Индустриальные Картины

Картины индустриальный пейзаж (11)

4. Близость и преемственность этих двух мифологий создавали для саморепрезентации Урала, как могущественного индустриального города-героя, основания, переживаемые как «естественные». Но историки советского искусства, антропологи и культурологи постоянно обнаруживают множество несоответствий между художественной практикой и нормативными документами.

5. Те существенные изменения, которые претерпело советское искусство на рубеже 1950 – 1960-х годов, в значительной степени затронули и характер пластической интерпретации «промышленной темы».

Поведение рабочих основывалось на контрасте между гнетущей монотонностью операций, частыми конфликтами с нормировщиками, личными мыслями и заботами о близких, «уносившими» работника далеко от заводской проходной между романтизмом и прагматизмом «добровольно-принудительным участием» в общественно-политических кампаниях, горячим желанием учиться и развивать свои способности между усталостью от напряжения, соревновательным азартом и радостью в день получки» (Людтке, с. 37-38). Индустриальный пейзаж передавал не виды и красоты природы, а удивительные, абсолютно новые виды рукотворных строений, где главными являлись заводы и фабрики, дымящие, коптящие, а значит — работающие на благо страны. 2. Некоторым рабочим нацизм в практическом плане давал больше, чем простое довольство символами нацистское упорство в пропаганде «чести труда» способствовало увеличению возможностей для выживания квалифицированных рабочих, хотя бы и за счет их превращения – пусть непреднамеренного – в сообщников кровавого режима» (Людтке, с. 175).

Красивый индустриальный 
пейзаж (19 фото)

Красивый индустриальный пейзаж (19 фото)

Для обозначения этого специфического комплекса символических практик рабочего А. Людтке вводит термин «Eigensinn» («своенравное упрямство). Советское искусство, при всем своем изначальном, доставшемся в наследство от эпохи «серебряного века» и авангарда, разнообразии, функционировало в условиях доминирования соцреализма, что неизбежно накладывало свой отпечаток на все стадии художественного процесса. Культурно-антропологический подход к анализу труда и рабочего в соцреализме. Культурная память и коллективное уральское бессознательное не дают симптомов ломки или травмы модернизации, характерных для аграрных общностей.

Ничто не указывает на дату внешний наблюдатель как бы попадает в пространство, лишённое времени. Картина «Биби-Эйбат», на которой художник изобразил нефтяные разработки вблизи Баку, поражает нас своей статичностью и полным отсутствием движения. Именно Уралу выпала роль стать местом наиболее полной реализации «естественности» и «подлинности» жизни в труде.

Модульные картины 
Индустриальный пейзаж (10699)

Модульные картины Индустриальный пейзаж (10699)

Методологическая установка: История советского искусства может быть написана исходя из различных исследовательских установок. В работах признанного мастера индустриального пейзажа А. Бурака, заслуженного художника России (1921-1997), выявляются контрасты между гнетущей монотонностью, тяжестью физического труда и чувством родственного, свойского его приятия между грубостью и неяркостью ландшафтной фактуры и изощренностью и разнообразием ее оттенков между романтизмом и прагматизмом, энтузиазмом и усталостью от напряжения. Кто и когда даст сигнал к началу работ, остаётся загадкой. В качестве важнейшего источника художественных смыслов надо принять рядового советского человека, границы его жизненного мира, где идеологический проект выступает фоном, а содержательным наполнением – повседневность и труд и который должен был ежедневно (сознательно и бессознательно) преодолевать зазор между требованиями «сверху» и собственными интересами. Понять, что представляет собой ментальное устройство рабочего, что на самом деле значит для него испытывать чувство гордости за то, что он – «советский рабочий», занятый в социалистическом производстве, нам помогли работы немецкого историка и социолога Альфа Людтке.

Только производственные сооружения, которые ждут рабочих. Александр Бурак – оправдание тяжести труда. Правда, потом, по истечении этого культурного прорыва, началось возвратное движение, с подавлением «дегенеративного искусства», противоречащего по сути идеологической линии партии и советского правительства.

Классическая искусствоведческая позиция заключается в том, чтобы классифицировать всю совокупность произведений согласно сетке художественных направлений, стилей, школ индивидуальных манер. Одним из результатов такой работы является установление своего рода ценностной шкалы, верхней отметкой которой будет «шедевр», а критерием – стилевые новации. Люди и машины дополняют друг друга, они делают общую работу. 1.

Художественная репрезентация индустриального труда в соцреализме была призвана заменить (и подменить) действительные проблемы советской индустриализации и в целом производства нового образа жизни. Советский труд «оказался обреченным на иррациональность, компенсацией (и выражением) которой и была его ослепительная «красота» (Добренко, с. 13). Это произошло так неожиданно, что люди практически одномоментно поменяли свои взгляды на жизнь.

Пост-индустриальные картины Эмили Шеклтон

Советский «Eigensinn» был конвертирован в символический капитал, бывший одновременно источником гордости, стигмой и предметом торга с начальством. «Соцреалистический Урал». И здесь Пантелееву суждено было стать родоначальником и даже классиком «технической темы» – абсолютно особого, специфического для советского искусства 1970 – 80-х годов жанра, высветившего обширный круг серьезных проблем, которые еще только предстояло решать в традиционной форме станковой картины. В этих символических практиках, которые вращались вокруг центрального образа «чести труда», Третий рейх обращался к отличительным чертам рабочего класса и выражал те потребности, которыми профсоюзы и рабочие партии Веймарской эпохи слишком часто пренебрегали.

Вычленить, что является шедевром соцреализма, а что нет, как соотносятся «шедевры соцреализма» со шкалой художественных ценностей мирового уровня, не представляется возможным, если исходить из стилевой логики. Нацизм, таким образом, оказался способен захватить важное символическое пространство. Итог. В творчестве А. Бурака постоянно встречаются сюжеты: «В карьере», «Добыча руды», «Угольный разрез», «Заброшенный рудник», «Драга», «На отвале породы», «Буровые».

Новые ценности поглотили все сферы жизни, включая и искусство. Ведь именно профессиональное искусствоведческое сообщество отказывалось и отказывается считать те произведения соцреализма, которые были поддержаны властью, награждались, часто выставлялись, попадали в учебники, на страницы массовых журналов («Огонек», «Работница» и т. п. ) имели большой тираж репродуцирования, качественными и художественными.

А. Людтке утверждает, что «наиболее эффективными инструментами для завоевания нацистами лояльности многих немцев стали внешне менее эффектные, «более нормальные», но хорошо себя зарекомендовавшие повседневные формы символических практик, связанных с миром физического труда. Для того, чтобы понять, почему искусство этого типа могло быть продуктом массового спроса, восприниматься как «нормальное» и оцениваться как «хорошее», необходимо выйти за пределы исследовательской установки, в которой официально разрешенное советское искусство имеет своим источником единственного автора – власть государства и идеологию. В этом исследовательском ракурсе произведения соцреализма должны быть трактованы не с точки зрения «правдивого отражения жизни», а как источники, по которым возможна реконструкция самообраза трудящегося человека.

При этом необходимо принимать во внимание такие свидетельства, которые говорят о том, что искусство этого типа было неизменно востребовано довольно представительным слоем людей, который можно условно назвать «советским средним классом» – образованным слоем граждан, активно занятых квалифицированным трудом, с выработанной привычкой посещать музеи, театры, ходить на экскурсии, заниматься разными формами расширения кругозора. 3. Достижения научно-технического прогресса, которые стали одной из важнейших примет двадцатого века, затронули буквально все сферы жизни человека.

«Выдвинутый в это время лозунг «Догоним и перегоним. » предполагал более интенсивный труд на аналогичном оборудовании, чем на Западе. Полная статичность и недосказанность делает картину похожей на «промышленную икону». Урал настолько слился с предикатом «социалистический», что это перестало восприниматься только как название регулярной региональной выставки изобразительного искусства. Трудящиеся не только участвовали в творении «новых времен» испытывая очарование, но извлекали из них еще и личную выгоду. Дейнека, К. Богаевский, А. Куприн, Г. Нисский) и современников (Т.

Развитие индустриального 
пейзажа

Развитие индустриального пейзажа