал над портретами деятелей советской культуры, в т. ч.
Преподавал в МГУ (с1921 профессор), Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (193715143, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Также написал ряд конъюнктурных работ, в т. ч.
3. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Член объединения Мир искусства и Союз русских художников. Учился в петербургской АХ (1894-96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98). Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Центр.
х гг. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников".
В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». После Октябрьской революции активно занимался охраной и реставрацией памятников древнерусского искусства (с ноября 1917 г. глава Отдела по делам музеев Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе, в 1918—30 гг. Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной Истории русского искусства (1909—1914).
Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. А именно такая природа играла для него насыщенными красками. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901).
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Грабарь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт151 1960, Москва), художник искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947). Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). художников пейзажист.
Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). По инициативе и под руководством Г. была издана первая науч. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». Высшей точкой этого движения была деятельность журнала Старые годы. Член объединений 39Mиp искусства39 и Союз русских художников.
В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. Брат В. Э. Грабаря.
Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», – говорил сам Игорь Грабарь. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В.
В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25). В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. После прихода к власти большевиков был одним из организаторов и рук. 1871) — художник историк искусства, музейный деятель.
Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). музеев за счет конфискации произведений искусств из музеев Германии и ее союзников, возглавил Бюро экспертов, к. рое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. С 1913 – академик.
В191315125 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре.
Народный художник СССР (1956). 1–13, 1953–1969). В190315107 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба151 1904, все151 в Государственной Третьяковской галерее «Иней.
Государственная премия СССР (1941). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944). В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. Окончил юрид.
Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский художник и искусствовед. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Александр Бенуа, Русская школа живописи И. Остроухов и С. Глаголь, Художественная галерея П. и С. Третьяковых.
Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у И. Е. 1 – 13, 1953 – 1969). «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников.
Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. (р.
Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Играл видную роль в худ.
И. Ленин у прямого провода39 (1933) и 39Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина39 (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). Затем художник продолжает обучение в Мюнхене и Париже. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946).
музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Игорь Эммануилович (25. С1907 интенсивно занимался изучением русского искусства XVIII151XIXвв. Семья художника переехала в Россию в 1876 году.
Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), Академии Наук СССР (1943) и Академии Художеств СССР (1947). В 1913—25 гг. Кроме живописи, он занимается также просветительской и исследовательской работой, был редактором издания «История русского искусства», автором монографий «Русские художники», в 1913 году был назначен попечителем Третьяковской галереи, оставаясь на этом посту вплоть до 1925 года. В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму (39Хризантемы39, 1905, 39Неприбранный стол39, 1907, – обе в Третьяковской галерее). Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы).
В 1901 года Грабарь вернулся на родину. Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). Учился в Петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98 после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же).
Г. выступает с худ. – критич. Похоронен на Новодевичьем кладбище. журналов «Жупел» и «Адская почта». ходоки на приеме у В. И.
1–6, 1909–16). Государственная премия СССР (1941). Зелинского (1932), С. С. Прокофьева (1941), С. А. Чаплыгина (1935) и др. Г. – редактор и один из авторов 39Истории русского искусства39 (т. 5. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. музееведения и реставрац.
Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). Написал ряд статей и монографий о творчестве русских художников, в том числе о «Мире искусства». Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). В течение 1879—1880гг. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене.
Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Опыты Г. в этом направлении, равно как и публикация им трудов мастерских, встретили значительный интерес и на Западе, особенно в связи с выставкой древнерусского искусства, которая, по поручению советских государственных органов, была организована и показана Г. в заграничном турне в 1929. В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества.
Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлёк к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 115113, 195315169) многих видных учёных, в том числе В. Н. Лазарева, М. В. Алпатова, А. В. Щусева, Б. Р. Виппера, А. А. Сидорова, А. К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда. Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. новой Истории русского искусства, 1953—69), серии монографий Русские города — рассадники искусства (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве (Андрей Рублев.
В 1913—1925 гг. Полотно Осень. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы (Сентябрьский снег, 1903, Февральская лазурь, Мартовский снег – оба 1904, все – в ГТГ) позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму (Неприбранный стол, 1907, ГТГ). Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства».
(25. 3. 1871–16. 5. 1960), художник искусствовед, нар. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С. Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году.
Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). кругах Г. не раз критиковали за приспособленчество, называя «Угорь Обмануилович Гробарь». Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли.
Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 190415114 ныне санаторий «Захарьино»). писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Эта предшествовавшая деятельность Грабаря подготовила его и к выполнению задач, поставленных музейному делу революцией. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-14 ныне санаторий Захарьино) под Москвой.
После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. На доме, где в 193615157 жил Грабарь (Петровско-Разумовская аллея, 2), 151 мемориальная доска. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). С начала 1900-х гг. В 1905—1906 гг.
Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Грабарь предпринял путешествие по Северу России изучая старинную деревянную архитектуру. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. Прямо противоположна художественной специфичности Грабаря по своей широте его роль как историка искусства и музейного деятеля. Жизнь в лицее оказалась непростой.
Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы (Ясный осенний вечер, 1923, ГТГ), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево) и картинами на историко-революционные темы (В. С 1920 — проф. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса).
С 1920 — проф. орденами, а также медалями. Морозова Мартовский снег (1904) в литературно-художественном кружке в Москве Иней (1906) в Национальной галерее в Риме Утренний чай (1904). Попечитель (1913-1918), а затем директор (1918-1925) Третьяковской галереи. С конца 1920.
В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятники искусства инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель) с его именем связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства XI-XV вв. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. жизни страны. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт.
Народный художник СССР (1956). Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты.
Главнейшие работы — в Третьяковской галерее (Луч солнца, 1901, Мартовский снег, 1904, Февральская лазурь, 1904, Неприбранный стол, 1907, Рябинка, 1915), в Национальной галерее в Риме (Утренний чай, 1904) и в ленинградском Русском музее (Яблоки и цветы, 1904, Груши, 1915). Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи.
В1913–25 возглавлял Третьяковскую галерею. 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. С 1944 дир. Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства.
В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». ГРАБАРЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт – 16. 5. 1960, Москва), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, художник, народный художник СССР (1956). Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште.
Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой 39Война и мир39, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба 39Абрамцево39). Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба151 1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С. С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К. И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В. И. Вернадского, Н. Д. Зелинского, А. Н. Северцова, С. А. Чаплыгина). 16 мая 1960 г., в Москве. Род. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков.
– См. 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства». С тех пор он подолгу бывал в усадьбе и здесь же встретил будущую жену Валентину, племянницу Николая Мещерина. Кроме живописи изучал в Мюнхене и архитектуру.
Ин. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор Истории русского искусства и с 1913 — как попечитель, т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. Н. Д.
Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене.