Илья Репин Фото
Творчество художника в фотографиях
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные, – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Источник назвали «Колодец Посейдона». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). А. Н. Радищева), Стрекоза (1884, ГТГ), Осенний букет (1892, ГТГ). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Л. Н. Толстого».
Илья Репин – биография, фото, личная жизнь, картины художника
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Этот сюжет и лег в основу знаменитой картины. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Илья Ефимович Репин – биография и картины
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Труд — вот что определяет и украшает человека. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко.
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
- Илья Репин: любовь к разнообразию
- Биография Репина Ильи Ефимовича
- Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Общественность начала сбор пожертвований. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». А свеча становилась ниже и тени менялись.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Вегетарианцем стал и сам Репин. Имя Репина стало широко известным. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- «Отступничество» в картинах Ильи Репина
- Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
- Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Биография художника Ильи Репина
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В его взгляде осуждение и тревога.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая характеристика творчества
- Поездка за границу и жизнь в Москве
- Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Публике картина понравилась. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
«Пенаты» стали его малой родиной. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885, ГТГ).
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В его глазах читается печаль, тоска. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с И. Н. Крамским и в Академии художеств (1864 – 1871). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Это сделано мастерски. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. По-взрослому ругающиеся, по-детски развлекающиеся.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Мне минутами становилось страшно.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854 – 1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. «Как. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Третьяков»109. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Она ушла из жизни в 1931 году55. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Общение с прежними друзьями было только заочным. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с «Миром искусства».
Трудились над ним всем миром. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Она была закончена только в 1891 году. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Рассмотрим "ближний круг". Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
я работал завороженный. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. К тому же и погода благоприятствовала работе. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Это лучше всех ваших академических работ. Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же целый ряд картин с женой Репина Н. И. Нордман-Северовой.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Репин вспоминает: Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894 – 1907) и ректором (1898 – 1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Был или не был факт действительного написания письма – разбираться историкам. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Действительно, казаки, запорожцы, дети свободолюбивой Украины. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870 – 1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Глаза ясные и добрые.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Вот и получил достойный, достаточно дерзкий ответ. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Они словно противопоставлены друг другу. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки.
Репин встречал их по средам. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения. -— И. Г. ), они много смеялись». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж и написал И. Н. Крамскому: «я, преодолев трусость, остался в Париже на целый год, взял мастерскую на Rue Vron (фр. ), 13 — квартира, а 31 — мастерская»57. О картине появилось много статей в периодической печати.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Этим и насмешил казаков.
К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Виртуозны и его чисто графические портреты исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891 Княгиня М. К. Тенишева, 1898 В. А. Серов, 1901 все – там же и др. ). Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Рисунок уверенный, лепка твердая. Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873 – 1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Но отчаянно любящие свой край и готовые за него постоять. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. художественный музей им. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Название картины говорит само за себя.
Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Каждый персонаж переживает что-то своё. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Это вы сами.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. — сказал Крамской. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Написан портрет вдохновенно. Пятый факт.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
— Да это превосходно. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вся центральная часть написана самим Репиным. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году (1879, ГТГ).
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. М. Бунакову.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества.
А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Первый факт.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Он создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически» -совершенные образы деятелей культуры (М. П. Мусоргский, 1881 П. А. Стрепетова, 1882 П. М. Третьяков, 1883 все – там же и другие образы, в том числе портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Америка—Франция—Россия.
Внимание художника тяготит их. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: Надя (1881, Саратовский гос.