Иван Репин Картины
Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он идет прямо к матери. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Менк.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Как Илья Репин изменил картину об Иване Грозном через 25 лет после ее создания
А эта его картина просто отвратительна. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Написан портрет вдохновенно. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Она была закончена только в 1891 году.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Рассмотрим "ближний круг". Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. М. Бунакову. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Комната небогатой интеллигентной семьи. Не доносчик ли. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. За окном летний день.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Это вы сами. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Каждый персонаж переживает что-то своё. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Кто-то ругал, кто-то хвалил, кто-то требовал убрать ее совсем и не показывать публике, кто-то наоборот сразу же признал картину шедевром. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Работал весь день, не замечая времени. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Они жили в Пенатах в течение двух недель. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. На моих друзей она производила то же впечатление.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
Краткая информация о художнике и его картинах
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. О чем эта история. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Посетителям воронежского художника музея им. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Стасов присылает ему все, что он просит.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Внимание художника тяготит их.
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Репин Илья ЕфимовичКартины и биография
- История в художественных образах (Сыноубийца)
- Иван Грозный Репина и первое нападение на него в 1913 году
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. — Да это превосходно. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репин встречал их по средам. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Биография художника Ильи Репина
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- «Торжественное заседание Государственного совета»
- Портрет премьер-министра Столыпина
Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В его взгляде осуждение и тревога.
— сказал Крамской. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
- «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. «Как. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Третьяков»109. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Гаршин и художник В. К.
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Краткая характеристика творчества
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник приехал в ноябре в Париж и написал И. Н. Крамскому: «я, преодолев трусость, остался в Париже на целый год, взял мастерскую на Rue Vron (фр. ), 13 — квартира, а 31 — мастерская»57. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В его глазах читается печаль, тоска. Все заняты. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Они словно противопоставлены друг другу. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива". В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Среди современников Илья Ефимович искал лица, похожие, по его представлению, на Грозного. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин дважды подавал прошения об отставке. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Репин стал очевидцем казни народовольцев. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. -— И. Г. ), они много смеялись». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Этюд получился превосходный. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Имя Репина стало широко известным. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Моделями для головы Царевича были писатель В. М. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин никуда не делся.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Вегетарианцем стал и сам Репин. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Премьера состоялась и как водится посыпались отзывы.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Так ли это – судить зрителям. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. К тому же и погода благоприятствовала работе. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Мне минутами становилось страшно». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Силу человеческого духа увидели в картине современники. Л. Н. Толстого». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Картина была общими силами реанимирована. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вся центральная часть написана самим Репиным. Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Мне минутами становилось страшно. Рисунок уверенный, лепка твердая. Берег Волги. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Первый факт. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Эта история получила название «бунт 14». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Для царяИвана Грозного Илье Ефимовичу позировали: художник Г. Г. Возвращается в Россию летом 1876 года. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). И к чему тут Иван Грозный. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Публике картина понравилась. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Это лучше всех ваших академических работ.
Пятый факт. Казалось, она спит. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. художественный музей им.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. О картине появилось много статей в периодической печати. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Убийство свершилось. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Мясоедов, композитор П. И. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. После чего из Куоколлы был вызван Репин. Бларамберг, чернорабочий с Литовского рынка. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Этот мужчина слыл в городе колдуном. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин считал сам эту картину красивой. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. И вот уже перед нами не царь, а отец. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Глаза ясные и добрые. я работал завороженный. Америка—Франция—Россия. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.