Игорь Грабарь Википедия
С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» ( 5 – 7, 1905). За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. Эти ракурсы Серов соединил и зафиксировал на полотне воедино – при их последовательном просмотре и достигается эффект монументальности и вдохновения. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы.
В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. в Россию переехали его жена с сыновьями. Род. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками» : и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания.
Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. Его отставка была принята в мае 1905 года. В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25). И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж.
В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце». Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко.
Однако общее настроение их картин – разное. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно – с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца». Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
- Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Самый известный натюрморта Игоря Грабаря
- Игорь Эммануилович Грабарь 1871 – 1960
Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня – мраморная. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада».
Свое заграничное пребывание Г. использовал для широкого ознакомления с западным искусством как старым, так и новейшим. Летом он пробует заняться пейзажной живописью. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло.
11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. В течение 1879—1880 гг.
«Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). 16 мая 1960 г., в Москве.
Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене. Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. в 1894 «Шинель» изд.
С. Прокофьев за работой над оперой Война и мир», 1941, ГТГ автопортреты, 1934, 1939 и 1947, ГТГ 1942, ГРМ). Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига».
- «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
- «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты
- Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). в Россию переехали его жена с сыновьями. Это – произведение живописца. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой». Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке) они работали почти одновременно.
Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В мае – июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».
Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903 «Февральская лазурь», «Мартовский снег» обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905 «Неприбранный стол», 1907 обе в Третьяковской галерее). Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы».
Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде». В начале 1913г. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
- О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
- Искусствоведческая работа Править
- СтраницыДругоеСообществоИгорь Грабарь
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891) иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд.
Так рождался эскиз будущего платья. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику». Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия». Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9. Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников".
Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. Серов выбрал формат 224 120 см (высота почти вдвое превышает ширину). При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906).
«Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром». Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946).
В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. Этот особняк, нижние своды которого возводились, вероятно, в конце XVII – начале XVIII века, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов».
Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова». Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). ГРАБАРЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт – 16. 5. 1960, Москва), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, художник, народный художник СССР (1956). Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). Также портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников, проходивших в первое десятилетие XX века в Москве, Петербурге, Казани, Киеве.
Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Народный художник СССР (1956). Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя.
Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки.
Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения» – изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность. Демонстрация масштаба личности достигается – в том числе – за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235 133 см) – это «изображения в размер натуры». А именно такая природа играла для него насыщенными красками. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.
Этим определяется двойственное положение Г. в "Мире искусства": близость к группе в культурно-художественных вопросах и расхождение в области живописного творчества. 1–13, 1953–1969). В течение 1879—1880гг. Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году.
В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось.
Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Визуальное деление портрета достигается с помощью линии соединения пола со стеной, рамы зеркала, линии соединения стены и потолка, отражённой в зеркале. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника».
Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Такая же глубокая духовная работа – «родственная античному катарсису» – видна в глазах Ермоловой. Эскизный вариант показывает, что решение удлинить фигуру актрисы художник принял позже – на рисунке Ермолова выглядит приземистей, чем на картине. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.
В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Сурикова. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Брат В. Э. Грабаря. Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн.
Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось». В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда).
Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива.
Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой – он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Размер – 224 120 см.
Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику». Важную роль играет высота пола. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт.
Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты». Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов – искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников.
По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин – он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы.
И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др.
Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. В обычной жизни Ермолова была человеком сдержанным – со стороны казалось, что её сосредоточенность связана как с постоянной внутренней работой, так и с нежеланием растрачивать свои силы и эмоции на бытовые, приземлённые вещи.
Возобновление работы произошло осенью того же года. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27 профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42 директор), ИЖСА (1943-46 директор). Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы. «Моделирование» фигуры актрисы происходило – в том числе – за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей.
Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры.
Но эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую мне с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары» : «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников.
Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда – по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. В 2015 году в Государственной Третьяковской галерее был организован специальный выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова. Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича.
Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил». Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса).
Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы).
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма и постимпрессионизма. новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. Среди них были не сотни, а тысячи драгоценнейших уник, документов, ныне уже не восстановимых ибо я исколесил всю Россию, весь Север, все значительные усадьбы в центральных губерниях».
После этого события художник несколько месяцев не мог работать. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». В 1913—25 гг.
Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий.
И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938 обе в Государственном историческом музее). Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), Академии Наук СССР (1943) и Академии Художеств СССР (1947). Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым.
Книги успешно публиковались, но работу над многотомником остановили: во время Первой мировой войны издательство Кнебеля разгромили, многие стеклянные негативы были утрачены безвозвратно. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ.
В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать». Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке».
Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры». В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог.
В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние немецкого югендстиля. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв». Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой».
(Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Это памятник Ермоловой. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».
Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением». И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Вернадский, 1935, РАН «С. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие». По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты». Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность.
The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника». Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени – с прямого ракурса, фигуру по пояс – немного снизу, а крупный план головы – с самой нижней точки.
Основоположник научной реставрации памятников искусства в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря. 1871) — художник историк искусства, музейный деятель. С этого холста она продолжает жечь сердца». В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч.
Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой – Николаем Шубинским.
Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». илл. ). номер 28079). В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913). Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны.
В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др. ), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи.
Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29). В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Работа над полотном проходила дома у актрисы – на Тверском бульваре, 11.
Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка). Он с увлечением принялся за проект. В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву. Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников.
(р. С 1920 — проф. В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. В 1920 году кружок прекратил своё существование и вместе с частью его собрания портрет стал собственностью Малого театра. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок.
И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Так животом вперёд и стоит на портрете Серова». По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. на которые открывается душа». В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР.
И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого слова. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».
Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революционные полотна («В. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР.
В 1901 года Грабарь вернулся на родину. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве инициатором создания которых был. Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи.
Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства». В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903).
Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925г. Лесков в изображении Серова – это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена – «почти на равных правах» – в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства.
Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН). Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. в 1895 и др. ), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции.
Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» ( 1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными». Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских).
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России.
В Третьяковской галерее хранится эскиз к портрету Ермоловой – единственный известный искусствоведам набросок, выполненный на бумаге графитным карандашом и акварелью. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен» – оставался, вероятно, только один сеанс. В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников.
Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. За картину художник получил 1000 рублей. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств». Испанки Леонора и Ампара», созданные этими художниками во второй половине 1880-х, схожи по стилистике – в них совмещены человек, природа и интерьер.
Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни». Эта предшествовавшая деятельность Грабаря подготовила его и к выполнению задач, поставленных музейному делу революцией. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». / Нарядить – от Ламановой». Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале – марте 1905 года позировала Серову. Жизнь в лицее оказалась непростой. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой.
Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны. Полотно Осень. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера». Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой».
Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук – их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале». Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой – «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете». Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук.
Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами».