Иван Никитин Портрет
Иван Никитич Никитин (около 1680— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.
Иван Саввич Никитин, портрет и биография
12 верш. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей.
Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Из других предметов особенного внимания заслуживают собрание монет и библиотека. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Парик – по моде того времени. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.
Пётр очень любил сестру. Ему же П. Н. Петров приписывает изображение Ермака, отмечая в нем характерные для Никитина «густые колеры с красноватыми, глубокими тенями», фантастичность наряда и правильное положение теней, отличающее западноевропейское письмо от северного и восточного, а также и портреты Макарова, Черкасова, Румянцева, подходящие к ним по колориту. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Однако, точно повторяя визуальную «картинку», они не способны передать ту энергетику, которой обладает авторская работа. Взгляды подобного рода были весьма распространенными в то время и в духе их двоюродный брат Никитина, расстрига Осип Решилов, в иночестве Иосия, составил «Житие Феофана», полное соблазнительных подробностей и обвинений его в ереси.
Иван Никитин – первый русский портретист
Имея, благодаря этому, возможность часто являться на глаза Государю, Н. вскоре сделался известным Петру Великому и по своим художественным опытам. Из сделанной в 1741 г. капитан-поручиком Сырейщиковым описи вещам, хранившимся в московском доме Ивана Никитина, видно, что в то время существовали еще следующие произведения любимого Петром художника: две картины, писанные на полотне и изображавшие «Распятие Господне», сюжет, за который Н. принимался не раз, незадолго до своего ареста, под влиянием удручавших обстоятельств жизни 12 кусков шпалер двоякого формата с орнаментами зеленых тонов, «по желтой земле, с поталью» тщательно написанное на полотне «Распятие», высотой 1 арш. Отец его, Никита Дементьевич, был священником в Москве при церкви во имя св. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Холст, масло.
Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Братья Никитины – русские художники века
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Коллекция Государственного Русского музея
- Любимый художник Петра Великого
Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Этот образ полон обаяния.
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Процесс H. в Тайной Канцелярии был закончен в декабре 1736 года, но доклад о нем быть утвержден Анной Иоанновной только 5-го ноября 1737 г. Ивана Никитина признали государственным преступником, приговорили «бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.
Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Известно, что Пётр не только приглашал в Россию специалистов – учёных, архитекторов, скульпторов, художников, но и посылал за границу с целью пройти курс обучения – и мастеров-кораблестроителей и талантливых молодых живописцев. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение.
Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Уже в ту пору Петр гордился своим доморощенным художником-портретистом. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя.
- Словари и энциклопедии на Академике
Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Родился в семье московского священника. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство.
Где он получил первые познания в живописи, в точности неизвестно, но нужно думать, что, будучи вхож, как певчий, в Кремлевские палаты, он имел возможность видеть образцы искусства голландского живописца Корнелиуса Брюейна (который в 1703 г. писал портреты царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны). В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. В его осанке – чувство собственного достоинства.
Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. В 1716-20 гг.
Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.
Холст, масло. в год более товарищей именно 300 р. Вернулся Никитин из чужих краев в 1720 г., окончив полный академический курс и привезши от герцога Тосканского грамоту Императору Петру Великому, в которой герцог дал лестные отзывы об его успехах. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы.
В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Скончался по дороге в Москву. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны.
Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. 88 x 67, 5 см. Проходит много лет.
После возвращения становится придворным художником. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Брак этот, однако, был несчастлив. Портрет канцлера Г. И. Последний ставил Никитина очень высоко и издавна покровительствовал ему. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.
Сначала Никитин был учителем «цифири», т. е. арифметики и рисования в Московской артиллерийской школе, а потом состоял при Оружейной Палате. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Иван Никитин. Отличаясь большой природной восприимчивостью и способностями, Н. пленился художественными образцами и стал заниматься живописью, сперва рисуя с гравюр, а потом изображая с натуры знакомые лица. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Наши художники создают полотно поэтапно, так как когда-то это делали мастера живописи. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки.
Отличаясь любознательностью, Н. выучился «счетной мудрости», стал разуметь латынь и, сверх того, пристрастился к живописи. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Возможно, живописью и рисунком начал заниматься в Оружейной палате под руководством А. Шхонебека. Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716).
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Попались мне на встречу Беклемишев и художник Иван. Но по сравнению с портретом царевны Прасковьи Ивановны Никитин здесь проявил больше мастерства в изображении лица и груди царевны. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Головкина (1720). Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Иван Никитин становится его учеником.
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.
По словам Я. Я. Штелина, «из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник, коего работы и поныне еще находятся в разных российских церквах в С. -Петербурге». Никитин любил царя. Особенно ценилось красивое, покрытое узорами оружие, так как отец Петра I, царь Алексей Михайлович, был страстный охотник.
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Иван Никитин. Впрочем, его специальностью была живопись портретная: во всех счетах, хранящихся в кабинете Петра Великого, он именуется «двора Его Величества персонных дел мастером» из чего можно заключить, что по возвращении в 1720 г. в Россию Н. был сделан придворным живописцем. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование.
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». За это время им написан ряд портретов и, между прочим, портреты Императора Петра Великого (на смертном одре), находящийся в Имп. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. В приводимом тексте книги 2013 года «Художники Иван Никитин и Андрей Матвеев» внесены исправления некоторых технических погрешностей.
7. Иван и Роман оказались в Тобольске. Придворным живописцем Никитин состоял до 1732 года. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Холст, масло. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756).
Потребованный к ответу, Решилов оговорил братьев Ивана и Иродиона Никитиных в чтении и распространении тетрадей пасквильного содержания. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»).
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. Но главное – от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.
Лицо царя смуглое и моложавое. 3-го сентября 1721 г. в Юрнале Петра Великого отмечено, что «на Котлине острову, пред литоргиею, писал Его Величества персону художник Иван Никитин». Во Флоренции Беклемишев просил владетеля Тосканы принять Никитина и др. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове.
Иван Никитин. Семейные неудачи сделали Н. еще более сосредоточенным, замкнутым и мрачным. 54 х 43см. Все учатся на государственную пенсию. После возвращения становится придворным художником. О других темах книги "Феномен живописца Ивана Никитина" дает представление ее Оглавление.
Гетман явно переживает какое-то тяжёлое событие в своей жизни, – поражение войска, смерть близких людей или клевету и несправедливость. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
При этом, вероятно, благодаря заступничеству Ушакова, дом Никитина и пожитки были оставлены ему «на пропитание». К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии.
В числе этих особ биограф Никитина упоминает князя Меншикова и членов его семейства, генерал-адмирала Апраксина с его родней, князей Голицыных и Долгоруких и бывших самыми ревностными покровителями И. Никитина – духовника Императрицы Екатерины и цейх-директора M. Д. Аврамова. Если в 1816 г. Петр много хвалился перед прусским королем искусством Никитина, считая его «добрым мастером» еще до его путешествия за границу, то по возвращении из Италии Н. должен был обладать еще большим мастерством. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Иван и Роман оказались в Тобольске. Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Художнику предстояло ещё многому научиться.
Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. 39. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
Жена скоро разлюбила Н. и даже изменила ему. Каравак работал преимущественно портретистом.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью.
Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович.
Чернышева, А. И. Ушакова, барона С. Г. Строгонова, П. Л. Полуботка и др. 90, 9 x 73, 4 cм. Димитрия Солунского, у Тверских ворот в Белом городе.
Привезенный на подводах в Тобольск, Никитин был оставлен там на собственном иждивении. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Ему было тогда двадцать пять лет. По прибытии в Петербург Никитин получил от Государя в дар дом для своего жилья на Мойке, близ Зимнего дворца, но дом этот поступил в его собственность не ранее 1724 г. В 1721 г., когда Петр и Екатерина возвратились из Риги и Ревеля в Петербург, они часто предпринимали поездки на остров Котлин.
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Как всегда, Никитин помещает человека на нейтральном фоне и всё внимание сосредоточивает на самом образе. После возвращения становится придворным художником.
Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. 6. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Необычна его биография. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. В 1716-1720 гг. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Можно предположить, что это определение перешло в название. Можно только предполагать.
Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Портрет написан незадолго до её смерти. и шириной 1 арш.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. 31/2 вершка, а по сторонам его семь икон. Торжественность и значительность образу придают сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте. Портрет напольного гетмана считается вершиной творчества Ивана Никитина. Пет. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).
Елизавета, одна из дочерей Петра и его жены Екатерины Алексеевны, родилась 18 декабря 1709 года. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1727 г. Н. женился и переехал с молодой женой в Москву.
Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. После возвращения становится придворным художником. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим.