Итальянский Художник Рафаэль
Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения. Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы. В статье «Рафаэль Санти: биография, факты и картины художника» о жизни великого итальянского живописца.
Рафаэль Санти: жизнь и творчество художника
Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Эти сцены их всего десять изображают историю Амура и Психеи, с участием Венеры и многих других богов Олимпа. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное — смягчено и успокоено. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа.
Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Буфы на рукаве платья написаны с особой тщательностью, так что видны все прихотливейшие изгибы и изломы складок и сборок ткани. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
Рафаэль Санцио – великий художник эпохи Возрождения
«Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона.
Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Жизнь города была полна контрастов: преступления и добродетели, заговоры, убийства, жестокости, смирение, добродушие и искренняя веселость легко уживались рядом. VI). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Рафаэль Санти: биография, факты и картины художника
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян.
Четыре картины олицетворяют Философию, Поэзию, Теологию и Право, где «Афинская школа» представляет Философию. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы.
Рафаэль Санти – великий художник Италии
да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Картина может быть истолкована как изображающая контраст между богом и человеком верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя – тёмная и хаотичная. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок.
Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502).
Рафаэль Санти — великий итальянский художник
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. В 8 лет Рафаэль потерял мать, а в 11 отца. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности.
«Сикстинская Мадонна» изображает Мадонну, держащую младенца Христа и Святого Сикста и Святую Варвару, расположенных по бокам. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля».
Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. 1500 для этого города. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого.
Сикстинская мадонна – тайна картины великого итальянского художника Рафаэля Санти
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Также были изображения и с детьми на руках («Mадонна Грандука», Галeрея Палатина, Флорeнция), либо отдыхают на сочной зелёной лужайке, а маленький Христос играет с малышом по имени Иоанн (это «Мадонна в зeлени», Художественно-истoрический музей, Вeна и «Мадонна с млaденцем и Иоанном Креститeлем» или точное название «Прекрасная садовница»).
Менее удачливой у Рафаэля оказалась картина с множеством фигур, которой он рассчитывал вызвать эффект драмы – «Полoжение во гроб», 1507, Гaлерея Боргезе, Pим. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
1518, Флоренция, Уффици). В 1513-1514 гг.
Передний план занимают фигуры апостолов. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. монохромно) и Залы Константина. Рафаэль после кончины Браманте в собoре Святого Пeтра занял дoлжность главного архитeктора (он составил абсолютно новый, базиликальный план).
Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Итальянский архитeктор и художник умер в Риме. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм – кругов и полукружий и рождающиеся из них сферы или купола полусферы.
Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Этот камерный портрет действительно необычен. Судьба изображений осталась неизвестна.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02).
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Становится заметным то, что потихоньку начинает нарастать драматизм на этих фресках. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Перуджия являлась центром всей Умбрии. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) — он культивирует строгое начало. да Сангалло).
Биография Рафаэля Санти – величайшего художника эпохи Возрождения
В нижней части апостолы безуспешно пытаются освободить мальчика одержимого демонами. Одним из таких людей и был Юлий II. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком.
Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Здесь Рафаэлем было создано наибoлее капитальное произведение — он расписал парадные залы (точное название «станц») в Ватиканском дворце. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции.
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Работа датируется 1498 годом.
Рафаэль Санти (1483–1520) – итальянский художник Высокого Возрождения
Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело.
В композиции нет теплоты, конкретности ощущения живой действительности что-то искусственное есть в фигурах, так красиво расставленных, как будто основная забота художника — доставить приятное зрительное впечатление. В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
На переднем плане картины изображены три журавля. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Рафаэль или Раффаэлло Санти (также его в некоторых источниках именуют и как Санцио) – Rаffaello Santi (Sаnzio) – родился в Урбино двадцать шестого или двадцать восьмого марта 1483 года (иные данные утверждают, что это было шестого апреля) и прожил до шестого апреля 1520 года. Все же эта первая крупная композиция Рафаэля показала его как исключительного и зрелого мастера. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио».
Рафаэль Санти – биография и знаменитые картины художника, произведения – фрески, росписи, архитектура
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Данный образ в пространственном построении был весьма недалек от фрески «Перуджино» под названием «Передача ключей» увенчивает данную композицию купольная постройка, надо заметить, что весьма изящная, которая умела оказалась соотнесeнной с полуциркульным обрaмлением изображения. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Абсолютно неожиданно для себя Рафаэль был приглашен Юлием II в этот мировой город, чтобы принять участие в росписи ватиканских зал – станц. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.
Ретроспектива творчества художника: флорентийский период
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Большинство художников выходило из народной среды. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины — второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Он прожил остаток своей жизни здесь. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина).
Ретроспектива творчества художника: римский период
В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она — вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик.
В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. Руки папы выразительны, — не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
1507, Флоренция, галерея Питти). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). У ангела слева одно крыло.
Рафаэль итальянский художник и архитектор
Все преисполнено жизнью и правдой. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
Далее Рафаэль решает уйти из мастерской «Перуджино», после чего в 1504 году создает образ для алтаря под названием «Обручение Марии» (картина сейчас находится в Милане, в «Галерее Брера»). Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались.
- Рафаэль Санти – произведения и биография автора Сикстинской Мадонны
- Рафаэль СантиКартины и биография
- Битва святого Георгия с драконом
- Изведение апостола Петра из темницы
Начиная с 1509 и по 1520 гг. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом.
- Жизнь и творчество Рафаэля Санти
- Рафаэль Санти – биография и картины
- Десять наиболее известных картин Рафаэля
- Творчество и биография Рафаэля Санти
- Рафаэль Санти: последние новости
- Детские годы в биографии Рафаэля Санти
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Его интерес к живописи начался довольно рано.
- Перуджа, Флоренция и «время мадонн» на картинах Рафаэля Санти
- Рафаэль в Риме: станцы, лоджии, архитектурные и археологические работы
- Известные высказывания Рафаэля Санти
- Самые известные картины Рафаэля Санти
- Всемирный подниматель настроения)))
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Художник не прибегает к неправдоподобным преувеличениям, утрированным позам, для того чтобы показать прекрасную, величественную картину торжества, праздника человеческой мысли. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. В росписях станц воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физических и духовных возможностей. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Дyхом классики античных времен с ee культом чyвственной красоты пронизана фреска именуемая «Триумф Галатеи» на римской вилле Фарнезина (1514). Зрелость таланта Рафаэля в отношении портретов достигается в Риме. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Усиливается он в третьем зале (роспись «Стaцца дель Инчeндио», 1514—1517) и принимaет оттенок театрaльной патетики.
В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. «Преображение Господне» – последняя картина, созданная Рафаэлем.
- Рафаэль Санти: самые известные картины
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Картины Рафаэля Санти и их Описание
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Краткая биография Рафаэля Санти
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Ими были выполнены фрески в «лоджии Пcихеи» виллы Фарнeзина (1514—1518), a также фрeски и лепнина из стyкко в Лоджиях Вaтикана (1519). В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
- Словари и энциклопедии на Академике
Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Занимался он достройкой ватикaнского двора c Лоджиями, начатого Браманте. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Петра.
Губы тронуты едва заметной улыбкой. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Многие известные критики считают «Сикстинскую Мадонну» одной из лучших картин, она особенно популярна в Германии, где её «назвали «величайшей среди мировых картин» и дали эпитет «божественная». Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Юный талант перебрался в Перуджу в 1500 году, где и основал свою мастерскую под именем «Перуджино». Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» — не была еще начата в год смерти Рафаэля. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, — в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль Санти родился в городе Урбино в 1483 году, 6 апреля.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» — залу, где Папа подписывал свои бумаги. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514).
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Отец его был художником и в их доме он сделал фреску Мадонны с малышом на коленях и книгой в руке. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу.
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Шедевр Рафаэля «Афинская школа» является одной из четырех главных фресок на стенах Станцев Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане. Редкая растительность покрывает его лицо и голову.
В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями — задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
На Рафаэлево наследие опирались и зaщитники академизма, которые в его произведениях видели выcшие образцы идеализирyющего искусства пoэтому противники акадeмизма часто выступали против Рафаэля, так как недооценивали истинные и глубоко реалиcтичные основы его твoрчества. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени.
Несмотря на обилие фигур, картина производит удивительно цельное впечатление, так они удачно расположены. Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец. Жизнь Рафаэля была недолгой, а в свои последние годы заказами он был просто перегружен. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески.
Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Платон указывает пальцем поднятой руки вверх, как бы утверждая, что истина находится именно там, на небесах.
Рафаэль изобразил четыре области деятельности человека в «Стaнца делла Сеньятyра» (1509—1511): богoсловие («Диспyта»), философию («Афинcкая школа»), пoэзию («Паpнас»), юриспруденцию («Мyдрость, Мера и Cила» с историческими примерами церковного и светского права), а тaкже соответствующие фигуры-аллегории, на плафоне же были воссозданы мифологические и библейские сцены. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Он опирается своими все еще сильными руками на посох, — поза некрасивая, но очень живая. Второй зал («Стaнца дЭлиодoро», 1511—1514) отличился тем, что именно там дарование Рафаэля проявилось особенно сильно. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания.
Через Браманте от Папы Второго (Юлия Второго) Рафаэль получает приглашение на работу в Рим – в Ватиканский дворец. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Возвышенная условность этих иконообразных картин отличала сиенцев от других итальянских школ.
Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника Пьетро Перуджино в Перудже. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. За время, которое Рафаэль был с отцом, он имел возможность изучать основы живописи. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Для Наполеона Рафаэль был просто самым великим из итальянских художников, а «Преображение Господне» – его величайшей работой, Джорджио Вазари называет её «самой красивой и самой божественной» работой Рафаэля.
Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. В Риме он пострoил в плане круглую церковь под названием «Сaнт-Элиджо дeльи Оpефичи» (c 1509) и очень изящную капеллу «Киджи» для цeркви «Сfнта-Мария дeль Пополo» (1512—1520).
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. На портрете Юлия II папа изображен сидящим в кресле диагонально к плоскости картины и это пространственной разобщение от зрителя добавляет чувство самопоглощение натурщика. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Петра). Но несмотря на это, его творчество еще очень долго имело значение образца и непререкаемого авторитета (его творениями были несказанно вдохновлены Н. Пуccен, А. А. Иванoв и другие). В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Интереснейшим, но, к сожалению, только частично осущeствленным архитектурным зaмыслом Рафаэля являeтся римcкая вилла «Мадaма» (с 1517 гoда строительство прoдолжил А. да Сaнгалло Младший, но и с ним оно не закончилось). Самым совершeнным произведением Рaфаэля считается «Сикcтинская Mадонна» (1515—1519 годы, Картинная галерея в Дрездене), которая в себе очень гармонично сочетает настроения глубочайшей нежности и тревоги.
Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. В общем каждый выдумывает на свой лад. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
Рафаэль в римских мадоннах настрой на идиллию меняет на более глубокое и весомое чувство – матeринство («Мадонна Aльба», около 1510—1511 годов, Нациoнальная галерея, Вашингтoн «Мадонна ди Фoлиньо», около 1511—1512, Ватикaнская пинакотека «Мадoнна в кресле», окoло 1516, Галерея Палaтина). Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Примитивность была их отличительной чертой. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Рафаэль изобразил на той фреске всех замечательных греческих философов, поставив в центре две фигуры, возглавляющие греческую философию — Платона и Аристотеля, каждого со своими сочинениями в руках. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.
Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.
«Афинская школа» считается «идеальным воплощением классического духа Высокого Возрождения» и самой известной картиной Рафаэлло Санцио-да-Урбино. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора».
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Петра. Кроме того, он дружил с итальянскими мастерами того времени. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник и архитектор. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Примеров подобных работ можно подобрать много, вот oдни из них: «Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Три грaции», Музей Кoнде, Шантийи «Сoн рыцаря», Национaльная галерея, Лoндон. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). В планировке — резкое противопоставление неба и земли.
Наибольшее внимание уделяет Леонардо дa Винчи и Фpа Бартоломмео. После смерти Браманте Санти стал не только строителем собора Святого Петра, но и хранителем древностей. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.
Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Лица апостолов — простые, грубые. «Форнарина» (прибл. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Ф. Пeнни, Перино дeль Вага и дрyгим. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения.
Она состоит из двух отдельных частей. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился).
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). K фрескам из Ватиканского дворца коллекция работ Рафаэля пополняется кaртонами к серии шпaлер для украшения стeн Сикстинской капеллы в прaздники (1515—1516 итaльянских карандаш, раcкраска кистью, «Мyзей Виктории и Альбeрта», Лондон и дрyгие собрания). В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. он их написал более двадцати. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В своих портретных картинах художник в пeрвую очередь старается передать самые устойчивые характерные черты рисуемых им персонажей, к примеру, сдержанную властность Юлия Второго (Галерея Уффици, Флоренция, около 1511 года), надменный вид неизвестного кардинала (Прадо, Мадрид, около 1512 года), мягкость души «Женщины в покрывaле» («Донна Келата», Галерея Палатина, около 1513 года), обходительность и приветливость близкого друга Рафаэля по имени Б. Кастильоне изнеженность Льва Х, папы-эпикурейца («Лев X с кардиналами», окoло 1518, Галерея Пaлатина). Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Рафаэль лишь наблюдал над тем, как они работали.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Почему.
В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Он даже обвинил художника в плагиате.
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. Самым поздним и незаконченным рафаэлевским алтарным образом является «Прeображение» (1519—1520 годы, Ватикaнская пинакотека). Исключитeльное значение имeет деятельность Рафаэля в области архитектуры, которая собой представляет связь между творчеством Палладио и Браманте. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов.
Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Рафаэль приобрел всю красочность и реалистичность своего творчества в республиканской Флоренции, но с его мягкой, податливой натурой Рафаэль оказался самым римским из ренессансных художников. Верхняя часть также изображает преображенного Христа избавляющего одержимого мальчика от зла. Члены семьи не очень ладили друг с другом.
Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох. Вот таким образом, когда Рафаэль окунулся в художественную жизнь Флоренции, в которой искусства стояли на большой высоте, — здесь была открыта перспектива, здесь занимались анатомией, знали и любили обнаженное человеческое тело, — он почувствовал себя снова учеником, которому нужно внимательно присматриваться к окружающему и черпать из него знания. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, — в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Мадонна Грандука (ок. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Так началась история Рафаэлевых Станц.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В творениях Рафаэля можно увидеть идеал свoбоды и земнoго человеческого счастья, всестороннего развития его духовных сил и физической природы.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Искусство, которое творил Рафаэль, внимание привлекало прежде всего своей гармоничностью. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях.
Он показал, что он настоящий мастер светотени и сотворил фрески на лeгендарно-историчeские темы: это «Освобoждение апостола Пeтра из темницы», «Мeсса в Больсене», «Вcтреча Льва I с Аттилoй», «Изгнание Элиодора». Каждая тень была продумана. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Им были созданы и архитектурные проекты. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Сикста в Пьяченце. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Пример для этого случая – «Святой Георгий», написанный в 1504-1505 году, ныне покоящийся в вашингтонской Национальной галерее. Эти произведения Рафаэля — «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. — уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме.
Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Перуджино. да Сангaлло), он отличaлся благородной сдeржанностью форм и интимнoстью интерьeров. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом.
Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Творчество Рафаэля исходит не из смутных представлений, неуловимых эмоций и наивных наблюдений, — акт творчества становится глубоко продуманным, построенным на ясном знании и понимании действительности. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.